Индивид в группе
Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда он используется к терапевтической группе, Гештальт направлен не на то, чтобы интегрировать индивида в социальную подгруппу, но напротив на то, чтобы позволить ему лучше определить свою специфичность. Таким образом Гештальт не является терапией группой, а скорее «индивидуальной терапией в группе» (Анн Пейрон-Гингер, 1990). Участники группы являются свидетелями индивидуальной работы каждого: они, как правило, вмешиваются только по просьбе терапевта или клиента; и во время обратной связи («Геес1-Ъас1<») они именно говорят или не говорят, а не дают свои интерпретации ближнему. Тогда группа образует что-то вроде резонансного ящика для проблематики каждого; группа может помочь яснее определить, а также дедраматизировать переживание. Перлз был творческим гением, непостоянным и неугомонным, особенно после того, как в 63 года покинул Нью-Йорк, приступив к долгой бродячей жизни в течение 14.чет. Тогда он изъездил вдоль и поперек США и мир, представляя свой метод на конференциях и специальных демонстрациях. Тогда он мало-помалу отказался от понятия углубленной индивидуальной психотерапии в пользу психотерапевтических групп, или даже ограниченных краткосрочных групп, открытых широкой публике. В конце жизни он придавал большее значение терапии в группе по сравнению с индивидуальной терапией, а потом проповедовал общинную терапию («гештальт-киббуцы»), которую он тут же попытался учредить во время своего отпуска на острове в Ванкувере; опыт прервался через нескольких месяцев из-за его смерти 14 марта 1970 года. Через 20 лет французские практики объединились для самых разных типов деятельности: • индивидуальная терапия в диадной ситуации (как правило, один сеанс в неделю в течение нескольких лет); • индивидуальная терапия в ситуации группы (например, вечер в неделю или выходные в месяц на протяжении одного ил и двух лет). Эти два терапевтических подхода часто комбинируют, и они взаимно усиливают друг друга — особенно когда они используются одним и тем же терапевтом, не допускающим обычные избегания клиента. • но помятуя о том, что «Гештальт слишком хорош, чтобы предназначаться только для больных» (Перлз), многие организуют, помимо всего прочего, особые группы развития личностных ресурсов (например, от трех до пяти дней один или несколько раз в году). Другие используют Гештальт как дополнительный метод в психологической, педагогической или социальной практике (например, в учреждениях для неадаптивных детей или в психиатрических больницах), а также на предприятиях индустриального или коммерческого сектора, как тренеры для персонала или консультанты. Заключение Гением Лерлза отмечено последующее развитие Гештальта, которое предприняли его первые сотрудники: Лора Перлз, Поль Гудман, Изадор Фром, Джозеф Зинкер, Ирвинг и Мириам Польстеры и др. Через 25 лет после его смерти личное влияние Перлза сказывается во многих моментах: развитие осознавания, холистический подход, понятие гомеостаза, контролируемая вовлеченность терапевта, вмешательство терапевтической провокации, статус агрессии, интерес к многообразию ситуации в группе и т.д. французские практики 1995 года заняли несколько отстраненную позицию по отношению к некоторым установкам или привычкам основателя, но они дополняют и углубляют теоретическое изучение. Они принимают во внимание бессознательные феномены и механизмы переноса, они более не используют ни технику «горячего стула», ни всевозможные игры и упражнения того времени, они не ищут эмоционального катарсиса (ограничиваясь его сопровождением, если он спонтанно появится), они скрупулезно следуют деонтологи-ческим правилам всякой психотерапии: абсолютное уважение к клиенту во всех планах: личные убеждения (религиозные и политические), оплата, сексуальность и т.д. Итак, постепенно наметился специфический французский Гештальт, реализующий гармоничный синтез между нашей локальной культурой, пропитанной психоанализом, и достижениями самого интерактивного метода, который придает значение циклу контакта, случайностям и реабилитации эмоций, телу и правому полушарию мозга. Некоторые наблюдатели подчеркивают, что последние 12 лет Гештальт вновь питается своими европейскими источниками, и развивается сейчас с большей энергией и креативностью по эту сторону Атлантики. Будем надеяться, что через 25 лет Гештальт еще больше продвинется на передний план гуманистических терапий, но при этом не застынет и он окажется способным к интеграции постоянных начинаний психологического, биологического и социологического исследования. Фундаментальные понятия — которые мы быстро перечислили — применяются не только в области терапии: их можно найти, в слегка трансформированном виде, в других областях. В порядке иллюстрации и чтобы закончить это «беглое» перечисление, предлагаем некоторые наметки для размышления о применении социо-геш-тальта на предприятии (см. гл. 5).
|