Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Лекція 1. Корпускулярно-хвильовий дуалізм речовиниДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 709
1. Услышав крики "Пожар", постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, призывайте к этому стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей). 2. Стоя на месте, внимательно оглядитесь вокруг. Увидев телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о реальном пожаре в пожарную охрану (не считайте, что кто-то сделает за Вас) и начинайте спокойно двигаться к ближайшему выходу, обращая внимание на окружающих. Если есть возможность справиться с огнем, попросите о помощи рядом стоящих людей и, используя средства пожаротушения и подручные средства, потушите пожар, немедленно оповестив об этом окружающих. 3. При заполнении помещения дымом, выключении освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п., дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи. 4. В любой обстановке сохраняйте выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивая окружающих, не давайте разрастаться панике (если можете, возьмите на себя руководство людьми). Двигаясь в толпе, задерживайте обезумевших людей. Помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться, для приведения их в чувство бейте ладонями по щекам, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их под руки. 5. Выбравшись из толпы, окажите помощь пострадавшим, перенесите их на свежий воздух, расстегните одежду, вызовите "Скорую помощь"
Исп.: Михайлов А.В. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА. ОБЗОР. й годы.
Русская литература в конце 19-начале 20 века претерпела бурный процесс различных брожений и поисков. Революционные события, которые сотрясали Россию, так или иначе влияли на культурную жизнь русского общества и, конечно, на литературу. Менялась духовная и общекультурная жизнь страны. Даже, казалось бы, самые нейтральные эстетические проблемы упирались в вопрос о судьбах России, революции, о судьбах русской культуры и вызывали споры. Искусство России этого периода поражает своей сложностью и резкими контрастами. Ещё творят Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов, творчество которых стало олицетворением художественного гения России. И в эти же годы плодотворно работают крупные прозаики и поэты, пришедшие в литературу чуть позже: Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев, Александр Блок, Валерий Брюсов. Уже заявили о себе Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Театр, музыка, живопись могли гордиться яркими и сильными дарованиями. Шаляпин, Нежданова, Собинов на весь мир прославили русское вокальное искусство. Репин, Коровин и Кустодиев, Скрябин, Рахманинов и Глазунов открыли новые горизонты в живописи и музыке. Это время стало расцветом русского театра. В конце 19 – начале 20 века возникает ряд литературных группировок. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Появляется крестьянская поэзия. Символизм.Зародился во Франции в конце 19 века.В центре внимания поэтов-символистов находится слово-символ, т.е. слово не просто что-то значит, но и наполняется каким-либо символическим значением, иносказанием. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность,» - говорил поэт-символист Ф. Сологуб. Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нём потенциальных смыслов. Поэты данного направления говорили, что цель искусства – интуитивное постижение мирового единства через символы; они считали, что миром правят какие-то потусторонние, мистические силы, и их (символистов) поэзия должна была отражать какие-то смутные и неясные идеалы. Единственный верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимо нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? (Владимир Соловьёв) Философские образы В. Соловьёва породили творческий отклик у его последователей – символистов. Он верил в спасительную миссию Красоты. Вслед за Ф. Достоевским он говорил о «положительном всеединстве» - Красота, Добро и Истина. Посредником в достижении «всеединства» должно быть искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души мира, Премудрости Божией, Софии, Вечной Женственности. Этот образ у Соловьёва – объект платонического культа и любования, а не действия, которое предполагает ответное чувство. Символизм очень индивидуалистичен: поэт-символист должен уйти от действительности и погрузиться в мир грёз, видений, фантазий или в историческую и географическую экзотику. Современное им общество вызывало у них подчас осуждение или отвращение. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, а к посвящённым, избранным, не к читателю-потребителю, а к читателю-соавтору, к читателю-творцу. Особые отношения у символистов были к музыке. Они считали музыку высшей формой творчества, потому что она даёт максимальную свободу самовыражения человеку, а, следовательно, способствует максимально раскрепощённому восприятию со стороны слушателя (слушая музыку, человек «включает» воображение и тем самым становиться соавтором произведения). Такого же отношения к своей поэзии хотели символисты. Наиболее ярки представители символизма: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый, Фёдор Сологуб, философ Владимир Соловьёв. Акмеизм(переводится как остриё, вершина, высшая степень).Возник чуть позже символизма (в начале 1910-х годов). В начале своего творческого пути молодые поэты-акмеисты были близки к символизму, посещали литературные собрания символиста В. Иванова, но в октябре 1911г. они основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководили им молодые поэты Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы- Вот первый подвиг. Подвиг новый- Живой земле пропеть хвалы. (С. Городецкий)
Акмеисты провозгласили необходимость отказа в поэзии от туманности и расплывчатости образов-символов (что было так характерно для символизма) и выступали за возвращение слову точного значения. О. Мандельштам писал о символистах: «Возьмём к примеру розу и солнце, голубку и девушку. Неужели ни один из этих образов сам по себе не интересен, а розы – подобие солнца, солнце –подобие розы и т. д.? Образы выпотрошены, как чучела и набиты чужим содержанием… Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». Акмеистов интересовал реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно- чувственных проявлениях. Акмеисты выступали за чёткость образов и композиции, отточенность деталей. Если символизм ориентировался на музыку, то акмеизм – на пространственны виды искусства: архитектуру, живопись, скульптуру. Состояние души, чувств героя акмеисты передавали через психологически значимый жест, движение, перечисление вещей. Это так называемая «материализация» переживаний. Акмеисты часто воспевали чувства первозданного, не испорченностью цивилизацией человека. Чувства в их стихах отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Мир вещей, бытовые подробности стали предметом поэзии: Подушка уже горяча С обеих сторон. Вот и вторая свеча Гаснет, и крик ворон Становится всё слышней. Я эту ночь не спала, Поздно думать о сне… Как нестерпимо бела Штора на белом окне. - Здравствуй! (А. Ахматова) Наиболее яркие представители акмеизма: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам (в их раннем творчестве). Футуризм.Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией – философскими идеями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности через интуицию), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского футуризма, который возник в 1910-е годы. Название от латинского futurum – будущее. Это объединение тоже в какой-то степени реакция на символизм. Футуристы стремились создать искусство будущего, создать новое миросозерцание, новый язык. Футуризм зародился в Италии и очень быстро появился в России. Стремясь создать искусство будущего, футуристы отрицали традиционную культуру, воспевали города, развитие техники; в их произведениях порой переплетаются документальный материал и фантастика. Футуристы любили экспериментировать со словом (порой эти эксперименты доходили до зауми, т. е. языка, лишённого смысла, произвольного сочетания звуков). Футуристы говорили: важно не что, а как. «Прошлое тесно. Академия и Пушкин –непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…» -писали футуристы в сборнике-манифесте «Пощёчина общественному вкусу». С понятием футуризма связан и термин «авангардизм» (в живописи), для которого характерно новое отношение к художественной натуре, грубость объёмов, подчас схематичность форм, стремление отбросить какую-либо упорядоченность. И поэтам, и художникам свойственна тактика социальной и эстетической провокации, тактика «сдвига»: в живописи –линейной и цветовой (наплыв фигур друг на друга), в поэзии –лексический, синтаксический, словообразовательный. Футуристы поставили человека в центр мира, воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, которые были присущи символизму. Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Среди футуристов существовало несколько группировок: кубофутуризм, эгофутуризм, «Центрифуга». Наиболее яркие представители: Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин. Наиболее яркие и талантливые представители каждого направления в своём творчестве всегда выходили за рамки своего направления. Коренным вопросом, который обусловил творческие позиции писателей, деятелей искусства был вопрос об отношении к революции. Противоположность взглядов на происходящее обнажила и различное понимание судеб России и русской культуры. С одной стороны раздавалось: «Россия гибнет! Гибнет великая русская культура!» С другой стороны декламировали: «Мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем!» Количество литературных группировок первых лет революции и их платформы трудно даже учесть. Многие из них возникали и исчезали с необыкновенной быстротой, не оставив после себя и следа. Только в Москве в 1920 году насчитывалось больше 30 лит. групп и объединений. Люди, входившие в эти группировки, часто творчески были бездарны, оторваны от жизни и далеки от подлинного искусства. Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты, прозаики и теоретики организации под названием Пролеткульт и вышедшей из него в 1920 г. группы «Кузница», а также футуристы и имажинисты. Пролеткульт объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Почти во всех городах страны существовали отделения Пролеткульта, издавалось много литературных журналов ( «Гудки», «Горн», «Твори!» и т. п.). среди пролеткультовцев обнаружились и незаурядные дарования (Н. Полетаев, В. Казин). Однако при всех своих заслугах Пролеткульт не смог стать подлинным и единственным выразителем и организатором новой литературы. Пролеткультовцы резко противопоставили пролетарскую литературу и литературу всей предшествующей («буржуазная литература и язык должны быть ликвидированы»). Ставя перед собой цель привлечения и воспитания писателей из рабочей среды, пролеткультовцы изолировали себя и от других слоёв общества – крестьянства, интеллигенции. Крестьянские же писатели и поэты, не нашедшие организационных форм, группировались в основном вокруг Суриковского литературно-музыкального кружка, который был создан ещё в конце 19 в. (Н. Клюев, С. Клычков, С. Есенин, П. Орешин и др.). Если говорить о годах Гражданской войны, то в это время господствовала поэзия. Поэтическое лицо эпохи (независимо от того, входили они в какие-либо группировки или нет) определяли такие крупнейшие поэты как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Демьян Бедный. Они оказали большое влияние на всю последующую литературу. Появляются и пролетарские поэты. В их произведениях звучал романтический пафос, героизация революционных лет. В почти плакатных образах героев их стихотворений запечатлелись преклонение этих поэтов перед силой революции, восхищение целеустремлённостью трудящихся, убеждённость в правде народа. Мы победители пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. (В. Кириллов, «Мы») В произведениях пролетарских поэтов редко звучит тема природы, любви, раздумий о жизни, а если эти темы и появляются, они часто очень поверхностны. Театр эпохи революции был общественной трибуной, он формировался как массовый агитационный театр. Пьесы в это время возникали в огромном количестве. Рядом с авторами-профессионалами появляются авторы из рабочих, крестьян, красноармейцев (подсчитано, что в 1917-1920-х годах написано более 800 пьес). Появляется много пьес-агиток (наиболее известная – «Мистерия буфф» В. Маяковского). Многие авторы обращались к историческим сюжетам –к массовым революционным движениям прошлого, к героям этих движений, к Степану Разину, Спартаку, деятелям французской революции. В прозе этого периода, как и в поэзии, столкнулись разные, порой противоположные тенденции. С одной стороны писатели скептически относящиеся или вовсе не принимающие произошедшие в стране изменения (А. Ремизов, Ф. Сологуб, Е. Замятин, А. Куприн, А Толстой, В Вересаев). Писателям было трудно совместить понятия о свободе личности, о демократии с идеями революционного, насильственного изменения старого общества. С другой стороны писатели, принявшие революцию (М. Горький, А Серафимович, Д. Фурманов и др.). Появляется много пролетарских писателей. В этот период создаётся много рассказов. Рассказы этой поры отличаются несложностью композиции, сюжетов и характеров. Зачастую это были простые зарисовки. Наибольшую популярность приобрели очерки и рассказы А. Серафимовича и Д. Фурманова. В это период Алексей Толстой начинает работать над одним из выдающихся эпических произведений о революции –романом «Хождение по мукам», в котором автор изображает и быт предреволюционных лет в Петрограде, духовные драмы интеллигенции и первые послереволюционные годы, сложность выбора, стоящего перед героями.
ЛИТЕРАТУРА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ.
Окончание гражданской войны и принятие в 1921г. нового курса в экономической политике (нэп) означали вступление страны в новый, не менее сложный этап развития. По сравнению с предшествующими годами, когда происходило идейное размежевание писателей и борьба в искусстве, теперь споры шли уже не вокруг вопроса, «должна ли литература служить революционной эпохе», а о том, где тот истинный путь, которым должна идти литература, чтобы исполнить свою роль. То есть борьба перешла в споры о художественном методе. Примерно с 1923 г. возникает ряд литературных группировок, которые просуществуют до начала 1930-х годов. Это РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), ЛЕФ (Левый фронт искусства ; позже он будет переименован в РЕФ – Революционный фронт искусства) ), ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских писателей), ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), группа «Перевал». Борьба между этими группировками была открытой и жестокой. При этом часто враждующие стороны в главном были более близки, чем им казалось, например, лефовцы и конструктивисты с их отрицательным отношением к классике; пролетарские и крестьянские писатели в их борьбе за массовое искусство и идейную направленность творчества. Состав литературных группировок был неоднородным, а творчество наиболее талантливых писателей, входящих в эти группировки, не укладывалось в узкие рамки их теоретических платформ (творчество Александра Серафимовича, Дмитрия Фурманова, Александра Фадеева(рапповцы); Владимира Маяковского, Николая Асеева (лефовцы); Эдуарда Багрицкого (конструктивист); Михаила Пришвина (перевалец). При этом, в литературных группировках было немало людей, далёких от литературы, от народных и государственных интересов. Самой мощной литературной организацией тех лет была РАПП. Она продолжала традиции Пролеткульта. В эту организацию входили многие крупные писатели: А. Фадеев, Д. Фурманов, Ф Панфёров, А Серафимович, Ф Гладков, А Афиногенов). В 1930 г. в РАПП вступают В Маяковский, В. Луговской, Э. Багрицкий. РАПП издавал свой журнал, который назывался «На посту». Рапповские критики (Л Авербах, Г. Горбачёв, С Родов и др.) считали свои взгляды на литературу единственно правильными и «громили» многих писателей, творчество которых считали не соответствующим потребностям новой эпохи. Они объявляли Горького «индивидуалистическим певцом городских низов», Маяковского называли буржуазным индивидуалистом, ругали творчество Константина Федина, Сергея Есенина, Алексея Толстого. Не менее рьяно и самонадеянно афишировала себя как единственно правильную литературную организацию группа ЛЕФ, образовавшаяся в 1922 г. В эту группу входили В. Маяковский, Николай Асеев, Владимир Шкловский, Осип Брик, Сергей Кирсанов и др. Пытаясь продлить жизнь футуризма, лефовцы приходили к утверждению самоценности художественных приёмов, отрицанию художественной условности и литературных жанров, признавая только очерк, репортаж и лозунг. Они отвергали принцип художественного обобщения, тем самым умаляя воспитательную роль искусства. Группа конструктивистов была очень узкая и замкнутая. В неё входили Илья Сельвинский, Вера Инбер, Евгений Габрилович, Эдуард Багрицкий и др. В статьях и книгах этой группы было столько заумных и запутанных определений конструктивизма, что невозможно даже понять, как они сами представляли себе его основы («конструктивизм –это математика, разлитая во все сосуды культуры», - писал конструктивист К. Зелинский). Иных убеждений придерживались перевальцы. В группу «Перевал» входили такие талантливые писатели, как М. Пришвин, А. Малышкин, И. Катаев, Н Огнев и др. Они, напротив, подчёркивали свою связь с предшествующей литературой, отстаивали принцип реализма и познавательную роль искусства. Много внимания перевальцы уделяли вопросам мастерства, художественной культуры творчества, резко критиковали как последователей модернизма, так и писателей, поверхностно изображающих действительность. Литературные группировки подчас больше внимания уделяли критике друг друга, а не литературному творчеству. М. Горький писал: «…критики заняты не столько литературой, как взаимным воспитанием друг друга». Многие писатели были недовольны таким положением дел. В 1924 г. большая группа писателей (С. Есенин, М. Пришвин, Л. Леонов, В. Инбер, М. Зощенко, Н. Тихонов, А. Толстой и др.) обратились с письмом в Центральны комитет РКП(б), в котором выражали протест против групповщины и проработничества. Кстати, этих и многих других писателей (и даже Горького и Маяковского), не согласных с рапповской литературной политикой, критики-рапповцы называли попутчиками (т. е. попутчиками революции). В результате в 1925 г. появляется резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», в которой большое внимание уделялось пролетарской и крестьянской литературе, резко осуждалось поведение рапповцев, был выдвинут тезис о свободном соревновании различных течений, решительно поддерживались талантливые писатели. После этой статьи в руководстве РАППа произошёл раскол на «правое» и «левое» крыло.ЛЕФ преобразовался в РЕФ. Ряд писателей вышли из своих группировок. К концу десятилетия многими писателями и критиками стала ощущаться необходимость перестройки существующих в литературе взаимоотношений. Групповые рамки сковывали творческие возможности писателей. Если говорить о поэзии 20-х годов, то характерными её чертами становится проблема «человек и революция», показ рождения новой личности. Поэты говорили от лица молодого поколения революции, стремились передать более конкретный образ героя своего времени., хотя критика порой и обвиняла поэтов в излишней агитационности. Одной и центральных задач стала задача передать социалистическую новь, причём не только в её идеальных проявлениях, но и в сложном и противоречивом процессе становления её становления. Наиболее полно решали эту задачу Д. Бедный, В. Маяковский, С. Есенин. В прозе также главной темой становится тема революции, гражданской войны и становление нового человека. Грандиозный исторический переворот необходимо было изобразить не только и не столько в общих чертах как борьба двух социальных миров, но и предстать как столкновение конкретных человеческих судеб, индивидуальных стремлений и страстей. Во многих произведениях тема гражданской войны всё чаще стала решаться в реалистической манере ( а не в героико-романтической и возвышенной). Такими были повести Всеволода Иванова, Константина Федина, Леонида Леонова. В 1923 г. появляется «Железный поток» Александра Серафимовича, в котором писал показывает процесс преображения народных масс, который в ходе борьбы становятся организованной силой революции. Также наиболее значительными произведениями середины 20-х годов стали романы Л. Леонова «Барсуки», К. Федина «Города и годы», М. Горького «Дело Артамоновых», рассказы Михаила Шолохова под общим названием «Донские рассказы». Шолохов, в частности, сумел очень хорошо показать, какие сложные социальные и нравственные процессы проходили в среде донского казачества в годы революции и гражданской войны. Почти все его рассказы построены на трагических обстоятельствах, в которые поставлены его герои. Вторая половина 20-х годов – расцвет таких жанров прозы, как сатирическая повесть и роман. В центре внимания сатириков – борьба старого и нового. Широкое распространение получили сатирические произведения, построенные на основе авантюрно-приключенческих и социально-утопических сюжетов. Писатели идут и по стопам Салтыкова-Щедрина (повесть Андрея Платонова «Город Градов»). Разоблачают мещанство (рассказы Михаила Зощенко). Пробует себя в сатире Михаил Булгаков (в частности в романе «Мастер и Маргарита») и В. Маяковский (пьесы «Баня», «Клоп»). В эти же годы появляются романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Заслуга этих авторов в том, что они первыми в советской сатирической прозе создали художественный образ (Остапа Бендера), который стал нарицательным, продолжив галерею известных типов классической сатиры. отказавшись от прямого обличительства примитивной пошлости, авторы пошли по более трудному пути: они показали, что принципы стяжательства, даже если их отстаивают неглупые от природы люди, достойны всякого осуждения. Почти одновременно с романами о современности в этот период создаются и произведения об историческом прошлом. В 20-е годы появляются произведения С. Есенина, В. Каменского, К. Тренёва, Г. Шторма о вождях крестьянских войн – Пугачёве, Разине, Болотникове. Наиболее серьёзная попытка художественно воспроизвести народное восстание под предводительством Степана Разина сделана Алексеем Чапыгиным в романе «Степан Разин». Движению декабристов посвятили свои произведения А. Слонимский, А. Алтаева, Ю. Тынянов. Наиболее значителен среди них роман Юрия Тынянова «Кюхля» (роман о поэте-декабристе В. Кюхельбекере). Драматургические произведения также осмысливали человеческие судьбы в годы революции. Наиболее значительные произведения 20-х – пьесы Константина Тренёва «Любовь Яровая», Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69». Бориса Лавренёва «Разлом», Михаила Булгакова «Бег» и «Дни Турбинных». Чуть позже М. Булгаков напишет сатирические пьесы-комедии «Зойкина квартира» и «Багровый остров».
|