Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Поняття конституційного ладу та його засадДата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1858
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и 526 взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочислен- ных народов, племен и общин. Из антропологии пришла и клас сификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и эко-номисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о пред ставителях естественных наук, скажем биологах, которые без на-блюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как на-уки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы. Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непос редственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и фиксацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков. Заметим, что не всякое визуальное или слуховое восприятие изучаемого объекта называется наблюдением в научном понима-нии. Простое созерцание протекающих событий, скорее, можно назвать повседневным наблюдением. Правда, и оно дает богатую пищу для размышления, а наблюдательный человек всегда был сродни мудрецу. Как утверждают современные психологи, в основе научного наблюдения лежит способность внимания. Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянно прибегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный. А самым привлекательным делает его удивительная естественность. В этом — его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя ученый и выводы делает более адекватные. Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно акыну, что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксированы особенно удачливым «фотографом» в момент их возникновения, в контексте предшествующих и пос- ледующих событий. Для любителей социальной динамики лучшего и не придумаешь. Непосредственность во все времена служила вернейшим индикатором эмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слуха, зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале несистематично, а позже — облекая в сложнейшие типологии и теоретические модели. Таким образом, именно наблюдение стоит у истоков эмпирического знания — предмета нашего сегодняшнего разговора. Третье преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательным наблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годы стажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд» часто видит то, что скрыто от перегруженного книжными знаниями мудреца. Отсюда вытекает четвертое преимущество: используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическом опросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, который отказывается или уклоняется от анкетирования, например, боясь разглашения каких-то важных для него сведений. В переписи населения 2002 г. специалисты ожидали подобные ситуации, а потому проводили мощную разъяснительную кампанию. Пятое достоинство — отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идет об обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типографии для размножения анкет и прочих технических приспособлений не нужно. Принцип наблюдателя — пришел, увидел, победил. Еще одно преимущество — экологичность — весьма сомнительно. Далеко не всегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Часто ученому приходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились провести наблюдение подростковой субкультуры, особенно экстремистского типа, то готовым надо быть практически к любому повороту событий. Широкое определение наблюдения, приведенное выше, на 90% подходит к нашей повседневной деятельности, где каждый из нас путем прямой и непосредственной регистрации событий собирает о них первичную информацию. Различий между двумя видами наблюдения оно не улавливает. Впрочем, как и следующее, хотя оно приводится чуть ли не во всех словарях. Только введение дополнительных параметров позволяет выделить научное наблюдение в самостоятельный вид и понять его 528 природу. Оказывается, что это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и задачами. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных ме тодов исследования (например, эксперимента). «Когда мы хотим найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первую очередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивыс шей степенью точности. Научный метод устанавливает определен ную последовательность и правила для объективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение, которое мож но повторить и которое имеет известные параметры, является наиболее надежным, потому что, повторив такое наблюдение npисоблюдении тех же параметров, другие ученые могут убедиться в его достоверности»2. Даже будучи утяжелено научной терминологией — правда, не только ей, а еще, пожалуй, и научной технологией — наблюдение и тогда остается самым универсальным методом, используемым! во всех без исключения науках. Доводилось ли вам бывать на скачках? Они ассоциируются у нас с теневым бизнесом скорее, чем со спортом, а тем более-наукой. Но оказывается, существует и такое — научные наблю дения за скачками лошадей. Что здесь делают? Проводя наблю дения за циркулирующей кровью и выделяемым мышцами теп лом, можно проанализировать развитие мышц, а также исполь зуемость и усталость мышц. В дальнейшем данные полученного термального изображения помогают предсказать выигравшую лошадь. А вот — космос. За 12 лет активного функционирования на орбите (с 1987 по 1999 г.) космического модуля «Квант» прове дено более 3000 сеансов наблюдений и получены научные результаты мирового уровня. По данным модуля «Квант» напечатаны сотни статей в российских и иностранных астрофизических жур- налах. А задолго до того Галилей построил телескоп с 32-крат-ным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. В 1572 г. Тихо Браге описал в книге научное наблюдение сверхновой звезды — первое в Новое время. Таким образом, с помощью наблюдения и правильных выводов наука устанавливает факты, конструирует теории, открывает законы, наконец, предсказывает будущее. 1.2. Отличительные черты научного наблюдения Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно социальные процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним признакам их можно отследить, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать результаты. Особенность наблюдения в социальных науках состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т.д.). Наши мысли, мнения, ценностные ориентации наблюдать невозможно. Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования — определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее социальных причинах. Гипотезы можно выдвигать и в рамках наблюдения, однако социологи предпочитают проверять их при помощи других видов исследования, например анкетирования или эксперимента, где используется более сложный арсенал методов, в том числе основанных на математической статистике. Наблюдая драку на улице или тушение пожара, нужно говорить о повседневном и случайном наблюдении. Повседневное наблюдение не носит избирательного или целенаправленного характера. Иначе говоря, у него нет и никогда не было четко выделенного предмета и объекта наблюдения. Согласно В.А. Ядову, научное наблюдение отличается от обыденного тем, что а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планируется по заранее обдуманной процедуре; в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость3. Об использовании метода наблюдения как познавательного инструмента можно говорить лишь в том случае, когда: выделены задачи и гипотезы; определены объект и предмет наблюдения, а также категории, условия, единицы наблюдения; подготовлен инструментарий (дневник, протокол, аудиовизуальные технические средства фиксации и т.д.). Для того чтобы превратить обыденное наблюдение в научный метод, необходимо, по мнению СИ. Григорьева и Ю.Е. PacTOBa, осуществить следующий ряд исследовательских процедур: 1) вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения; 2) определить в общей программе исследования или специаль ной программе наблюдения: ♦ объект наблюдения (индивид, малая группа, социальная общность, общественное мероприятие, событие и др.); ♦ предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих на блюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения); ♦ категории наблюдения — показатели либо конкретные при знаки, которые отвечают определенным требованиям (они значи мы для решения поставленной задачи, операционализированы и доведены до уровня наблюдаемых признаков, имеют количествен ный характер), они более конкретны, чем исходные понятия на блюдения, но более абстрактны, чем единицы наблюдения; ♦ наблюдаемые ситуации, т.е. реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения; ♦ условия наблюдения, т.е. обязательные требования к ситуа ции, при наличии которых только и может происходить наблю дение (или этого делать нельзя); ♦ единицы наблюдения — элементарные, эмпирически фик сируемые акты поведения людей, через которые распознается ка тегория наблюдения; 3) подготовить инструментарий наблюдения, а именно: ♦ дневник наблюдения — методический документ, где в зако дированной или общепонятной форме записываются а) ход наблю дения; б) результаты наблюдения; в) действия наблюдателя; г) оценка инструментария и процедур; д) реакция наблюдаемых; ♦ карточки наблюдения (карточка наблюдателя, лист наблюде ния, карточка индикаторов для регистрации) — методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (карточек дол жно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); ♦ протокол наблюдения — методический документ, обобщаю щий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения; ♦ классификатор контент-анализа дневниковых и протоколь ных записей; ♦ аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; ♦ программу обработки данных наблюдения; 4) провести пилотаж (апробировать) инструментарий, внести в него, если потребуется, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров; 5) составить план и (или) сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит); 6) разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж; 7) осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже. В протокол наблюдения заносятся данные о трех оценочных показателях: ♦ коэффициент согласия наблюдателей — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одновременно различными наблюдателями; ♦ коэффициент устойчивости наблюдений — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время; ♦ коэффициент надежности наблюдения — показатель, характеризующий совпадение данных, полученных разными наблюдателями в различное время. Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому научное наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. 1.3. Специфика социологического наблюдения5 Возможно, социология ближе всех находится к принципам обыденного наблюдения. «Социологическое наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, ана лизирует и объясняет поведение людей, связывает его с характе ристиками условий деятельности, запоминает и обобщает собы тия, очевидцем которых он становится»6. Все мы по своей природе — стихийные социологи. Вглядитесь в себя, в то, как вы оцениваете и как судите о других — вы их рас ставляете по шкале престижа, по социальному положению, по уровню образования и воспитания; одних вы относите к бедным. других — к богатым; с одними стремитесь во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о его связях и власти), а других сторо нитесь. Вы все взвешиваете на «социальных весах». Они внутри каждого из нас, и никуда от них не деться. Социологическое видение мира, отточенное и заостренное спе циальными научными процедурами, — сильнейшее и наиглавней шее оружие профессионального социолога. При поступлении на социологический факультет абитуриентов все чаще проверяют на присутствие такого качества. Предполагается, что любовь к соуи альному познанию, умение наблюдать и анализировать происходя щие вокруг события — обязательные элементы профессиональной подготовки. Обучение в вузе отшлифует приемы стихийной соци ологии, превратит их в точный инструмент научного познания, но склонность и задатки должны проявиться на школьной скамье. Стихийная социология — складывающееся в процессе взросле ния социологическое видение мира (социологический образ мыш ления), которое опирается не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл. К главным приемам стихийной социологии относятся: 1) социальная типологизация 2) социальная категоризация; 3) социальное ранжирование. Все oни опираются на здравый смысл, формируются в повседневной реаль ности и служат критерием профпригодности социолога.. Так, типологизация обнаруживается в умении находить, под мечать в окружающем типичное, повторяющееся, а затем правил но его классифицировать. На основе сходных черт можно динить в одну группу внешне различных индивидов. К пример; людей в возрасте от 12 до 17 лет, несмотря на их внешние разли чия, мы можем объединить в одну и ту же социальную группу и назвать ее «подростки». Водителей, шахтеров, трактористов мы зачисляем в ряды рабочего класса, хотя все они отличаются друг от друга. Типологизация — это обобщение разрозненных явлений в устойчивые группы и типы, но вместе с тем приписывание лю дей к заранее созданной группе, т.е. наделение их социальными признаками. В основе типологизации лежит способность наблюдать социальную действительность. Интересный опыт использования метода стихийного наблюдения в целях социологического познания общества накоплен в русской литературе 1840-х гг. В социальной беллетристике этого периода тесно сплетены гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художественного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени. Великолепным социальным наблюдателем прослыл «дядюшка Гиляй»7 — известный русский журналист, писатель, поэт Владимир Алексеевич Гиляровский (1853—1935). В молодые годы, скитаясь по стране, он активно набирался жизненного опыта: был бурлаком на Волге, крючником, пожарным, рабочим на заводе, объездчиком диких лошадей, циркачом, актером. В 30 лет начал печататься в ведущих отечественных журналах и газетах, считался «королем репортеров», писал о самых заметных и нашумевших событиях, описывал московское «дно» — хитрованские притоны, приют нищих, босяков и отщепенцев. Слыл прекрасным знатоком Москвы. Самой популярной его книгой является «Москва и москвичи» (1926), где с этнографической точностью изображена жизнь Москвы конца XIX в.: быт горожан, торговцев, артистов, чиновников, нравы рынков и трущоб, история заведений, трактиров, улиц и бульваров. Получили широкое признание, в том числе и в научных кругах, его книги «Трущобные люди» (1887), «Мои скитания» (1928), «Люди театра» (опубликовано в 1941 г.) и др. Гиляровский прославился в качестве бытописателя Москвы. Он собрал и сохранил для поколений любопытнейшие истории о людях Москвы, ее улицах и площадях, бульварах и парках, булочных и парикмахерских, банях и рынках, художественных и артистических кружках, великолепных особняках и грязных трущобах. Гиляровский не был бесстрастным регистратором событий и бездушным бытописателем. Он был наблюдателем в самом высоком смысле этого слова. «Не было, кажется, в окружающей жизни ни одного явления, которое не казалось бы ему заслуживающим пристального внимания. Он никогда не был сторонним наблюдателем. Он вмешивался в жизнь без оглядки. Он должен был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками. Всю жизнь он работал (он переменил много профессий — от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую рус-скую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль», — писал о нем К.. Па-устовский в очерке «Дядя Гиляй». Его произведения — образец социологи-ческого видения мира, результат многочисленных социологических наблюде-ний и глубокого, до сих пор не потерявшего своей ценности научного анализа. В каком-то отношении социология обречена изучать повсе-дневный мир с позиций обыденного сознания. Действительно, профессиональный социолог, создавая свои теории, опирается на собственный здравый смысл и пользуется языком улицы, как бы он ни очищал первое и второе, как бы он их ни тренировал и ни улучшал. Но, возможно, не только социолог. По мнению О.Е. Тру щенко, «ученый, как и любой другой человек, живет в мире, ко торый сам конструирует присущими ему способами категориза ции и описания. Но, в отличие от «простого человека», учетный должен четко сознавать, что его способ описания ничуть не луч ше, чем тот, который существует в обыденном сознании, т.е. на уровне нерефлексивном»8. В обыденной жизни мы поступаем так же, как ученые ведут себя в науке: мы создаем собственные тео рии, которые объясняют окружающий мир, помогают в нем луч ше ориентироваться, служат руководством к действию и даже по могают предсказывать будущие события. Таким образом, у стихийной и профессиональной социологии много общего, как много сходства между научным и стихийным наблюдением за социальными отношениями людей. Под наблюдением в социологии подразумевают прямую peги страцию событий исследователем с помощью органов чувств (зре ние, слух) или специальных записывающих приборов. При этом чаще всего предполагается, что исследователь не предпринимает никаких попыток воздействия на объекты наблюдения, выступая лишь в качестве бесстрастного очевидца происходящего. Так, со бирая информацию о предпочтении покупателями товаров той или иной группы, мы могли бы не задавать им соответствующих воп росов, а просто в течение определенного периода (скажем, одно го дня или одной недели) фиксировать, какие именно товары покупают приходящие в магазин люди. При этом можно не про сто фиксировать номенклатуру и объем приобретаемых продук тов, но и разносить полученные в ходе наблюдения данные по различным категориям: социально-демографическим группам покупателей (половым, возрастным, профессиональным), времени дня, дням недели, местам расположения торговых точек и т.п. Статистический анализ полученных подобным образом сведений даст возможность составить определенную типологию предпочтений, товаров, торговых марок, предприятий-изготовителей, а кроме того — некую сводную картину покупательского поведения, характерного для данного территориального образования. Аналогичным образом прямому наблюдению можно подвергнуть и рабочее поведение персонала торгового предприятия, включая такие его стороны, как вежливость, расторопность, опрятность, готовность проконсультировать покупателей и т.п. — словом, все то, из чего составится многообразное и не всегда четко и однозначно определяемое понятие «профессиональная компетентность», а также, в конечном счете, — «имидж торгового предприятия». Наблюдение может осуществляться как при отсутствии заранее заданных четких гипотез, так и систематизированным образом. В первом случае мы имеем дело с простым или бесструктурным наблюдением. Его задача состоит в том, чтобы дать исходную информацию для разработки гипотез по более строгому описанию наблюдаемого объекта. Систематизированное (или структурированное) наблюдение предполагает достаточно четкую, заранее продуманную систему регистрации наблюдаемых событий. Здесь могут использоваться, например, бланки-протоколы, разлинованные по отдельным пунктам наблюдения, с кодовыми обозначениями событий и ситуаций или карточки наблюдения. Итак, социологическое наблюдение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке. Учитывая, что социологическое исследование стремится не просто к регистрации фактов, а к выявлению мотивов поведения людей, наблюдение обычно применяется в качестве дополнительного к другим источникам информации — опросу и анализу документов. Оно позволяет дополнить сухой (хотя и вполне репрезентативный и надежный) материал более «живыми» сведениями, непосредственными впечатлениями и тем самым повысить обоснованность интерпретации полученных данных. По мнению В.А. Ядова, «наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применя- ется на заключительной стадии массовых обследований дляуточ нения и интерпретации основных выводов». Метод наблюдения обычно формируется в комплексе с другими методами сбора социологической информации на разных этапах pea лизации исследовательских планов. В ряде случаев, когда информа ция, характеризующая изучаемый объект, не может быть получена другими способами, он применяется и как самостоятельный, если не предъявляются требования репрезентативности по отношению к ге неральной совокупности. Метод наблюдения используется в сочета нии с методом опроса для определения качественных характеристик инструментария при пилотажных (пробных) исследованиях, а также с методом эксперимента для изучения реакций испытуемых на те или иные управляемые изменения, предусмотренные планом и програм мой исследования. Простое наблюдение целесообразно применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы). Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет до полнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведе ниями, повысить обоснованность интерпретации данных. Структури рованное наблюдение может быть основным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект иссле дования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод — один из ведущих. Как самодовлеющий метод, наблюде ние — основа для относительно узких по объему монографических исследований (например, массовых митингов, демонстраций). Наблюдение — незаменимый источник информации на paзве дочной стадии фундаментального исследования. В прикладеых исследованиях — это незаменимый метод работы социолога-кон сультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения интервью и изучения документов данной организации.
|