Предметно-знаниевая модель
Древнего мудреца спросили: «Что нужно, для того чтобы преуспеть?» Он ответил одним словом: «Знать!». Притча Появление этой модели обучения связано с периодом великих социальных, научных и культурных изменений в жизни народов Европы, вошедшим в историю под названием эпохи Возрождения. Преддверие капитализма вызвало мощный подъем экономической и политической активности жителей европейских стран, что выразилось также в расцвете науки, искусства и, как следствие, в ускоренных темпах развития образования. Одним из идеологов и разработчиков новой образовательной модели выступил великий славянский педагог Ян Амос Коменский. Школа, по его мнению, должна давать детям знания о мире природе, жизнедеятельности человека, открывать путь в «лабиринтах бытия», раскрывать ценности земной и небесной жизни. Эта мысль, кажущаяся нам сегодня совершенно очевидной, в том время прозвучала как революционная. Идеи Коменского об образовании, поражающие нас своим гуманизмом и мудростью, еще не основывались в буквальном смысле слова на науках о человеке, хотя его труды и претендуют на научность. Просто таких наук тогда еще не было. То, что относилось к науке, было связано с изучением природы. Новая социальная ситуация, требовавшая развития производительных сил, обусловливала интерес человека к естествознанию. Это вызвало к жизни философские учения Дж. Локка, Ф.Бэкона др. сенсуалистов. Одно за другим совершаются естественно-научные открытия: Галилей, Коперник, Ньютон… Последнее проходило не всегда безболезненно для их создателей. Так, Сервет и Бруно были отправлены на костер! Возможность познания и применения законов природы вселяла в людей уверенность, ощущение своей силы и возможностей. Потребуется еще несколько столетий, чтобы человек вновь усомнился в этом! В любом случае, когда читаешь «Великую дидактику»[1], особенно те пассажи, когда Коменский призывает педагога быть разумным и следовать законам природы, которая «не делает ничего неосновательно и тщетно», возникает ощущение, что это писал и мудрец, и ребенок одновременно. Коменский как бы радуется самой возможности познавать мир. Люди, прочитавшие хотя бы несколько страниц этого потрясающе интересного произведения, сами испытывали желание учиться.
«Считай несчастным тот день и час, в который ты не узнал ничего нового, ничего не добавил к своему образованию» Я.А.Коменский
Предложенная Коменским предметно-знаниевая модель организации обучения и поныне остается ведущей среди концепций, раскрывающих цели, содержание и формы организации обучающей деятельности. Суть обучения в соответствии с этой концепцией состоит в том, чтобы сформировать у учащихся ориентировочную основу жизнедеятельности в природной и социальной среде. Чтобы ориентироваться в этом мире, человек должен следовать законам мироздания, овладевать знаниями о законах окружающих его явлений. Само содержание понятий «знание» и «знать» претерпело за прошедшие столетия немало изменений. На смену эмпирическим наглядно-образным и порою мифологическим описаниям природы и жизни человека в структуре содержания образованияна первое место вышло научное понятийное теоретическое знание. Такого рода знание, отражающее сущностные свойства вещей, может быть освоено лишь в специальной деятельности, которая изначально ориентирована на выявление этих свойств, благодаря специальному категориальному аппарату и инструментарию мышления, которыми учитель вооружает ученика.
? Различаются ли понятие «знать» применительно к естественно-научному и гуманитарному знанию? Чем отличается знание тригонометрии от знания пушкинского «Евгения Онегина»?
Потребность в специальной учебной деятельности появилась тогда, когда предметом обучения стало научное понятие как особым образом организованное знание, опыт. Пока ребенок осваивал образ вещи и способы обращения с ней, ему не нужно было обладать какой-то особой деятельностью, разве что внимательно слушать и повторять то, что ему излагал или показывал учитель. Ситуация изменилась, когда стало необходимо усваивать понятия. Понятие не описывает явление, а идеализирует его, лишает его очевидных признаков «предметности», описывает не саму вещь, а те свойства, отношения, законы, которые делают возможным существование, функционирование и развитие явлений данного класса. В основе существования лежит сущность, описываемая понятием. Усвоить понятие посредством простого восприятия нельзя. Для этого нужно проделать некоторые действия по идеализации, абстрагированию, моделированию и восхождению от абстрактного к конкретному, от идеального к реальному и т.п. Итак, краеугольным основанием эффективности обучающей деятельности становится формирование у ученика специальной учебной деятельности. Суть ее, как было уже сказано выше, в том, что в процессе этой деятельности ученик овладевает какой-то другой предметной деятельностью. Это происходит благодаря тому, что ученик включается в решение задач, которые предполагают использование понятия (понимания) как инструмента решения и которые в принципе не могут быть решены им самостоятельно без специальной организующей ориентирующей поддержки учителя. Хотя бы потому, что понятие выражено в знаках, символах, терминах, имеет социально-нормированную форму существования и без соответствующего носителя, презентатора и интерпретатора данной формы культуры (в данном случае – педагога) понятие не может быть понято. В этом преодолении дефицита ориентировки и самостоятельности ученика и состоит назначение обучающей деятельности. ? Можно ли обучаться без учителя? Существуют же обучающие программы, самообразование, наконец. Для чего нужен учитель?
Предметно-знаниевая модель обучения получила фундаментальное развитие в трудах многих отечественных и зарубежных ученых К.Д.Абульхановой-Славской, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, Н.М.Менчинской, И.Я.Лернера, Д.Б.Эльконина, Дж.Брунера, Дж.Келли и др. и послужила основанием понимания обучающей функции педагога.
|