ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Позвольте мне допытаться очень кратко, не пользу-ясь специальной терминологией, показать значение для психологии этого нового течения современной культуры
Позвольте мне допытаться очень кратко, не пользу-ясь специальной терминологией, показать значение для психологии этого нового течения современной культуры, которое так неясно описывается с помощью понятий «экзистенциальная», «феноменологическая», " ориентированная на себя». Это течение позволяет уверенно использовать субъ-ективные, интуитивные гипотезы, формулируемые уче-ными, которые погрузились в свою исследовательскую область и чувствуют в ней наличие определенного порядка и определенной структуры, будучи в состоянии объясНить ее лишь частично. Это направление, я полагаю, ведет к натуралистиче-скому, эмпатическому, тонкому наблюдению мира внутренних значений индивида. Таким образом, вся сфера человеческих состояний в полном своем объеме откры-вается для исследования. Оно ведет к выдвижению эвристичных концепций, основанных на наблюдениях. В моем понимании, эти концепции имеют тенденцию быть качественно-процес-суальными в большей степени, чем предшествующие. Этот подход требует точных описаний наблюдаемых типов поведений, которые являются показателями субъективных переменных. Понятно, что эти переменные внутреннего опыта не могут быть измерены непосред-ственно, но это совершенно не значит, что внутренние переменные не поддаются научному изучению, мы придем к развитию чисто операциональных методов, необходимых для измерения видов поведения, отражающих эти внутренние переменные. Кажется вполне очевидным, что это течение приве-дет к уменьшению разрыва между субъектом и объектом, тик как оно изучает взаимосвязи внутренних переменных и таких внешних переменных, как влияние окружающей среды, внешнее поведение и др. Напри-мер, исследование, связанное с изучением соотношении изменений в поведении индивида, осознаваемых им самим в его сознании, и зрелости его поведения, с точки зрения его друзей, позволяет рассматривать внут-рений и внешний мир в единой системе. Это направление приведет к таким теоретическим выводам, которые потрясут многих традиционных психологов, подобно тому как в свое время теории неэвклидова пространства шокировали традиционных физиков. Мы попытаемся раскрыть сам функциональный процесс образования связей, лежащий в основе существования мира личностных значений, и смоделировать его с достаточной точностью, чтобы потом его можно было бы подвергнуть эмпирической проверке. Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности как наблюдателя, так и наблюдаемого, —используя как субъективное, так и объективное познание. Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающего свое «Я», ответственного за него.
|