Большинство людей любого возраста любят играть. Причина этого в том, что игра проявляется как целостное состояние души. Решая задачи познавательного характера, в них можно погрузиться полностью, но при этом не испытывать эмоционального подъема. Занимаясь там или иным видом искусства, можно целиком погрузиться в него, но при этом отрешиться от каких-либо мыслей. Игра же захватывает человека целиком. Она представляет собой единство мыслей, чувств и движения. Во время игры человек живет гармоничной жизнью в определенном образе, роли, ситуации, мире.
Игра также обладает большим творческим потенциалом. В ней человек творит себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира, при этом атмосфера игры безопасна для него. В игре каждый больше похож на себя, чем в жизни, поэтому хорошая игра – это как бы эксперимент, который каждый участник игры ставит на себе. Результаты же этого эксперимента не всегда предсказуемы, зачастую они неожиданны, а иногда и болезненны.
Если же у участника игры нет возможностей и сил принять, осознать новый жизненный опыт, то игра предлагает безопасный уход и защиту. Все это создает вокруг психологических игр своеобразный ореол привлекательности и, в какой-то степени, профессиональную проблему.
Таким образом, игра в качестве психологического метода может использоваться в образовательных учреждения, в том числе в системе специального образования для решения следующих последовательных задач:
1) учит детей жить в игровом пространстве, полностью в него погружаясь, как в игру, так и в игровые отношения;
2) учит быть свободным в игровом пространстве, познавать и осознавать свои особенности, выстраивать отношения с другими людьми;
3) учит осмысливать игровой опыт, а также использовать игру с целью самопознания и жизненного экспериментирования.
Сравнение игры как деятельности с ее психолого-педагогическими возможностями представлено О. Э. Аксёновой и С. П. Евсеевым [8](табл. 1.).
Таблица 1
Игра как деятельность и ее психолого-педагогические возможности
|
Особенности игры как деятельности
| Психолого-педагогические возможности игры
|
Игра – это внутренняя мотивированная, самоценная для человека деятельность.
| В игре человек чувствует себя естественно, адекватно своей человеческой природе, так как естественное состояние человека – это состояние деятеля, инициатора собственного развития
|
Человек включается в игру целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, своим жизненным опытом и творческими ресурсами
| Игра предоставляет широчайшие возможности для развития и саморазвития, так как человек находится в состоянии «максимальной готовности» к этому
|
Игра задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве
| Игра предоставляет значительные возможности для формирования навыков саморегуляции
|
Игра – это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников
| Игра развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого
|
Субъектная позиция, которую формируют педагоги в самих себе и у своих учеников представляет собой характеристики личности, характеристики деятельности человека и его отношения к окружающему миру. Можно выделить такие положения этих характеристик:
1. Наличие достаточно устойчивой внутренней мотивации поступков, деятельности, оценок;
2. Имеется устойчивая система ценностно-смысловых регуляторов действий, поступков и оценок; способность к совершению социально одобряемых поступков как поведенческих проявлений, которые регулируются не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, ценностями и смыслами;
3) Наличием умений осознанного планирования своих действий, которые исходят из поставленных целей, сформированной системы жизненных ценностей; умений гибкой постановки плана действий, которые осуществляются в зависимости от внешних условий и внутреннего отношения к ним;
4) В проявлении способности регулирования своей активности в процессе достижения целей и решения задач, то есть уметь не только ставить цель, но и удерживать ее, не отвлекаясь на другие сиюминутные интересы;
5) Имеется сформированная самооценка, умение видеть свои поступки в различных ситуациях, давая им всестороннюю оценку;
6) Может соотносить себя, свою деятельность и жизненные планы с окружающим миром, с другими людьми; может существовать в контексте истории, культуры, человеческих отношений, может осуществылять равноправный диалог с миром.
Субъектная позиция человека и возможности игры по ее формированию и коррекции также представлены О. Э. Аксёновой и С. П. Евсеевым[9](табл. 2).
Таблица 2
Субъектная позиция и возможности игры
|
Субъектная позиция
| Возможности игры
|
Устойчивая внутренняя мотивация поступков деятельности, оценок
| Погружение участников в ситуации когда, все совершаемые действия и оценки оказываются мотивированы именно «изнутри»: целями, задачами и условиями игры. Человек учится действовать, исходя из целей и задач своей деятельности
|
Наличие устойчивой системы ценностно-смысловых регуляторов действий поступков и оценок. Способность к совершению поступков – поведенческих проявлений, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними жизненными целями, смыслами и ценностями
| Игра предоставляет возможность совершать игровые выборы, за которыми стоят ценностно-смысловые, и осознавать систему своих жизненных ценностей. Будучи ситуацией «как бы», игра позволяет совершать поступки, регулируемые действительно личностью, а не внешними обстоятельствами. Это возможность быть самим собой и лучше самого себя
|
Умение осознанно планировать свои действия, исходя из поставленных целей и системы ценностей. Гибкость в постановке и изменении плана действий, осуществляемого исходя из внешних условий и внутреннего отношения
| Игра предоставляет возможность сделать ситуацию планирования явной, очевидной (что далеко не всегда возможно в реальной деятельности). В отличие от учебной ситуации в игре планирование происходит внутри мотивированной и эмоционально окрашенной деятельности человека
|
Способность регулировать свою активность в процессе достижения целей и решения задач (умений не только ставить, но и удерживать цель, не отвлекаясь на сиюминутные интересы)
| Игра, обладая системой правил, табу и игровых условий, дает участникам прекрасную возможность для развития навыков самоконтроля и саморегуляции
|
Сформированная самооценка, умение увидеть себя, свои поступки в той или иной ситуации и дать им всестороннюю оценку
| Игра в отличие от реальной деятельности предполагает такой этап, обсуждение, обратная связь, что значительно расширяет возможности личности в самопознании и самооценке
|
Постоянное соотнесение себя, своей деятельности и жизненных планов с окружающим миром, прежде всего с миром людей. Существование в контексте данного аспекта субъектной позиции, истории, культуры человеческих отношений. Способность к равноправному диалогу с миром
| Игра как принципиально коллективная форма деятельности предоставляет широчайшие возможности по формированию умения. Эти умения могут формироваться как за счет содержательных, так и за счет процессуальных особенностей создаваемой игры
|