Воспитание выразительности движений в подвижных играх
Являясь частью физической культуры, подвижные игры занимают важнейшее место во всестороннем воспитании детей. Они вобрали в себя все лучшее из народной педагогики, отражают идеалы общественного воспитания, которые заложены как общечеловеческой культурой, так и культурой отдельных народов. В психолого-педагогической литературе приводятся данные о взаимосвязи между движениями человека и его мимикой, жестами, состоянием психики, мыслями, эмоциями и чувствами человека. Древние греки понимали взаимосвязь и взаимозависимость движения и психических процессов, поэтому они ценили грациозность движения, считая, что грацией отличаются только те движения, в которые вложена душа человека. Поэтому красоту и самовыражение в движении они относят к самым прекрасным проявлениям души. Древнегреческие философы считали, что грация движений и красота не даны природой, они создаются только самим человеком. «Ф. Шиллер писал, что техничными, красивыми, грациозными, выразительными движения человека становятся лишь благодаря мысли»[10]. Также уделялось большое внимание одухотворенности движений и в древних культурах Индии, Китая, Японии, где философско-религиозные взгляды видели в человеке единство плоти и духа. В работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной рейги мозга дано научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности и отмечено, что движение есть конечное выражение любого психического акта, а мысль есть рефлекс заторможенный в своей двигательной части, также как и всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В. М.Бехтерева и его сотрудники (Н. М. Щелованов, М. П. Денисова, Н. Л. Фигурин и др.) в своих работах подтвердили обратную зависимость двигательных и психических функций ребенка. В их исследованиях имеется материал, указывающий на то, что, начиная от самых простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и действий определяется в единстве. Системный подход в психологической науке к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей позволил обосновать возможность самовыражения через движения в подвижной игре, в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка. Имеются современные отечественные и зарубежные исследования,, отражающие влияние телесных поз на психику человека. Так утверждается, что определенные психические особенности каждого индивида имеют свой мимический паспорт (К. И. Платонов, В. А. Белов и др.). Американскими психотерапевтами используются напряженные позы для коррекции психики, что помогает чувствованию своего тела и вхождению с ним в контакт, сохраняя чувство гармонии. Также специалисты з США используютдвигательные упражнения для психокоррекции, что помогает человеку вернуться к его первичной природе и снять эмоциональное напряжение. К таким упражнениям можно отнести «велосипед», «школу мяча». Они помогают свободному самовыражению и личностному совершенствованию. Когда ребенок начинает открыто выражать свои эмоции, то у него появляется возможность пережить обширный диапазон чувств. Такая эмоциональная разрядка способствует взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями. Также в имеющейся методике М. Фелденкрайса ставится цель: восстановление грациозности и свободы движений, которые утверждают образ «Я», расширяют самосознание и развивают возможности ребенка и взрослого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формируется ловкость, умение найти наиболее эффективный способ движения. Матиас Александер утверждал, что человеческий организм – это единое целое, поэтому деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция и улучшение привычных телесных поз помогает создавать правильное взаимоотношение частей тела и психики. Это путь к совершенствованию развития личности. Язык жеста также выразителен, как и язык слов. Цепкость и ловкость можно успешно развивать «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста. М. Чехов – известный русский актер убедительно доказал, что выразительный жест влияет на культуру мышления. Он предлагал идти от движения к мысли, что формирует связь между движением и словом, движением и эмоциями. Поэтому человек, который многократно проделывает одно и то же волевое и выразительное движение, получает в результате соответствующую эмоцию[11]. Учитывая все выше сказанное, при проведении подвижных игр педагогу необходимо уделять значительное внимание комплексному подходу. Для этого детям можно читать художественную литературу, просматривают и обсуждают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривать картины, наблюдать за природой, проводить беседы, а также можно использовать другие методические формы подведения детей к осознанию сюжета и задач игр. При объяснении игр рекомендуется пользоваться образным сюжетным рассказом. В игре важное место следует отводить поощрению детей, которые смогли придумать необычную фигуру, смогли красиво и образно ее выполнить. Также обязательно поощрять детей, преодолевших свою неуверенность, робость и достигших выразительности движений. Оценивая движения ребенка, за точку отсчета следует брать его собственное достижение, а также уровень проявления им осознанности и творчества. Необходимо побуждать каждого ребенка, чтобы он смог сам придумать свое собственное движение, создать свой игровой образ, отражая при этом свою индивидуальность и неповторимость. Оценивая выполнение заданий, следует к этому привлекать детей. Они могут анализировать, кто лучше, точнее и интереснее других передает в движении задуманный им или условиями игры образ. В осмыслении движения, образности его выполнения важную роль играют выразительность жеста и движения, их одухотворенность. Формирование творческой направленности деятельности детей способствует лучшему использованию их двигательного опыта детей в процессе обучения физическим упражнениям и подвижным играм. Физические упражнения оказывают и психокоррекционное воздействие на детей, которое осуществляется при использовании разнообразных игр с мячом, выполняемых из разных исходных положений рук, туловища, головы и при отбивании мяча, в пальчиковой и глазодвигательной гимнастике, включаемой в комплексы физических упражнений. Возможность чувствовать свои движения, осуществлять физический контроль за их красивым и четким исполнением – все это позволяет телу властвовать над пространством и временем. Следует помнить, что в игре, ребенком удовлетворяется природная потребность в движении, и когда она эта потребность удовлетворена, то лучше развивается воображение. Также творчество в двигательной активности имеет важнейшее биологическое значение для каждого индивида, поскольку является движущей силой его саморазвития и лежит в основе его здорового образа жизни.
Контрольные вопросы 1.Перечислите требования к проведению подвижных игр. 2. Назовите методическую последовательность руководства игрой. 3. Назовите способы регулирования физической нагрузки в коррекционно-развивающей игре. 4. Раскройте зоны интенсивности в коррекционно-развивающей игре по показателям ЧСС. 5. Охарактеризуйте особенности методики проведения подвижных игр с детьми, имеющими нарушения развития. 6. Дайте характеристику подвижной игры как деятельности. 7. В чем выражаются особенности психологической игры? 8. Приведите примеры игр для установления психологического контакта. 9. Как происходит развитие самостоятельности детей в подвижных играх? 10. Как можно развивать творчество детей в подвижных играх? 11. Какими приемами развивается выразительность движений в подвижных играх?
Литература 1. Грачева В. Н. Телесно ориентированный тренинг: Тело как зеркало нашей жизни [Текст] / В. Н. Грачева.– СПб., 2006. 2. Казаковцева Т. С. Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч.I / Т. С. Казаковцева.– Киров, 2007. 3. Казаковцева Т. С. Технологии оздоровительно-образовательной работы с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие: в 2 ч. Ч.2 / Т. С. Казаковцева.– Киров, 2009. 4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст ] / Под общ. ред.проф. Л. В. Шапковой.– М., 2002. 5.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: Учеб. пособие / Авторы-составители О. Э. Аксёнова, С. П. Евсеев/ Под ред. С. П. Евсеева. – М., 2004. – С.168 – 173. 6.Фельденкрайз М. Осознавание через движение [Текст] / М. Фельденкрайз. – М., 2000. 7. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Л. В. Шапкова /Под ред. проф. С. П. Евсеева. – М., 2001.
|