Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх
Дети очень любят играть. Ребенок, который не испытывал этого желания, как определила Н.К. Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Подвижная игра для детей составляет самостоятельный обширный и многообразный мир ребенка. Игра проходит сквозь всю человеческую жизнь: от младенческой погремушки, до более сложных игр с мячом, скакалкой, бегом, прыжками и другими движениями. Играя, ребенок как бы своеобразно проходит тот путь, который прошло человечество от его первобытного состояния до современного. Поэтому подвижную игру можно рассматривать как часть культуры общества. В подвижной игре заключен глубокий смысл, проявляющийся в ее полноценной роли в реализации физической культуры и духовной жизни народа. Подвижная игра присутствует в истории и культуре каждой страны и представляет собой культурная ценность, и выступает как создатель культурных ценностей. В культурах разных народов можно найти их сходство и многообразие. В подвижной игре развиваются физические и умственные способности, изучаются и осваиваются принятые правила поведения в коллективе, прививаются этические ценности общества, развиваются фантазия и воображение, формируется духовное богатство человека. Считается, что игра в качестве способа общения между людьми может быть даже шире, чем речь. Дети разных народов в дошкольном возрасте, не понимающие речи друг друга, без особых сложностей общаются в процессе игры. Подвижная игра сохраняет традиции народов, их культуру, поэтому она представляет собой форму сохранения преемственности поколений. Подвижные игры – являются условием культурного развития ребенка, когда он в движениях осмысливает и познает окружающий его мир. Игра развивает не только двигательную сферу ребенка, но и интеллект, фантазию, воображение, способствует формированию социальной направленности. Физическая культура как часть общей культуры общества направлена на творческое преобразование самим человеком своей природы. Подвижная игра является основой физической культуры ребенка и представляет собой его творческую двигательную деятельность, так как в ней проявляется его естественная потребность движении, в познании окружающего мира. Ребенок тоже выступает преобразователем его, развивая при этом все свои способности. Подвижные игры имеют огромное педагогическое значение в социальном воспитании ребенка. Ученые отмечают, что подвижные игры отражают как индивидуальность, так и творческую деятельность детей, в основу которой положены унаследованные от прошлого традиции, приспособленные к современным условиям. Можно отметить, что, несмотря на разнообразие детских игр по их содержанию и свойствам, общим для них, является творчество. Творческая деятельность, создающая что-то новое, свойственна только человеку. Она выражает свободу личности и социальна по своему содержанию. Для игровой деятельности ребенка имеется два источника: один из них объективный, другой – субъективный. Так в качестве объективного – игра моделирует жизненную ситуацию; а в качестве субъективного – является для ребенка реальным смыслом, поскольку тесно связана с окружающей ребенка действительностью. Ребенок, создавая свой фантастический мир в игре, принимает его как реальность. Часто дети изображают ситуацию, с которой они могут столкнуться в жизни. Игра формирует в ребенке чувство свободы, независимости, что позволяет ему чувствовать себя хозяином своей судьбы, а это лежит в основе чувства человеческого достоинства. Формирования творческой деятельности у детей на начальном этапе строится на подражании, это особенно характерно для подвижных игр малышей. В этот возрастной период ребенок подражает всему, что он видит. Характерным является то, что подвижные игры малышей направлены не на отражение общения со сверстниками, а отображают жизнь взрослых или животных. Маленькие дети уже имеют развитое воображение, поэтому они с удовольствием летают, как «птички», как «бабочки», и т.п. Ребенок стремится к одухотворению предметов, желает придать изображаемому им образу живой характер. Его интересует вживание в образ через игровое действие, и в ходе этого у ребенка активно включаются механизмы симпатии, формируются важнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям. Благодаря развитой способности к подражанию, многие подвижные игры малышей имеют сюжетный характер. Характер игровой деятельности детей меняется на пятом году жизни, они начинают интересоваться результатом подвижной игры. В двигательной игровой деятельности дети стараются выражать свои чувства и желания, стремятся реализовать через воображение в своем поведении в игре имеющийся у них двигательный и социальный опыт, проявляя при этом двигательное творчество. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте е дети также как и ранее опираются на подражательность и имитацию в изображении игровых образов. Взрослыми зачастую недооценивается то, что в подвижной игре детьми осваивается все многообразие окружающего их мира. При этом у детей проявляются достаточно глубокие переживания и чувства, которые влияют на всю дальнейшую жизнь человека, на жизненный уклад, на всю его дальнейшую деятельность. Хотя чаще всего все пережитые в игре чувства остаются в подсознании, и человек забывает о них, но они часто определяют его дальнейшие поступки и поведение вы целом. Дети-подростки уже достаточно самостоятельны в играх, сами организовывают их в свободной двигательной деятельности. При этом кто-то из них выступает в качестве руководителя игры. В юношеском возрасте самостоятельность в игровой двигательной деятельности достаточно высокая, а богатый двигательный опыт детей позволяет им использовать достаточно большое количество игр. Естественная потребность в игровой двигательной деятельности дает возможность ребенку через подвижную игру познавать и преобразовывать окружающую ребенка действительность, развивая и способности, и творческую деятельность. Дети в подвижных играх испытывают значительный эмоциональный подъем, стараются соблюдать правила, к которым старшие дошкольники относятся серьезно и считают, что эти правила обязательны как «закон» для всех играющих. Творчество детей присутствует в каждой подвижной игре, даже если игрой не руководит педагог. Грамотное и целенаправленное педагогическое руководство подвижной игрой эффективнее развивает, совершенствует и активизирует игровую творческую деятельность детей. Отсюда следует, что педагог имеет ведущую роль в направлении и формировании творческой деятельности детей. К проведению каждой игры со стороны педагога должна быть серьезная подготовка, основанная на комплексном межпредметном подходе, который позволяет формировать двигательный и социальный опыт ребенка, приучает его к более глубокому и осмысленному восприятию игровой ситуации, помогает обеспечить вхождение его в игровую роль. Важный смысл в подготовке и проведении игры имеет художественное слово, которое действует на детей своим смысловым содержанием и внутренним ритмом, мелодичностью, а это увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Текст объяснения подвижной игры не долен быть сухим, ситуативным, должен быть образным, лаконичным, понимаемым детьми,, воздействующим на их фантазию, воображение; будить мысль и чувства. Подвижные игры включают в себя много разных физических упражнений, выполнение которых требует от детей переноса сформированных двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно и при обучении физическим упражнениям развивать и направлять творческую двигательную деятельность детей, используя при этом метод творческих заданий, который обеспечивает развитие творчества при составлении различных комбинаций физических упражнений. Этот подход активизирует и творческую деятельность детей и способствует использованию физических упражнений как средства решения двигательных задач, а также как средство формирование выразительности движений. Важно обеспечить наслаждение детьми физическими упражнениями в игре, стремление их к проявлению интенсивных мышечных усилий. Педагог по физической культуре руководит составлением детьми вариантов подвижных игр. Следующим этап в развитии детского творчества в игре – это умение самостоятельно организовывать и проводить знакомые ребенку подвижные игры. Наивысший уровень детского творчества проявляется при придумывании новых подвижных игр на основе знакомых детям художественных произведений, а также по эпизодам из их жизни. Работа по развитию детского творчества должна быть систематической, проводимой под руководством педагогов. Не все дети могут придумывать новые игры. Это объясняется индивидуальными особенностями детей, уровнем их двигательного и социального опыта, отсутствием творческой направленности со стороны педагога в педагогическом процессе. В ходе проведения подвижной игры важно создать добрую, радостную и веселую атмосферу. Однако, это не означает, что при проведении игры должна отсутствовать требовательность педагога по отношению к детям, его помощь, чтобы дети могли раскрыть свои лучшие стороны, а также интеллектуальные и физические способности. Каждая подвижная игра является творческой двигательной деятельностью и при грамотном руководстве педагогом игровой деятельностью детей, развивать их творческие возможности. Это будет способствовать воспитанию социально активного, умного и разносторонне развитого ребенка, который и в дальнейшем будет относиться к любой деятельности ответственно и творчески. Следует помнить и о том, что удовлетворяя потребность в двигательной деятельности, развивая двигательное творчество, формируем физическую культуру ребенка. У ребенка через двигательные действия в игре развивается гармония движений, он начинает понимать красоту движущегося человеческого тела, ритмом и гармонией движений, что будет формировать его эстетическое восприятие. Творческие проявления, плавность движений и их изящество, приобретаемые в процессе обучения физическим упражнениям, проявляются ребенком и в подвижной игре. Полное раскрытие личности ребенка в подвижной игре помогает испытать чувство наслаждения от движений, ощущение своей силы, уверенности в движениях, при этом совершенствуется двигательный контроль со стороны ребенка. В результате в большей степени будет проявляться пластичность, красота, грациозность движений, а также координационные возможности ребенка и, в конечном итоге – его физическое совершенство. Подвижная игра способствует формированию духовно богатой, личности, обладающей культурой чувств и широтой интересов. Человек связан с подвижной игрой почти всю свою жизнь. Отмечается, что нормальный человек очень долго не расстается, а человек сломленный невзгодами, рано постаревший, озлобленный теряет потребность в шутке, игре, развлечении. Очень важно, чтобы ребенок наигрался в детстве, так как не доигравший в детстве ребенок, не познавший радости от свободной и творческой деятельности, вырастает социально малоактивным человеком. Правильно организованная игра, педагогически грамотное руководство ею, позволяет воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи и взаимопонимания, дружбы, успеха в достижении общих целей игры. Радость, которую дает творчество, способствует ощущению раскованности, свободы, уверенности в своих силах, формирует чувство собственного достоинства, необходимое в будущей жизни. Двигательное и иное творчество в игре формирует пытливый ум ребенка, стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению различных задач, поставленных перед ним жизненными обстоятельствами, а также заряжает его весельем и радостью. Поскольку игры никогда не состоят только из автоматизированных действий, то в них и создаются широкие возможности для формирования детского творчества. Оно начинает проявляться уже у детей младшего дошкольного возраста: в самой начальной форме у двухлетних и в более развитой – у трех летних детей. Для маленьких детей подвижных игр наиболее приемлемыми являются сюжетные игры, так как они помогают уточнить представления детей об окружающем их мире, активизируют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, способствуют возникновению и развитию воображения. Реально-условная ситуация в сюжетных играх помогает воспроизведению ребенком знакомого ему жизненного образа. Малыш испытывает радость, как от самих движений, так и от подражания птичкам и животным: он летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Это можно считать уже простейшей исполнительской активностью ребенка, его начальной попыткой воплощения в игровой образ. Должна быть продуманная эмоционально-образная методика руководства воспитателем творческой направленностью игровой деятельности детей во всех возрастных группах. Основной задачей при этом является постепенное формирование у детей положительно-эмоционального отношения к игровым образам, отражающим окружающую ребенка жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успеха проведения подвижной игры большое значение имеет четкое ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Педагог, продумывая приемы общения с воспитанниками, учитывая особенности детей младшего возраста, отбирает наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания и нетерпеливого желания действовать. Он намечает такие игровые приемы, которые включают сюрпризные моменты, неожиданность, которые уместны как для начала, так и в процессе всей игровой деятельности; использует краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, в нем уточняет наглядно-образно ситуацию игры, дает характеристику и действиям игровых персонажей; создает новые варианты игры для ее повторения. Сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новых персонажей, новые двигательные действия, изменяет игровую ситуацию. Эти приемы содействуют появлению и сохранению интереса детей к игре за счет некоторой новизны восприятия, позволяющей активизировать творческое воображение, ориентировку в игровой ситуации, освоение усложненных двигательных действий. В процессе игры очень важно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми. Обязательно время от времени словесно поощрять детей, стараясь в ходе игры не делать замечаний. Для исправления и направления в нужное русло игровых действий детей, педагог старается это сделать так, чтобы не нарушить игровой сюжет или образ. Руководя игровой деятельностью детей, педагог должен поощрять малейшие проявления их самостоятельности, следить за образным и выразительным выполнением движений, за тем, чтобы дети действовали в соответствии с сигналом. По окончании игры, педагог старается постепенно вывести детей из игровой ситуации. Для этого не следует забывать. Его можно просто переместить в игровой уголок или в другое место, чтобы дети его продолжали видеть. Постепенное завершение игровой деятельности очень важно для полного завершения игры и для создания у детей уверенности в возможности и далее играть с этим персонажем. Уже в малышей нужно приучать ребенка подчиняться правилам игры. Для этого целесообразно делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Помогают этому и атрибуты, вносимые в подвижную игру, так как с их помощью ребенок входит в роль, а роль помогает подчиняется правилам. Таким образом, своеобразная эмоционально-образная методика педагогического руководства подвижной игрой, способствует развитию творческой активности детей, расширению их двигательного опыта. Однако организуя и проводя игры с детьми, имеющими нарушения развития следует учитывать особенности дефекта и возможности детей к двигательной деятельности.
|