Тема 9. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ
1. Онтология как учение о бытии. Развитие понятия бытия в истории философии. 2. Проблема субстанции. 3.Единство и многообразие бытия. 4. Движение, пространство и время как фундаментальные атрибуты бытия.
SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА = 1. Опираясь на знание истории философии, определите какому философу - Пармениду, Дж. Беркли, Гегелю, К. Марксу, Ж. П. Сартру - какая трактовка бытия принадлежит: a) бытие - объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным формам относятся - неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д., в том числе и общественное бытие; b) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; c) бытие есть сущность и существование человека; при этом существование человека предшествует его сущности; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; d) быть - это быть воспринимаемым посредством чувств; ощущение и объект восприятия - одно и то же; e) бытие есть, а небытия нет; бытие едино, неделимо, неизменно; бытие познаваемо, а небытие непостижимо. = 2. С XVII по XIX век принципы ньютоновской механики лежали в основании естественнонаучной картины мира. Что было характерно для механической картины мира того времени? Как виделся мир, человек, Бог в такой картине? = 3. Определить, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени. а. Пространство и время – это формы бытия мирового разума. б. Пространство и время – это объективные формы существования материи. в. Пространство и время – это формы нашего восприятия. г. Пространство и время – независимые от материи субстанции. Тема 10. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ 1. Эволюция понятия материи в философии. Механистические представления о материи и ситуация кризиса физике на рубеже XIX - XX веков. 2. Философская категория материи и современные естественнонаучные представления о конкретных формообразованиях материального мира. 3. Проблема идеального в философии. Основные философские подходы к проблеме сознания. 4. Сознание и самосознание. Сущность и структура сознания. 5. Индивидуальное и общественное сознание. Структура общественного сознания.
SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»? 2. Движение и развитие – это одно и то же?
ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА = 1. «Материя как таковая, это - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие под понятием материя. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетанием тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т. д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое... Диалектический материализм настаивает на приблизительном, относительном характере всякого научного положения о строении материи и свойствах ее, на отсутствии абсолютных граней в природе, на превращении движущейся материи из одного состояния в другое» (Ленин В. И. «Материализм и эмпириокритицизм»). Объясните, почему диалектико-материалистическое понимание материи четко различает философскую категорию материи и конкретные, определенные формы ее существования. Есть ли «материя вообще», «движение вообще»? = 2.« Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним». - Всегда ли сознание является осознанным бытием? - Откуда в сознании возникает то, чего нет в жизни? - В чем причина искаженного отображения мира сознанием? = 3. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений? Обоснуйте Ваш ответ. а. Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор). б. Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс). в. Я – познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте). г. Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе… (Г. Гегель).
|