Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Практическая работа № 5




Тема занятия:Рецензирование рукописи

Цель занятия: освоить основные навыки анализа произведения на этапе рецензирования; написание редакционного заключения, рабочей рецензии и постраничных замечаний.

 

Рекомендации по выполнению заданий:

 

Главная задача редактора: отбор литературных произведений и выпуск высококачественных изданий.

Основные требования к литературному произведению:

· современный научный уровень

· сочетание теории с практикой

· новизна материала

· хорошее знание автором нужд практики

· насыщенность справочными данными

· доступность и конкретность изложения.

 

При последовательном анализе и оценке произведения редактор использует разветвленную систему критериев оценки:

 

Критерии оценки темы:

  • актуальность;
  • оригинальность;
  • соответствие виду литературы и типу издания;
  • необходимость и целесообразность публикации.

Критерии оценки фактического материала:

  • соответствие теме;
  • достоверность, точность, новизна, научность, уместность, яркость, выразительность, наглядность, доступность.

Критерии оценки композиции:

  • гармоничная целостность и системность.

Критерии оценки языка и стиля:

  • точность словоупотребления;
  • грамматическая и стилистическая грамотность;
  • яркость, выразительность и др.

 

Типичные композиционные ошибки рукописи:

  • отход от темы;
  • неудачное расположение частей;
  • неоправданное нарушение последовательности изложения;
  • несоразмерность частей;
  • непрочность связей между частями;
  • нечеткость композиционных рамок (неудачный заголовок, отсутствие смысловой связи между началом и концовкой).

 

Анализируя рукопись, необходимо определить структурные особенности текста. К какому виду относится: повествованию, описанию или рассуждению.

 

Редактору, читая рукопись, необходимо:

· составлять план текста, т.е. делить текст на части (смысловая группировка материала);

· выделять смысловые опорные пункты, т.е. задавать вопросы: о ком или о чем говориться в данном фрагменте, что именно говориться;

· выделение главных и второстепенных частей , устанавливать соподчинение, связи и их соотношение;

· соотносить содержание текста со своими знаниями, не пропускать ни одного слова, значение которого неизвестно;

· соотносить фрагмент, который читаем с уже прочитанными частями по содержанию, для обнаружения повторов, логических и фактических ошибок, устранение противоречий и бездоказательности.

 

После анализа и оценки рукописи переходим к написанию редакционного заключения или рабочей рецензии. В чем отличия? Их задачи, элементы.

Редакционное заключение - документ внутреннего пользования, с ним может ознакомиться заинтересованный работник издательства и автор. В редакционном заключении редактор дает общую характеристику, обосновывает оценку и делает главный вывод о возможности публикации. При положительном решении редактор определяет характер и порядок предстоящей предполагаемой редакционной работы. Если оценка рукописи отрицательная, главная задача редактора - обосновать свое мнение, показать, что произведение действительно не пригодно к публикации.

 

Издательская рабочая рецензия обращена к автору, ее пишут при общей положительной оценке произведения с целью наметить общие направления его доработки.

Положительная оценка рукописи требует подробного рассмотрения ее достоинств и недостатков, а также пути совершенствования формы, содержания, языка и стиля.

 

 

В состав редакционного заключения входят следующие обязательные элементы:

· сведения об авторе – о его творческих данных, опыте литературной и научной работы, имеющихся литературных трудах;

· сведения о жанре, предметно-проблемной направленности теме, идее, виде литературы, наличие иллюстраций, дополнительных к основному

тексту материалов;

- указание общего объема и объема отдельных элементов авторского оригинала (в авторских листах).

 

Результаты разбора (анализа) произведения представляют поэлементно: характеристика содержания, формы, языка и стиля произведения , которые имеют значение для оценки авторского оригинала, на основании чего делается оценочный вывод, перечисляются достоинства и недостатки произведения.

 

Задание 1.Написать редакторское заключение на статью.

 

«Ромашки, лютики»

Не секрет, что лекарственные травы могут творить чудеса. Их целебная сила не признана официальной медициной всех стран, и тому найдется немало подтверждений. Например, в вещмешке каждого китайского моряка есть несколько пакетиков специального витаминного чая на случай простуды. В некоторых аптеках Швеции посетители могут купить в розлив горячие травяные отвары и настои, приготовленные по старинным рецептам. А в Англии существуют специальные лекарственные кафе, в которых подают фиточаи на всякий вкус и запрос. Меню этих заведений насчитывает несколько сотен наименований. Здесь можно заказать и любой, даже самый экзотический, травяной сбор.

Надо сказать, что в нашей стране существуют свои рецепты противопростудных чаев, которые обладают иммунокорректирующим действием и помогают быстро справиться с ОРЗ. Например, стакан настоя листьев черной смородины врачи рекомендуют выпивать до еды за три приема в день. В приготовлении этого напитка есть одна хитрость: высушенную массу сухих листьев надо заваривать только в белом фарфоровом чайнике. В противном случае растение приобретет часть своих целебных свойств. Прекрасным средством от простуды считается клевер. Его настой обладает помимо противовоспалительного, обезболивающего еще и потогонным действием. Не очень приятный привкус напитка можно смягчить медом, который к тому же усилит лечебный эффект. Сейчас в наших аптеках подается великое множество уже готовых противопростудных чаев. Обычно в них входят шалфей, эхинацея, молодые листья малины, солодка, мать-и-мачеха и душица. Все эти травы являются прекрасными иммуномодуляторами, безопасными и не очень эффективными. Они заключены в водонепроницаемую упаковку, которая облегчает процесс заваривания: надо только залить кипятком пакетик - и лекарство готово.

 

Задание 2.Написать редакционное заключение на статью с постраничными замечаниями.

Приглашает «Россиянка»

 

На севере Краснодарского края расположен степной район - Кущевский. А в нём, как оазис, в вишневых и яблоневых садах, разместилась Красносельская библиотека. Так и кажется, что здесь сам воздух наполнен поэзией и прозой. Когда-то славился местный народный театр, его дух воспитывал сельчан. На Кущевской земле живут замечательные талантливые люди, влюбленные в литературу, в том числе и те, кто посвятил ей свою жизнь (писатель Г. А. Ефременко, поэт Н.Зиленин).

Традиции воспитания художественного вкуса, любовь к книге поддерживаются и в Красносельской библиотеке. Более десяти лет работает в ней литературная гостиная «Россиянка». Её бессменный руководитель Любовь Григорьевна Оттиско - источник творчества и вдохновения. Это её энтузиазм, оптимизм и обаяние притягивают на заседания литературной гостиной таких же увлеченных людей, цвет и гордость села - писателей, учителей, старейших учителей, всех тех, в ком творческая искра - от Бога. В октябре, когда в садах убирают последние сочные яблоки и груши, было решено подвести итог многолетней работы «Россиянки», а методисты Кущевской ЦБС пригласили на творческий отчет красносельцев, библиотекарей, - коллег из района на практикум. Это учебной мероприятие библиотечных работников переросло в своеобразный литературный праздник.

Общеизвестно, не все в жизни становятся поэтами, писателями или артистами, но во многом таится творческое начало, нерастраченное поэтическое дарование. Именно таких людей в красносельской библиотеке объединила литературная гостиная «Россиянка», ставшая местом проведения уютных литературных вечеров. Любовь Григорьевна провела для методистов своеобразную экскурсию ' по гостиной. Вспомнила одно из первых заседаний, которое объединило любителей поэзии Ф.Тютчева и называлось «Сияй, сияй прощальный свет // Любви последней, зари вечерней». К тому вечеру была оформлена выставка о жизни и творчестве поэта. Собравшиеся вспоминали интересные факты из жизни поэта. Чтецы с любовью и волнением декламировали стихотворения, звучали романсы на стихи Ф.Тютчева. Атмосфера была сердечной и теплой. Любовь Григорьевна остается бессменной ведущей заседаний гостиной, предлагает темы, всегда учитывает пожелания читателей, очень ценит любую инициативу и умело ею руководит. Стало традицией почти каждую встречу заканчивать чаепитием, за которым продолжается оживленный, заинтересованный разговор.

 

Задание 3.Написать рабочую рецензию на рукопись состоящую из трех частей: аналитической, постраничных замечаний и заключительного решения с рекомендациями автору.

 

«Триумф и трагедия Антуана Лавуазье»

Революции казнят достойнейших людей. И Великая французская не оказалась исключением. Однако среди двадцати восьми достойнейших оказался только один, о котором его современник и соотечественник, знаменитый механик и математик Жозеф Луи Ланграж (1736-1813), узнав о казни, сказал: «Достаточно было всего лишь одного мгновения, чтобы отрубить эту голову, и потребуется, вероятно целое столетие, чтобы породить ей подобную». Ланграж ошибся в одном - столетия не хватило. Двух, почти наверняка, тоже. Подобных ученых Франция больше не знала... 8 мая 1794 года среди двадцати восьми достойнейших граждан Франции на эшафот взошел Антуан Лоран Лавуазье, величайший химик и физик, блистательный литератор, оратор, адвокат... Но главное, что сделал в жизни Лавуазье, связано с сопровождением теории флогистона, более столетия просуществовавшей в химии.

Что такое флогистон? Согласно основателю флогистонной теории немецкому химику и врачу Георгу Эрнсту Шталю (1659-1734), флогистон ( от греч. Флогистос - воспломеняющийся) - начало горючести. Полагали, что флогистон выделяется при горении и обжиге всех горючих веществ (например, дерева) и неблагородных металлов. По мнению флогистиков, сторонников флогистонной теории, особенно богаты флогистоном легковоспламеняющиеся вещества: уголь, сажа, сера. Флогистонная теория была достаточно логичной и именно поэтому в историческом плане сыграла вполне положительную роль первой обобщающей химической теории. Ланграж, механик и математик, утверждал, что «после открытия Лавуазье химия стала легка как алгебра».

Именно Лавуазье положил начало строгому научному методу в химии. Он уяснил единую сущность горения, дыхания и гниения как процесса окисления и на основании точных (разумеется только для того времени) количественных исследований вывел закон сохранения или вечности материи. Это было в 1785 году. Закон, открытый Лавуазье, - первооснова, фундамент, на котором заложено здание современного естествознания. Ряд историков химии полагают, что закон сохранения материи и движения (сейчас мы его называем законом сохранения массы) не был открыт Лавуазье. Ему приписывается часть широкой формулировки этого закона в 1789 году в его знаменитом учебнике «Начальный курс химии», после чего этот закон получил в химии распространение. Это историки считают, что пальма первенства открытия закона принадлежит нашему соотечественнику Михаилу Васильевичу Ломоносову, который в 1748 году открыл его в общем виде, а в 1756-м не примере обжига металлов в запаянных трубах экспериментально подтвердил. В наши учебники этот закон вошел как закон Ломоносова-Лавуазье. Однако сейчас можно считать доказанным, что Ломоносов просто не мог правильно сформулировать этот закон, ибо только Лавуазье, применив в химии количественный метод и подняв технику взвешивания на высочайший для того времени уровень, сумел создать научный фундамент для формулирования закона сохранения материи.

Исследования Лавуазье лежали в русле его мировоззрения. Он был атеистом и никак не мог предположить, что нечто возникает из ничего. Для тех французских революционеров, которые в конце ХУ111 века крушили монархию и «старую» религию (подчеркиваю: «старую», а не религию вообще) и на её обломках пытались создать новую «революционную» религию, атеизм казался подозрительным сам по себе... По крайней мере Максимильян Робеспьер, этот неподкупный рыцарь революции, атеистам не просто не доверял, а люто их ненавидел.

Лавуазье ненавидели многие. Не за его научную славу, а за его богатства и за его влияние на жизнь королевской Франции. Дело в том, что ещё в двадцатипятилетнем возрасте Лавуазье сделал шаг навстречу своей гибели. Именно в марте того рокового года Лавуазье вступил в Генеральный откуп - могущественную финансовую организацию, ещё с ХУ11 века арендовавшую у французского короля права по взиманию различного рода пошлин монопольной торговли табаком, солью и вином. Генеральный откуп по праву считался богатейшей организацией, и Лавуазье, работая в Откупе значительно увеличил свои капиталы.

В жизни Лавуазье случилось так, что именно через откуп он познакомился со своей будущей женой. В 1771 году двадцативосьмилетний Антуан Лавуазье женится на четырнадцатилетней (тогда по возрасту невеста не считалась несовершеннолетней) Марии Анне Пьеретте Польз (1758-1836) - дочери одного из генеральных откупщиков Жака Польза. Со своим тестем Лавуазье расстался только на эшафоте. И только на мгновение. Лавуазье гильотинировали четвертым по списку. Пред ним казнили его тестя.

Брак Лавуазье оказался очень счастливым, хотя и бездетным. Будучи неплохой художницей, она брала уроки у знаменитого живописца Жака Луи Давида. Мария Анна Пьеретта проиллюстрировала практически все труды своего мужа, и разумеется, его знаменитый «Начальный курс химии», впервые вышедший-в марте 1789 года, незадолго до начала революции. Этот учебник написан великолепным языком, с привлечением сведений из разных наук ( в том числе гуманитарных), историки считают одним из бессмертных этапов цивилизации.

Но вина в трагической судьбе Лавуазье лежит не только на демоне революции. Ещё один демон, которого вполне можно назвать демоном науки, активно подталкивал великого ученого к гильотине. Этот демон - Жан Поль Марат, друг Робеспьера, известный в истории Великой французской революции под именем «Друг народа» (так называлась газета, которую он издавал с сентября 1789 г.), неудавшийся врач и физик и бесконечно тщеславная личность.

И что же решил сделать этот любитель славы? Он избрал путь, по которому до и после него прошло немало больших и мылах честолюбцев. Он решил почем зря опровергать великих ученых. Мелочиться не стал - начал с Ньютона. Однако немного не рассчитал, ибо не ожидал решительной реакции серьезных французских ученых академиков, университетских профессоров,.. Они его просто игнорировали. Аббат Бертелон советовал «не отвечать этому невежде... которого приводит в бешенство, что никто о нем не говорит и не опровергает». Вероятно, Марат и в самом деле пришел в бешенство, ибо с характерным для него неистовством обрушился на отечественных ученых, на академию, и прежде всего на Лавуазье. Добрый, умный Ланграж, потрясенный казнью Лавуазье, думал, что Франция стала неизмеримо беднее, потеряв великолепного химика. Судьи же пославшие ученого на эшафот, считали, что Франция более всего нуждается в справедливости, а ученые неким образом препятствуют ее воцарению. Антуан Лавуазье мог быть спасен. За него ходатайствовали не только его коллеги-ученые, но и многие политические деятели. Однако все надежды рухнули, когда неистовый Робеспьер, демон французской революции, фактический руководитель Комитета общественного спасения (термин, имевший заимствователей через два столетия), осуществлявшего террор в стране, в своей речи «Об установлении культа Верховного существа», как раз накануне процесса откупщиков 7 мая 1794 года, назвал атеизм величайшим преступлением перед благом народа. «Врагами народа (еще один широко заимствованный позднее термин...) Робеспьер назвал «безбожную секту энциклопедистов», которые распространяли воззрения материализма.

Лавуазье был арестован 24 ноября 1793 года. Но почти за три месяца до ареста, 28 августа, он с горечью писал о том, что преследования вынуждают ученых эмигрировать из Парижа. Он подчеркивал, что «если наукам не оказывать помощь, они приходят в упадок в государстве и трудно восстановить их прежний уровень». Эта мысль Лавуазье, что называется на все времена.

К услугам Лавуазье революционеры от науки решили не прибегать. Да что там революционеры! Лавуазье предали коллеги-ученые. После его ареста только двое ученых, химики Л.К.Каде де Гассикур и А.Боме, рискуя жизнью, обратились в комитет общественного спасения, требуя освобождения Лавуазье. Но большинство ученых как в рот воды набрали. Молчали математики, физики, химики А вот советский академик Бонифатий Михайлович Кедров (1903-1985) в духе своих идеологических пристрастий взял под защиту... предателей. В книге «Энгельс о химии», вышедшей в 1971 году, он писал: «Французские химики той эпохи почти все были так или иначе учениками или последователями Лавуазье. Бертолле, Л.Морво, А.Фуркруа и многие другие, работавшие на пользу революционной Франции, конечно, могли бы помочь своему учителю, если бы он сам проявил хотя бы малейшее намерение прекратить контрреволюционную деятельность и направить свои знания и громадный организаторский талант и опыт не во вред, а на пользу революции».

Нельзя сказать, что Лавуазье не пытался защищаться. Ему пришлось вспомнить о своем юридическом образовании, кода он доказывал абсурдность приписываемых Генеральному откупу тягчайших уголовных преступлений. По свидетельству современников Лавуазье, ему предлагали изъятие его дела из общего дела откупщиков, фактически ещё до суда обреченных на смерть, и перевод в другую тюрьму. Однако Лавуазье это предложение отверг, ибо считал подобного рода поступки позорными для чести любого человека. Наконец, Лавуазье предложили бежать из тюрьмы, но и это предложение он отверг по этическим соображениям, так как его коллеги по Откупу такого предложения не получали...

И хотя безумцы, пославшие Лавуазье на гильотину, сами же позднее оставили там свои головы, круг тем не менее не замкнулся. Величие того, что успел сделать Лавуазье за свою в общем-то недлинную жизнь, всегда будет вызывать восхищение.

Контрольные вопросы:

 

1. Перечислить виды редакторского чтения: цели и задачи каждого из них.

2. Редактирование: объект, субъект, способ, конечный продукт.

3. Задачи редакторского анализа.

4. Задачи, механизм и виды редакторского анализа

5. Методы редакторского анализа: цели и задачи.

6. Редакционное заключение, рабочая рецензия и постраничные замечания: их цели и композиционное построение.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 2462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия