Второй брак Авраама на Хеттуре, рождение детей. Смерть и погребение Авраама
Быт.25, 1-6: «И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил] Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры». «Хеттура помогает прояснить родственные связи, связывающие Авраама с последующими персонажами ветхозаветной истории (Ориген). Тем не менее, поскольку вся история патриарха иносказательна, иносказательна и ее заключительная часть, касающаяся брака с этой женщиной (Ориген). Его можно расценивать как продолжение союза с мудростью или как «благоуханный» союз с одной из добродетелей (Ориген). Рождение детей от Хеттуры уподобляется приведению людей к Христу через посредство внешних наук (Ориген). С другой стороны, Хеттура символизирует плотских людей, оставшихся даже во времена Нового Завета: ее дети получают от Бога дары, но не наследуют Царства (Августин). Вопреки еретикам, пример Авраама указывает на допустимость повторного брака по смерти супруги (Августин). По мнению Ефрема, дети Хеттуры несли миру весть о Едином Боге; патриарх заключил союз с этой женщиной еще до появления новозаветного закона о девстве и целомудрии»[13]. «И отдал Авраам все, что было у него, Исааку. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную» (Быт.25, 5-6) Как Измаил, так и другие потомки Авраамовы не наследуют основных, важнейших обетований Божьих, а только получают «подарки», потому что «в Исааке», сказано, «наречется тебе семя». Только этот внутренний, духовный человек может стать истинным наследником обетования. «Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет. И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле» (Быт.25, 7-9) Старость его была «доброй»: несмотря на все тяжелые испытания; жизнью он был «насыщен», так как исполнил все, к чему призвал его Господь Бог, и никогда не колебался и не медлил, исполняя волю Божью. Поэтому он ни о чем не жалел перед смертью, подлинно «насыщен» был жизнью. Авраам чувствовал, что исполнил свой долг и завершил свой благословенный путь. И не только жизнь, но и кончина праведника приносит благословение: мы видим, что Исаак и Измаил примирились между собой и вместе погребли Авраама... И очень важны слова этого стиха: «и приложился к народу своему». Как понимать эти слова? Как погребение в гробнице праотцов? Но, во-первых, Авраам оставил гробницы предков своих в Уре и в Харране. И, во-вторых, написано сначала, что он «умер и приложился к народу своему», а уже затем – что был погребен. Подобный оборот речи применяется также при описании смерти Исаака и Иакова. Аарон и Моисей умерли на горах, не дойдя до земли Ханаанской, и все же о каждом из них сказано: «приложился к народу своему» (Быт.35, 29; 49, 33; Числ.20, 24; Втор.32, 50). Эти слова можно понимать только как приобщение духа человека к праведным духам его предков (т.е. как явное указание на бессмертие души). Именно это и произошло с духом Авраама.
|