Студопедия — Пророческое благословение Иаковом сыновей. Смерть и погребение Иакова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пророческое благословение Иаковом сыновей. Смерть и погребение Иакова






(Быт. 48-50)

 

После того как Иаков прибыл в Египет, Иосиф привел к нему сыновей своих, родившихся у него в Египте — Ефрема и Манассию, чтобы дед благословил их. Манассия был первенцем, однако Иаков возло­жил правую руку свою на голову Ефрема, а левую — на голову Манассии (Быт.48, 13-20).

Иаков, великий пророк, благословляет не только внуков своих, но и колена, которые от них произой­дут, ибо он видит далекое будущее. И действительно, колено Ефрема стало впоследствии более мощным и значимым, чем колено Манассии. Именно из него вышел преемник Моисея — Иисус Навин. Иаков благосло­вил своих внуков, возложив на них руки крестообразно, и сказал при этом: «Гобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии». Такое крестообразное благословление содержит в себе мистическую тайну, указывая на будущие времена, когда на кресте будет принесена вели­кая жертва, благословляющая и освящающая мир...

«И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших» (Быт.48, 21). Иаков предрекает исход из Египта. Подобно ему и Иосиф перед смертью предсказал это событие: «И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог по­сетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Быт. 50, 24-25)

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, что­бы возвестить им, что будет с ними в " грядущие дни" (1-2).

Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает буду­щую судьбу его потомства (3-28).

Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно " приложился к народу своему" (33).

Ст. 1-2: Выражение " в грядущие дни" в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иа­кова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, т.е. Мессии. В этом последнем смыс­ле выражение " в грядущие дни" употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24, 14; Иер. 30, 24).

Новозаветные писатели точно также полагают время пришест­вия на землю Христа Спасителя " в последние дни" (Евр.1, 1-2), " полноту времен" (Гал.4, 4), " последние времена" (1 Петр.1, 20). Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в зем­ле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел ис­полнение своих благословений во дни Мессии - Спасителя.

Ст. 3-4. Рувим был " начатком чад" Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С перво­родством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства. Но этих преимуществ первенец Рувим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию.

Страстность, грубая чувственность Рувима, его кровосме­шение вместе с Валлою, наложницею отца (35, 22) были причинами, по которым Рувим лишился прав первородства.

Предсказание патриарха исполнилось в точности; колено Рувимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Рувимова - Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем, восстали против Моисея и Аарона и хотели захватить рувимляне граждан­скую власть, принадлежащую Моисею, а Корей - власть первосвя­щенника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числ. 16).

Впоследствии при завоевании и разделении земли обетован­ной колену Рувимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, ма­ло принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5, 15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятель­ность.

Ст. 5-7: В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорб­ление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, т.е. на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рас­сеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис.Нав.19, 1); при этом участок, достав­шийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной - в горе Сеир и в до­лине Герарской (1 Пар. 4, 38-43). Предание, кроме того, добав­ляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследован­ного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учи­телей и воспитателей юношества.

Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполни­лись на нем с буквальною точностью. Колено Левиино не получи­ло самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32, 26-29; Числ. 25, 10-13) Ле­виты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изречен­ное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благос­ловение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11).

Ст. 8-12: Словами " Иуда! тебя восхвалят братья твои... поклонятся тебе сыны отца твоего" - Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства - главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалет­него странствования евреев по пустыне (Числ. 2, 3, 10, 14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1, 1-2), когда ко­лено Иудово стоит во главе других колен.

Но в собственном смысле первенство колену Иудову доста­лось тогда, когда из этого колена был избран царь (Давид), роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает по­степенно возрастающим. Сначала Иуда уподобляется молодому льву похожим на которого Иуда является в период окончательного за­воевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1, 1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, ко­торый возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, которое вырастает " от леторасли" - от низкого и едва заметного сначала молодого побега. Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победо­носных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкно­венно расширил пределы своего царства. Наконец, Иуда уподоб­ляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4, 20-25).

Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе. Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: " Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чая­ние языков" (10). По смыслу этого стиха, первенство, главен­ство, царская власть - представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодина­ково. В еврейском тексте читается " не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доко­ле не придут в Шило) и Ему покорность народов". По смыслу это­го чтения царская " скипетр" и законодательская власть не отой­дут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Оче­видно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спа­сителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иуде­ев с язычниками (2 Кор. 5, 18-19; Еф. 2, 14-18). С другой сторо­ны, слова: " и Ему покорность народов" не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мес­сии (Исх. 11, 10). Наконец, мессианский смысл слов Иакова под­тверждается точным историческим исполнением пророчества. Само­стоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин.

Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо " Шило" " При­миритель" читали " шелло" (ему-же) и потому перевели " отложен­ная ему". Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода 70-ти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопределенное, т.е. Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, (как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9, 6-6; Иер. 23, 5, Дан.2, 44, Мих.5, 2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) передают пророчество патриарха словами: " Мессия, Ему же принадлежит царство".

Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда ос­тавался в колено Иудовом. Около времени пришествия Христа го­сударство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии, Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось.

Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, ви­ноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы - белеть от молока. Указанный на естественные богатства удела, достав­шегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1, 13; Числ. 13, 24).

Кроме ближайшего исторического смысла пророческое бла­гословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при не­сомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды - Христу Спасителю. По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе назы­вается " львом от колена Иудина" (5, 5). Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15, 2), а под кровию гроздьев Его искупительная кровь. Ослица " сын ослицы", привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как но­сящая ярмо, прообразовательно указывало на Иудею, состоящих под игом закона Моисеева, а " жребец" или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Послед­ними словами (" блестящи очи (его) от вина") указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя.

Ст.13: Восточною границею удела, доставшегося впослед­ствии колену Завулонову (Ис.Нав.19, 10-16), было Галлилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потом­ков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33, 18-19; Суд. 5, 27).

Ст.14-15: Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Дей­ствительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получи­ло в наследие одни из центральных участков (Ис.Нав.19, 17-23).

Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообраз­но с своим характером (1 Пар. 12, 32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла.

Ст.16-18: Пророчество Дану о происхождении от него самос­тоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который проис­ходил из колена Данова (Суд. 13, 1-2). Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника, то по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства от части видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в по­хищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18). Слова, которыми заканчивается бла­гословение Дана: " На помощь Твою надеюсь. Господи! " можно по­нимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основы­вать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге. Некоторые толковники, в виду того, что в 7 гл. Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антих­рист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2, 3-10).

Ст.19: Гаду Иаков говорит: " толпа будет теснить его", указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово. История свидетельствует, что колено

Гадово, получившее удел в восточно-заиорданской половине обе­тованной земли, в соседстве с различными хищническими племе­нами, неоднократно подвергались нападениям со стороны послед­них. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10, 7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1, 13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. II). В позднейшие времена ко­лено Гадово, вместе с коленом Рувимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими пле­менами (1 Пар.5, 18-22).

Ст.20: Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19, 24-31).

Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, сог­ласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в со­седстве с уделами Ассира.

Ст.21: По принятому еврейскому тексту " Неффалим - торевинф рослый, распускающий прекрасные ветви" и по славянскому переводу: " Неффалим стебль распускающаяся..." - благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово. Сравнение колена Неффалимова с деревом, простираю­щим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою это­го колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвы­шается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города - это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчи­вается.

Ст. 22-26: Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покро­вительством Господа. Затем, Иаков призывает на Иосифа, т.е. на колено Ефремове и Манассиино, происшедшие от него " благослове­ние небесное свыше" - благовременные дождь и росу " благослове­ние земли имущия вся" - плодородие земли, " благословение сосцев и ложесн" - изобилие скота и многочадие.

Из последующей истории Израиля известно то выдающееся по­ложение, которое заняло среди других колен Ефремове колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремове получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремове неоднократно заявляет свои права на

первенство - (Суд.8, 1-2, 12, 1). Впоследствии при разделении Еврейского царства на два - Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремове и первый царь Из­раильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого време­ни в царстве Израильском колено Ефремове занимает первенству­ющее место и потому в пророческих речах десятиколенное царст­во нередко называется просто Ефремом.

Ст.27: Сравнение Вениамина с хищным волком, который ут­ром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воин­ственный характер вениамитян. Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3, 14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успеш­ную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейско­го Саул, военные подвиги которого в первую половину его цар­ствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил.3, 5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил " добычу" - души спасенных его проповедию.

Ст.29-33: Завещание Иакова о перенесении его тела в пе­щеру Махлела (" пещера сугубая") свидетельствует о его глубо­кой вере в истинность и непреложность божественных обетований. Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при кото­рых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю еги­петскую местом только временного их пребывания, с верою взи­рая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил испол­нение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков на­рода Божия не было произнесено более ясного, более замечатель­ного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского. В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просвет­лении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает со­бытия, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих на­чальников, как бы видя ее перед собою. Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти - Господа нашего Иисуса Христа.

Тема 22.

Книга Исход. Наименование, авторство, время, место, цель написания. Деление по содержанию. Богослужебное использование.

 

У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот (" И вот имена") - по начальным словам. Славяно-русское наиме­нование " ИСХОД" есть перевод с греческого " ЭКСОДОС" и указы­вает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорит­ся об исходе евреев из Египта.

Книга Исход написана Моисеем в пустыне Аравийской по при­нятии от Бога законов религиозных и гражданских.

Цель написания усматривается в том, чтобы, во-первых, показать исполнение завета, данного Богом Аврааму - о насле­дии земли Ханаанской, во-вторых, увековечить те законы, кото­рыми должны были руководствоваться евреи в последующие време­на, в-третьих, изложить в преобразованиях тайны Церкви новозаветной.

В книге Исход подробно описывается событие исхода евреев из Египта, с указанием обстоятельства, ему предшествовавшего, сопровождавших его и последующих ему. Можно думать, что первою промыслительною целью исхода евреев из Египта было Синайское законодательство - узаконение Ветхого Завета. Отсюда все со­держание книги Исход, соответствующее периоду от смерти Иоси­фа до устроения скинии на второй год по выходе из Египта (рас­сказом о чем и оканчивается книга), может быть разделение на две части: историческую (1-18) и законодательную (19-40).

В первой части описываются страдания евреев в Египте, послужившие поводом возвращения и изведения их из этой стра­ны (1), потом рождение, воспитание и жизнь Моисея до его при­звания к изведению евреев из Египта (2-4), затем - самое при­звание Моисея и казни, посланные Богом на египтян для того, чтобы заставить их отпустить евреев (5-11), и наконец, самый выход евреев из Египта по совершении Пасхи, переход через Чермное море и путешествие их до горы Синая (12-18).

Во второй, законодательной части сначала описываются обстоятельства, при которых был дан Закон на Синае – нравственных и гражданских, скрепленных вступлением евреев в Завет с Богом (20-24). Далее – законов богослужебных об устроении скинии и священства (25-31); в заключение, после рассказа о нарушении и восстановлении завета (32-34), опи­сывается устроение скинии (святилища, «скинии свидения», «шатра встреч») и учреждении священства (35-40).

Второй книгой Моисеевой сохраняется на вечные времена память о таком великом событии, как исход из Египта. Значение этого события усматривается из того, что в память его, по Бо­жий) повелению, установлен был праздник Пасхи, самый великий из праздников еврейских, сопровождавшийся по закону - такими обрядами, которые наглядно должны были говорить евреям о зна­чении празднуемого события; оно показало человечеству благость Господа в Его промышлении об избранном народе, Его любовь и верность Своим обетованиям. В особенности же должен был уве­ковечен закон, данный на Синае, который лег в основу религиозной, общественной и семейной жизни евреев.

В нем отражены законодательства Ближневосточных стран, в частности, законы Хамураппи. Но закон этот, скреп­ленный установлением Завета, поставившего еврейский народ в отношение к Богу, как Отцу своему, все же несравним ни с какими зако­нами древности по чистоте предписываемой им нравственности, по мудрости, простоте, достоинству и силе.

Не менее высокое и важное значение книга Исход имеет и для нас. Правда, в этой книге нет таких прямых обетований и пророчеств о Спасителе мира, какие есть в книге Бытия, но зато вся ее историческая часть имеет прообразовательное зна­чение, так что слова святого апостола Павла о том, что закон был " сенью" грядущих благ (т.е. тенью спасения во Христе) (Евр.10, 11) относятся и к событиям, описанным в книге Исход.

Действительно: Новозаветная Пасха, совершенная Спасителем и описанная в Евангелиях, полностью следует ритуалу Пасхи ветхозаветной, за исключением тех новых объяснений, которые Христос дает на традиционные вопросы ритуала об изветных событиях.

Важнейшие прообразы Иисуса Христа в книге Исход.

Рабство евреев в Египте, по толкованию святоотеческому, есть прообраз рабства диаволу, в котором пребывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещения отрекаются от диавола (Ориген, Ефрем Сирин).

Моисей имел прообразовательное значение по отношению к Спасителю, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (3, 2-7).

Агнец пасхальный, которого вкушали евреи не сокрушая костей его и кровь которого, помазанная на дверях домов ев­рейских, спасала первенцев их от избиения, есть прообраз Спа­сителя, Которого св. Иоанн Креститель назвал Агнцем и кровь Которого избавляет нас от греха и смерти (1 Кор. 5, 7-8; 1 Петр 1, 19). Евангелист Иоанн, сказав о прободении ребра распятого Господа и несокрушении голеней Его, приводит слова книги Ис­ход о несокрушении костей пасхального агнца, как пророчество об этом событии (Ин.19, 36).

Исход евреев из Египта евангелист Матфей называет про­рочеством о возвращении Младенца Иисуса из Египта (Мф.2, 15).

Переход евреев через Чермное море св. отцы называют про­образом нашего крещения (ср. 1 Кор. 10, 1-4).

Манна есть прообраз Тела и Крови Христовой - подлинно не­бесной пищи (Ин.6, 48; Апок.2, 17).

Дерево, усладившее горькие воды Мерры, есть прообраз креста Христова (см. синаксарь крестопоклонной недели).

Вода из камня – прообраз благодати Святого Духа, ниспос­ланного Христом (ср. Ин.7, 38-39).

Кровь, возлитая Моисеем на крышку ковчега, как знамение завета - прообраз Христовой Крови Нового Завета.

Скиния, устроенная Моисеем - прообраз Церкви Христовой, исполненной благодати и истины (Евр. 8, 5-11), устройство са­мих храмов христианских напоминает устройство ветхозаветной скинии.

Законодательство Синайское имеет прообразовательное зна­чение к событию Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, бывшему началом Церкви новозаветной, сам Мо­исей - законодатель, в Евангелии от Иоанна сопоставляется с Христом, Законоположником Нового Завета (Ин.1, 17).

Во Второзаконии Моисей скажет: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте» (Втор.18, 15).

Что же касается самих законов, данных на Синае, то нуж­но заметить, что заповеди десятисловия, по учению Самого Гос­пода, также обязательны для нас, как и для евреев (Мф.5, 17). Даже гражданские законы, данные на Синае, имели глубокое поу­чительное значение для последующих времен (как например, за­коны о бедных, о великодушии к врагам и т.п.). Через право ветхозаветных народов, а потом римское право христианского периода Ветхозаветное законодательство является основой современного права.

Богослужебное употребление книги ИСХОД

В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл.15), которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Правос­лавной Церкви.

В качестве же паримий из книги Исход читаются: 1 и 2 главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, вос­питании, о бегстве Моисея) - на вечернях в первые три дня Страстной седмицы,

2, 5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) – 5 (18)-го янва­ря, 3, 1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) - 25 марта (7 апреля);

4, 15-29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) – 5 (18) января;

12, 1-11 (об установлении Пасхи) - на вечерне великой суб­боты;

12, 51; 13, 1-3, 10, 12-16 (об избавлении первенцев еврей­ских от избиения пред выходом евреев из Египта и посвящении первенцев Богу) - в праздник Сретения Господня;

13, 20-22 и 15, 1-19 (о столпе огненном и облачном и пес­ни Моисея по переходе евреев через Чермное море) - на вечер­не великой субботы;

15, 22-27; 16, 1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) - 5 (18) января и в праздник честному Кресту;

19, 10-19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) - на вечерне в вели­кий четверток;

24, 12-18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) – 6 (19) августа (Преображение) и в праздники Господние;

33, 13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) - на вечерне вел. пятницы и 6 (19) августа (Преображение) (в этот раз с присоединением ХХХ1У, 4-8 об откровении славы Божией Моисею);

34, 1-5, 9, 10, 16, 34, 35 (о явлении славы Божией Моисею, вос­становлении Завета и лучезарной славе Моисея) - 21 ноября (4 декабря) (Введение во храм).

 

Тема 23. Порабощение евреев в Египте после смерти Иосифа. Рождение Моисея, его жизнь в Египте и бегство в землю Мадиамскую. Призвание в Хориве (Исх.1-4).

 

Начальные стихи книги напоминают читателю о событиях, описанных в конце книги Бытия. Но, начиная с Исх.1, 7 выражение сыны Израилевы обозначает уже не двенадцать сыновей Иакова-Израиля, а произошедший от них народ. Ведь «Иосиф умер, умерли его братья и всё их поколение. А сыны Израилевы были плодовиты, их становилось всё больше, они делались сильнее и сильнее; скоро они заполнили всю страну. На престол Египта взошел новый царь, который не знал про Иоси­фа» (Другое возможное понимание: «который не знал Иосифа (лично)»).

Современные исследователи связы­вают содержание этих стихов со следующими историческими событиями: Египет в промежутке между эпохами Среднего и Нового царств (XVIII-XVI вв. до н.э.) захватили и покорили гиксосы — пастушес­кие племена, пришедшие из земли Ханаанской, которые, по некото­рым данным, были смешанного семито-хурритского происхождения. Согласно одной из историчских концепций, к гиксосам принадлежал тот самый фараон, который возвысил Иосифа и принял весь дом Иакова в Египет. Если эта концепция верна, то за словами «И восстал в Египте новый царь» может скрываться новая политическая реаль­ность, пришедшая в Египте на смену старой и принесшая много бед израильтянам. По данной концепции, после изгнания завоевателей-гиксосов в начале XVI и. до н.э. к власти пришла новая династия — автохтонно-египетская, которая по понятным причинам была настро­ена резко против всего чужеземного, «азиатского», и особенно — против всего, так или иначе связанного с Ханааном — прародиной гиксосов.

Итак, Писание говорит о «новом царе», который «не знал Иосифа». В библейском глаголе < йада> — «знать» — содержится смысл «вводить объект познания в свой внутренний мир», «иметь с ним связь». Поэтому в данном случае слова «не знал» могут означать «не хотел знать», «не желал знать», «не желал иметь какое-либо отношение», так как «не знать» об Иосифе в буквальном смысле было для фараона невозможно: египетские архивы, несомненно, содержали о нем и о его деятельности во благо Египта точные сведения. По меньшей мере, недостоверна, а то и абсурдна мысль о том, что фараон мог об этом «не знать»: любой фараон был весьма знающим чело­веком, принадлежащим к жреческому сословию и посвященным во все тайны истории Египта, а уж тем более в события, произошедшие сравнительно с древностью этой страны достаточно недавно.

И вот новый царь обращается к египтянам, предлагая им новую «программу действий» по отношению к поселенцам-израильтянам: «вот народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей» (Исх.1, 9-10)

Когда в прошлом веке ученые впервые прочитали древнеегипетские тексты, то они узнали новые факты о перипетиях борьбы египтян с гиксосами. Стало ясно, что египтяне очень опасались новых нашест­вий переднеазиатских народов. Поэтому-то, спустя немного времени после изгнания гиксосов, фараон и говорит о том, что вот, дескать, осталось в Египте большое число людей, вышедших из той же земли, что и недавние враги — покорители египтян, и этих людей необхо­димо «перехитрить» (буквально «умудриться» над ними, от древнееврейского корня < хахам> — «быть мудрым»). Иначе, если случится война (т.е. опять начнутся столкновения Египта с силами переднеазиатских народов), то израильтяне могут соединиться с неприятелями египтян (а сыны Израиля, как мы знаем, действитель­но находились и в языковом, и в культурном родстве с целым рядом племен и народов Передней Азии).

«И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исx.1, 10-11).

Таким образом, работы были не целью, а средством. Обычно, когда ведется какое-либо огромное строительство, то сохраняют жизнь и здоровье работников, пекутся об их благе. Когда же целью является уничтожение населения, а работы становятся чем-то второстепенным.

Кроме того, строили они, как написано, «города для запасов». Вероятно, в памяти фараона были свежи предсказания Иосифа и следы его деятельности: ведь в дни его правления тоже строили города для запасов и собирали в них хлеб, чтобы уцелели египтяне в семилетье голода. И, как ни удивительно, все это механически продолжалось в годы фараона-угнетателя, хотя тяжкий голод и не предвиделся. От великой идеи остался лишь ло­зунг, который использовался теперь только для уничтожения людей.

Египетские памятники сохранили много сведений о рабах семитского происхожде­ния, очевидно, израильтянах, которые занимались строительством. Например, фигуры рабов разной этнической принадлежности различа­ются на цветных фресках: египтяне обычно изображаются краснова­тыми, африканцы-негроиды — черными, а израильтяне – белыми.

Следует подчеркнуть еще один аспект неправомочности действий фараона по отношению к израильтянам, его вопиющей несправедли­вости даже в свете тех этических представлений, которые в Египте считались общепринятыми. Сыны Израиля не были взяты в плен во время войны, они на протяжении долгого времени были мирными соседями египтян, их согражданами, разводившими скот и приносив­шими тем самым большую пользу стране. И поэтому их порабощение и лишение элементарных прав — факт вопиющий, далее с точки зрения морали того времени.

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам» (Исх.1, 12-13).

В Книге Исход вполне определенно говорится, что египтяне с жестокостью принуждали израильтян к работам, — не сказано «надсмотрщики» и не сказано «специально поставленные слуги», но египтяне в целом. Совершенно ясно, что весь народ одобрял политику фараона. Хотя фараон был прекрасно осведомлен о заслугах своих подданных-израильтян, ему теперь стало политически выгодно свя­зать их в сознании египтян с недавними поработителями-гиксосами, обосновав тем самым жестокое обращение с ними.

«И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1, 14).

Подчеркнуто дважды — в 13-м и в 14-м стихах — «с жестокостью принуждали». Можно по-разному обращаться с рабами: более или менее справедливо либо жестоко. Можно требовать, чтобы они выполпяли заданную работу, и после этого на время оставлять их в покое, а можно и безнаказанно издеваться над ними во всякое время. Исходя из этого, мы начинаем понимать, почему Египет был впоследствии, перед исходом израильтян, так страшно наказан Господом: ведь практически все его население участвовало в издевательствах над беспомощными людьми, участвовало в жестоком принуждении их к тяжелой работе, и никто не осуждал такое обращение с бывшими соседями. Сказано емко и ясно: «делали жизнь их горькою».

Однако этого было мало: египетский фараон решил перейти к прямому истреблению всех новорожденных мальчиков у израильтян, при родах. Но повивальные бабки (акушерки) не исполняли его прямого приказа, ссылаясь на неприхотливость евреек (пока придем – они уже родили; не убивать же живого?).

Тогда фараон сделал соучастникоми своего преступления теперь уже всех египтян: «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх.1.22). Возможно, девочек оставляли для гаремов вельмож.

Представим себе эту ситуацию: египтянам становится известно, что в каком-то из еврейских домов есть беременная женщина. Такой дом обычно представлял собой тростниковую хижину, обмазанную илом, в нее в любой момент могли ворваться соседи-египтяне, жившие в довольно благоустроенных кирпичных домах. Они могли ограбить рабов-евреев (хотя, собственно, отнимать-то у них уже нечего — разве что скудное дневное пропитание), могли их избить и, наконец, убить, особенно после того, как фараон издал свой приказ о младенцах. Таким образ







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 913. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия