Обряды хлебных приношений по различным поводам
«Существуют и бескровные жертвы — хлебные приношения, описанные в главе 2… Стоит влить в муку елей — и множество разъединенных частиц превращается в единую массу. А добавляемый сюда ливан (др-евр. < левона>, «ладан», — белая благовонная смола) придает этой массе благоухание. Так преображается и жизнь человека, когда в нее «вливается» Дух Святой: все в ней наполняется смыслом, обретает единство и взаимосвязь, и вся она дышит «благоуханием познания» (2Кор.2, 14). Жизнь, исполненная благодати, становится «благоуханием, приятным Господу» (Лев.2, 2), и, подобно жертве хлебной, возносится к Нему в пламени любви. Остатки от хлебной жертвы, названной «великой святыней» (др-евр. < кодеш кадашйм> — «святое святых»), должны вкушать священники (Лев.2, 3)», равно как и мясо жертвы за грех. Это его обязанность, ведь прообразом жертвы Сына Божия, принимающего на Себя грех мира, всецело являются и священник, и жертвенное животное. Потому и хлебное приношение от священника не съедается, а полностью сжигается, как всесожжение. «Приношение (же) квасных хлебов в качестве начатков (также) не может осквернить жертвенник. Такое приношение совершалось в праздник Пятидесятницы, когда в Храм доставлялись пшеничные хлебы из муки нового урожая: «До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: От жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые — как первый плод Господу» (Лев.23, 16-17) Именно «кислые», т.е. квасные, хлебы приносились в праздник в честь Синайского Откровения, дарования Десяти Заповедей (Исх.19, 1; 19, 11 и 16; 20, 1-18). В начале новозаветной эпохи в этот же самый праздник Дух Святой сошел на апостолов, и они получили дар иных языков, чтобы проповедовать среди разноплеменных народов: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян.2, 7-8) Оба эти важнейшие события — духовное рождение Израиля, вступающего в Синайский завет, и духовное рождение Церкви — произошли в праздник Пятидесятницы, т.е. шестого числа месяца Сивана (третий весенний месяц библейского календаря). Наблюдается определенное сходство между внутренним состоянием израильтян, едва только вышедших из Египта и не успевших перед вступлением в Синайский завет очиститься от «закваски греха», и духовным положением язычников, перед вступлением в Церковь также пребывавших в нечистоте. И те, и другие были «испорчены» упомянутой «закваской». И тем не менее Отец Небесный, по великому милосердию, приблизил к Себе как израильтян, так и язычников — в том виде и состоянии, в каком они находились. Те и другие, хотя и различным образом и в разные эпохи, получили возможность духовного восхождения намного раньше, чем смогли уподобиться «бесквасным хлебам» — праведникам, живущим чистой и совершенной жизнью... Вот почему не один, а два квасных хлеба приносятся в Храм в день Пятидесятницы (Лев.26, 17): они символизируют еще не очищенных от грехов людей — призываемых Богом израильтян и язычников. Повторим, что эти два хлеба на алтарь не восходят, они отдаются священнику (Лев.23, 20). Есть и в этом важный прообраз: неочищенная душа не в состоянии «подняться к небесам» в пламени Божественной любви, но «отдается священнику» для наставления в учении Божьем. Таким священником в вышнем мире является Мессия (Евр.7, 26)… И еще о хлебных жертвах: они должны быть посыпаны солью: «Всякое приношение твое хлебное соли солью и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Лев.2, 13) Соль предохраняет пищу от разложения. Подобно этому и завет Божий охраняет от гибели — духовной и телесной — как отдельных людей, так и целые сообщества. И если хлебная жертва в целом означает посвящаемую Богу жизнь, то соль — знак постоянной памяти о завете. Поэтому в Библии вечный завет между Богом и потомством Аарона назван «заветом соли вечным» (Числ.18, 19). Те люди и сообщества, которые верны «завету соли», сами становятся «солью земли» для остального человечества, предохраняя его от окончательного падения и вырождения, от гибели во грехах. Так, десять праведников, обитая в городе, способны спасти его от истребления (Быт.18, 20-32). «Солью земли» назвал Иисус своих учеников, призванных благовествовать Царство Божье: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5, 13)» [34]
Ветхозаветное священство. Одежды. Посвящение (Исх.28-29, Лев.8-9). Поражение Надава и Авиуда (Лев.10).
Ветхозаветное священство (Исх.28-29,, Лер.8) Ветхозаветное священство имело три степени: 1. степень левитская; 2. степень священническая; 3. степень первосвященника. Помазание миром и особую одежду имели только последние две степени. 1. Левиты Левитами были потомки Левия, за исключением фамилии Аароновой, членам которой принадлежало священническое достоинство. Левиты охраняли здание скинии, ее принадлежности, наблюдали за чистотою и порядком во дворе. Они же переносили на себе все части скинии и богослужебную утварь во время странствования по пустыне Аравийской. Помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду, приносили дрова и т.п. После построения храма они были исполнителями богослужебных гимнов-псалмов посредством пения и игры на музыкальных инструментах. 2. Священники Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за горением светильника и скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном, приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищения после проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием и судебные обязанности. К одежде священника относились: 1) " надраги льняны" (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер до голеней (Исх. 28, 42-43), 2) хитон или " подир" (Лев. 8, 7), иначе - " срачица" -длинная льняная одежда с рукавами (Исх. 29, 5); 3) пояс узорчатой работы, стягивающий, хитон для удобства при священнодействии; 4) " кидар" (особенная головная повязка из виссона) (Исх. 28, 40). 3. Первосвященник Звание первосвященника принадлежало Аарону, а после его смерти - его старшим потомкам по прямой линии, переходя от отца к сыну. Все священнические обязанности относились к первосвященнику, но он являлся и распорядителем богослужения; особенное Ему преимущество состояло в том, что он имел право однажды в год входить в Святое Святых (в день очищения) и кропить кровию над очистилищем (крышкой) ковчега завета. Первосвященнику были усвоены, сверху священнических, следующие одежды: 1) " верхняя риза" - голубая цельно-тканная одежда без рукавов, с золотыми звонницами, 2) на эту ризу надевался " ефод" - короткая одежда, до чресл, из виссона и трехцветной шерсти с золотыми нитями. Одежда состояла из двух половин, опоясанных на груди и скреплявшихся на плечах золотыми застежками, в которых вставлены были два камня оникса с вырезанными на них именами колен Израилевых, 3) на грудь первосвященника, прикрепляясь к ефоду золотыми цепочками и кольцами, возлагался " наперсник" или " слово судное" - квадратная ткань, украшенная четырьмя рядами (по 3 в каждом) драгоценных камней с именами 12-ти колен Израиля (Исх. 28, 15-29); 4) на наперстник возлагался " урим и туммим", что значит " светы и совершенства" (слав. " явление и истина"), устройство которого не указывается в библейском тексте (Исх. 28, 30; Лев. 8, 8). Несомненно, однако, что урим и туммим составляли самую важную принадлежность первосвященнического одеяния; при наличии его первосвященник вопрошал и Господь открывал ему Свою волю (1 Цар. 30, 7-8); 5) ефод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона с золотыми нитями (Исх. 28, 8); 6) на голову одевался " кидар" (род митры) с прикрепленной спереди полированной дощечкой из чистого золота с надписью на ней: " Святыня Господня". Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса. Обряды посвящения повторялись в течение семи суток (1 раз) при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии. Первые священнодействия (Лев. 9) После посвящения первых священников и первосвященника Аарона были принесены жертвы сначала за первосвященника (за грех и всесожжения), а затем - от народа (о грехе, всесожжения и мирная). После того, как Аарон возложил священное благовонное курение на алтарь кадильный и вышел с Моисеем из скинии, ниспал с неба огонь и попалил жертвы (Лев. 9, 24). Чудо ниспадения огня знаменовало божественную волю во всех богослужебных установлениях. Впоследствии этот священный огонь тщательно поддерживался священниками и никогда не угасал в скинии. Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10) Сыновья Аарона Надав и Авиуд, после утреннего каждения своего отца, вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее каждение во святилище. По небрежности эти юноши вложили в свои кадильницы огонь " чуждый" т.е. приготовлявшийся для обычных нужд. " И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они перед лицем Господним" (Лев.10, 2). Этот пример указывает на тяжесть греха священнослужителей, если они без должного благоговения приступают к священнодействию. Для очищения всех нечистот народа Господь устанавливает великий годичный праздник очищения (ст.1-2). В этот день первосвященник омывал тело свое водою и облекался в обыкновенные льняные священнические одежды (4 ст.), затем он поставлял перед алтарем жертвенных животных, от себя тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а от народа двух козлов за грех и овна во всесожжение, но по жребию один козел назначался для заклания, другой для отпущения (3, 5-10). После этого совершались самые жертвы. По заклании тельца, первосвященник, положив полную кадильницу горящих углей с жертвенника всесожжения, входил во Святое Святых и воскурял фимиамом, дым которого скрывал от него крышку ковчега завета. После этого, первосвященник брал кровь тельца и перстом кропил жертвенною кровию семь раз на крышку и перед крышкою ковчега (11-14). Затем, заколов козла и жертву за грех народа, первосвященник с кровию жертвы вновь входил во Святое Святых и вновь совершал кропление (15). После кропления святилища и всей скинии, первосвященник возлагал руки на голову живого козла, исповедывал над ним беззакония народа, и затем особо назначенный человек выводил в пустыню козла, который выносил на себе все беззакония народа " в землю непроходиму" (20-22). Затем приносились для всесожжения жертвы (23-25). День великого очищения должен был праздноваться однажды в год, в 10-й день седьмого месяца и сопровождаться постом. Ст.1-2: Установление празднования для великого очищения связано с событием, рассказанным в 10 главе книги Левит. Страшная смерть Надава и Авиуда показала, с какою внимательностью и осторожностью должны относиться к делу своего служения при скинии священники. Чтобы предупредить на будущее время подобные факты, с одной стороны, и с другой чтобы успокоить пораженных страхом священников и указать им, что в известное время, при соблюдении указанных Богом предосторожностей, первосвященник может входить во Святое Святых, Господь установил праздник очищения. С этим днем соединяется очищение грехов и беззаконий всего народа. Ст.3-4: Омовение тела водою указывало на ту телесную и душевную чистоту, которая требовалась от первосвященника, когда он являлся перед Господом, как ходатай за грехи всего общества. Обыкновенные льняные священнические одежды должны были указать на смирение и раскаяние первосвященника, являющегося перед Господом с ходатайством об очищении и прощении грехов народа. Ст. 5-22: По своему ближайшему внутреннему смыслу вхождение порвосвященника во Святое Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил трудно преодолимую преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ. Кропление жертвенною кровию крышки и перед крышкою ковчега указывало, что очищение своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания которого среди Израиля было святое святых. Наконец, изгнание козла в пустыню после того, как первосвященник исповедовал над ним грехи народа, означало, что из среды последнего неправда и беззакония удаляются в пустыню, царство греха и диавола становятся вне царства Божия. Но кроме этого ближайшего значения обряды для очищения имели глубокий таинственно-прообразовательный смысл, который указан святым апостолом Павлом в послании к Евреям. По апостолу, вхождение первосвященника во святое святых с жертвенною кровию, предуказывало Христа Спасителя, Который как " Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, т.е. не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр. 9, 11-12). Таким образом, действия первосвященника в день очищения прообразовали страдания Спасителя, Его вознесение и ходатайство за верующих на небеси перед Богом Отцом - искупление человечества вообще.
Законы о чистых и нечистых животных, об очищении родильницы, о прокаженном, об очищении, нравственные законы (Лев.11-15, 17-22).
Постановления о праздниках Очищения, Труб, Кущей, субботние и юбилейные годы (Лев.16, 23-27). Закон о хулителе (Лев. 24, 10-16). По закону, изложенному в этой главе, еженедельным праздником является суббота (1-3 ст.). Из годовых праздников первым по времени является Пасха, начавшаяся с вечера 14 дня первого месяца (4-5 ст.). С Пасхою соединяется семидневный праздник " опресноков", начинавшийся с 15 дня того же месяца (6-14 ст.). Через семь полных седмиц от праздника опресноков совершался праздник Пятидесятницы (15-22). Следующим по времени был праздник труб, падавший на первый день седьмого месяца (23-25). В десятый день этого месяца праздновался день очищения (26-32). Затем следовал праздник Кущей, начинавшийся с 15-го дня седьмого месяца и продолжавшимся 7 дней. 8-й день присоединялся как отдание праздника (33-34). Ст.1-3: Суббота была днем покоя от обычных дел и поставляется в связь с творением мира и покоя Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии Небесном (Евр. 5, 4, 9-10). Ст.4-14: В Пасху вечером 14-го дня первого месяца (авива или нисана) заклался пасхальный агнец и съедался с особенным таинственно - прообразовательным обрядом (Исх. 12, 1-14). В своем ближайшем историческом значении праздник Пасхи должен был напоминать евреям освобождение их от рабства египетского; в таинственно-прообразовательном же смысле праздник этот предуказывал избавление всего человечества от рабства греху через искупительную смерть Христа Спасителя. Ст. 6-14: С праздником Пасхи соединялся семидневный " праздник опресноков", начинавшийся с 15-го дня месяца. Напоминая евреям их поспешный выход из Египта, праздник опресноков в духовно-таинственном смысле предуказывал жизнь во Христе, чуждую духовного кваса (разложения), т.е. злобы и лукавства, и проводимую в бесквасии чистоты и истины (1 Кор.5, 7-8). Ст. 15-22: С праздником Пятидесятницы соединялось воспоминание о синайском законодательстве, которое по преданию последовало в 50-й день по выходе евреев из Египта. В таинственно-прообразовательном смысле праздник этот по толкованию отцов и учителей Церкви, предуказывал новозаветную Пятидесятницу, когда апостолом был ниспослан Дух Святой, написавший новозаветный закон, не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотских (2 Кор. 3, 3). Ст. 23-25: Праздник труб, совершавшийся в первый день седьмого месяца священного года, был праздником гражданского новолетия. Наступление каждого новомесячия у евреев возвещалось трубным звуком (Числ. 10, 10), но наименование праздника труб (слав. " память труб") присвоено преимущественно первому новомесячию года. В этот праздник народ израильский благодарил Господа за благодеяния, полученные в продолжение истекшего года. В духовно-таинственном смысле, по толкованию отцов и учителей Церкви, праздник труб был прообразом новой жизни, нового неба и земли, которые настанут, когда Сам Господь " при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут" (1 Сол. 4, 16). Ст. 26-32: День очищения падал на десятый день седьмого месяца, его значение известно из 16 главы рассматриваемой книги. Ст. 33-34: Последним годовым праздником был праздник Кущей. Начинаясь с 15-го дня седьмого месяца, он продолжался 7 дней, празднично отмечался и 8-й день - отдания. Помимо богослужения и покоя, соблюдался обычай, все дни праздника проводить в кущах-палатках из ветвей деревьев - в память странствования по пустыне. В духовно-таинственном смысле праздник Кущей прообразовательно указывал на вселение христиан в будущем веке - в Царство славы. Постановление о субботнем годе и юбилее (Лев.25) Ст. 1-7: В седьмой (субботний) год землю должно было оставлять в покое, не возделывая её, не собирая плодов её и вое самопроизрастающее на ней представляя бедным, даже животным. Исполнение этого постановления относится ко времени поселения евреев в земле обетованной. По Втор. 15, 1-2 в субботний год должно было прощать бедным долги. Ст. 8-9: Еврейское слово " юбилей" (йовел) происходит от глагола " йавал" - течь, разноситься, раздаваться и дают ему значение далеко разносящегося звука, производимого посредством трубы или рога; в дальнейшем смысле " йовел" означало радостный звук, потому что посредством этого звука возвещалось наступление лета, покоя, свободы и счастья для всей земли Иудейской. Отсюда, наконец, под этим словом разумелся и самый год юбилейный, т.е. каждый пятидесятый год. Ст. 10-13: Значение и цель установления юбилейного года определяется словами 10-го стиха: " возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя", т.е. каждый еврей в юбилейный год возвращал себе утраченное почему-то право на владение земельным участком (слав. " притяжание") и права полномочного члена гражданского общества (слав. " во отечество"), земля оставалась в покое. В духовно-таинственном смысле субботний год и юбилей предуказывали лето всемирного искупления, когда прекратится рабство греху, человеку возвратится потерянное блаженство, когда с пришествием на землю Искупителя мира, начнется новое благодатное царство оправдания и обновления мира и по всей земле раздастся радостный голос евангельской проповеди (Ис. 11, 1-3, Лк. 4, 17-20). Это благодатное царство имеет завершиться царством славы, которое будет возвещено трубным звуком Архангела (1 Сол. 4, 16), когда " испразднится самый последний враг смерть, когда тление сие облечется в нетление" (1 Кор. 15, 25-26, 52-55), когда даже для неразумной природы настанет покой, утраченный ею вследствие грехопадения человека (Рим. 8, 19-21). Значение обрядовых постановлений Народ еврейский, избранный Самим Богом из среды других народов (Исх. 19, 5-6), должен был служить среди ветхозаветного человечества носителем истинной веры и благочестия, мессианских обетований, распространять в древнем мире свет истинной религии. Такое назначение Израиля требовало от него особенной чистоты и святости (Лев. 19, 1-2). В видах достижения этой чистоты и святости закон и обставляет жизнь Израиля различными правилами и предписаниями, определяющими не только его душевную, но и телесную чистоту. Все многочисленные обрядовые установления книги Левит о чистом и нечистом, о способах очищения от различных телесных осквернений и пр. выделяло евреев из среды других народов, внушало мысль о душевной чистоте и необходимости освящения и искупления через Мессию. В этом смысле ветхозаветный обрядовый закон называется святым апостолом Павлом " пестуном во Христе" (Гал. 3, 24).
Книга Чисел. Наименование, авторство, место, время, цель написания. Деление по содержанию. Богослужебное использование.
Четвертая книга Моисея в еврейской библии называлась первым словом, с которого она начиналась: " Вайдаббер" - " И сказал". В Септуагинте она зовется " Арифми" - " Числа", что указывает на заключающиеся в ней сведения об исчислении народа (1 и 26 гл.), левитов, первенцев (3 и 4 гл.) и станов (33 гл.) Указание Чисел.36, 13 на написание книги " на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона", т.е. в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах пустыни аравийской, в разное время – в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия. Книга, состоящая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет. Книга может быть разделена на три части. В первой (1-10 гл.) говорится о приготовлении израильтян к отшествию от горы Синая. Сначала повествуется об исчислении народа, военных ополчений и левитов (1-4), затем излагаются распоряжения о чистоте стана израильского и назореях (5-6), говорится о торжестве обновления скинии, о золотом светильнике и праздновании пасхи в пустыне (7-9), наконец, изображается порядок шествия колен израилевых и молитва Моисея при воздвижении ковчега и остановке его (10). Вторая часть (11-21 гл.) заключает в себе историю странствования евреев от Синая до границ земли обетованной. Сначала говорится о ропоте евреев, желавших мяса, о перепелах и море, постигшем прихотливый народ (" гробы похотения" (15 гл.)), о наказании проказою Мариам, сестры Моисея за ропот (12), о соглядатаях, посланных в землю обетованную, об осуждении народа на 40-летнее странствование за неверие (12-14), о некоторых обрядовых установлениях и казни за нарушение субботы (15). Затем о возмущении Корея, Дафана и Авирона, утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла, о службе и средствах содержания священников (16-18), далее – о жертве рыжей телицы, о смерти Мариами, о воде из скалы, смерти Аарона на горе Ор (19-20) и, наконец, - о медном змее (21). В третьей части (22-36) описываются события, совершившиеся на границах земли обетованной. Сначала рассказывается история Валаама, благословившего израильтян (22-24), затем излагается новое исчисление народа по коленам (для раздела земли обетованной) и закон о наследстве (26-27), говорится о хлебных приношениях, об обетах женщин (28-30), о поражении мадианитян и поселении колен Рувимова и Гадова и полуколена Манассиина на восточной стороне Иордана, о станах еврейских от Египта до равнин моавитских (на восточной стороне Иордана) и границах земли обетованной при следующем разделении её между остальными коленами (32-34) и, наконец, о городах для левитов и невольных убийц, а также - о замужестве девиц, получающих отцовское наследство (35-36). Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промысла об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не гневить Бога ропотом и неверием, а также записать законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля. Прообразы Иисуса Христа и пророчества о Нем в книге Чисел 1. Расцветший и принесший плод жезл Ааронов (17, 8), предизображает таинственное рождение Иисуса Христа от безневестныя Девы Марии. 2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19, 1-22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира (Евр. 9, 13-14; 13, 11-13). 3. Медный змий, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления ворующих евреев (21, 6-9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: " Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15). 4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валаком проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: " Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых" (24, 17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых - Христос Спаситель. Богослужебное употребление книги ЧИСЕЛ В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются: 11, 16-17, 24-29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов. 24, 2-9, 17-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова.
Первая перепись народа Моисеем. Порядок следования станов. Обязанности левитов и их исчисление (Числ.1-4).
На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанный по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно, см. гл. Ш-1У, ввиду особого назначения этого колена - служить при скинии. В счет входили кровные израильтяне - мужчины, от 20 лет и выше, т.е. способные носить оружие. Таковых оказалось 603, 550 человек. Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления показать истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении от египетского рабства (Быт. 15). Вторичное исчисление народа (Числ.26) было произведено в конце странствования евреев по пустыне – при подходе к земле обетованной. Цель исчисления – дать возможность точно сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, т.е. сосчитывались лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением левитов, сочтенных отдельно. При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже - обзор главы ХIV) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева, до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из Египта: 601, 730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном народе.
Юг |
Закон о возмещении убытка. Закон о ревновании (Числ.5).
Закон о назорействе (Числ.6).
Слово " назорей" образовано из еврейского " назир" (отдельный, особый - в смысле освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для достижения чистоты и святости.
Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть - следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).
В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения (" Сохранит тя") относится к Первому Лицу Святой Троицы - Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения (" помилует тя") призывает Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный - следствие благодатных даров Духа Святого (" да даст ти мир").
Ст. 27: Некоторые толковники в словах (" да возложит имя Мое на сыны Израилевы") видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному именославному благословению.
Приношения от начальников Израилевых (Числ.7). Посвящение левитов (Числ.8).
Пасха в пустыне (Числ.9). Серебряные трубы (Числ.10, 1-10).
После совершения Пасхи у подножия Синая, по-видимому, единственной за время странствования по пустыне, евреи двинулись в дальнейший путь. Движение евреев и остановка их в пути зависела от указания столба облачного днем и огненного – ночью, чем объясняется неодинаковая длительность пребывания стана в разных местах (9 гл.).
Различные распоряжения свои Моисей передавал народу условным звуком серебряных труб. Звуками трубы объявлялось и начало шествия в путь.
Порядок походного шествия евреев со скиниею был всегда одинаков, так как скиния (в разобранном виде) была в средине. Впереди шло трехколенное ополчение под знаменем Иуды. При воздвижении ковчега завета Моисей произносил следующие слова: " Востани, Господи, и да рассыплются враги Твои, и да бегут все ненавидящи Тебя". При восстановлении ковчега, " Возвращая Господи тысячи тем во Израиле" - " Возвратитесь Господи, к тысячам и тьмам Израилевым".
Отправление евреев от Синая (Числ.10, 11). Ропот в Тавере, избрание 70 старейшин.
Киброт-Гаттаава (Числ.11). Проказа Мариамы (Числ.12).
Ст. 1-3: Трудность пути по пустыне вызывала малодушный ропот народа, за что часть его была наказана от Господа огнем. Казнь прекратилась по молитве Моисея, стан, место этого события названо " Тавера" (слав. " Запаление").
Ст. 4-34: Вскоре возник новый ропот народа; возбужденный пришельцами из-за отсутствия мяса и прочих египетских явств. Моисей, огорченный непостоянством народа и утомленный тяжестью управления, просил от Господа смерти себе (ст. 4-15). Но Господь повелел ему выбрать из старейшин Израиля 70 мужей в помощь себе, обещая им также дары разумения духовных вещей, как и Моисею, и снисходя в немощи народа, обещал мясную пищу на целый месяц. Для приготовления народа к чуду всемогущества Божия он должен был выполнить требования очищения.
На следующий день ветер от моря нагнал на стан еврейский множество перепелов. Народ, однако и при этом чуде проявил неизменные чувства - жадность, алчность в пользовании новою пищей, за что Господь поразил виновных болезнью и смертию. Этот стан, ознаменованный смертию от излишней прихотливости в пище, назван " Киброт - Гаттаава" (слав. " гробы похотения").
Посольство двенадцати соглядатаев. Ропот и восстание народа,
Божье наказание (Числ.13-14).
По желанию народа (Втор.1, 22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю Ханаанскую – по одному от каждого колена. Соглядатаи прошли всю страну обетованную от южных до северных границ её и через 40 дней возвратились в стан, принеся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из долины Есхол. Сообщив, что земля обетования действительно богата " кипит млеком и мёдом", они в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города этой земли. Только двое из соглядатаев - Халев и Иисус Навин проявили благоразумие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетованной.
Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы Господней в скинии.
Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и произвести от Моисея новый - более многочисленный и сильный. Лишь по горячей молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение вышедшее из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие в Божественную помощь, были поражены смертью немедленно.
Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое безрассудство, вопреки воле Божьей и увещевания Моисея, решились силою войти в землю обетования, но были обращены в бегство хананеями.
Восстание Корея, Дафана, Авирона (Числ.16). Расцветший жезл Аарона (Числ.17).
Жертва рыжей телицы (Числ.19).
Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Руфима, восстали против Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей именитых (1-3 ст.). С одной стороны это было возмущение левитов против священного первенства Ааронова, с другой - ото было гражданское возмущение рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался священства, рувимляне - политической власти.
Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250-ю сообщниками поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями поглощаются землей.
На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников. Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14.700 чел.
Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.
На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.
В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. " Жезл Ааронов прозябших, - поет Святая Церковь, -иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую, дает миру восс
Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы! |
|
|
|
|
Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...
|
Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются:
• лаконичность...
|