Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9,4)




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понималось это с древнейших времен двояко:

с одной стороны, нельзя вкушать кровь вообще; животные могут умерщвляться лишь по определенному ритуалу, наиболее безболезненно, и вся кровь при этом должна быть выпущена; вкушение крови считается страшным грехом — приобщением человеческой сути к «животной душе» того или иного зверя, которая находится в крови (Лев.17,10-14), уподоб­лением животному.

С другой стороны, здесь содержится также запрет и кушать мясо от еще живого животного, ибо выражение «плоть с душой» может пониматься как «живое существо». Самые дикие и жестокие племена поступали так: отрезали от живого животного кусок мяса, варили и ели: в Библии это строжайше запрещено (Ефрем Сирин. Библейские комментарии. С.186).

«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его (…) Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9,4-6).

Во второй заповеди сынов Ноевых содержится запрет убийства и запрет насилия, ведущего к убийству. Исполнение этой заповеди подразумевает расследование убийства и наказание за него в поселениях сынов Ноевых.

«Бог взыскивает крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть; потому повелел побивать камнями даже вола, который забодает человека. Взыщет и при конце [мира], потому что в день воскресения звери возвратят пожран­ную ими плоть человеческую. Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и сии слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека»[9].

Здесь же сказано, а вернее, повторено, нечто очень важное: «Ибо человек создан по образу Божью». Образ Божий – это то, что присуще человеку от рождения, независимо от его дальнейшего развития; греховность может затмить, помрачить этот образ, но не в силах уничтожить его. Образ Божий, т.е. совокупность духовных качеств человека, сохраняется постоянно. Если подобия, т.е. уподобления, Создателю своему человек должен достигать, то образ - это нерушимая данность. Любой человек, каким бы преступным он ни был, без суда не должен быть убит, ибо человек создан по Божьему образу.

И сказал Бог Ною и сынам его с ним: Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас... Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли (Быт.9,8-11)

В этих словах не только обетование того, что всемирный потоп не повторится, но также и предупреждение человечеству: ведь завет, союз двух договаривающихся сторон, действителен, когда обе стороны соблюдают его условия. А значит, если люди будут милосердны друг ко другу и к животным, то и Господь не будет допускать на земле катастроф и ужасов. Жестокость и немилосердие возбуждают гнев Божий, и это отражается на природе: именно поэтому человечество бывает наказано тем, что оно само совершает.

Видимым знамением завета полагается "дуга в облаках", т.е. радуга, сопутствующая обыч­но дождю и которая, соединяя, подобно мосту, края земли друг с другом и землю с небом, символизирует единение всех людей — сынов Ноя, а также и завет Бога с людьми, Неба с землей;

«Еврейское слово кешет значит и «радуга», и «лук». Здесь существенны оба смысла: радуга на небе – знак того, что Бог отложил в сторону свое боевое оружие»[10]. Обещание Господа милостиво относиться к греховному миру указывало на то полное примирение неба и земли, которые должно было совершаться через искупительную смерть Христа Спасителя.

Кроме того, радуга соединяет в себе семь цветов, пробуждая в людях напоминание о семи заповедях сынов Ноевых. Есть в этом и указание на семь заветов, соответствующих Семи Дням творения. Вот эти семь заветов: завет с Адамом, завет с Ноем, завет с Авраамом, завет с народом израильским, заключенный при Моисее, завет с Давидом, Новый Завет Иисуса Христа и наконец Вечный Завет, в который предстоит войти человечеству в будущем, уже в Царстве Божьем (ср. Ос.6,7; Быт.9,8-9; Быт.17,1-7; Исх.24,6-8; 2Цар.23,1-5; Мф.26,28-29; Иез.37,26-28).

 

***

Что же означают имена сынов Ноевых — Сима, Хама и Иафета? Воспоминания об этих предках человечества сохранились в памяти многих народов. Например, в преданиях древних греков Иафет (Япет) — это отец титана Прометея; народы Ближнего Востока пере­дают легенды о «Симе и Хаме» — прародителях белокожих и темно­кожих жителей своего региона. Значение имен таково: Сим - <Шем> — «имя», «слава», Хам — «жар», «страсть», «горяч­ность»; Иафет <Иафёт> — «красота», от <йафэ> — «красивый», а также «распространение», «расширение» — от глагола <пата> — «давать простор».

Имена в Библии не даются случайно: имя заключает в себе судьбу своего будущего носителя, говорит о главном его предназначении, о главных свойствах его души. По преданию, древних патриархов в момент наречения ими имен своим детям осенял Дух Божий.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. (Быт.9,18). Ханаан — <Кенаан> — «подчиненный» — еще одно имя, кото­рое здесь упоминается, — происходит от глагола <кана> — «поко­ряться», «унижаться», «подчиняться».

Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник (Быт.9,19-20)

Может быть, Ной, будучи первым виноградарем на земле, не ведал, что вино опьяняет? Однако хотелось бы привести иное толкова­ние этого эпизода. Дело в том, что в Библии вино — символ экстаза, слияния с Богом, духовной радости. Вспомним, например, Песнь Песней, где невеста обращается к жениху с такими словами: «Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино» (Песн.2, 1-3)

Уже в древние времена эти слова понимались мистически. В мидраше (иудейском аллегорическом толковании), восходящем к на­чалу новой эры, дается такое объяснение. «Влеки меня, мы побежим за тобою»: Господь привлекает душу человека, и душа устремляется в молитвенном экстазе, покидая на время тело, на встречу с Господом. «Царь ввел меня в чертоги свои»: Господь открыл душе невидимый, духовный мир, и она вошла в эти таинственные чертоги Господни. «Будем восхищаться и радоваться тобою»: восхищение и радость — это признаки глубочайшего религиозного экстаза. «Превозносить ласки твои более, нежели вино»: если «вино» — это первоначальный момент «опьянения» души близостью Божественной сущности, то «ласки» — это более сильное соприкосновение, или мистическое соединение, души с Богом.

В другом месте Песни Песней говорится: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь» (Песн.2,2-4) «Дом пира» - <бейт гайошиш — буквально «дом вина». Этот стих также объясняется, как описание мистического соединения души человека с Богом, или духа человеческого с Духом Святым.

Теперь возвратимся к тому, что произошло с Ноем: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт.9,20-21)

Ища объяснения этому эпизоду, мы должны помнить, что Ной - праведник, единственный, удостоившийся со своей семьей спасения от потопа, святой, пророк, которому были открыты будущие события. Поэтому трудно представить себе, что он в буквальном смысле «напился допьяна». Гораздо вероятнее в связи со сказанным выше, что он испытал сильный и глубокий молитвенный экстаз при общении с Богом и пребывал в этот момент в состоянии пророчества. Мы знаем, что пророки, когда они получали прямые указания от Бога (вспомним, что, «пробудившись от вина своего», Ной каким-то образом узнал, что сделали с ним его сыновья; очевидно, он узрел это в пророческом наитии), пророки нередко вели себя странно, необычно. Дух человека, воспаряя в высшие сферы, общаясь с высшим миром, порой, как известно, теряет контроль над телом, и внешне может показаться, что такой человек «безумствует» (1Кор.14,23). В Библии есть подобные примеры: пророки порой ходили в разорванной одежде или обнаженными, выкрикивали угрозы или предвещания, и т.п. (см. Ис.20,2-4; Мих.1,8; Иез.4,15-16; 1Кор.2,14).

В связи с таким пониманием «опьянения» Ноя получает иное объяснение и образ насажденного им «виноградника». Этот образ «виноградной лозы» проходит сквозь многие библейские пророчества и притчи, символизируя народ Божий, общение Бога с человеком (Ис.5,1-17; Иер.2,21; Пс.79,9-16; Мф.21,33-43; Ин.15,1-8).

И вот, Хам надсмеялся над Ноем, увидев его в состоянии экстаза. Он вошел в шатер и, будучи человеком плотским, грубым, руково­димым не духовным, а животным началом, не понял, что происходит с Ноем, стал издеваться над отцом своим, которому был обязан не только жизнью, но и спасением от потопа. Апостол Павел впослед­ствии предупреждал людей духовных, впадающих в молитвенный экстаз: «Если... войдут к вам незнающие или неверующие, — то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1Кор.14,23)

Так, очевидно, поступил и Хам; он смеялся, решив, что отец пре­ступил границы приличия: «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт.9,22)

Здесь может идти речь не обязательно о наготе в буквальном смысле: под «наготой» в Библии понимается также беззащитность, чрезмерная открытость; например, говорится о разведчиках, «высмат­ривающих наготу» вражеской земли, т.е. ее уязвимые места (Быт.42,9,12). В таком беззащитном, отрешенном состоянии «не от мира сего», в экстазе Хам и застал отца. Смеясь, он рассказал об этом братьям своим, как о чем-то непристойном.

Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. (Быт.9,23)

Два брата явили такт и благородство, присущие им, понимание высокой духовной реальности, переживаемой отцом в молитве. Итак Хам показал себя человеком чисто плотским; а Сим и Иафет, как мы дальше увидим, воплощают в себе остальные два типа людей: человека духовного — Сим, и душевного, но достигшего высокого уровня развития — Иафет.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его (Быт.9,24) Проснувшись, Ной уже знал это, ибо дух его, бодрствуя в молитве, хотя и потерял власть над телом, но видел все происходящее. Поэтому дальше следует удивительно точное предсказание будущих событий, пророчество Ноя о всемирной истории, которое мы подробнее рас­смотрим.

Ной возглашает: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9,25-27)

Пророчество краткое, но в нем — грядущие века и тысячелетия человеческой истории. Начнем с самого начала: «И сказал: проклят Ханаан...»

«В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же - на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним менъший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под сы­ном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя про­клят Ханаан не по всей справедливо­сти, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против спра­ведливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался до­стойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслужива­ющего»[11].

Итак, по преданию, Ханаан принимал непосредственное участие в издевательстве Хама над Ноем. Кроме того, самого Хама не мог Ной проклясть, потому что Бог, при выходе из ковчега, благословил и его в числе остальных сыновей Ноя. А кого Бог благословил, того про­клинать запрещено. Однако если мы пристальнее вглядимся в слова Ноя, то увидим, что это не столько проклятие, сколько предсказание участи Ханаана и его потомков. От Ханаана непосредственно, физически произошли народы, населявшие Палестину до прихода туда евреев (ханаанеи, или финикийцы), а также ряд других народов Средиземноморья и Африки. В духовном же смысле, к Ханаану восходят все те, кто уподобляется ему своим отношением к родителям и вообще ко всему святому: циники, святотатцы, кощунники, наглецы. Поэтому пророчество Ноя: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих», — осуществляется как исторически, так и психологически. Рассмотрим историческое осуществление слов Ноя.

Потомки Хама и Ханаана многократно пребывали в рабстве: вспомним порабощение ряда африканских народов в древности, в средние века и даже в Новое время. Конечно, это физическое порабощение одних народов другими - факт весьма печальный. Однако «духовные потомки» Ханаана всегда являются рабами, потому что тот, кто насмехается и унижает других, тот позволяет, чтобы насмехались и над ним, унижали его самого; тесная связь тирании с раболепием достаточно известна.

«Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему». Ной назвал Господа Бога «Богом Сима». Почему? Потому что от Сима должны были произойти служители этого Бога — «народ священников», т.е. народ израильский (ср. Исх.19,6). От семитов распространилось Богопознание: все три великие монотеистические религии — Иудейство, Христианство и Ислам — получили начало среди потомков Сима (Иудейство и Христианство - среди народа еврейского; Ислам — среди народа арабского, тоже восходящего к Симу). Таким образом, Симу, в соответствии с его именем — Шем («имя», «слава»), было вверено познание имени Божьего (>Гашём> — «имя Божье»), и возвещение народам славы Божьей. Сим есть провозвестник истинной веры, высшей духовной жизни, он – человек духовный.

Хам, отец Ханаана, в соответствии со значением его имени («жаркий», «страстный»), — человек, живущий страстями, внутрен­ним накалом (вспомним характерные черты африканского искусства, вспомним африканскую музыку, пляски, экспрессивные песни и обряды, — все они связаны с избытком страстности, с горячностью темперамента).

Наконец Иафет в соответствии со своим именем («красивый» и «распространяющийся») — это прародитель народов, которые призва­ны умножать красоту и гармонию, а также очень широко расселиться на земле, сохранять в течение целых эпох преобладание, господствую­щее положение в мировой цивилизации.

Но стих: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ому», — имеет и более глубокий смысл. «Ханаан же будет рабом ему» — кому же именно: Богу Симову или самому Симу? Этот стих можно прочитать и понять по-разному, ибо в нем скрыта двойствен­ная возможность осуществления пророчества. Если Ханаан покается и обратится к Богу, то будет рабом Богу Симову; если же не покается, то будет рабом самому Симу (как это и осуществилось исторически).

Далее Ной говорит: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Здесь игра слов: само имя «Иафет» происходит от глагола «пата» — «расширять», «распространять». Иафет стал предком индоевропейской семьи народов, огромной, игравшей доминирующую роль в мировой цивилизации в течение многих веков. Эта семья народов распространилась по свету, как никакая другая, и до сего дня занимает первенствующее положение в мире. Сыны Иафета — древние арии — населяли Иран и Мидию, в половине II тысячелетия до н.э. покорили Индию. На индоевропейских языках говорили жители Хеттской страны и ряд других народов Передней Азии. Потомками Иафета создана цивилизация Греции; ее распространяла по разным странам империя Александра Македонского, а затем и Римская империя.

Осуществилась и вторая часть пророчества: «...И да вселится он в шатрах Симовых...» «Шатры Симовы» — это образное название тех мест, где проповедуется имя Божье и Его Закон: название тех домов собраний, синагог, молитвенных домов, где имя Божье прослав­ляется потомками Сима. Именно в эти «шатры» должен будет «вселиться» Иафет, т.е. его потомки должны были принять Едино­божие, дабы соборная душа их могла «обитать в Симовых шатрах». И действительно, индоевропейские народы от семитов получили Богопознание; они приобщились к библейской вере и через принятие Христианства таинственно соединились с потомками Сима в поклоне­нии Господу.

Об этих «шатрах Симовых» впоследствии говорил провидец Валаам, когда увидел сынов Израилевых, вышедших из Египта: «Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; Польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды» (Числ.24,5-7)

Здесь говорится уже о «шатрах Иакова», ибо из всех потомков Сима именно на сынов Иакова, т.е. Израиля, была возложена в то время миссия - проповедовать Монотеизм. Эти «шатры» приносят народам новую духовную жизнь. Они сравниваются поэтому с оживляющими землю потоками вод, с деревьями, дающими тень и плоды. Жизнь вечная через эти «шатры» подается народам. Итак, слова: «Да распространит Бог Иафета» — относятся к физическому процветанию, а продолжение этих слов: «И да вселит его в шатрах Симовых» - к духовному величию будущих индоевропейских народов, когда они примут веру от детей Сима.

Шем (Сим) — это священник, духовный человек, поэтому все его дела, помыслы, слова должны быть устремлены ввысь, к Богу. Хам — человек плотский, поэтому его помыслы направлены на физическую сторону бытия. Наконец Иафет — не только душевный человек, но и носитель красоты, гармонии. Недаром классическим образцом народа, происходящего от Иафета, уже в древние времена считали греков, хранителей красоты, обладателей прекрасного языка и прекрасней­шего искусства. В отличие от пластического образа мира, апеллирую­щего к зрению, созерцанию и свойственного сынам Иафета, детям Сима более присуще «слуховое» восприятие вселенной. Искусство слова, пророчество, поэзия, книга — главное в их цивилизации. И эти особенности восприятия и творчества заложены уже в самих именах Сима и Иафета.

Каждый из сыновей Ноя имеет и свою «ориентацию» во времени: Симу свойственно желание «оставить имя», «закрепить свое имя» в памяти. А этому соответствует ориентация на прошлое, обращенность к прошлому. У народов семитской культуры идеал находится в прошлом. Предки-патриархи считаются недосягаемым примером мудрости, благочестия, величия как в Библии, так и у древних народов Междуречья. То же наблюдается и в арабской культуре. Языковые данные говорят о том, что и в вавилонской культуре, и во всех семитских культурах человек представляется обращенным лицом к прошлому, а спиной - к будущему. Так, например, по-древне­еврейски <лефанйм>, буквально - «перед лицом», означает «раньше», «прежде», «перед этим», «в прошлом». А слово <ахар>, буквально — «сзади», «со спины», «за спиной» — означает «после того», «вслед за тем», «позже». Таким образом, то, что про­изойдет в будущем, находится как бы «сзади», а то, что было в прошлом — «перед лицом». Духовный взгляд потомков Сима обращен в прошлое, где они созерцают образцы благочестия древних патриар­хов и то райское состояние человечества, возвращение к которому — великая мечта пророков.

Взгляд же сынов Хамовых обращен к настоящему: ощутить, пережить, запечатлеть полноту мгновения — вот девиз музыкального и изобразительного искусства потомков Хама по плоти — африканцев. А «символ веры» духовных его потомков — «улучить момент», «не упустить своего», получить чувственное наслаждение.

Взгляд сынов Иафетовых направлен в будущее: «распростране­ние», т.е. забота о будущем, а также создание красоты — вот стремление сынов Иафетовых. Развитие наук и искусств, технические достижения — все это обращено в будущее. Три великие отрасли человечества призваны жить в гармонии и дополнять друг друга, именно поэтому они по-разному «ориентированы» во времени...

Интересно, что библейские имена содержат также возможность прочтения их наоборот, с конца. В нашем случае такое прочтение может указывать на то, что угрожает каждому из сынов Ноевых, если он не осуществит возложенную на него задачу, станет жить «наобо­рот», противясь своему призванию. Прочитав с конца имя «Шем» (Сим), мы получим слово <маш>, от глагола <муш>, что значит «сдвигаться с места», «уходить», «исчезать», «отставать», «пере­селяться», «выселяться»: потомков Сима, если они изменят своему предназначению, ждет выселение и переселение, как, например, это неоднократно случалось с сынами Израиля. Прочитав наоборот имя «Хам», мы получим слово <мах>, от глагола <маха>, что озна­чает «стирать», «изглаживать», «истреблять», «уничтожать». Госу­дарства, создававшиеся, например, потомками Хама в Африке, часто бывали недолговечны и исчезали, как только их жители погрязали в беззакониях.

Если же прочитать с конца имя «Иафет», то получится слово <пэти>, что означает «простец», «глупец», «неразумный», «недально­видный»; потомки Иафета, если они изменяют своему призванию «распространяться» в познании и умножать красоту в мире, стано­вятся «глупцами», способствуя собственным злоключениям в сферах духовной и социальной. Итак, если человек не верен своему призва­нию и осуществляет его «наоборот», то и «имя» — его судьба — начинает «читаться наоборот».

В десятой главе Книги Бытия содержится знаменитая «таблица народов». Такой классификации народов нет ни в одной древнем памятнике литературы или истории. Напрасно мы будем что-нибудь подобное искать в текстах развитых древних цивилизаций не только Шумера и Аккада, Египта, Индии, Китая, но даже Греции и Рима дохристианских времен. Завершается эта «таблица народов», или генеалогическое древо человечества, следующим стихом: «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа» (Быт.10,32)

Библия содержит очень явные предостережения против какого бы то ни было расизма, ясное повеление относиться к каждому человеку, как к самому себе. Древнеизраильское общество Законом Божьим обязывалось относиться ко всем пришельцам, как к коренным жителям и, мало того, «любить их, как себя» (Лев.19,34). «Один Закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх.12,49) «Один Закон» - это и одинаковый суд, и полное равенство в религиозном и гражданском отношении, чего не знало никакое иное древнее общество.

Более того: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев.24,22) В приведенном стихе пришелец поставлен даже раньше туземца: он ведь менее защищен, и поэтому нуждается в более мягком и снисходительном отношении. Здесь утверждается, что Господь являет­ся в равной мере Богом и пришельца, и туземца.

«И если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете» (Числ.15,14) Здесь содержится предсказание о будущем обращении многих сы­нов Ноевых к служению Единому Богу. Ни один человек из потомков Ноя не отстраняется от поклонения Богу, и он должен осуществлять это поклонение так, как предписано Законом сынам Израилевым. «Для вас, общество Господне, и для пришельца, живущего у вас, устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом; Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Числ.15,15-16)

Итак, во всех абсолютно отношениях пришелец и туземец равны пред Богом и друг перед другом. Поэтому «таблица народов» — еще и некая «предпосылка» обращения человечества к Богу, некое «предисловие» к этому обращению.

Иафет, праотец индоевропейской семьи народов, родил Гомера (возможно, имя его повторяется в имени великого греческого поэта). Некоторые исследователи связывают с именем «Гомер» название кимвров. Большинство комментаторов видит в Гомере олицетворение древних предков германских племен. Магог — предок скифов (Иез.38,1 и 15). Мадай — праотец индийцев: расшифровка клинописных памятников доказала, что мидийцы — народ индоевропейской семьи. Иаван — это греки, ионийцы; Тувал — это древний народ тибаренов между Черным и Каспийским морями. Мешех - древний народ Закавказья (мосхи), чье имя связано с названием Месхетия (область Грузии). Существует очень интересное предание, что <Мёшех>, буквально - «охапка», «охваченное руками», по-гречески — <Мосох>, внук Ноя — дойдя до далеких «северных пределов», основал поселение, названное его именем, на территории будущей Москвы. Этимология имени нашей столицы и по сей день в точности не выяс­нена, есть разные теории на этот счет, и вот еще одна, возводящая имя Москвы и поселение в ней человека к послепотопным временам. С этой точки зрения, имя «Мешех» - пророческое: городу, как известно, предстояло в далеком будущем «собирать в охапку», объединять вокруг себя русские земли...

Тирас — предок фракийцев, принадлежащих также к индоевропей­цам: Тирас — Фракия. Дальше идет перечисление сынов Гомера и Иавана - предков различных германских и греческих племен. «От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт.10,5). Выражение «острова народов» указывает на острова Средиземного моря, населенные эллинскими племенами.

Далее перечисляются сыны Хама: Хуш (Куш) — народы Северной Африки; Мицраим — Египет; Фут (Пут) — предок ливийских племен; Ханаан — праотец ханаанеев, или финикийцев, о котором мы уже говорили.

Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле (Быт.10,8) Словом «силен» переведено древнееврейское <гиббор> «богатырь», «предводитель». Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар (Быт.10,9-10)

«Сеннаар» (Шинар) - это Шумер. Нимрод называется здесь первым послепотопным царем, притом, очевидно, беспощадным тираном, обращавшимся с подданными, как охотник со зверьми, — «сильный зверолов пред Господом». Его имя означает «мы восста­нем», «мы поднимем мятеж» — от глагола <марад> -- «возму­щаться», «восставать», «досаждать». По преданию, именно он и был предводителем строителей Вавилонской башни, восставшим против Бога, досаждавшим Ему своим нечестием. По тому же преданию, он ловил не только зверей (кстати, очевидно, в подражание ему вавилон­ские и ассирийские цари в течение веков изображались на барельефах и печатях охотящимися на зверей). Нимрод «ловил» еще и души людей. Если допотопные тираны, дети сынов Божьих, сошедших к дочерям человеческим, действовали только насилием, то тиран после-потопных времен, Нимрод, действовал, по-видимому, еще и убежде­нием. Опытный «уловитель душ», он соблазнял людей своим учением, тонко придуманной идеологией, заставляя следовать за ним, участвовать в его нечестии, отступать от Бога. Выражение «пред Господом» (в оригинале — «лифней Гашем») можно понимать и как «против Господа». Нимрод построил Вавилон, а значит, и знаменитую Вавилонскую башню, о чем сказано в начале 11-й главы. Перечислен­ные в связи с царством Нимрода города Древнего Междуречья обнару­жены археологами. Раскопки Вавилона, Эреха (или, как его называли шумеры, Урука), Аккада (древнейшей столицы семитических жителей Северной Месопотамии), а также Халне (Калне) доказали политичес­кое могущество и экономическое процветание этих городов с четвер­того по второе тысячелетие до новой эры.

Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию (Быт.10,11) Ассур (Ашур) - это предок ассирийцев, который был потомком Сима и «вышел из этой земли», т.е. по-видимому, не захотел подчи­няться Нимроду. Шумеры говорили не на семитском языке; о Нимроде мы читаем, что он — потомок Хама, а не Сима: Нимрод происходит от Хуша. А вот Ассур, являясь потомком Сима, «вышел из этой же земли». Археологические исследования доказали, что, действительно, в Междуречье уже в древнейшие времена на юге жили шумеры, а на севере — семиты.

Сим — старший брат Иафета и реально, и прообразно, потому что именно от древних семитских цивилизаций к иафетидам, т.е. к индоевропейцам, перешли основы культуры, не говоря уже об основах Богопознания. Но Сим называется не только старшим братом Иафетовым — он называется еще и отцом всех сынов Еверовых. Евер — эto один из предков Авраама, и в честь него как великого праведника, назван, по преданию, народ еврейский. От Ноя к Симу, а далее через Евера к Аврааму перешли основы Богопознания; собственно говоря, никогда богооткровенная традиция на Земле не прерывалась, и праведный род не пресекался. Если мы сопоставим годы жизни библейских патриархов, допотопных и послепотопных, то увидим преемственность между ними, эту «цепочку праведников», проходящую сквозь все поколения, обеспечивая непрерывность проро­ческой традиции. Важнейшую роль здесь сыграли Сим и Евер.

Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам. (Быт. 10, 22)

Елам (Элам) — древнейшее государство, занимавшее часть нынеш­ней территории Ирана. Археологические раскопки XX века доказали, что цивилизация Елама первоначально была основана семитами, кото­рые затем смешались с индоевропейцами. Жители Елама создали уникальную древнюю культуру.

Ашур — эпоним Ассирии — один из великих народов древности, уцелевший доныне. Ассирийцы до сих пор живут в разных странах - Ираке, Турции, Иране и других, в том числе и в России. В Библии есть пророчество о судьбе этого народа, о крушении его царства и о его будущем рассеянии по разным странам: «Спят пастыри твои, царь Ассирийский... народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его» (Наум.3,18)

Интересно, что это первый народ, принявший Христианство еще в I в. н.э. После этого ассирийцы были лишены остатков политической самостоятельности, гонимы, истребляемы, но не отреклись ни от своей древней культуры, ни от Христианства. Важное пророчество об этом есть в Книге Даниила. В видении Даниил узрел Ассиро-Вавилонскую империю в образе льва с орлиными крыльями: крылатый лев, или грифон, был одним из символов Ассиро-Вавилонии. И Даниил говорит: «Я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему» (Дан.7,4)

У ассирийского народа «были вырваны крылья», т.е. отнята мощь, отнята государственность, которой ассирийцы не имеют и по сей день; «и он поднят был от земли», т.е. оторван от низменного, деспотического, агрессивного образа жизни, возвышен духовно; «и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему», - с принятием Христианства этот народ поистине получил «человеческое сердце», хотя и остался беззащитным как человек по сравнению со львом. Ассирийцы после этого создали одну из важнейших ветвей христианской культуры и письменности, так называемую «сирий­скую» разновидность Христианства, единый культурный ствол которой разделяется на три ветви — Сирийское Православие, Несторианство и Иаковитство. Они распространили Христианство среди многих племен Средней Азии, их миссионеры дошли до Китая и Индии. Индийские христиане именно от ассирийцев приняли основы своей веры. Так исполнилось таинственное пророчество Даниила о превра­щении льва в человека.

Имя «Арфаксад» некоторые толкователи производят из санскрита, и тогда оно может быть понято как «близкий к ариям», т.е. отно­сится к народу, жившему на северо-западе Месопотамии, между арий­скими и семитскими племенами, между хеттами и арамейцами.

Луд — это Лидия, страна в Малой Азии (вспомните лидийского царя Креза, который похвалялся своими богатствами). Арам — арамейцы, в древности один из самых влиятельных и распространен­ных народов семитской семьи. Арамейский был государственным языком Ассирии в последние годы ее существования, а впослед­ствии — официальным языком империи Ахеменидов. Он был распро­странен от Египта до Индии, от Аравии до Закавказья. Арамейцы, восприняв древнееврейско-финикийский алфавит, передали его, в своем варианте, большинству народов Передней и Средней Азии и Индии. К арамейскому восходят такие алфавиты, как арабский, все индийские, грузинский, армянский и многие иные.

Всего же в «таблице» перечислено семьдесят народов, которые названы впоследствии «языческими» (т.е. говорящими на разных языках после Вавилонского столпотворения). Существовал, однако, и народ, сохранивший древнейший язык — язык Адама и Ноя. В этом народе по «цепочке праведников» и передавалось Богопознание. Имеются в виду потомки Сима через Евера и Авраама, впоследствии составившие народ израильский, или еврейский. В 11-й главе пере­числяются предки Авраама: Сим, Арфаксад, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра. В честь семидесяти народов мира в Иерусалиме в праздник Кущей, согласно Закону Божьему (Числ.29,12-39), приносили в жертву семьдесят тельцов - по тельцу за каждый народ, дабы процветали и были благословенны все потомки Ноя, где бы они ни жили...

Тема 15.

Вавилонское смешение (Быт.11,1-9).

 

На всей земле был один язык и одно наречие (Быт.11,1). Выражение <сафа эхат> можно перевести и как «язык один», и как «полное согласие», а <дварйм ахадйм> — и как «слова общие», и как «дела общие», и как «слова немногие». Возможно, людям еще достаточно было «немногих» слов для того, чтобы «окликнуть» и потом без слов понимать друг друга. Так, по-видимому, это делают птицы: они издают всего несколько мелодических звуков и тем не менее прекрасно общаются.

В современном языкознании существуют две основные теории происхождения языков: первая утверждает, что все ныне существую­щие языки произошли от единого праязыка, как об этом и написано в Книге Бытия в 11-й главе; и эта теория получает все больше подтверждений. Вторая же говорит, что языки возникли в разных точках земного шара, при этом некоторые из них прошли одни и те же процессы изменения, друг с другом пересекались, смешивались, но изначально единого центра не имели. Однако эти лингвистические теории связаны с другим важнейшим вопросом — с проблемой моно­генизма или полигенизма самого человека. Понятно, что полигенизм, утверждая, будто расы и народы произошли из разных центров, от изначально разных предков, может легко привести к расизму, а моногенизм подрубает самые корни расизма.

Понятно также, что библейское учение о человеке утверждает единство происхождения как всех людей, так и их языков. К настоящему времени научно доказано родство нескольких крупней­ших семей человеческих языков. Языки индоевропейские, семито-хамитские, алтайские, уральские, картвельские и дравидийские — эти шесть семей, чье родство доказано, восходят к так называемому «ностратическому» языку (от латинского noster — «наш»).

Нет сомнения, что в свое время будет доказано и родство остальных языков Земли. Опыты, проводимые с людьми, погружае­мыми в глубокий гипнотический транс, показывают, что эти люди начинают иногда говорить на незнакомых языках. И некоторые образцы их речи соответствуют корням «ностратического» языка, вос­станавливаемого современными лингвистами. Возможно, этот язык каким-то образом хранится в нашей памяти. Но и «ностратическому» языку предшествовал первоначальный язык всего человечества.

«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (Быт.11,1-3) Раскопки, проводившиеся в Междуречье, свидетельствуют о том, что на этой родине послепотопного человечества строили именно из кирпичей, обожженных огнем, и смолу использовали как известь.

«И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11,4) Если слова «построим себе город» могут пониматься как замысел создания единой, всечеловеческой цивилизации, то следующие за ними слова: «И башню, высотою до небес» — относятся уже к «сооружению» какой-то особой, претендующей на объяснение всех тайн земли и неба, идеологии. Эта идеология совмещает в себе стрем­ление к деспотической власти человека над природой, путем развития технократической цивилизации, с сознательным противлением воле Бога. Руководил этим «строительством» царь Нимрод, «началом царствия» которого был Вавилон; «великий ловец пред Господом» - он улавливал людей, дабы они поклонялись ему, а не Богу, дабы они признали его самого и творцом, и царем. В Талмуде и в Коране сохра­нились предания о том, как предстал Авраам, исповедник Монотеизма, пред Нимродом, который сказал ему: «Неужели ты не признаешь, что я — бог?» - «Нет, - ответил Авраам. - Господь есть Творец всего». - «Нет, я творец всего», -- сказал Нимрод. - «Но ведь Господь дает и жизнь, и смерть». - «И я, кого хочу, оставляю в живых; кого хочу — убиваю». Тогда Авраам сказал ему: «Господь поднимает солнце с востока; подними его с запада...» И в злобе Нимрод велел ввергнуть Авраама в огненную печь, откуда он был спасен ангелом Господним...

Итак, Нимрод руководил постройкой Вавилонской башни. Но для того чтобы строить башню высотой до небес, нужно огромное, строго организованное общество с разделением труда: для этого нужны строители-рабы, надсмотрщики над ними, начальники над надсмотр­щиками, архитекторы, инженеры, развитая денежная система для их оплаты, высокий уровень знаний теоретических и практических и т.д. Впоследствии храмы, по всей видимости, возводившиеся в подра­жание Вавилонской башне, назывались в Междуречье зиккуратами; считались они местами откровения богов, «домами для богов». Это — своеобразные многоступенчатые квадратные пирамиды (отличавшиеся основанием от треугольных египетских); этажи были разного цвета, и на вершине помещалась та «обитель богов», где верховный жрец с ними «встречался». Этажей обычно было семь, но, очевидно, у самой Вавилонской башни этажей было несравненно больше, раз она замыш­лялась «высотой до неба». И вот, все огромное общество, видимо, большинство существовавшего тогда человечества (за одним исклю­чением, о котором мы еще скажем), участвовало в этом безумном строительстве.

Это была замкнутая на себе, существующая ради себя самой материалистическая цивилизация; никакой другой цели, кроме само воссоздания и саморазвития, она не имела. «Сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». В оригинале же сказано так: «Чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли», т.е. чтобы нам держаться вместе, чтобы у нас было какое-то общее идео­логическое основание. Для того чтобы заняться этим строительством, люди, по замыслу Нимрода, должны были прежде утратить веру в Бога, ибо именно Бог указует человеку его истинное призвание; строители же башни решили все свои духовные и физические силы посвятить ее возведению. Они должны были также полностью утратить веру в бессмертие души. Что ждало их, по их собственному мнению, если они «рассеются по лицу земли»? Небытие, ничто. Одержимые страхом, опасаясь тьмы, бездны, небытия, люди соедини­лись, чтобы построить огромную башню - «сделать себе имя», завоевать славу. Таким образом, великое имя Божье, которое одно должно быть прославляемо превыше всего, бесславилось строителями. Прославляя Нимрода, они полагали, что этим «делают имя» и себе.

По преданию, настало время, когда для поднятия корзины с кирпичом на вершину башни должен был пройти целый год. Поэтому, если кирпич падал по неосторожности строителя и разбивался, строи­теля карали смертью; и все плакали, что труды потрачены зря. Если же с вершины башни срывался человек и разбивался, то никто этого даже не замечал. Вавилонская башня – прообраз современного технократизма с его отношением к человеку; она — символ антигу­манной, бессмысленной, самодовлеющей, мертвой механистичности.

Башня была задумана «высотою до небес». В оригинале буквально сказано: «А голова ее в небесах». Это значит, что «на небесах» люди старались поместить творение собственных рук, свое изобретение, свою идею, которая для них превыше всего. Вместо Бога они стреми­лись «вознести на небеса» нечто, созданное ими самими (вспомним современные космические полеты, привлекавшиеся атеистами в качестве аргументов в полемике с верующими).

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. (Быт.11,5) Здесь мы видим явный антропоморфизм. Бог представляется как бы подобным человеку: Он «сошел посмотреть», т.е. «вник», «вмешался» в дела человеческие, явно проявил Свою власть. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11,6-7)

Мы являемся свидетелями неоднократных повторений подобного «смешения языков», «распадения Вавилона» в истории. Собиралось множество народов, которые «строили башню высотою до небес»: тираническую государственность, всеподавляющую идеологию, претен­дующую на объяснение всего мира. И вдруг оказывалось, что «один не понимает речи другого»: начинались национальные столкновения, недоразумения, взаимные обвинения, взаимные убийства; люди утрачивали общий язык. И башня оказывалась недостроенной и заброшенной... В оригинале сказано даже так: «Чтобы они не слышали друг друга». Строители незавершенной башни остались потерянными, замкнутыми в себе, одинокими, но не желающими даже слышать и слушать один другого.

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11,8—9)

Бог обещал, что потопа больше не будет; Он не стал уничтожать и строителей Вавилона — Он их рассеял. Они разделились на народы и племена — поэтому они и называются по-русски «язычниками», т.е. носителями разных языков, появившихся после строительства Вавилонской башни. По преданию, из всех народов только часть потомков Сима не участвовала в возведении башни, а именно Арфаксад и его дети, одного из которых звали Фалек (Пелег), от глагола «палат», что означает «разделять», так как при его рождении языки смешались и народы разделились (Быт.10,25). Из этого рода произошел Авраам. Отстранившись от строительства башни, эти дети Сима сохранили тот первоначальный язык, на котором говорили Адам и Ной. На этом языке впоследствии и было даровано Священное Писание.

Имя «Вавилон» — <Бавэлъ> — на аккадском (ассиро-вавилонском) языке произносилось «Бабилани» и означало «врата богов». В районе Бирс-Нимруд («башня Нимрода»), или Телль-Нимруд («холм Нимрода») до сих пор существуют предполагаемые остатки Вавилонской башни, названные арабами по имени царя Нимрода. В библейском повествовании имя «Вавилон» производится от глагола <балаль>, что означает «смешивать», «приводить в замешательство». «Приведен в замешательство», был помрачен, очевидно, разум строителей башни, ведь изменение языка связано с изменением мышления. Нечто произошло в их умственных процессах, и с этим связано «смешение языков». Согласно Библии, человек имеет «мыслящее сердце», сердце принимает участие в процессе мышления. Для Библии обычны такие выражения, как «помыслил в сердце своем», «сказал в своем сердце». Слово же «сердце» - левав — представляет собой слово «Бавель» (Вавилон), прочитанное наоборот. А это значит, что «перевернулось сердце», «перевернулся разум» людей, замысливших строить башню, и получилось «смешение» - город Вавилон. Внешние события, согласно Библии, суть проекции и образы внутренних процессов, совершающихся в духовном мире человека... В «Божественной комедии» Данте описаны мучающиеся в аду гиганты, которые произносят «невразумительные слова» на «смешанных языках», это те, кто участвовали в строительстве Вавилонской башни. Между ними находится и царь Нимрод.

В заключение необходимо указать на событие, которое призвано было наметить конец вражды и «разноязычия» людей на Земле. Когда апостолы, по указанию Иисуса Христа, собрались вместе в день Пятидесятницы, на них сошел Дух Святой в виде огненных языков; и все они «исполнились Духа, и стали говорить на иных языках, как Дух дал им провещевать» (Деян.2). В этот день в Иерусалиме было множество людей - и иудеев, и прозелитов (пришельцев) — «из всех народов под небесами». И вот, когда апостолы обратились к каждому народу на его языке, что было даром Духа Святого, все удивлялись и говорили: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» И сказал им Петр, возвысив голос: «Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.2,16-18)

Соединение людей и народов в вере — это великое действие силы и любви Божьей, Духа Божьего. Если гордость и ненависть разделяют людей, и Вавилонская башня остается всегда недостроенной, то Гос­подня сила, нисходящая на людей свыше, объединяет народы в одно целое, и поэтому Церковь, основанная Духом Святым, несокрушима. О ней сказано: «Врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Объединение, основанное на плотском, низменном начале, распадается; единство же, созданное любовью и духовным устремлением к Богу, вечно и нерушимо.

Тема 16.

Жизнь Авраама (Быт. 12-25,10).

 

Тема нашей лекции – жизнь величайшего праведника и «отца всех верующих» Авраама. Повествование о нем начинается в Книге Бытия с одиннадцатой главы: «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана» (Быт.11,26)

Фарра (имя <Тёрах> может означать «луна», «месяц»), потомок Сифа и Евера, родил Аврама, и далее говорится о том, что семья Фарры переселилась в город Харран из Ура Халдейского. Ур, город шумеров, древнейший центр человеческой цивилизации, был, таким образом, родиной пат­риарха Авраама. И вот, из Ура по каким-то причинам семья его пере­селилась на северо-запад, в Харран, тоже один из древних центров цивилизации, а также средоточие астрологии и астрономии: там жили поклонники лунного бога, ко­торый назывался Иерах (или Син), что означает «Луна».

Древние легенды повествуют, что Аврам с детства искал Единого и Всемогущего Бога, сотворившего все, и спорил с отцом, который был поклонником «воинств небесных», т.е. луны и звезд. По другому преданию, Терах со всем семей­ством своим бежал в Харран, спасаясь от тирании царя Нимрода.

Богоявлений Божьих Аврааму, начиная с призвания в Харране, насчитывают восемь.

1 богоявление: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12,1), т.е. удались от духовных традиций, унаследованных тобою от отца твоего, Тераха, бывшего идолопоклонником. «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя про­кляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12,2-3)

«И будешь ты в благословение... и благословятся в тебе все племена земные» — это благословение связано с путем, кото­рым шел Авраам, во всем полностью повинуясь Богу; и тот, кто идет по следам веры праотца Авраама, как говорит Павел в Послании к Римлянам (4,12), получает его благословение. А следует за Авраамом всякий, кто так же, как он, доверяет Богу, исполняет все Его повеления, заповеди, всем сердцем служит Создателю.

Второй же аспект благословения такой: от Авраама, от его потомства, должен был произойти тот, кто искупит грехи людей, т.е. Мессия, Христос. Именно потомок Авраама, Христос, призван будет осуществить благословление человечества. И сверх того все потомство Авраама (а к нему принадлежат как физические потомки, верные завету, так и духовные) является благословенным.

И «пошел Авраам» ровно так, как сказал Господь; он исполнял всегда все, что указывалось ему свыше; и в других местах Книги Бытия неоднократно читаем: «и сделал Авраам», «и совершил Авраам», «и пошел Авраам». Как только Бог давал ему повеление, он тотчас исполнял его безо всякого замедления, колебания и сомнения, потому что хорошо знал, Кому он предал жизнь свою и душу. А ведь Аврааму было 75 лет: представьте себе, насколько трудно переделать себя в любом возрасте; но в 75 лет, когда жизнь, казалось бы, уже прожита, когда человек стар, преодолеть себя - это величайший подвиг.

И взял Аврам с собою Сару, жену свою (и сестру от отца, но другого брака), племянника Лота, сына брата своего (Арана), и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране (Быт.12,5).

В буквальном переводе с оригинала последняя часть приведенного стиха звучит так: «...И всякую душу, которую они создали (<асу>) в Харране», ибо обращение человека в истинную веру, к Единому Богу подобно воссозданию, новому рождению его души. Аврам начал проповедь Единобожия еще в Харране, и многие присоединились к нему; поэтому, когда он вышел из Харрана, чтобы идти в землю Ханаанскую, в землю Святую, указанную ему Богом, он вышел не один, и не только с родственниками своими, но и со множеством людей, обращенных им от тьмы к свету.

2 богоявление: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили ханаанеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт.12,6-7)

Во всех местах Богооткровения, где Господь давал обетования Свои, Авраам воздвигал жертвенники. Они представляли собой камен­ные алтари, на которых приносили в жертву чистых животных, возливали елей, и у которых молились. Но это были не просто жертвенники - это были места проповеди, и окрестные жители приходили в большом количестве внимать Аврааму, который при­зывал их обратиться от грехов и служить Богу, исполнять Его запо­веди.

А жертвенник он поставил так, что Вефиль был от него на западе, а Гай — на востоке. Дело в том, что Вефиль — это по-древне­еврейски <Бейт Эль>; <бейт> — это «дом», <Эль> — это «Бог», вместе - «дом Божий»; «дом Божий» был на западе от жертвенника. А Гай, <Ай> - означает «груда камней», «место разрушения», «место опустошения», «груда развалин». Так вот, Авраам поставил свой шатер между «домом Божьим» и тем «местом опустошения», в котором в духовном смысле находилось большинство населения этой страны. Не ведая Единого Бога и поклоняясь идолам, народы Ханаана были опустошены духовно, их внутренняя жизнь была «грудой развалин». Авраам призывал их выйти из этого состояния и войти в «дом Божий». И как солнце движется с востока на запад, так и путь Авраамов вел людей от востока — «места опусто­шения» на запад, где находился «дом Божий».

Но Господь и здесь подвергает Авраама испытанию: вот он пришел в обетованную землю, но не может в ней остаться — там голод; и Авраам безропотно переходит в Египет, где в то время был хлеб. И он говорит жене своей, Сарре, чтобы она выдала себя в Египте за его сестру, потому что иначе египтяне, увидев эту необычайно красивую женщину, возьмут ее в гарем какого-либо вельможи, а Авраама убьют. И случилось так, что когда Сарра назвала себя сестрой Авраама, фараон, царь Египта, взял ее в свой гарем (Быт.12,11-15). Но дальше «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12,17)

Как же Аврам мог пойти на это и отдать жену свою в гарем фараона? Он был уверен, что Бог не оставит его нигде, никогда и ни при каких условиях, не даст фараону притронуться к жене его. Аврам знал, что все происходящее послужит к славе Божьей. В те времена всеобщего идолопоклонства фараон и весь Египет могли быть обращены к Богу только чудесами. И лишь когда Господь явился фараону во сне, обличил его за то, что он взял чужую жену в гарем свой, и поразил его «тяжкими ударами», т.е. тяжелыми болезнями, тогда-то фараон и обратился к Господу. Он рассказал обо всем проис­шедшем своим придворным, и они тоже обратились. Весть об этом пронеслась по всему Египту, и многие египтяне обратились к Господу. Часть их — те, кто навсегда отказался от идолослужения — вышли из Египта вместе с Авраамом и присоедини­лись к его роду: Библия говорит о них, называя их «рабами и рабы­нями» Авраама (Быт.12,16).

И вот, фараон призывает Аврама и говорит ему: «Что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. Забирай свою жену (…) и уходи» (Быт.12,18-19). Теперь Аврам возвратился из земли Египетской в Ханаан весьма богатым человеком.

В 13-й главе говорится о том, что между слугами Аврама и слугами племянника его, Лота, начались споры. Дело в том, что земля была «непоместительна» для стад Авраама и Лота — у каждого из них к тому времени были огромные стада, и стали спорить их пастухи. Авраму этот спор был совершенно не нужен, он не хотел, чтобы окрестные жители, между которыми он пропове­довал имя Божье, видели какие-то раздоры между ним и его племян­ником.

Аврам произносит очень важные слова: он просит Лота отделиться, и если Лот пойдет налево (а левая сторона является символом неправильного пути (например, по-русски «правда», «правильный» происходят от слова «правый»), то Авраам пойдет направо. «...А если ты направо, - продолжает Авраам, - то я налево». Иначе говоря, если ты, Лот, скажешь, что ты идешь «направо», что ты во всем прав в глазах своих, то мне с тобой не по дороге, я лучше уж «налево» пойду, только бы мне повиноваться Божьему голосу. Понятно, что пастухи Лота не стали бы проявлять строптивость наперекор своему господину. А значит, Лот, бывший свидетелем явного благоволения Божьего к Аврааму, решил, все же, избрать свой собственный путь. Он не просит Авраама о том, чтобы остаться при нем:

«Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (Быт.13,10-11)

Лот не посоветовался с Богом, не обратился к Нему в молитве, не призвал Его на помощь, не попросил дать какой-либо знак - он избрал сам свой путь; избрал для поселения города Содом и Гомор­ру — самые грешные города пред Господом; он задумал обратить их своей проповедью, хотя благословения свыше на это не имел. Он дей­ствительно был человеком праведной жизни — мы знаем об этом из Библии: «И если (Бог) города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) — То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых» (2Петр.2,6-9)

Так вот, хотя Лот здесь и назван «праведником», который в грешных городах призывал людей к Богу, — но он проповедовал от себя, без Божьей помощи; он хотел исключительно своей правед­ностью обратить жителей Содома; а в результате получилось так, что и сам Лот со своей семьей едва спасся из погибающего города, — даже зятья его не спаслись, и никто не спасся из жителей Содома и Гоморры ни духовно, ни даже физически, потому что без силы Божьей, без помощи Божьей проповедовал Лот.

А земля, которую избрал Лот, была очень красива, она «ороша­лась, как сад Господень», была подобна раю. И лишь грехи ее жителей привели к тому, что Бог ниспроверг эти города, и райская земля превратилась в Мертвое море.

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом.

3 богоявление: И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него» (Быт.13,13-14) Пока Лот был вместе с Авраамом и они составляли одну семью, Бог не давал полного и обширного обетования Аврааму. Если бы оно было дано тогда, то оно касалось бы и Лота, а Лот не был достоин его наследовать. И лишь когда Лот отделился, Авраам услышал слова Божьи: «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчи­тать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» (Быт. 13,14-16)

В другом месте об обетовании Божьем Аврааму мы читаем: «Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. ...Столько будет у тебя потомков» (Быт.15,5)

В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авра­ама израильтян, измаильтян, мадианитян и др.

Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апос­тол Павел (Гал. 3,7, ср. Рим. 9,6,7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем, как Царство славы, которому не будет конца.

Потомство Авраамово уподобляется песку и звездам, что имеет глубокий смысл. Впоследствии объясняли это так: если потомство Авраама будет праведно, будет следовать заповедям Божьим, руковод­ствоваться голосом Духа Божьего, то оно подобно будет звездам, сияющим во тьме, просвещающим народы; если же оно отступит от заповедей Божьих и не будет слушаться голоса Духа Божьего, то станет подобно песку, попираемому людьми (в оригинале стоит слово «прах» — «афар»). И эти два состояния потомства Авраамова – уподобление его «звездам» или «праху» — могут чередоваться в зависимости от покорности Творцу или противления Ему.

«Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу» (Быт.13,17-18) Слово <Мамрё>, название дубравы, созвучно с арамейским <Мемра> — «слово». Это место, где являл Господь Аврааму свое Слово, и где Авраам слово о Боге распространял. Другая дубрава, связанная с проповедью Авраама и располагавшаяся близ Сихема, называлась «Море», что значит «учитель»: там Господь учил Авраама, а Авраам учил людей. Великий патриарх, живущий в шатрах, переходящий со стадами своими с места на место и пропове­дующий, был назван «другом Божьим» или «возлюбленным Божьим» (Ис.41,8).

Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1-12). Освобождение Авраамом своего племянника (13-16). Встреча и благосло­вение Авраама Мелхиседеком (17-24) (Быт. 14)

И было в дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, Пошли они войною против» (Быт.14,1-2) и перечисляются цари Содома, Гоморры и окрестных городов. Четыре царя из Междуречья пошли войною на местных ханаанских царей. До систематических раскопок в Междуречье и до расшифровки клино­писи в середине XIX века имена этих царей считались легендарными; но теперь все четыре имени царей Месопотамии найдены на клинопис­ных табличках. Так, Амрафел - это знаменитый царь Хаммурапи, провозгласивший свои законы от имени бога Шамаша (солнечного бога); нашли в надписях имя Кедорлаомера, царя Еламского, и обнаружили местонахождение государства Элам. Все эти имена исторические; но кроме того, они имеют еще и символический смысл.

Значения имен этих царей таковы: <Амрафёл> - «различающий слова»; <Ариох> — «поражающий львов»; Кедорлаомер — «живущий для господства»; и <Тидаль> (Фидал) — «познающий высокое». А имена царей ханаанских такие: <Бера> — «пребывающий во зле», <Бирша> - «пребывающий в нечестии»; <Шинав> -- «ненавидящий отца»; <Шемёвер> — «превозмогающий имя»; и <Бела> — «погло­титель». Символически эти ханаанские цари означают низшие челове­ческие страсти и торжество животного начала: стремление ко злу и к нечестию; ненависть к отцу, т.е. к своим истокам; противление своему «имени», т.е. призванию; наконец полное поглощение духов­ного начала — плотским. Но если имена царей Ханаана означают полное торжество плотской жизни, то имена царей Междуречья изображают душевную жизнь человека: Амрафел — «различающий слова» — символизирует разум человека; Ариох — «поражающий львов» — его волю; Кедорлаомер - «живущий для господства» - власть разума, через волю, над плотью; Тидал (Фидал) — стремление к познанию Высшего Начала.

Четыре царя воевали против пяти царей земли Ханаанской и захватили в городе Содоме Лота, который рассчитывал обратить своей проповедью этот город к Богу, но сам оказался в плену. Произошли эти события после того, как 12 лет были цари Ханаанские подчинены Кедорлаомеру, а на 13-й год возмутились, восстали (Быт.14,4). В 14-м же году коалиция царей из Междуречья разгромила ханаанских властителей, пленив многих из их подданных, и в том числе Лота, жившего в Содоме.

Однако Аврам вооружил своих людей и погнался за победителя­ми. Возле Дана, города у северных границ Ханаана, он, со своими немногими людьми (318 человек), чудесным образом обратил в бегство тех, кого не могли победить целые воинства Ханаана; вернул всех людей, их имущество, и среди них Лота, своего племянника.

Исторический, буквальный смысл таков: Авраму с Божьей помощью удалось победить коалицию непобедимых царей; одно имя Хаммурапи в XX в. до н.э. внушало всем страх и трепет. Не убоявшись вступить с ним в сражение, Аврам одержал победу, освободил порабощенных людей, выстоял еще в одном духовном испытании и, конечно, обратил всем этим к Богу многих жителей Ханаана.

Аврам возвращается после победы. И навстречу ему выходят с одной стороны царь Содомский, т.е. великий злодей, а с другой стороны — Мелхиседек, царь Салимский (<Шалём> — «мирный», «целостный» — это древнее название Иерусалима, означа­ющее «город мира»). А Мелхиседек —<Малъки-Цёдек> — в переводе означает «царь мой праведный», или «царь правды». В Послании ап. Павла к Евреям о нем говорится как о прообразе Сына Божьего (Евр.7,1-3) - «царя мира» и «царя правды». Он благо­словляет Аврама хлебом и вином, что, согласно ранним христиан­ским толкователям, символизирует те хлеб и вино, которые Христос дал своим ученикам во время Тайной Вечери.

Кроме своего ближайшего исторического значения лицо Мелхиседека, по изъяснению Священного Писания, имело глубо­кое таинственно-прообразовательное значение. Еще псалмопевец Давид выразился о Мессии: "Ты иерей во век по чину Мелхиседекову" (По. 109,4) и этим указал, что священство Мессии будет не по писанному Моисееву закону, не по чину Ааронову, а священство вечное, стоявшее вне этого писанного закона, священство по чину Мелхиседекову. В чем состояло это священство, кого прообразовал в своем лице Мелхиседек - это выясняет свя­той апостол Павел в послании к Евреям в 7 гл. По апостольско­му изъяснению, самое имя Мелхиседека (царь правды), его дос­тоинство, как царя Салима и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословения, данное им Аврааму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, все это имело глубокое прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному священству Его.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 971. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.092 сек.) русская версия | украинская версия