Обрядовые предписания
Во-первых, описывают древнейший культовый календарь Израиля. Упомянуты лишь три праздника (тесно связанные с земледельческим годом) — праздники Пресного Хлеба (авив), Жатвы (50-ца, май-июнь) и Сбора Плодов (сентябрь – конец года от тишри (гражданского Нового года), или середина года от нисана (авива)). Пасха, которая, согласно 12, 18, должна справляться одновременно с праздником Пресного Хлеба, не упоминается. На эти праздники каждый еврей, три раза в год, должен являться, причем не «с пустыми руками». Приходя в святилище на праздник, израильтяне должны приносить господу дары — с урожая, жертвенных животных. Во-вторых, указывают образ следования предписаниям относительно жителей ханаанейской земли (херем): «[ Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым]. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям], Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от лица вашего], то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев, ] Евеев, [Иевусеев, ] Хананеев и Хеттеев; не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; [не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исх.23, 22-33).
Поклонение евреев золотому тельцу в Синае. Гнев Моисея на народ и его заступничество перед Богом. Верность Левитов Богу. Явление славы Божьей Моисею (Исх.32-35).
«Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели [место] Бога, и ели и пили. И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх.24, 9-12). Здесь Моисею было дано особое Откровение относительно построения скинии (святилища) (ее образца), поставления священнослужителей. «Древнееврейское < Мишкан> — Скиния — происходит от глагола < шахан> — «обитать», «жить», «находиться», «нисходить». Дух Божий «нисшел» на Скинию (Шехин а – «пребывание», «присутствие» (греч. «parousia») - Н.Л.) (см. Исх.40, 34-35) в виде «облака славы» и обитал в ней постоянно, пока все ее «сосуды» (предметы, предназначенные для священнослужения) находились на своих местах. Так происходило во время остановок лагеря («стана») израильтян, когда левиты должны были раскинуть шатер Скинии и расположить все предметы, ее составляющие, в определенном порядке (Числ.4, 1-33). Когда же Скинию, разобрав на части, переносили с места на место (что тоже поручали левитам), тогда Присутствие Божье являлось в столпе облачном (днем) или огненном (ночью). Этот столп шел перед станом, указывая путь. Впрочем, Бог одновременно мог являться и в столпе облачном, и в Скинии, говорить иногда из столпа, а иногда — «из среды двух херувимов» над крышкой ковчега завета (ср. Исх.25, 22 с Исх.33, 7-10). Все принадлежности и сосуды Скинии были изготовлены людьми по непосредственному указанию Всевышнего… Заметим также, что слово < тавнйт>, переведенное как «образец», происходит от глагола < бана> — «строить» — и означает как «строение», «устройство», так и «план», «чертеж». То, что в замысле Божьем обладает высшей реальностью, внушается пророку в виде «чертежа», «плана» и затем усилиями множества верных Богу людей получает свое воплощение на земле как осуществление этого «плана»»[17]. Но прежде того, как взойти на гору, Моисей повелел старейшинам оставаться в стане, пока они с Иисусом Навином не вернутся, и «разбирать» дела народа, т.е. сообщать людям судебные решения относительно их тяжб. Во главе старейшин были поставлены Аарон и Ор (по-древнееврейски имя последнего «Хур» - по некоторым преданиям, он был сыном Мариам, сестры Моисея). «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день (субботний – Н.Л.) [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх.24, 15-18). Длительное отсутствие Моисея было, несомненно, испытанием для народа. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх.32, 1). Отсутствие пророка стало испытанием народа в соблюдении тех Десяти Заповедей, которые ему уже были возвещены, в том числе и Второй Заповеди, запрещающей идолопоклонство. Но испытан был и сам Аарон. Растерявшись от требований огромной толпы, поддавшись смятению и испугу, а также опасаясь за судьбу истинной веры и святого учения, Аарон решил пойти на компромисс с толпой: с одной стороны, представить ей зримое изображение божества, чтобы утихомирить ее страсти, с другой — побудить ее все же совершить «праздник Господу», а не языческому идолу: «Увидев cue, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» (Исх.32, 5) «Идол, которого вылил из золота Аарон, был, по всей видимости, изображением египетского солнечного божества Амона-Ра в виде тельца. Такие идолы найдены археологами как в Египте, так и в Ханаане, население которого перенимало культы некоторых египетских богов. Телец же был вылит из серег, которые в то время носили все израильтяне без различия пола и возраста, по-видимому, в качестве талисманов-оберегов (ст.2-3; ср. с Быт.35, 2-4). Во всяком явлении можно увидеть разные стороны, и древний мидраш (иудейский аллегорический комментарий на книги Писания) замечает, что щедрость и способность к пожертвованиям — отличительная черта евреев: люди охотно жертвовали свои драгоценности, как на нужды Скинии завета, так и на золотого тельца, не размышляя должным образом о последствиях»[18]. «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх.32, 4) ««Праздник Господу», объявленный Аароном, был превращен его участниками в действо с явными элементами идолослужения. Наряду с всесожжениями и жертвами мирными, принесенными Господу по Закону (Исх.20, 24), а также трапезой, вкушавшейся после принесения мирных жертв — < шеламйм>, «празднование» включало в себя и языческие «игрища»: народ встал «играть» — < лецахёк> — буквально «смеяться», «развлекаться». А ведь оргиастическим разгулом отличается именно идолослужение. Израильские же ритуалы всегда были связаны с серьезным, благочестивым настроением, с сердечной молитвой, с духовным подъемом. Те праздники, в которые Законом было предписано радоваться и веселиться, вызывали сердечное веселье о Господе, именующееся < симха> — «радость», в отличие от глумливо-распутных «игрищ» язычников (Втор.16, 14-15). Какой же «праздник Господень» провозгласил Аарон? Поскольку Пятидесятница (день дарования заповедей) уже прошла — она была 40 дней назад, а до осенних праздников было еще далеко, — то, возможно, имеется в виду еженедельная Суббота, которая в Писании поставлена во главу праздников Господних и в которую предписано приносить особые жертвы (Лев.23, 1-3 и Числ.28, 9-10). Однако, может быть, интуитивно Аарон все же предчувствовал, что в этот день Моисей возвратится к народу с триумфом, неся ему святые скрижали завета, и сам этот день, если народ достойно встретит законодателя, может стать памятным в роды родов. Вышло же иначе: день этот, названный впоследствии «17 Таммуза» (через 40 дней после Пятидесятницы), стал траурным и доныне отмечается у иудеев постом в честь разбития скрижалей. Этот пост - «пост четвертого месяца», считая от Нисана, — упоминается в Книге Пророка Захарии (8, 19)»[19]. «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх.32, 7) «Моисей же, отвечая Ему,...стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою» (Исх.32, 11). Здесь он как бы «напоминает» Всевышнему, что именно Он вывел Свой народ из Египта, и потому все, что случится с Израилем, отзовется в сознании окружающих стран и племен на их представлениях о Господе — Избавителе этого народа: «Чтобы египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исх.32, 12) Заступническая молитва Моисея за народ раздалась вслед за страшным определением, которое он услышал из уст Божьих: «Я вижу народ сей, и вот народ он — жестоковыйный; Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх.32, 9-10). «Слова, обращенные Господом к Моисею, стали новым испытанием веры самого пророка. Хотя обетование о многочисленном потомстве, данное праотцам Аврааму, Исааку и Иакову, могло бы сбыться даже и в том случае, если бы из всего народа в живых остался один Моисей (т.е. Бог мог бы размножить его потомство, как это произошло с самими патриархами), тем не менее пророк, преисполненный любви и жалости к своему многострадальному, хотя и строптивому народу, умоляет Бога: «Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ» (Исх.33, 13). И моление праведника решающим образом повлияло на приговор: «Отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32, 14)»[20]. И когда спускались с горы, «услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих (разгульные песни) [21]. Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» (Исх.32, 17-19). «Существует такое предание: если бы первоначальные скрижали не были разбиты Моисеем из-за греха народа, то израильтянам не пришлось бы завоевывать Ханаан, а буквально исполнилось бы обетование, данное прежде: «Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; Пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего евеев, ханаанеев и хеттеев» (Исх.23, 27-28). Существует и другое еврейское предание, согласно которому, «если бы народ Израиля не впал в грех, отлив золотого тельца в то время, когда Моисей находился на горе Синай, вся Тора была бы записана «перстом Божьим», как это было сделано на скрижалях с Десятью Заповедями (Исх.31, 18 и 32, 16). Такое толкование основывается на буквальном понимании выражения «скрижали каменные, и Закон и заповеди, которые Я написал», поскольку словом «Закон» переведено древнееврейское < Тора>. По этой интерпретации, Всевышний, увидев состояние народа, поручил записать Тору самому Моисею. Да и текст на первых скрижалях, разбитых Моисеем, начертанный первоначально «перстом Божьим», был заменен на вторых скрижалях текстом, написанным рукой Моисея (ср. Исх.34, 1 с Исх.34, 28)»[22]. «И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?» (Исх.32, 20-21). И вот Аарон оправдывается пред Моисеем в содеянном (ст.22-24). А Моисей пророческим взором уже созерцает последствия преступления: «Моисей увидел, что люди вышли из повиновения (это Аарон допустил такое, врагам на посмешище). Встав в воротах лагеря, Моисей воззвал: «Кто за господа? Все ко мне!» Вокруг него собрались все сыны Левиевы, и Моисей сказал им: «Господь, Бог Израиля, говорит: Возьмите мечи и пройдите по лагерю, от ворот к воротам! Пусть каждый убьет брата, убьет друга, убьет соседа!» Сыны Левиевы выполнили приказ Моисея: около трех тысяч человек было убито в тот день. «Сегодня, — сказал Моисей, — вы должны сделать себя жрецами господа, заплатив за это своими сыновьями и братьями. И тогда вам будет дано благословение!» На следующий день Моисей сказал народу: «Тяжек ваш грех! Но я взойду к Господу, и быть может, мне удастся загладить вашу вину. Вернувшись к Господу, Моисей сказал: «Тяжек грех этого народа: они сделали себе бога из золота! Простишь ли Ты их? Если нет — то сотри и меня из Книги Твоей!»[23]. Дело в том, что в эпоху написания Ветхого Завета принадлежность к числу граждан того или иного города фиксировалась в списке граждан, принадлежность к определенному роду в родословных. Потерять родословную запись, быть вычеркнутым из списка — значило лишиться соответствующих прав (ср. Неем.7, 61-64). Этот образ стоит и зa данным стихом: те, кто принадлежит к народу Божьему, записаны в Книге, которую пишет Бог. Быть вычеркнутым из этой Книги означает умереть (ср. Ис.4, 3; Иез.13, 9; Пс.68, 29). Это и имеет в виду Моисей. Представления о хранящейся у Бога Книге Жизни получают дальнейшее развитие в апокалиптических текстах (Дан.12, 1; Откр.3, 5; 13, 8; 17, 8; 21, 27). Снисходя на ходатайство Моисея о помиловании народа, поклонившегося золотому тельцу, Господь однако сказал, что в дальнейшем странствовании уже не Сам непосредственно будет руководить народом, а поручит это Ангелу, который введет евреев в землю обетованную (33, 1-3 ст.). Народ, услышав грозное определение Господа, с плачем снял свои украшения и сложил их у горы Хорива (4-6 ст.). Моисей же палатку, временно заменявшую скинию, поставил вне стана. Когда Моисей, оставляя поутру стан, удалялся в эту временную скинию, столп облачный становился у входа её, а весь народ, стоя у шатров, взглядом провожал своего вождя; один только ближайший служитель Моисея Иисус Навин не отлучался от скинии (7-11 ст.). Здесь, в этой временной скинии, Моисей обратился о горячею молитвою к Господу, чтобы Он простил грех народа и Сам вел Израиль в дальнейший путь (12-16 ст.). Господь преклонился на милость ходатайством Своего верного раба и дал обещание исполнить все же его просьбу. Тогда вождь Израиля обратился к Господу с новою дерзновенною просьбою, чтобы Он, во свидетельство Своей милости к народу, показал Моисею славу Свою. Господь милостиво ответил на это обещанием провести перед Моисеем всю славу Свою, провозгласить перед ним Свое имя и открыть Свои милостивые свойства, но при этом сущность Божия, полнота Божества не будет показана и открыта Моисею (18-23 ст.). Ст.18-23: Обращаясь с молитвою к Богу: " покажи мне славу Твою" Моисей очевидно желал, чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал Свое благорасположение к Моисею и народу, показал, что преступление народа в поклонении тельцу забыто, нарушенный завет вновь восстановлен и народ опять может считать себя под особенным покровительством Господа. Но что разумел Моисей под славою Господа? В общем смысле в словах Моисея выразилось желание, чтобы Господь показал ему Свое божественное существо – особым, видимым и осязательным образом явил Свое присутствие среди народа. Но Моисей знал, что Господь явит видимым образом полноту Своей славы (Кол. 2, 9) в спасении человека через Мессию. Поэтому в словах Моисея, обращенных к Господу " покажи мне славу Твою", можно видеть не простое желание удостовериться в помиловании и прощении согрешившего Израиля, но пророческую пытливость (ср. 1Петр.1, 10-11), желающую проникнуть в тайну помилования и спасения всего человечества через Мессию. Такое понимание просьбы Моисея основывается на указании св. ап. Павла, который слова Господа, сказанные в ответ Моисею " кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею" объясняет в смысле неизменности божественного предопределения о спасении людей через Мессию (Рим.19, 15-16). Обещая показать Свою славу, провозгласить Свое таинственное имя Яхве, указать на Свои правосудно-милостивые свойства Господь говорит в то же время, что человек не может видеть лица Божия и остаться в живых. В общем смысле слова Госиода указывают на то, что по ограниченности своей природы человек не может видеть и постичь существа Божия во всей его полноте (Ин.1, 18; 1Тим.6, 16). С другой стороны, отвечая Моисею, желавшему проникнуть в тайну воплощения Сына Божия, что он не может видеть лица Божия, Господь хочет узнать, что эту тайну во всей ее полноте не суждено было познать ветхозаветному человечеству, которое могло созерцать только тень грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр.10, 1, Кол.2, 17). Моисей должен был созерцать славу Божию под покровом скалы, покрытой «рукой Господа», видеть не лицо, а " сзади", т.е. как бы отблеск Божества, но не самое сияние Его, в отношении же к тайне искупления – видеть ее не во всей полноте, а созерцать только некоторое очертание, тень будущего спасения людей. " Каменем покрывся, - поет о Моисее Святая Церковь, - не видел еси лица Божия яко утаена, о боговидче, воплощение же познал еси Слова, яко задняя" (тропарь по 5 песни канона 5 сентября). 34, 1-10: Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещая написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем, когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (ст.32, 19). Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1-3 ст.). На утро другого дня, истесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел сюда в облаке и остановился близ Моисея. Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя Яхве, указавшее на вечность и неизменность Господа (ст.3, 14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа – милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости " в тысячном поколении", отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого рода. С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие знамения и чудеса (4-10 ст.). Ст.11-28: Как непременное условие завета, Господь поставляет, чтобы народ в точности исполнял уже известные ранее данные законы. Эти условия завета Моисей, по повелению Божию, должен был записать, на новых же скрижалях были написаны заповеди десятисловия (27-28). Ст.29-35: Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо его от близкого общения с Богом сияло лучами (карн а им – «от лица его исходили молнии», или «стали видны рога» - в культовых изображениях Древнего Ближнего Востока – «символ болественности (как нимб в средневековой иконографии)»; в любом случае, речь идет о видимом знаке близости к Богу (Септуагинта: «…прославлен был вид кожи его лица»))[24], так что народ не смел взирать на прославленное лицо своего вождя. Передав народу все слова Господа, Моисей с этого времени стал покрывать лицо свое покрывалом, которое снимал только тогда, когда являлся перед Господом и когда передавал волю Божию народу (29-35 ст.). Прославление Моисея свидетельствовало о его высоком нравственном достоинстве, указывало евреям на его высокое назначение и внушало необходимость полного послушания ему. Кроме того, прославление Моисея, объяснению святого апостола Павла (1, 2Кор.3), имело таинственно-прообразовательный смысл. По указанию Апостола, прославление Моисея и покрывало, возложенное им на свое лицо, указывало на совершенное свойство Ветхого Завета и будущее ослепление евреев. То обстоятельство, что евреи могли видеть прославленное лицо Моисея только через покрывало, указывало, по объяснению Апостола, что сокровенную в Законе тайну искупления человечества через Христа можно было созерцать через покров обрядов жертв. Вообще всю внешность Ветхого Завета евреи видели только таким образом, как бы чрез некоторое покрывало, в противоположность христианам, которые созерцали искупление, совершенное Христом Спасителем. С другой стороны, покрывало, возложенное Моисеем на свое лицо, предуказывало будущее ослепление евреев. Ослепление это выражалось в том, что уже после совершения тайны искупления, евреи читая богодухновенные писания Ветхого Завета, в частности писания Моисея, не понимают истинного смысла Писания, истина Писания остается скрытой от них как бы некоторым покрывалом, которое снимается с их сердца только тогда, когда они обратятся к Господу, т.е. сделаются христианами (14-17 ст.). Поэтому, как говорит церковная песнь: " Моисей своим покровенным лицом евреев неверные сердца изобличи" (стих. на литии на Сретение Господне).
Устройство скинии (Исх.25-27, 36-38). Ее освящение (Исх.40).
Слово скиния (евр. " огел", греч. " скини") значит «палатка, шатер, куща». Этим именем называется переносной подвижный храм евреев, служивший единственно-законным местом для их общественного богослужения. Как место, куда собирался народ для богослужения, исходный храм евреев назывался " скиниею собрания" (" огелмоед"); как место, где Господь открывал Себя народу, сообщая ему Свою волю, он назывался " скиниею откровения" (" огел га - едут"). В Септуагинте слова " моед" и " едут" переводятся словом " свидетельство" и походный храм евреев, и называются " скиниею свидетельства" (встреч) (скини ту мартириу). Это наименование указывает на скинию, как видимое место, свидетельствовавшее о духовном пребывании Бога среди народа еврейского; для самого народа скиния служила свидетельством, указывавшим на его богослужебно-религиозные обязанности к Богу. Скиния состояла из двух частей: первая - двор, окружавший скинию, вторая - самая скиния, разделявшаяся в свою очередь на два отделения: святилище и святое святых. 1. Двор скинии, простираясь в длину по линии восток-запад на сто локтей, а в ширину от юга к северу, на 50 локтей (локоть - около 0, 47 м), представлял собою продолговатый четырехугольник, открытый сверху и обнесенный со всех сторон особою оградою из деревянных столбов, основанных на медных подножиях, вверху соединенных серебряными шестами и завешиваемых полотняными завесами. Вход был с восточной стороны. Во дворе скинии, предназначавшимся для обычных жертвоприношений, стояли жертвенник всесожжения и умывальница. 2. Самое здание скинии (мишпан) представляло собою палатку в тридцать локтей длины и десять ширины и высоты. Оно разделялось на два отделения: первое называлось святилищем, второе - святое святых. Святилище занимало две трети скинии, отделялось от святого святых расшитою изображениями херувимов завесою. Принадлежностями святилища были: а) алтарь кадильный или жертвенник курений (для воскурения фимиама) стоявшим прямо против входа в скинию, перед завесою, отделявшей святилище от святого святых; б) на правой (северной) стороне святилища стояла " трапеза" или стол для " хлебов предложений", на который каждую субботу, по числу колен Израили полагались 12 хлебов предложения, заменявшиеся новыми по прошествии недели; в) наконец, на левой (южной) стороне стоял золотой лампадный светильник семисвечник (менор а).
Западная часть здания скинии, имевшая в длину, ширину и высоту по 10 локтей и отделенная от святилища завесою, носила название " Святого Святых". Главную и единственную принадлежность Святого Святых представлял " ковчег завета". Это был род ящика длиною в 2, 5, шириною и высотою в 1, 5 локтя. Он был сделан из дерева ситтим (аравийской акации) и внутри и снаружи обложен золотом. Сверху ковчег покрывался золотою крышкою, которая называлась " очистилищем". На краях этой крышки были поставлены два золотых изображения херувимов, преклонивших свои лица и осенявших ковчег своими крыльями. В ковчеге хранились скрижали завета, на которых было начертано десятисловие, стамна (сосуд) с манною, сюда же впоследствии был положен расцветший жезл Ааронов и, по предсмертному завещанию Моисея, сбоку ковчега хранилась книга закона (Втор.31, 26). Освящение скинии происходит семь дней, параллельно с посвящением священнослужителей (Исх.29, 17), с ежедневной жертвой за грех. После же очищения жертвенника предполагается:
Книга Левит. Наименование, авторство, место, время, цель написания. Деление по содержанию. Богослужебное использование.
Третья законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называется " Ваййкра" (" и воззвал"), по первому слову книги. В славяно-русском переводе с греческого - книга Левит, т.е. книга Левитов, Левитская книга, потому что содержит в себе свод законов о богослужении и обрядах, совершение которых возложено было на левитов - потомков Левия, как Богом поставленных служителей ветхозаветной Церкви. Время написания Книга написана после поставления скинии свидения - во втором году по исшествии евреев из Египта. Изложение содержания Книга состоит из 27 глав и разделяется на 4 части. Первая часть (гл.1-7) - богослужебная, включает законы о жертвах всесожжения, бескровной, мирной, о грехе и преступлении и хлебных приношениях. Вторая часть (гл.8-10) - иерархическая, содержит законы и обряды, касающиеся посвящения первосвященника (Аарона) и священников. Третья часть (гл.11-22) - обрядовая в собственном смысле; включает законы и обряды служения левитского в очищении от различных осквернений; в ней говорится о чистых и нечистых животных, о нечистотах рождения, о проказе и прокаженных, об обрядах, в праздники очищения, о нечистотах брачного сожительства в разных степенях родства и других языческих непотребностях - гл. 11-20, а в гл. 21-22 - о внешних и внутренних качествах жрецов и их отношениях к святыне. Четвертая часть (гл.23-27) - каноническая; содержит законы о годовых праздниках ветхозаветных (субботе, пасхе, пятидесятнице, празднике труб, кущей, субботних, та седьмых и юбилейных, т.е. пятидесятых годах), о непрерывном горении светильника и хлебах предложения. В главах 26-27 возвещаются милости Господни за исполнение всех законов и обрядов и угрозы за небрежение и излагается устав о десятинах, первородных и обетах. Между обрядовыми законами и в книге Левит местами встречаются законы нравственные, гражданские и судебные. Значение книги Все изложенные в книге Левит законы по достоинству своему недосягаемо высоко стоят перед законами других древних народов, показывая свое божественное происхождение. Многочисленные предписания обрядового закона Моисеева не обладают безусловным значением для всех времен, в противоположность закону нравственному, но в свое время и по отношению к народу еврейскому они имели важный воспитательный смысл. Поддержание телесной чистоты обращало мысль к чистоте душевной. С другой стороны эти обрядовые законы направлены были к тому, чтобы положить резкую границу между народом Божиим и народами языческими и тем предохранить Израиля от языческих пороков и суеверий. В основе всех ветхозаветных законов лежит мысль о святости Бога и греховности человека, о необходимости очищения грехов, о невозможности достигнуть этого силами самого человека и необходимости Божественного искупления. Таким образом, эти обрядовые законы обращали мысль к Искупителю, в Котором Одном только находят свое объяснение все богоустановленные жертвы, ибо невозможно, как говорит святой апостол Павел, чтобы кровь тельца и козлов сама по себе очищала грехи (Евр.10, 4). Словом, все говорило евреям о преобразовательно-мессианском значении этих обрядов, как это разъясняет апостол в своем Послании к евреям. Богослужебное употребление книги Левит 12, 1-8 (об очищении нечистот рождения) - в качестве паремии в день Сретения Господня (2 февраля). 26, 3-12, 14-17, 19-23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) - в качестве паремии 1 (13) сентября - в день церковного новолетия.
Ветхозаветные жертвоприношения (Лев.1-7).
О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний. Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который человек по естественному религиозному чувству приносил Богу (Быт.4, 3-4), Господь же принимал этот дар, освящал его и сообщал ему известное символическое и таинственное значение. «Обратим внимание, что жертва должна быть принесена < микём> - «из вас» (Лев.1, 2). Согласно древним толкованиям, это значит, что истинную жертву человек всегда приносит «из самого себя», она свершается в его внутреннем мире. А жертвоприношения животных представляют собой символические действия, научающие нас возносить подлинные — «внутренние» — жертвы Богу... Словом «жертва», церковнославянским по происхождению, переводится древнееврейское < карбан>, от глагола < карав> — «приближать». Жертва — это то, что приближает нас к Богу. Стремление же приблизиться к Нему может быть только добровольным: в духовных вопросах нет принуждения, и человеку дано самому выбирать свой путь. Это с исчерпывающей ясностью выражено в Писании: «В свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30, 19) Поэтому учение о жертвах начинается не с повеления, а с разрешения: «когда кто из вас хочет принести жертву Господу». Господь принимает только того, кто добровольно стремится приблизиться к Нему… «Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле» (Лев.11, 44). Именно в этом освящении жизненных («животных») сил, в посвящении их Богу и в удалении души («нефеш») от всего низменно-себялюбивого («ползающего по земле») и состоит назначение жертвы. Вот почему в Пятикнижии уделено столь много места подробному описанию жертвенного служения: ведь каждая деталь здесь — это символ перемен, происходящих в нашем «внутреннем Храме», если только мы истинным образом поклоняемся Всевышнему: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4, 24) [25]. На основании первых семи глав книги Левит постановление закона Моисеева о жертвах можно представить в следующем виде. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, закалаемое с северной стороны жертвенника потом возносилось на него для сожжения (Лев.1, 3). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных, из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. В некоторые жертвы приносились животные исключительно мужского (Лев.1, 3, 10; 4, 3, 14, 23, 5, 15, 16, 18; 6, 6), в другие – женского пола (Лев.4, 24, 32; 5, 6), в третьи – мужского и женского пола безразлично (Лев.3, 2, 6), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном (Лев.2), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись (Лев.2, 13) и соединялись с возлиянием вина (Числ.15, 5). Обряды, с которыми совершались жертвоприношения, представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал свои руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией, после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения; при жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах только тучные части и почки; при некоторых жертвах кровь животного вносилась во святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана; в обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве " мирный" часть мяса поступало в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир. «Словом «всесожжение» передано древнееврейское < ола> — буквально «восхождение» (в смысле «возношения» жертвы). Уже тот факт, что человек отдает нечто Богу (Который, конечно, ни в чем вещественном нуждаться не может), соответствует основной цели жертвоприношения — умерению желания получать (эгоизма) и развитию способности отдавать (альтруизма)»[26]. Жертва всесожжения допускала приношение всех родов жертвенных животных, но только мужского пола, без порока (Лев.1, 3, 10, 22, 18, 19). «Священнику предписано приносить в жертву тельца, начальнику — козла, а представителю простого народа — козу (Лев. 4, 3; 4, 22-23 и 27-28). Чем выше духовное призвание человека, тем более сильные животные страсти ему приходится смирять: как известно, одаренность и страстность нередко идут рука об руку... Прямой смысл этого предписания ясен: Господу следует посвящать только самое лучшее и чистое. Вспомним, в чем пророк Малахия укорял священников своего времени: «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое и бо
|