За грех первородный - родительницы
Поставление жертвенного животного перед скинией символизировало представление дара Господу. Возложение руки на голову жертвы и исповедание над ней своей греховности означало возложение грехов на жертвенное животное. Заклание животного кропление кровию его и сожжение частей указывало, что божественное правосудие, по неизреченной милости Господа, удовлетворяется не смертию человека грешника, а жертвою за нею. Но нельзя думать, что ветхозаветный человек получал полное очищение и духовное обновление через пролитие крови животного (Евр. 10, 4). Многочисленные места Писания ясно показывают, что ветхозаветные жертвы имели прежде всего прообразовательное значение, указывая на искупительную жертву Христа Спасителя (Евр. 9, 13-14, 26; 10, 12, Еф.5, 2). Поставление жертвы перед скинией предизображало преданность воли Божией и готовность Христа Спасителя пострадать за род человеческий (Евр. 10.0-11, ср. Пс. 39, 7-8). Возложение рук на главу жертвы прообразовательно указывало, что Искупитель возьмет на себя грехи человечества. Заклание жертвенного животного, окропление его кровию и сожжение его прообразовало крестную смерть Христа Спасителя за грехи мира. «Искупление грехов, совершенное Иисусом на Голгофе, явилось точным и всеобъемлющим осуществлением прообразов, содержавшихся в жертвоприношениях Ветхого Завета. Уже Иоанн Креститель указывал своим ученикам на Иисуса как на жертвенного Агнца, призванного искупить не только прегрешения отдельного лица, но и грехи всего человечества: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин.1, 29) Жертва Иисуса есть осуществление пророчества Исайи о праведнике, умирающем за «грехи всех нас», за «преступления народа», — о рабе Господнем, который «понес на себе грех многих» и «ранами которого мы исцелились». Принеся «жертву умилостивления», Христос «за преступников сделался ходатаем» (Ис.53, 4-12). К этому пророчеству восходит целый ряд мест Нового Завета, например: «Он грехи наши сам вознес телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами его вы исцелились» (1Петр.2, 24) В том факте, что римские воины не перебили у Иисуса голеней перед снятием с креста, осуществилось таинственное повеление Торы о пасхальном агнце (см. Исх.12, 46): «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость его да не сокрушится» (Ин.19, 36) В новозаветных текстах многократно говорится о соответствии между жертвами Ветхого Завета и Голгофской жертвой (см. 1Кор.15, 3). В числе прочего объясняется связь между казнью Иисуса вне Иерусалима и сожжением тел жертвенных животных вне стана: «Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во Святилище, сжигаются вне стана, То и Иисус, дабы освятить людей кровию своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к нему за стан, нося его поругание» (Евр.13, 11-13). Мессия, «презираемый и умаленный» (Ис.53, 3), на которого Господь «возложил грехи всех нас» (Ис.53, 6), ассоциируется с наиболее «презренными», «отвергаемыми» при жертвоприношении частями животного. Смерть Мессии вне стен Иерусалима объясняется не только тем, что вне пределов города римский прокуратор осуществлял публичные казни для устрашения евреев. И не только желанием самого Мессии избавить жителей города от вины за казнь праведника (см.: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23, 34)). Смерть «вне стана» связана, в первую очередь, с крайним унижением и умалением того, кто «взял на собя грех мира». Апостол призывает: «Итак, выйдем к нему за стан, нося его поругание» (Евр.13, 13). Выйти «за стан» надменных человеческих сообществ, отвергающих волю Божью, и принять участие в страданиях Мессии — вот путь каждого его истинного ученика. Однако этот «выход за стан» осуществляется в первую очередь не буквально, а духовно: он связан с переменой всего образа мыслей и действий, с искренним покаянием — возвращением к Богу и Его заповедям. При этом внешне ученик Иисуса может остаться в той же среде, в которой пребывал прежде (см. 1Кор.5, 9-11). Через жертву Мессии становится доступной вся полнота искупления и спасения, в то время как жертвами животных искупались лишь отдельные грехи (Евр.10, 10-14)… «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф.20, 27-28) Кто же именно входит в число этих «многих»? Ответ находим в послании апостола Петра: «Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам... избранным, По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножатся» (1Петр.1, 1-2) Здесь говорится, что жертвенной кровью Иисуса Христа окропляются (очищаясь от грехов) те, кто, получив освящение от Духа Святого, становятся послушными воле Божьей. Послушание проявляется в покорности заповедям — ведь в них и выражена Его воля: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1Ин.5, 3)… Итак, верующие в Бога, исполняющие заповеди Его, признающие Иисуса Мессией, принимающие верой совершенное им искупление и освящаемые Духом Божьим, — вот те «многие», грехи которых искупаются Голгофской жертвой. Именно против таких верующих с особой силой ополчается дух зла — «дракон», описанный в Апокалипсисе: «И пошел, чтобы вступить в брань с... сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12, 17) Каким же образом спасаемые очищаются кровью Иисуса Христа? Где находится тот жертвенник, над которым совершается кропление ею? На этот вопрос Писание дает такой ответ: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, То кольми паче кровь Христа, который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9, 13-14) Но коль скоро совесть, очищаемая от грехов («мертвых дел»), находится внутри нас, то, значит, там же находится и «жертвенник», окропляемый кровью Мессии! Иначе и быть не может: раз человек призван быть Храмом Божьим (1Кор.3, 16-17), то все сосуды и принадлежности этого Храма, включая жертвенник, следует искать в нашем внутреннем мире. Поэтому Христос, принеся свою великую жертву, после этого входит «во внутреннейшее за завесу» (Евр.6, 19-20), т.е. в Святое святых внутреннего Храма каждого из своих последователей. И вход в этот Храм, очищенный кровью Мессии, становится тогда доступен и для нас самих»[33].
|