Женитьба Исаака. ?я <Бетуэлъ> — Вафуил — созвучно с «бейт Эль» — «дом Божий», а имя <Милка> созвучно с «малка» «царица»: Ревекка «царского рода» и происходит из
Книга Бытия повествует о том, как Авраам послал Елиезера, своего слугу, в ту землю, из которой вышел сам Авраам, — в Месопотамию, чтобы оттуда взять жену для Исаака. Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. (Быт. 24, 1) И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое, И клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей ханаанеев, среди которых я живу... (Быт. 24, 2-3) Но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку. (Быт. 24, 4) В буквальном смысле имеется в виду земля Арамейская — родина Авраама, где жил Нахор, его брат, где жил некогда Фарра (Терах), отец Авраама. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю... (Быт. 24, 5) И Авраам, нисходя к нему, к его слабости в вере, объяснил, что помощь свыше будет ему споспешествовать: «Господь Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда. Если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда» (Быт.24, 7-8) Понятно, что Исаак должен был жить только в земле Ханаанской, обещанной ему и его потомству, а с родины Авраама должна прийти к нему жена его. Однако Авраам произносит эти слова, чтобы не сомневался и не мучился Елиезер в пути. И поклялся ему Елиезер. И когда он пришел в Месопотамию, то обратился к Богу, прося знамения. Но Бог еще как бы не был его собственным Богом, он еще не познал Его внутренне так, как его господин Авраам. Елиезер верил Аврааму, и для него Бог был Богом Авраама, поэтому именно так он и называет Его. Однако вера в Бога Авраамова — это тоже высокая ступень веры, и потому всякая просьба Елиезера исполнялась. Вот Елиезер молится: «И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать. И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт.24, 11-14) По мысли св. Иоанна Златоуста, Елиезер как бы ставит условие, просит знамение от Бога. Зная нрав Авраама и Исаака, живя с ними в одном доме многие годы, управляя хозяйством, Елиезер хочет видеть в этой девушке образец любви к ближнему. Какой-то заезжий купец со множеством верблюдов проходит мимо; ну разве обязан кто-либо не только напоить его, но еще и всем верблюдам его начерпать воды? Притом Ревекка — своего рода княгиня в этой местности: Вафуил (Бетуэль), ее отец, очень богат и почитается как князь. Представьте себе: княгиня подходит к какому-то проходящему с верблюдами купцу и говорит ему: «Не только тебя напою, но еще и всех верблюдов твоих!» И бежит, и приносит ведро за ведром, наполняя корыто, из которого верблюды пьют... Но вспомним, как относился к пришельцам Авраам, как он любил гостей, как он сидел у входа в шатер во время зноя и ждал; и как увидев странников он поднимался им навстречу и кланялся до земли... И тогда мы поймем, что праведным свойственна именно такая любовь к человеку и такое преклонение перед образом Божьим в нем и что они делают гораздо более, чем от них ждут. «Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее» (Быт.24, 15) «Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой, и пошла вверх. И побежал раб на встречу ей, и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его» (Быт.24, 16-18) Возвращаясь от источника, нужно было снова подниматься в гору: а ведь при этом нелегко лишний раз набрать воду, тем более девушке: огромный кувшин (восточные женщины обычно носят его на плече) достаточно тяжел. И многократно возвращаться к источнику, вновь и вновь черпать, тем более для незнакомого человека, да еще для его скота, — признак не только благородства, но и праведности. Почему бы девушке не сказать: «Вот, на тебе кувшин, и пусть слуги твои носят воду»; или: «У тебя целый караван, неужто начерпать некому?..» Ревекка не только не сказала ничего подобного, но с величайшей радостью бросилась выполнять просьбу первого встречного... «И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются» (Быт.24, 19) «Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет» (Быт. 24, 20-21) - все произошло точно так, как он просил. Именно такое трудновыполнимое условие поставил Елиезер, и оно в точности было выполнено — Бог дал ему верный и точный знак. «Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота; И сказал: чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору» (Быт. 24, 22-24) Имя < Бетуэлъ> — Вафуил — созвучно с «бейт Эль» — «дом Божий», а имя < Милка> созвучно с «малка» «царица»: Ревекка «царского рода» и происходит из «дома Божьего». И об этом свидетельствуют ее поступки, ее обращение с прохожими, со странниками, потому что те, кто прообразовал Сына Божьего, Иисуса Христа, и его учеников, должны были быть нравственно им подобны. Дело в том, что величайший из царей земных — Мессия — пришел для того, чтобы послужить, чтобы отдать жизнь свою, чтобы стать рабом рабов на земле; только так можно было искупить падшее человечество. И те, которые причастны к этому дому Божьему, к этому царскому роду, тоже ведут себя, как рабы рабов, а не как господа. Когда человек превозносится, надмевается, говоря: «Я лучше тебя, я выше тебя, умнее тебя», — это значит, что он рабского сословия; это первый признак раба. Когда человек служит, когда человек живет ради других и исполнен любви к людям, этим он показывает, что он царской крови, потому что таков царь Мессия и таковы придворные его. «И еще сказала ему: у нас в доме много соломы и корму; и есть место для ночлега» (Быт.24, 25) А ведь Елиезер не спрашивал о корме для скота, но только о ночлеге. Праведник предупредителен и предлагает больше, чем у него просят. И приглашает она, представьте себе это, не одного человека, а целый караван: там же были слуги, десять верблюдов, множество имущества. И Ревекка отнюдь не предполагала, что этот человек приехал к ней как сват. Она думала, что это просто прохожий, заезжий купец; и при этом целый караван, несмотря ни на какие труды и затраты, она приглашает в свой дом. Но девица не могла бы этого сделать, если бы не была уверена в щедрейшем гостеприимстве своих родственников. Она не сомневалась, что ее отец, который был еще жив — Вафуил, как и брат ее Лаван, с величайшим радушием примут всех этих людей. «И преклонился человек тот и поклонился Господу, И сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостию Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего» (Быт.24, 26-27) И вот, когда узнали родственники Ревекки, что Авраам послал Елиезера, и что Авраам благословен Богом, богат, и у него, бездетного, родился сын, и что все богатство свое — и духовное, и вещественное — отдал Авраам Исааку, и что именно их дочь, их сестра избрана невестой, и когда пересказал им Елиезер знамение, совершенное Богом в конце его пути, тогда спросил он их: «И ныне скажите мне, намерены ли вы оказать милость и правду господину моему, или нет; скажите мне, и я обращусь направо или налево. И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого ни доброго» (Быт.24, 49-50) «Вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь» (Быт.24, 51) В XIX столетии в Месопотамии были найдены три глиняные таблички, на которых аккадской, т.е. вавилоно-ассирийской клинописью написано было не что иное, как непроизносимое имя Господа, которое в Библии считается величайшим и таинственнейшим из Его имен. И относятся эти таблички ко временам Авраама — к XX в. до н.э.; эта находка подтвердила, что в Месопотамии в ту пору жили люди, ведавшие Господа и знавшие Его святое имя. До этого скептики утверждали, что, мол, Книга Бытия приписывает жителям древней Месопотамии то верование, которое было свойственно израильтянам в более поздние века. Но Бог устраивает так, что рано или поздно подтверждается абсолютно все, сказанное в Священном Писании. И вот рассказывается, как Елиезер вынул серебряные и золотые вещи, посланные в дар родственникам Ревекки, и сказал, что не задержится у них ни на один день, хотя они предлагали ему остаться отдохнуть и попировать. «Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему» (Быт. 24, 56) «Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет. И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт. 24, 57-58) И в этом одном слове — весь характер Ревекки (Ривка – связанная), весь ее внутренний мир. Она слышала, что Господь предназначил ее в жены праведнику, что Господь определил ее судьбу. И она, как некогда Авраам, покорно идет по велению Божью. Конечно, она, как женщина, как более слабое существо, ведома Елиезером, мужем Божьим, Божьей помощью. Но она ни на секунду не усомнилась - оставить ли родство, оставить ли дом, в котором выросла, чтобы пойти и стать женой человеку, которого никогда в жизни не видела; она знает: все, что Бог предуказал, — к благу. «И благословили Ревекку, и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» (Быт.24, 60) Древнееврейское выражение < алъфёй ревава> означает буквально «тысячи десятков тысяч», т.е. десятки миллионов. Десятки миллионов потомков должны быть у этой женщины, благословенной Богом... Насколько вероятно исполнение этого пророчества? Девушке из древнесемитского племени арамейцев (семья Ревекки принадлежала к этому культурному народу Сирии и Месопотамии), готовящейся к замужеству, родственники желают, чтобы произошли от нее десятки миллионов людей... Не представляется ли это преувеличением, не кажется ли невозможным? Племена тех времен нередко состояли из нескольких сот или тысяч человек; чтобы семья разрослась до десятков тысяч, должно было пройти много лет; а уж десятки миллионов!.. Но благословение исполнилось буквально: потомство Исаака и Ревекки составляло уже через несколько столетий при исходе из Египта миллионы, а потом и десятки миллионов; ибо от нее произошли как Иаков, предок израильтян, так и Исав, предок не только идумеев, но, по преданию, и древних римлян; численность этих народов возросла до десятков миллионов. «И встала Ревекка и служанка ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку, и пошел» (Быт.24, 61) А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои; ибо жил он в земле полуденной. (Быт. 24, 62) Именно возле этого колодца, колодца «Живого-Видящего-меня», где Агарь некогда встретила ангела Божьего, пребывал тогда Исаак. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить... (Быт. 24, 63) Интересно: при наступлении вечера человек выходит в поле поразмыслить; что это означает? Конечно же, молитву. Именно Исаак, как мы уже упоминали, установил предвечернюю молитву. «И возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю на встречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась» (Быт.24, 63-65) Мы видим, что Бог послал Исаака навстречу Ревекке, хотя он и не знал об этом, молясь в поле. Так во время молитвы исполняются сокровенные чаяния человека. И сам Исаак в момент молитвы, видимо, выглядел так, что привлекал к себе особое внимание. Видимо, он был чем-то отличен от прочих встречных. Что-то отличает человека истинно молящегося, праведника, от других людей. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее» (Быт.24, 67) Сначала «взял»; потом «она сделалась ему женою»; и только затем «он возлюбил ее». В Библии описана и любовь с первого взгляда, возникшая, например, у Иакова к Рахили (Быт.29, 9-20), и любовь, приходящая уже после женитьбы, в результате общей жизни, как у Исаака и Ревекки.
|