Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Быт.1,1-2: «В начале сотворил Бог небо и землю»




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы обращаемся не к миру формул и трактатов, а к древнейшей поэзии. Поэтому мы должны искать в тексте не научные гипотезы, а Откровение. Чтобы понять мысль Св. Писания, нужно не перекладывать ее на язык наших понятий, а самому проникнуться ею, понять контекст.

Для греческих, латинских, сирийских переводов характерно восприятие Быт.1,1 как отдельного стиха. Отсюда – «В начале сотворил Бог…».

По мысли Оригена, «В начале» - значит, «во Христе», поскольку «В начале было Слово» (Ин.1.1).

До этого «начала» ничего не было, утверждают св. Василий Великий и Немезий Эмесский, отвергая:

1. дуализм, т.е. эллинистический подход, предполагающий создание мира из уже существовавшей материи, или, по крайней мере, поэтапное создание сначала вещества как первоосновы, а потом уже из нее – всего мира,

2. теорию эманации, т.е. постепенного «исхождения», «излучения» вселенной из самого существа Божьего, когда по мере отдаления от непостижимой сущности Божества, бытие «густеет», пока не принимает материальную форму.

Однако, еврейский традиционный комментарий «Раши» позволяет понимать первую фразу как придаточное предложение: «Когда Бог начал творить…», наподобие Быт.2,4-5: «Когда Бог создал землю и небо, то не было на земле ни куста, ни травинки…».

Для обозначения творческого действия, выраженного в сла­вянском тексте словом "сотворил" в еврейском языке существуют три глагола: "бара", "аса" и "айцар". Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придаётся значение первому "устраивать, созидать", а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполага­ется устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию гебраистов, означает творение в соб­ственном смысле, образование чего-нибудь вновь "из ничего". Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово "Бог" выражено словом "Элогим" - "Боги": существительным множественного чис­ла от "Элоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число "Элогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могу­щество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Элогим" ука­зание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Бо­жественного Существа.

Предметом начального творения является "небо и земля". Под "небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в соб­ственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четвертый день творения (14-19). Некоторые толковники под "небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю "невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых ду­хов. С другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божьи восклицали от радости" (Иов. 38,7), ука­зывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом тварей, воспевает "Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл.).

Под "землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а су­ша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мне­нию толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

Быт.1,2: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Обращаясь к первоначальному состоянию новозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначаль­ной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на её беспре­дельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность перво­бытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется "невидимым", в смысле отсутст­вия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с кото­рыми она наблюдается теперь; "неустроенным", - в смысле от­сутствия тех законов, которыми обусловлено существование ми­ра впоследствии. Над этою, пока безвидной, неустроенною безд­ною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охва­тывая её, была тьма совершения, полное отсутствие света. Но в то же время первозданному веществу нельзя приписы­вать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни тво­рения впоследствии.

По мысли бл. Августина, тьма обозначала отсутствие материального света (звезд), а вода - бесформенность материи.

Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю. Под Духом Божьим должно разуметь третью Ипостась Святой Троицы (Ориген). Действие Духа Божья ("носился") в ев­рейском тексте выражается словом "мерахефет", которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божья по отношению к неустроенному веще­ству можно представлять как зиждительную силу, которая ожив­ляла первозданное вещество, способствуя деятельности и разви­тию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел "из ни­чего" самое вещество мира. Это первое творение, когда "Все вообще создал Живущий во веки" (Сир.18,1) затем уже из пер­возданного, но ещё "неустроенного" вещества происходит вто­рое творение, совершившееся в течение шести дней, когда все­сильная рука Божья, по словам Писателя книги Премудрости Со­ломоновой, творит мир "из необразного вещества" (11,18).

Быт.1,3-5: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один".

Выражением «сказал» бытописатель указывает Сло­во Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом "сказал" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С дру­гой стороны, в данном выражении можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Свя­той Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1,3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: "Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся си­ла их" (Ис. 32,6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. "разлучи между светом и между тьмою") дня и ночи могла обус­лавливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра опреде­лился первый день творения.

6-8 ст.: Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что значит; "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" ("твердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде. Господь обращается со Своим всемогущим сло­вом к тому первозданному веществу, которое выше названо "зем­лею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образо­вавшееся между этими массами, и явилось "твердью". Таким об­разом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".

9-18 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента, во-первых, по слову Творца, является "вода" и "суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составлен­ная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит рас­тения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "былие травное" (зелень, трава), растения, "сею­щие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятель­ность Творца не ограничивалась одною Землею.

14-19 ст." В четвертый день творения, по слову Божию, являются "светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара" и "аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями" т.е. указателями тех или других естественных яв­лений и перемен в природе (Мф. 16,2-3), свидетельствовать о присносущей силе и божестве Творца (Рим. 1,19-20) и знамени­ями необычайных событий в роде человеческом (Поль. 2,30-31; Деян. 2,19-20; Мф. 2,9, 24,29-30, 27,45, Лк.21,1,25). В треть­их, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними свя­щенные и гражданские времена.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа, обращенное к во­дам, должно понимать в том смысле, что воды становятся оби­талищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога.

Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся.

Еврейское слово "шерец" имеет значение "многородящие" - наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различные виды и породы птиц.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четверо­ногих, Господь обращается с творческим словом к земле: "да изведет земля душу живу". Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитании.

26-28 ст.: О высоких преимуществах природы человека сви­детельствует то, что во-первых, создание человека совершает­ся после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека, по толкованию святых отцов и учителей Церкви, свидетельствует об особенном учас­тии всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами "рече Бог" указывается единство божества, а прибавлением "сотворим" - число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божий, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человечес­кой души - ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле (когда существовала возможность и нарушить волю Божью («вкусить плод познания»), но благо было в другом – в свободном следовании этой воле), а подобие - в направлении этих сил и способностей к Бо­гу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19,2; Мф. 5,48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее и выс­шее создание на земле, человек является и владыкою природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творе­ния сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

29-30 ст.: Господь назначает в пищу человека "всякую траву семенную, сеящую семя", т.е. хлебные злаки, и всякое древо "еже иметь в себе плод семене семенного", т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу "всякую траву зеленую", т.е. траву в собственном смысле. Таким обра­зом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9,3).

Когда речь идет о сотворении женщины, впервые появляется словосочетание «не хорошо» (ло тов), и связано оно с одиночеством, замкнутостью, отторженностью человеческой личности. Бог привел к человеку всех зверей, созданных Им раньше, чтобы посмотреть, как человек наречет их; найдет ли Адам среди них то существо, подружившись с которым он обретет полноту радости?

«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2,20).

Здесь речь идет и о святости, естественности человеку брака, и о человеческом общении, инструментом которого также является брак (аффилиативная потребность). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью» (Быт.2,21)

Нужно сказать, что слово «цела» означает не только ребро, но и некий аспект, некую грань человека, в данном случае — его эмоциональную сторону, нашедшую особое выражение именно в женщине. Агада к этому стиху подчеркивает призвание женщины быть скромной, так как она создана из внутренней, сокрытой части Адама. Кроме того, создание «из ребра» говорит о склонности женщины к «жизни сердца», сердечным переживаниям, и о том, что она, подобно ребру, должна защищать, хранить от зла и тревог, сердце мужчины, чтобы Человек ценил жену как второе «Я».

Быт.2,22-23: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».

Эти слова могут свидетельствовать о том, что праязыком человечества был именно древнееврейский, на котором и дано Священное Писание. Это язык, в котором слово «жена», «женщина» производится от слова «муж», «мужчина» очень просто - путем родового окончания «а». По-древнееврейски «муж», «мужчина» — <иш>, а «женщина» — <иша>. Так же в русском языке соотносятся слова «лис» и «лиса».

Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

Быт.2,1-3 ст.: Словами первого стиха "и сотворишася небо и земля и все украшение их" обозначается "все, что на земле и что на небе" (святый Иоанн Златоуст), ибо еврейское слово "цеваам", переведенное как "украшение", точнее передаётся словом "воинство", каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.

Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать бук­вально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании но­вых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премуд­ром устроении его дальнейшего существования.

Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню особенное значение, делает его достойным сохранения на будущие времена, как па­мятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сде­лал этот день священным для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого, всеблагого и всемогу­щего Творца.

4-7 ст.: Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхож­дении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без ороси­тельной силы дождя и без содействия рук человеческих (5), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обиль­ными испарениями, поднимавшимися с земли (слав. "источник" - евр. "пар" - 6 ст.).

Затем повествование первой главы о сотворении человека (27-28). Бытописатель дополняет указанием, что Господь осо­бенным действием всемогущества и премудрости образовал из пер­сти тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, т.е. вло­жил в образовавшееся из земного праха тело, душу с её много­различными способностями.

8-13,14 ст.: Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет са­мых разноречивых догадок и предположений. Однако, определен­ные указания Библии на две известные реки Востока дают осно­вание предполагать, что под Едемом нужно разуметь местность, расположенную между реками Тигром и Ефратом. Среди многочис­ленных прекрасных райских деревьев были насажены Богом два особенные дерева - древо жизни и древо познания добра и зла.

Плоды первого древа были предназначены для поддержания в че­ловеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и вос­питания человека в послушании Богу.

15-17 ст.: Человек, поселенный в раю, должен был "делати его и хранити", т.е. возделывать землю, иметь уход за расте­ниями. Этот труд должен был, прежде всего развивать и совер­шенствовать физические силы человека, но с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать со­вершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научать­ся благоговеть пред Ним и любить Его.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно уда­лялся от зла и стремился к добру, сообразовал свою волю с во­лей Божией. Для человека исполнение заповеди становилось при­чиною и источником его блаженства, но нарушение ее, влекло наказание "в онь же день снести от него, смертию умрете", т.е. человек сделается смертным по телу.

18-20 ст.; Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества человека над живот­ным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства жи­вотных и, нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало языку, речи, как средству сооб­щать свои мысли другим.

24 ст.: Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женою. Христос Спаситель указывает в обличении фарисеев, что слова эти, сказанные Самим Богом, устанавлива­ют нерасторжимость брачного союза: "еже убо Бог сочета, чело­век да не разлучает" (Мф. 19,3-6).

Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим отношением человека к Богу. Этот союз или завет Бо­га с человеком и является первобытною религией. В силу этого завета Бог непосредственными откровениями руководит человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в пре­красном раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бес­смертную жизнь. Со стороны человека требовалось только совер­шенное послушание своему Творцу, и в частности, исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия, давало челове­ку возможность совершенства и блаженства.

 

Однако, понимание творения человека в христианстве и в мистическом иудаизме все-таки разнится, хотя и покоится на одних основаниях.

Агада говорит о двух творениях человека (в Быт.1 и Быт.2):

 

Первоначальный Адам 1. «мужчину и женщину сотворил их» 2. дыхание Божества («образ Бога») 3. царь земли, природы   прообраз всех вещей - «Адам Кадмон» — «Древний Адам», вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога. Один агадический комментарий говорит: Адам был создан «от края неба до края неба» — столь он был огромен (ср. Втор. 4, 32).   «Второй» Адам 1. сотворен Адам, а потом уже – Ева 2. «Адама» - «красная глина» 3. тепличные условия лишь в Эдеме   «Адам_Афар», что означает «Адам перстный», «Адам из праха», в отличие от «первого», состоит из двух начал: «дыхания жизни» — <нишмат хайим>, буквально «дыхание жизней», и «праха земного», т.е. вещества... «Нефеш», животная душа человека, получает жизнь от более высокого уровня его бытия - бессмертного духа «нешама». Само же «дыхание», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш», именуется «руах» - «дух». Но ««руах» находится в человеках («в человеке» - в собирательном смысле – Д.Щ.), а „нешама" Шаддая (напомним, что это имя означает «Всемогущий». — Д.Щ.) вразумляет их» (Иов.32,8).
  В противовес ап. Павел говорит о двух Адамах, но наоборот:
 
 

Первоначальный Адам Сотворенный из праха, но предназначенный быть царем природы, не выполнил назначения «Второй» Адам Христос – восстанавливает человечество в Себе

 

Св. Ефрем Сирин объясняет два описания творения человека библейским стилем изложения: параллелизмом. Как и в вопросе описания шести дней творения.

Почему он говорит, что рай был насажден в третий день творения? Потому что была традиция параллельного толкования:

1 день – свет 2 день – отделение воды твердью 3 день – окончательное отделение суши от воды и появление растительности (отсюда – рай, Эдем) 4 день – сотворение звезд 5 день – сотворение рыб, пресмыкающихся, птиц 6 день – появление животных и человека

7 день – Бог почил от дел Своих

 

31 ст.: Дела творения каждого дня получают одобрение Творца "и виде Бог, яко добро". Все же творение, закончен­ное шестым днем получает высшее одобрение: "се добро зело".

Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее суще­ствование тварей.

Что касается дней творения (6 дней – или 6 тысячелетий (иом)), Писание поддерживает обе традиции. Это и не догмат Церкви. Главная цель повествования Быт. – не физика, а указание на религиозное место человека в творении. Пр.: ап. Павел, говорящий о том, что ныне природа – не в нормальном своем состоянии, и именно из-за человека – неисполненностью его предназначения (из-за его грехопадения).

 

Тема 12.

Грехопадение (Быт.3).

 

Прежде чем перейти к описанию грехопадения первых людей, приведем несколько агадических преданий о том, почему Адам был создан один.

Во-первых, чтобы показать, что всякий, кто спасает хотя бы одного человека, в нем спасает весь мир; и всякий, кто повинен в гибели хотя бы одного человека, в нем губит все человечество.

Во-вторых, для того, чтобы ни один человек на .земле не говорил другому: «Мой предок лучше твоего», ибо все произошли от единого Адама. Таким образом, описание Адама в Книге Бытия — основа общечеловеческого братства.

Затем следует вопрос: почему же Адам был создан в самом конце творения, после всех, даже самых мелких, животных? А это для того чтобы, когда он превознесется, слово Божье могло напомнить ему: чем ты гордишься? Даже комар создан прежде тебя.

Сотворение Адама прославляет могущество Творца еще и тем, что, хотя все люди рождаются по образу и подобию Адама, но двух совер­шенно одинаковых среди них нет. Это подобно тому, как если бы чеканщик монет, пользуясь одним и тем же чеканом, на каждой монете умудрялся изображать портрет царя по-разному...

Но вот с начала третьей главы, в жизнь первых людей вкрадывает­ся змей - по-древнееврейски <нахаш>. Это название связано с глаголом «нахаш» — «шептать», «шипеть», «ворожить», «гадать». «Нахаш» — начало нашептывающее, склоняющее человека к запрет­ным действиям в сфере духовной — ворожбе, темной магии... Откуда же произошел этот дух зла?

В 28-й главе Книги Иезекииля описано падение властного духа, ангела, который был «помазанным херувимом», находился в Едемском саду среди огненных прекрасных камней. Бог наделил его красо­той «в день создания его» и высоко поставил его, но он превознесся разумом и сказал так: «Я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей» (Иез.28,2)

Т.о., он «поставил ум свой наравне с умом Божьим», вышел из повиновения; но поскольку высшие ангелы, как и человек, наделены свободным выбором и свободной волей, то Бог предоставил ему идти дальше тем путем, каким он пошел; он пал духовно, был изгнан из рая, и с тех пор используется Всевышним совсем в другой роли. Согласно замыслу Творца, он стал «сатаной», т.е. обвинителем, прокурором, или «дьяволом», т.е. клеветником; стал также и пала­чом, карающим преступников. По-еврейски <сатан> означает «противодействующий», «противостоящий на суде», «враг», «обвини­тель». Это лицо, участвующее в суде, в том числе и в суде небесном. Греческое слово <диаболос> означает «клевещущий». Этот злой дух всегда прибегает ко лжи, так что Иисус Христос назвал его «отцом лжи» (Ин.8,44), а также «человекоубийцей от начала» (там же), ибо он способствовал утрате бессмертия первыми людьми. Словом <категорос> - «обвинитель», «прокурор» назван он в Откровении Иоанна (12,10; в русском переводе — «клеветник»). В 28-й главе Иезекииля именуется этот дух еще и «царем Тирским» (стихи 2 и 12), так как в финикийском городе Тире этот злой дух почитался божеством-покровителем (Ваал, Мелькарт). Именно этот дух представлен в третьей главе Книги Бытия в виде змея.

Как же это древнее существо могло оказаться в раю? Существует предание, на которое ссылается св. Игнатий (Брянчанинов) в работе «Слово о смерти», что пламенный херувим с огненным мечом, закрывший перед прародителями путь в рай – этот самый денница, воспользовавшийся доверием Божьим к нему как хранителю рая и главе земного космоса. Мусульманство и мистический иудаизм отчасти дополняют картину повествованием о «зависти» дьявола к некоей особой функции, дарованной Богом человеку по отношению к творению. Якобы сатана пал, не захотев поклониться «праху», т.е. только сотворенному «по образу», но еще не достигшего «по подобию» Божью человеку. Отсюда – гностические системы о ненависти и непримиримости «светлого мира духовного» и «темного, злого и несовершенного мира материального», который претендует на власть над «миром духовным».

Знаменательны слова, с которыми впервые обращается змей к жене: «Подлинно ли сказал Бог...» (Быт.3,1). В оригинале <аф ки-амар> — «подлинно ли сказал», «так ли сказал», «хотя бы и сказал» Бог. Это слова, с которыми змей обращается к нам, людям, во все века и к каждому из нас в разные периоды жизни; это слова, цель которых — внушить сомнение либо в целе­сообразности Божьей заповеди, либо в самом Источнике ее, либо в ее исполнимости. Это - слова, с которых начинается скептическая «библейская критика»: а подлинно ли сказал Бог? а тогда ли написана эта книга? а теми ли людьми? а в те ли времена? а в тех ли условиях? Одним словом, «подлинно ли сказал Бог?» Первое, что делает злой дух, — он сеет сомнение в слове Божьем, потому что вечная жизнь человека коренится в этом слове, и отнимая у Адама веру в слово Божье, змей приводит его к потере бессмертия, к утрате Едемского сада.

При этом змей с самого начала искажает заповедь Божью, пред­ставляет ее невыполнимой, бессмысленной: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» — Этим он намеренно исказил предписание: «...От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него...» (Быт.2,16-17). — И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3,2-5)

Змей прельщает людей тем, что они «будут как боги». Он изобра­жает Бога не милостивым и любящим Отцом, а страшным деспотом по отношению к только сотворенным, а значит, детски непосредственным и жаждущим быстрого развития, признания своих способностей людям, который запрещает вкушать плод от древа познания, ибо Он якобы не хочет, чтобы сотворенные Им люди сами стали «подобны богам» и обрели то могущество, которым владеет Бог.

Однако в ложном посуле змея содержится часть правды. Он всегда говорит полуложь, дабы, поверив частице истины, содержащейся в его речи, человек погиб. Глаза первых людей после вкушения запретного плода действительно открылись, но подобными богам они не стали:

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги... (Быт.3,7)

Св. Ефрем Сирин передает древнее предание, согласно которому в раю Адам и Ева были окружены святым сиянием, какое исходит от ангелов; а когда они нарушили волю Божью, исчезло это сияние, и они узрели наготу свою. Они увидели свою «наготу» — беспомощность, слабость, беззащит­ность без Бога в сложном, как бы и не для них существующем мире.

Но почему же поддалась Ева на соблазн змея?

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание... (Быт.3,6)

Она увидела три вещи: во-первых, что дерево «хорошо для пищи», — здесь соблазн на уровне плоти ("похоть плоти" (1Ин.2,16)); во-вторых, что оно «приятно для глаз» ("похоть очей"), — это уже соблазн на уровне души, соблазн эмоциональный, сообщаемый через красоту, привлекательность; в-третьих, что дерево «вожделенно, потому что дает знание» ("гордость житейская"): здесь — интеллектуальный соблазн, совращение на духовном уровне. Итак, искушение происходит на всех трех уровнях. Если мы вспомним, как соблазнял злой дух Иисуса Христа в пустыне, то увидим, что Иисус перенес сходные три искушения (Лк.4,1-13): на уровне плоти - голодом («вели этому камню сделаться хлебом»); на уровне души - великолепием и гордостью («Тебе дам власть над... царствами и славу их»); и на уровне духа — познанием скрытых тайн, якобы обеспе­чивающих человеку помощь ангелов («бросься отсюда вниз...»).

...И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Быт.3, 6-7)

Человек, преступив заповедь, уже не мог жить в духовном мире искренне, открыто, в «первозданной наготе», с растворенной навстречу Богу душой. И вот он начинает стыдиться, замыкаться, обособляться, прятаться, он уже не выдерживает силы всеобщей любви, царящей в мире ангельском, не может устоять в ней.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Быт.3, 8)

В оригинале сказано: «И услышали голос Господа Бога, проходя­щий по саду...» По саду проходил не Бог (этого антропоморфизма, т.е. уподобления Бога человеку, здесь нет), а Его голос. Этот голос Божий не звучал уже в сердцах согрешивших людей, как прежде, когда они с любовью внимали ему; теперь он казался им идущим извне, грозным, обличающим, вызывающим ужас... Адам находился прежде в ближайшем общении с Богом; он говорил с Ним, он радо­вался и ликовал, слыша голос Божий. После же грехопадения он бежит от Бога, скрывается... Но где можно скрыться от Бога? Говорит псалмопевец Давид:

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — И там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. (Пс.138,7-10)

Адам, по внутреннему своему состоянию, оказался как бы в пре­исподней; но и там звучал голос Бога, скрыться было нельзя и там.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? (Быт.3,9)

Но неужели Бог не знал, где находится Адам, и Ему нужно было окликать и искать Адама, как бы обходя весь сад? Нет, но Бог спра­шивает нас в каждый момент: «Где ты?», — спрашивает, чтобы мы очнулись и поняли, в каком состоянии находимся; чтобы дать нам, как и Адаму, возможность покаяться и возвратиться к Нему...

Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт.3,10-11)

Адам мог еще признаться в ослушании и покаяться: кающегося, возвращающегося, исповедующего свой грех Бог принимает. Но Адам и не думал каяться, потому что зло уже вошло внутрь него; он отве­дал плод познания добра и зла; мир, прежде единый и гармоничный, теперь виделся ему разделенным на враждебные сферы «доброго и злого», «выгодного и невыгодного», «правды и лжи». И он предпочел не повиноваться Богу, не принимать Его волю, а прислушиваться лишь к своему разуму, дробящему, разделяющему на части реаль­ность бытия, вносящему отныне, после грехопадения, дисгармонию во нее, чего ни коснется. И Адам, подобно своему наставнику во грехе - змею, впервые становится лжецом. И, подобно змею, Адам говорит полуправду:

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт.3,12)

Да, действительно, Ева предложила Адаму плод. Но ведь вкусил он от него по собственной воле, а в этом-то Адам и не желает признаться.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт.3,13)

Так виноватыми оказываются «все, кроме меня»: во всех бедах виноваты представители других партий, национальностей, вер, учений; дальние, ближние, соседи; виноват Сам Господь Бог; жена, которую Он дал человеку; змей, который его обольстил... Все кругом виноваты, но только не он сам. И никак человек не хочет покаяться, чтобы получить прощение и вернуться к вечной жизни...

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт.3,14)

По отношению к диаволу, проклятие пред всеми скотами и зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же диавола в виде змия на пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

В мистическом иудаизме (Агаде) этот змей, этот злой дух называется <йёцер гара> — «злой помысел», «злой инстинкт», «злое побуждение»; он именуется также «ангелом смерти»; он есть челове­коубийца, и он есть олицетворенная смерть. «Прах будешь есть во все дни жизни твоей» - вот что обещано в пищу этому змию-искуси­телю. Духом он овладеть навсегда не может: «Дух возвратится к Богу» (Еккл.12,7), и Бог будет судить его; змею же останется «прах» - мертвое тело, которое «пойдет в землю». Поэтому все повествование о грехопадении Адама имеет и символический смысл. Адам символизирует дух, разум человека; Ева - душу, сферу чувств; змей — «злое побуждение», исходящее от плоти, от животной природы. Этот «змей» воздействует на чувства («Еву»), склоняя их ко греху, а они, в свою очередь, помрачают разум («Адама»). И это приводит к смерти духовной, а затем и физической. Адаму сказано, что он умрет в тот день, когда вкусит запретный плод (Быт.2,17). Выражение «смертью умрешь» указывает не на мгновенную смерть, а на переход в разряд смертных. Здесь также может иметься в виду не обычный человеческий день, а «день Господень», равный тысяче лет (2Петр.3,8), который Адам, умерший в 930 лет (Быт.5,5), не прожил целиком. Но гораздо важнее, что духовная смерть его — отлучение от общения с Богом, изгнание из Едема, т.е. состояния радости в Господе — наступила в самый момент греха.

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт.3,15)

Этот стих имеет много значений. Под змеем и его семенем толкователи разумеют всех врагов добра и правды, т.е. диавола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых. Под семенем жены понимают прежде всего Христа Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершена победа над диаволом: согласно с еврейским текстом, он "размозжит", "сотрет" главу змея, о тот будет жалить его в пяту, т.е. причинять семени жены незначительный вред. Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы "разрушить дела диавола" (1Ин.3,8) и "связать змия, змия древнего, иже есть диавол и сатана" (Ап.20,2).

Мистическое же еврейское толкование относит эти слова к духовной борьбе, совершаю­щейся внутри человека: «змей» — злой инстинкт, злое начало воздей­ствует только на «пяту», т.е. на самую низшую, связанную с прахом, с землей, часть нашей сущности; мы же, укрепившись духом, можем поразить этого «змея» в голову.

Таким образом, Господь, предавши проклятию виновника падения прародителей, вместе с тем дал им спасительное обето­вание о будущем Избавителе, Который победит диавола. И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своею "Евою", т.е. "жизнь" (20), а Ева в наименовании трех сыновей своих - Каина (приобретение), Авеля (плач или суета) и Сифа (основание).

Церковь христианская в словах суда Божия над змием ви­дит первое обетование о Спасителе и потому называет это обе­тование "первоевангелием".

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. (Быт.3,16)

В наказание жене полагаются болезни чадорожде­ния и подчинение мужу. Такие боли и страдания, какие терпят женщины при родах, несвойственны никаким другим живым существам. Некоторые биологи полагают, что человек как бы платит эту дань за то, что выделился из природы и обособился; здесь же сказано, что человек платит эту дань за первородный грех.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя... (Быт.3,17)

Как это – «проклята земля»? В Книге Екклесиаст говорится о Боге:

Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их... (Еккл.3,11)

Слово «мир» - <олам> означает здесь «вселенную». Все существующее находится в нашем сердце, ибо воспринимаемый мир и воспринимающие его чувства суть одно; вне Адама, в чье сердце Создатель «вложил вселенную», мир как бы не существует. Поэтому с падением Адама, с которым таинственно соединено все мироздание, пал и весь видимый мир: «Проклята земля за тебя». И последствия этого «проклятия земли за человека» мы наблюдаем до сих пор...

...Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою... (Быт.3,17-18)

«Терние и волчцы» — это сорные и колючие травы, которые всхо­дят между колосьями, заглушая их рост; им подобны горести, испы­тания и страдания, которые выпадают человеку в течение жизни земной.

В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят. Ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3,19)

Вместе с землею, должно думать, и царство животных лишилось не только своих совершенств, но и «одичало» для человека, по известной пословице: «Человек – царь природы, только вот животные об этом не знают». Человек «богом» не стал, но познал через свое испытание «добра и зла», что без Бога он – не более, чем «прах» и «красная глина». И вот эта смерть в лице Адама становится уделом всего человечества.

И нарек Адам имя жене своей: Ева... (Быт. 3, 20) По-древнееврейски <Хава> — «живящая». - ...Ибо она стала матерью всех живущих.

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Быт. 3, 20-21)

Конечно, если бы имелись в виду обычные одежды, то Адам сам мог бы сшить их себе. Но все мы до сих пор ходим в «одеждах кожа­ных», сделанных Создателем, ибо облачены во плоть. Такое «плот­ное» телесное естество получил Адам только после грехопадения, когда он из духовного мира - Едема - был изгнан в этот мир вещественный; или, говоря иначе, мир, в котором находился Адам до грехопадения, «пал» и «уплотнился» вместе с ним: «Проклята земля за тебя...»

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Быт. 3, 22)

Как и при сотворении человека (1,26) и жены (2,18), происходит таинственное собесе­дование Господа Бога, чем указывается на важ­ность совершаемого события.

Мистический иудаизм видит здесь обращение Бога к ангелам, как имеющим образ Божий и якобы участвовавшим в творении мира (как демиурги).

Христианская же традиция видит во всех трех случаях указание на Совет между Лицами Святой Троицы, поскольку ангелы были при творении мира Богом, а сами не были источниками творения.

В словах Господа выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.

И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3,22)

Падший дух, познавший зло и приверженный к злу, не должен оставаться в раю, в мире духовном, дабы не осквернить других и не увековечить зло. Не должно зло жить вечно; зло по сути своей временно, оно есть ущерб, недостаток, оно прекращается при воспол­нении, исчезает в гармонии. И те любовь, преданность, кротость, единение с Богом, которые утерял Адам в раю, он должен вос­становить в себе за время земной своей жизни. Ту духовность и любовь, которые утеряны, он должен восполнить, заново приобрести, дабы вернуться туда, откуда ниспал; Адам не будет впущен снова в Едем, пока к нему относятся предостерегающие слова о том, что вкусивший зло не должен жить вечно. Он пребывает в изгнании, пока зло остается внутри него.

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. (Быт.3,23)

Вспомним, что «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2,7). Вот эту самую землю, «из которой он взят», человек и должен возделывать, т.е. самосовершенствоваться, чтобы возвратить­ся в то состояние Богопознания и любви к ближним, которое свой­ственно райским духам.

И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3,24)

Здесь появляется херувим: это один из разрядов ангелов, упомина­емых в Библии, как, например, серафимы (Ис.6,2), престолы, господства, начальства, власти (Кол.1,16), архангелы (1Фес.4,16) и другие. Их сотворение не описано в Библии явным образом. По преданию, когда Бог создал свет и отделил его от тьмы, то он создал и легионы светлых сил - «воинства небесные» (ср. Дан.4,32 и Откр.19,14). Еврейское <мал'ах>, как и греческое <ангелос>, означает «посланник». И вот одного из ангелов, херувима, поставил Бог, дабы охранять путь в рай.

Что же такое «пламенный меч обращающийся»? Согласно некото­рым толкователям, это ад, ибо он наказывает грех, подобно мечу, и полон огня негасимого (Мк.9,43-44). Вспомним мнение св. Игнатия относительно огненного херувима, преградившего путь человеку. Ап. Павел «начальником космоса» и «мира сего» называет падшего херувима, который является в прямом смысле сатаной, лжесвидетельствующим перед Богом против человечества в книге Иова.

По другому толкованию, светом видимым заслонен, утаен от нас свет невидимый; пока наши чувства открыты в мир видимый, духовный мир сокрыт от них. Когда же внутренние зрение и слух, сердца и души пророков открываются в мир невидимый, то для них исчезает на время земной мир. Потому этот «пламенный меч обращающийся» и охраняет, закрывает путь к дереву жизни.

В связи с этим возникает очень важный вопрос: почему же мы, отдаленные потомки Адама, подлежим смерти, облачены в «одежды кожаные» — земные тела, т.е. разделяем с ним ответственность за его грех? Ведь в Библии сказано, что дети не должны быть нака­зываемы за грехи отцов. Например, в Книге Второзакония сказано так:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление. (Втор.24,16)

А в Книге Чисел о Моисее и Аароне говорится так:

Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? (Числ.16,22)

В Третьей Книге Ездры (это книга девтероканоническая) содержат­ся горестные слова, обращенные к Адаму как бы от лица всего чело­вечества:

О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим. (3Ездр.7,48)

Прямой ответ Писания следующий: «наказание» от Бога – не столько проклятие, сколько констатация факта поврежденности человеческой природы после грехопадения.

В мистическом иудаизме (Каббале), все люди рассматриваются как некогда соединенные в Адаме: он и понимается как прообраз всего человечества. Падение Адама уподобляется выпадению из рук Творца зеркала, в котором отражался Лик Божий, почему Адам и называется «созданным по образу и подобию» Творца. Зеркало раскололось на множество осколков — на отдельных людей. И лишь Мессии предстоит в будущем заново собрать, соединить все эти осколки, чтобы в зеркале снова отразился Лик Божий.

Это воззрение помогает понять преображенное богословие апостола Павла, бывшего фарисея и знатока «иудейских преданий», о «двух Адамах» — «перстном» и «небесном», причем под вторым («Адам Кадмон» - «совершенный человек», каким он подразумевается в творческом замысле Божьем и которым так и не стал Адам) подразумевается Мессия — Иисус Христос (1Кор.15,44-49). По-видимому, и учитель ап. Павла, иудейский мудрец Гамалиил (Деян.22,3), знал это учение.

Мы находим его в Новом Завете, например, в Послании к Римлянам. Там говорится: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Рим.5,12) Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... (1Кор.15,21-22)

Призвание Мессии, Иисуса Христа, в том, чтобы вновь собрать разъединенные, распавшиеся части Адама в едином духовном Теле своем; Церковь есть «тело Христа», мистическое сообщество людей, соединенных любовью и составляющих нового Адама (Рим.12,4-5; 1Кор.12,12-13). Поэтому путь спасения есть прохождение вспять пути падения, есть настоящее возвращение к Богу, к которому и призывали людей Иисус Христос и все пророки, бывшие до него и после него. Таков смысл слова: «Покайтесь!..» (Мф.4,17), по-древнееврейски <шуву> - «возвратитесь», «вернитесь» к Богу (ср. Иер.3,22; Ос.14,2; Зах.1,4). Недаром в средневековой живописи крест с распятым Христом имеет в основании своем череп Адама, и кровь, стекающая с креста, омывает этот череп. Само назва­ние «Голгофа» восходит к древнееврейскому <гулголет> — «череп», ибо, по древнему преданию, на этом месте была погребена голова Адама (тело же его похоронено в Хевроне в пещере Махпеле - там, где впоследствии были погребены патриархи Авраам, Исаак, Иаков и их жены — Быт.23,19; 49,29-31).

Адам был изгнан из рая с наступлением вечера, ибо голос Божий он услышал «во время прохлады дня» (Быт.3,8): в Палестине этим словом обозначается предвечернее время. И, когда изгнал Бог Адама, наступила «ночь» человеческой истории, полная тьмы и ужаса. А в Книге Пророка Исайи есть загадочные слова, которые могут относить­ся именно к этой ночи:

...Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь. Если вы настоя­тельно спрашиваете, то обратитесь и приходите. (Ис.21,11-12)

Тема 13.

Каин, Авель и Сиф. Их потомки (Быт. 4-5).

 

После изгнания Адама и Евы из Едема «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Быт.4,1-2)

Первый человек был зачат и рожден вне пределов Едемского сада. Это Каин — будущий братоубийца. Грех, совершенный Адамом, отра­зился на его детях. Имена «Каин» и «Авель» имеют глубочайший смысл. Библейское имя вообще часто указывает на будущую судьбу ребенка, содержит в себе его психологическую характеристику.

Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола <кана>, означающего «приобретать собственность»; имя «Авель» <Гёвель> происходит от глагола «гаваль» — «дуть», «дышать». И в этих именах — вся сущность обоих братьев. Каин - человек, накрепко связанный с землей, воздающий благодарность не столько Богу, сколько земле, убежденный, что законы природы, природные явления — это основа его благополучия; и Авель — человек духа, человек «воздушной легкости», не привязанный к земле, пастух.

Первый брат стремится к приобретению, живет материальными заботами; кроме того, слово «каин» означает медное или железное копье: это человек, как бы с оружием в руках охраняющий свою соб­ственность и стремящийся к ее приумножению. Конечно, Каина дол­жен был с самого начала раздражать его брат, живущий духовными стремлениями. Поэтому конфликт между ними и первое братоубий­ство коренятся уже в самой их природе: человек плотский ненавидит человека духовного, завидует ему и стремится его устранить.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел... (Быт.4,3-5)

Заметим, не сказано, что именно Каин принес от плодов земли, — лучшее или худшее; скорее всего — то, что наименее нужно было ему самому. А об Авеле сказано, что он принес «от первородных стада своего и от тука (т.е. жира) их»: он пожертвовал самых лучших, упитанных агнцев. Мы видим, что Авель считает себя всем своим благополучием обязанным Господу, чего никак нельзя сказать о Каине.

Что же значит «призрел» Господь? Это означает, что Он признал, принял приношение только от Авеля, и это сопровождалось видимым знаком. По преданию, огонь сошел от Господа, и жертвоприношение Авеля, охваченное пламенем, устремилось к небу; а на дар Каина не сошел огонь, и, значит, он не был принят. Описанное здесь жертво­приношение во многом подобно тому, которое совершил тысячи лет спустя пророк Илия, состязаясь с лжепророками Ваала на глазах у всего израильского народа. Илия предложил пророкам Ваала пригото­вить тельца, разложить дрова на жертвеннике, но огня не зажигать, и то же самое он совершил сам. И сказал он пророкам ложного бога Ваала: «Призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего» (3Цар.18,24). И Вааловы жрецы скакали и плясали долго, истязая себя до крови, но огонь не сходил; однако стоило только Илии воззвать к Богу, как сошел огонь, и охватил жертву, которую перед этим полили водой, и осушил всю воду, и загорелись даже камни; тогда все видевшие это пали на лица свои и восклик­нули: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3Цар.18,39)

Очевидно, похожим образом выглядело и жертвоприношение Авеля и Каина. Когда же Каин увидел, что дар его не угоден Богу, злое чувство овладело им: «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4,5)

«Поникло лицо его»: первый, очевидный смысл этих слов говорит о тяжелом внутреннем состоянии, которое отражается на лице чело­века. Но, кроме того, «поникшее лицо» символически означает обращение к низшим силам: ведь в мифологии всех народов сущест­вует представление о том, что высшие, благие силы духовного мира находятся наверху, в небесах, а низшие, препятствующие всему доброму, — внизу, в преисподней; поэтому, обратив лицо вниз, Каин как бы прибегает к силам преисподней и разрешает им овладеть собою.

И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4,6—7)

Бог, обращаясь к Каину, конечно, знает причину его огорчения. Ведь что такое голос Божий? Он может быть и голосом совести внутри человека. Голосом, не смолкающим до тех пор, пока человек не совершит смертный грех...

«Почему ты огорчился?» Господь побуждает Каина к самоисследованию, говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Значит, доброе в человеке связано с обращением ввысь, к небу. «А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Как только человек перестает обращаться к Богу за помощью, оставляет добродетель, оставляет заповеди Божьи, он тотчас начинает чувствовать, что «у дверей грех лежит». Здесь употребляется древнееврейский глагол <равац> — «лежать», который применяется только по отношению к животному, но не к человеку. Грех — это «лежащее животное», потому что низшее начало, начало скотское, находится «у входа» в сознание человека, пребывая как бы в его преддверии, в подсознании, и стремится овладеть человеком, его чувством и разумом. Поэтому и сказано: «У дверей грех лежит», т.е. грех очень близок; стоит только впустить ого, как он войдет и овладеет тобой. «Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

До того как Каин осуществит свое намерение убийства, ему не вменяется грех; Бог говорит: «Ты господствуй над ним». Ты можешь им овладеть, ты можешь победить, — здесь описывается та внутрен­няя, духовная борьба, которая не прекращается до тех пор, пока человек не выйдет из нее победителем или не будет одолен.

И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. (Быт.4,8)

Согласно преданию, этому предшествовал длительный период, когда Каин вглядывался в последствия благословения Божьего, дан­ного Авелю, и в последствия отвержения его собственной, Каиновой жертвы. Огромный приплод скота получил Авель, а Каин не собрал в том году урожая вообще; и это его особенно обидело и разгневало.

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт.4,9)

Господь обращается к Каину со словами, аналогичными тем, с какими Он обратился к Адаму после его грехопадения: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3,9)

Господь знает, где Адам, но Он побуждает Адама задуматься над тем, в каком положении он оказался. Так же спрашивает Он и Каина: «Где Авель, брат твой?» Господь знает, где Авель, - это видно из следующих слов Его, прямо обвиняющих Каина в убийстве. Но, спрашивая «где Авель?», Господь побуждает Каина покаяться, задуматься как о посмертной участи души Авеля, так и о будущем собственной души. Ибо, несомненно, духовный мир в те ранние времена был, хотя бы отчасти, знаком людям; они хорошо знали, что, кроме жизни телесной, существует жизнь духовная, в которой их ожидает воздаяние. Как мы помним, прикровенно об этом было поведано еще Адаму и Еве.

И отвечает Каин: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Такие слова произносили убийцы всех времен, вплоть до Нюрнбергского процесса, на котором палачи, убившие миллионы людей, своими руками загонявшие их в газовые камеры, нагло отрицали свою вину...

И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли... (Быт.4,10)

Наиболее способные к восприятию духовного мира люди утверждают, что места, где пролилась кровь, где совершены убийства, отмечены какими-то особыми излучениями, и находиться в таких местах очень тяжело. Они свидетельствуют о том, что и поныне «голос крови вопиет».

Из ветхозаветных апокрифов об этом более подробно повествует Книга Еноха. Допотопный патриарх Енох, будучи вознесен ангелом в мир духовный, рассказывает об увиденном там:

И я видел духов сынов человеческих, которые умерли, и их голос проникал до неба и сетовал. На этот раз я спросил ангела Рафаила, который был со мною, и ска­зал ему: чей это там дух, голос которого так проникает вверх и сетует? И он отвечал мне, и сказал мне так: это дух, который вышел из Авеля, убитого своим братом Каином; и он жалуется на него, пока семя его (Каина) не будет изглажено с лица земли, и из семени людей не будет уничтожено его семя. (Енох.22,5-7)

Эти слова о «семени Авеля» и «семени Каина», конечно, не следует понимать буквально; речь идет не о кровном потомстве Каина или Авеля, а о тех людях, которые духовно следуют пути того или другого. В конечном итоге все человечество, независимо от его социального, расового, национального, религиозного или какого-либо другого состава, делится на две большие части: на «семя Авеля» и «семя Каина». Оно делится на людей, любящих Бога и ближнего, приношение которых с благосклонностью принимает Господь, с одной стороны, и на ненавистников, гонителей, убийц духовных и физичес­ких — с другой. Авель, таким образом, является первым мучеником на земле, первым, кто был убит по «идеологическим», «религиоз­ным» соображениям.

Во времена Авеля и Каина уже существовал установленный ритуал жертвоприношения, приуроченный к определенному времени; был известен человеку целый круг его религиозных обязанностей. Вы­ражение, переведенное русскими словами «спустя несколько вре­мени», в оригинале — <микёц йамйм> — означает еще и «в конце года», и указывает на празднование первыми людьми осенних религиозных праздников (Лев.23,24-44). Следовательно, существо­вал уже религиозный календарь, очевидно, дарованный Адаму свыше.

И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... (Быт.4,10-11)

Каину Бог изрекает проклятие. Мы помним, что Адам и Ева не были прокляты, проклят был змей, а они были лишь наказаны. Каин же получает проклятие как второй, вслед за змеем, человекоубийца.

...Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. (Быт.4,12)

Человек, совершивший убийство (и это психологически очень достоверно описано), не знает, где преклонить голову: он бежит, он страшится, он прячется. Ему говорится: «будешь изгнанником и скитальцем на земле», и, хотя бы он жил обеспеченно, хотя бы он был защищен со всех сторон, ощущение отверженности и опасности не оставляет его.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. (Быт.4,13-14)

Это заложено в человеческой природе: совершивший зло страшится такого же воздаяния, потому что мистически все люди суть как бы один человек; все души, как мы помним, были в Адаме, все люди зеркально отражают друг друга. Отсюда и заповедь: «возлюби ближ­него, как самого себя», т.е. губящий ближнего губит самого себя.

И говорит Каин: «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли». В действительности не Бог сгоняет его - он сам бежит, не находит покоя, мучимый страхом. «...И от лица Твоего я скроюсь...» Каин удаляется от Создателя гораздо дальше, чем Адам, когда скрылся с женой «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3,8)

Прятался Адам, совершив грех, но еще глубже от Господа хочет укрыться Каин. Человечеству, изгнанному из рая, кажется, что оно в состоянии скрыться от Господа, на самом же деле это Господь и высший духовный мир скрыты от человека; но окончательно теряет связь с Богом тот, кто совершает смертный грех.

И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (Быт.4,15)

Отмстится «всемеро» - по-древнееврейски <шив'атаим>. Это можно понять как «в седьмом поколении». И действительно, согласно преданию, передаваемому преп. Ефремом, именно в седьмом поколении от Адама был убит сам Каин.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. (Быт.4,16)

Из рек, упомянутых при описании райского сада, с достоверностью отождествляются Тигр и Евфрат. И вот Каин идет «на восток» от них, и начинается развитие древнейшей человеческой цивилизации, возникшей восточнее Месопотамии — «на восток от Едема». Древней­ший город, обозначенный в клинописных документах Шумера как «допотопный», город Ириду, буквально соответствует имени внука Каина — Ирада. Самая ранняя из известных археологам развитая цивилизация сложилась в Шумере, а по преданиям самих шумеров, они явились «с востока»...

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха... (Быт.4,17)

Имя сына Каина — <Ханох> — означает «воспитанник». Очевидно, что воспитан он был в духе Каина, ведь каждый старается воспитать сына по образу своему.

...И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт.4,17)







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 621. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.144 сек.) русская версия | украинская версия