Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Книга "Плоды Мудрости. Письма", стр. 85





Твое последнее письмо от 5-го числа месяца кислев я, конечно, получил. Ты удивляешься малочисленности моих писем – в ответ я скажу тебе, что заботы мои сильно возросли, и потому я подниму молитву Творцу, чтобы завершил за меня.

Я удивляюсь, почему ты не прокомментировал мое письмо по поводу слов: «Хозяин преломляет хлеб, а гость произносит благословение» [ 1 ]. Я отправил это письмо нашему другу, да светит его свеча, и он написал мне, что не понимает его.

Мне кажется, ты утомился от тоски по бремени Торы и заповедей из-за урона, который наносит время.

Что же мне сказать тебе издалека, когда, не в силах услышать моего голоса и моей речи, ты можешь лишь смотреть на сухие и мертвые буквы, пока не вдохнешь в них дух жизни, для чего нужны усилия, а для усилий нужно время, продолжительное в твоем понимании.

Сказано: «Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат пусть будут вокруг по подолу мантии» [ 2 ], «И слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в святилище» [ 3 ].

Слово «эфод» [ 4 ] (אפוד) происходит от слов «Где здесь дверь?» [ 5 ].אי' פה' ד'. Ибо где дверь, там и вход, даже если он закрыт. В материальном мире можно видеть дверь так же, как можно видеть вход, однако в духовном виден лишь вход. И увидеть его можно только благодаря совершенной и чистой вере: тогда становится видна дверь и в то же мгновение превращается во вход, ибо Он один и имя Его одно [ 6 ].

Сила, благодаря которой можно услышать глас мудрецов в двери этой реальности, называется верой, так как она утверждается не единовременно, а посредством воспитания, адаптации и работы. Так же воспитывают маленького ребенка, а вначале он лежит подобно камню, и некому его перевернуть, кроме воспитателя, который его растит.

В целом работа эта называется «мантией», поскольку является внешним одеянием и лежит выше человеческого разума [ 7 ], в котором сочетаются «подолы» сосуда – место, где собирается осадок и накипь

В течение периода воспитания человек колеблется туда-сюда, подобно всем тем, кто ищет дверь. В последнюю секунду продвижения он близок ко входу – но именно тогда утомляется и возвращается вспять. Такое движение называется «золотом» (заг̃а́в – זהב) – от слов «это дай» (зэ г̃ав – זֵה הַב), как пишет святой Зоар. Ибо движение производится силой стремления и тоски по слиянию с Творцом, когда человек томится и славословит: "Это дай! Это дай!"

А «колокольчик» (паамон – פעמון) называется так потому, что у человека нет сил, чтобы открыть дверь, и он возвращается вспять, проводя время в хождении туда-сюда, раз (паам – פעם) за разом, в поисках входа.

А «гранат» (римон – רמון) называется так потому, что возвышение (ромемут – רוממות) выше разума охватывает его вокруг. А потому вновь именуется «гранатом», так как иначе, не приведи Боже, упал бы окончательно, потому что «гранат» написано дважды.

С течением дней большая нечистота и дрожь собирается вокруг по подолу мантии, как в качестве «колокольчика», так и в качестве «граната». Она собирается вокруг категории «Где здесь дверь?», и нет ей края...

Творец поступил так со Своими творениями по той причине, что для разговора нужно издать звук, дабы раскрылась здесь дверь, когда будет он входить в святилище, как сказано: "И слышен будет звук, издаваемый его мантией, когда будет он входить в святилище".

Пойми же из букв этого мира, что лишь дрожь приводит к звуку. Это можно наблюдать по струнам скрипки, в силу натяжения которых возникает дрожь, колебания воздуха. Именно это является звуком, и ничто другое. По тому же принципу, каждое человеческое ухо оснащено гибкой частью, которая на медицинском языке называется барабанной перепонкой. Когда чьи-то уста сотрясают воздух – порожденные сотрясением звуковые волны доходят до человеческого уха и в своем напоре ударяются о барабанную перепонку, которая от каждого удара дрожит иначе. В этом состоит все превосходство избранного из созданий – говорящего вида. Ведь благодаря этому «все положил к ногам его» [ 8 ].

Сказано об этом: «Радуйтесь в содрогании» [ 9 ]. А мудрецы учат нас: «Где радость – там будет содрогание» [ 10 ]. Слова эти трудны для понимания, ведь можно было бы сказать проще: «Радость и содрогание будут вместе». Однако мудрецы указывают нам на то, что не было бы места для радости без содрогания. Об этом они и говорят: "Там, где должны быть радость и веселье, возникает содрогание". Такое состояние и является местом для радости.

Можешь испытать это на колокольчике, язычок которого стукает по железной стенке и издает звук. Если приложить руку к стенке – звук сразу ослабнет, поскольку звон, издаваемый колокольчиком, это его содрогание. Звеня в колокольчик, ты кладешь на него руку и тем самым фиксируешь его, уменьшая содрогание. В результате, само собой, звук стихает.

Теперь ты видишь, что такое звуки: звук и дрожь – это одно и то же. Однако не все звуки приятны. Это зависит от качества источника звука, т.е. дрожи. Например, звук грома вызывает страх и не ласкает человеческое ухо, так как дрожь от силы удара набирает большую мощь, да и продолжительность ее слишком велика. Даже если бы сила удара была меньшей, звук этот все равно терзал бы слух из-за повышенной длительности. С другой стороны, звук скрипки мил внемлющему уху, поскольку сила удара рассчитана, а продолжительность по времени точно выдержана. Однако если звук затянется хотя бы на 64-ю долю минуты, это испортит его очарование.

Тем более, нужно понимать, что такое звуки, когда речь идет о словах Творца. Ценность их в том, что они, конечно же, требуют большой точности в силе удара, делящейся на семь уровней. И уж тем более, нужна точность в длительности звука, чтобы не создать погрешность даже в 64-ю долю минуты, ибо там ступает нога высокомерного [ 11 ], как сказано: [ 12 ] «Ставишь в колоду ноги мои» [ 13 ]. А потому знай, что все ангелы поднимаются с песней, и в месте радости сперва происходит содрогание. Таким образом, не всякая дрожь хороша. Тот, кто дрожит пред словом Творца, собирает все содрогания в место радости, предваряя ее ими. Сказано об этом: «Соберется вода... в одно место» [ 14 ] – и никак иначе.

Сказали об этом мудрецы: «Скрипка висела над кроватью Давида. В полночь поднимался северный ветер, дул на нее, и она играла сама собой» [ 15 ]. Если человек дрожит пред словом Творца – это дрожь вместо северного ветра. Речь идет о «гранате», и тем самым «хозяин преломляет хлеб».

Ночь делится по принципу «молитва отмеряет половину». И потому он лежит в кровати. Об этом сказано: [ 16 ] «Вовеки не даст праведнику поколебаться» [ 17 ]. Сказано: «И лег в месте том» [ 18 ]. В связи с этим учат нас мудрецы: [ 19 ] «"Лежит" – есть 22 буквы» [ 20 ]. Это чаша весов, которая держит две буквы – две наиболее удаленные точки в предстающей пред нами реальности, о чем я и писал в своем письме. А то, что над его кроватью – это гранат. И поскольку раскрылась точка низа [ 21 ] – Творец выходит гулять с праведниками в райском саду [ 22 ]. Ибо вход открыт, и святая Шхина произносит все свои песнопения и восхваления, а потому скрипка Давида играет сама собой. Иными словами, без соединения нет ничего, кроме дрожи северного ветра.

А если это еще не ясно – изучи азы. Ничего не лишена буква «бет» [ 23 ] (ב), которой сотворен мир, кроме буквы «алеф» [ 24 ] (א) в слове «Я» (Анохи – אנכי). Это создает брешь в северном ветре (духе) буквы «бет». А потому «с севера начнется бедствие» [ 25 ], ведь это большая брешь. Однако «с севера придет злато» [ 26 ]. Сначала через колокольчики и объединение двух букв раскрывается здесь Творец. А потому нужно свести всю дрожь в одно место, чтобы дрожать лишь за слово Творца. Тем самым мы подготавливаем «золотой колокольчик и гранат вокруг по подолу мантии».

Таким образом, постепенно тверди станет больше, чем пустоты [ 27 ], и человек испытает трепет перед Творцом, почувствовав, что все заботы Хозяина были предназначены лишь для него [ 28 ].

Он узнает и увидит семь частей духа содрогания, иными словами, вдобавок к духу трепета перед Творцом – еще шесть видов духа, пребывающих на Машиахе Творца, как сказано: «И низойдет на него дух Творца, дух мудрости и понимания, дух совета и мужества, дух знания и трепета перед Творцом» [ 29 ].

А о последствиях этого сказали мудрецы: «Хозяин преломляет хлеб» и т.д. Иными словами, хотя хозяин преломляет хлеб – гость произносит благословение на кусок, как на целую ковригу.

А о том, кто, не приведи Бог, не делает этого, сказано: «И войдут в него варвары, и осквернят его» [ 30 ]. Это означает, что он еще не исправил свое кли. Сказано: «Неужели еще и царицей овладеет у меня в доме?» [31] Он приходит туда в дерзости, когда пустоты больше, чем тверди, и предостаточно позора и ярости [ 32 ]. В этом смысл рассеченной буквы «вав» (ו) в слове «мир» (шалом –) в главе о Пинхасе [ 33 ]. Ведь она стоит в пустоте, разросшейся пред ней. И прекратился мор [ 34 ], так как в святости Своей преумножил твердь над пустотой. Тогда воссоединились народ и Моше, и вознаграждение его было в том, что сказал ему Творец: «Вот Я заключаю с ним Мой союз мира... Союз вечного священнослужения» [ 35 ] – навеки, как сказано в книге Зоар.

Тем самым разъяснилось Аврааму это его воспоминание о тех событиях [ 36 ]. Пускай же не руководствуется человек частными обстоятельствами, в которые попал, – ведь так советует ему злое начало и ситра ахра. Руководствоваться надо только общими соображениями. Как я уже обозначил в достаточно ясной степени, все действия человека должны выполняться лишь с намерением восстановить Шхину из праха, от которого питается исконный змей. И вглядись в это пристально.

Что же мне делать с теми, кто клянется и добровольно желает следовать за мнением большинства? [ 37 ] Им довольно половинчатого утешения, которое они получают в свои руки. Об этом люди говорят: «Общее несчастье – наполовину утешение».

А потому они удовлетворяются работой ради награды. Но если возвысятся их пути раз и навсегда над «десятью пядями» своей реальности, то увидят дверь, ибо это настежь открытый вход. И не останется больше в одном месте и в одно время двух противоположностей, поскольку человек будет пребывать над "десятью пядями"

Сказано: «Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным дает милость» [ 38 ]. Здесь я приведу притчу, которую вы, возможно, поймете.

У великого, доброго и желающего дать добро царя была одна цель – насладить жителей его страны, и он не нуждался ни в какой работе, которую бы делали для него, а только одно стремление было у него – делать добро народу его страны.

Однако он знал, что существуют различные уровни в получении его добра, в зависимости от степени любви к нему и осознания его величия. И захотел он особо насладить в огромной мере самых достойных из его народа. А весь остальной народ увидит, что царь не урезает вознаграждения любящим его, а насыщает их всем изобилием наслаждений, которые приготовил для них. А помимо наслаждений, которые он щедро раздает им, есть у них особое наслаждение в том, что чувствуют себя избранными из всего народа – и это тоже он хотел дать тем, кто его любит.

Но чтобы уберечься от претензий народа, дабы они, обманывая или же заблуждаясь, не говорили, что любят царя, а тем не менее, их вознаграждение мало – Царь, будучи совершенным, предостерег себя и от этого. Посему, начал придумывать способы, как осуществить свои замыслы во всем их совершенстве – покуда не нашел прекрасное средство.

Он дал указание всем жителям страны, без исключения, проработать на его работах в течение целого года. И выделил для этого место в своем дворце, обусловив особо, что запрещено работать вне этого определенного места, так как это не подобает, и царь не желает этого.

И вознаграждение их находится на месте их работы, где приготовил им большие трапезы с различными яствами, какие только есть в мире, в любом количестве. А по завершению годового срока работы, он пригласит всех за свой царский стол, и будут они сидеть пред лицом его – первые в его царстве.

И воззвание это было оглашено повсюду. И все как один пришли в город царя, окруженный войском и стеной, и были закрыты там в течение оговоренного срока, и начали работать.

Все думали, что царь поставит наблюдателей за работой, чтобы знать, кто работает на него, а кто – нет. Однако царь скрылся, и не было никакого наблюдения. И каждый может делать то, что считает нужным.

Так им казалось.

И не знали они о чудесном изобретении, которое покрывало невкусным порошком деликатесы и сладости. И напротив – все покрывалось целебным порошком в том месте, где работали.

В этом и заключалось наблюдение. Верные и любящие по-настоящему, несмотря на то, что не было наблюдения на месте работы, везде точно соблюдали указания царя, потому что любили его и были ему преданы, и выполняли все, что на них было возложено. И также старались работать точно на положенном месте. И, конечно же, сам по себе в их тела входил лечебный порошок. А когда приходило время отведать угощений, то пробовали их, и чувствовали в них тысячи разных вкусов – никогда ранее не знали они таких вкусов и такой сладости.

И поэтому хвалили и прославляли царя – ведь за его столом, что выше всех похвал, они трапезничают!

Но те низменные, кто не понял всего величия царя, и что полагается любить его преданно и верно – они, видя, что нет за ними наблюдения, не соблюдали указаний царя, как полагалось, – пренебрегали местом, предназначенным для работы, и каждый работал там, где ему казалось лучше.

А когда пришло время трапезы, когда вкусили сладости, то ощутили горький вкус из-за порошка. И стали ругать и высказывались пренебрежительно о царе и его столе, потому что приготовил им такое вознаграждение взамен их усилий.

И в их глазах царь стал самым большим обманщиком.

Ведь вместо сладостей и деликатесов приготовил им одну горечь и соль.

А потому начали искать какую-то пищу за пределами города, чтобы удовлетворить свой голод, чем усугубили свои беды, ибо работа их удвоилась. И не могли насытиться за царским столом, стоявшим перед ними.

Мораль состоит в том, что Тора делится на две части. Одна часть отдана под заклад Творцу: например, заповеди о тфилине [ 39 ], шофаре [ 40 ], изучении Торы. А другая часть отдана под заклад творениям: например, заповеди о разбое, спасении жизни, воровстве, обмане, безукоризненности и т.д.

Та часть, которая относится к взаимоотношениям между людьми, представляет собой истинную работу.

А та часть, которая относится к взаимоотношениям между человеком и Творцом, представляет собой вознаграждение и услады, разложенные на царском столе.

Однако «Все сотворил Творец для почитателя Своего» [ 41 ]. «Сотворил» – значит, и та часть, которая отдана под заклад творениям, должна осуществляться в царском месте, чтобы «восстановить Шхину из праха». И в работе этой содержится целебный порошок для смертельного яда, лежащего между человеком и Творцом.

В этом смысл слов: «смиренным дает милость». Речь идет о Торе и заповедях, определяющих взаимоотношения между людьми, а также взаимоотношения между человеком и Творцом. «Любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» [ 42 ] – чтобы привести их к работе исключительно в предназначенном месте, в результате чего они обретают очарование Святости. «В земле своей вдвое унаследуют» [ 43 ], ибо кроме того, что не работают под гнетом заклада у творений, они погружены в наслаждение все свои дни, испытывая очарование Творца.

Однако «над насмешниками Он насмехается». Говорят, что стол Творца осквернен [ 44 ], ибо, не приведи Боже, ощущают Святость, как насмешку. В таком случае, грешники не извлекают прибыль из своих грехов. А раз так, кто сумеет утратить что-либо, если даже в час надежды думают, как себе угодить.
Йехуда Лейб

[ 1 ] Трактат Брахо́т, 46:1. Речь идет о действиях, совершаемых перед трапезой.

[ 2 ] Тора, Шемо́т, 28:34.

[ 3 ] Тора, Шемо́т, 28:35. «И будет она на Аароне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в святилище, чтобы предстать пред Богом, и когда будет он выходить, – и не умрет».

[ 4 ] Часть священных одежд Аарона. См. Тора, Шемот, 28:4. «И вот одежды, которые они сделают: хошен, и эфод, и мантию, и клетчатый хитон, тюрбан и пояс; и сделают они священные одежды Аарону, брату твоему, и сыновьям его для служения Мне».

[ 5 ] אָיֶה פֹּה דֶלֶת

[ 6 ] Пророки, Захарья, 14:9. «И будет Творец Царем на всей земле, в день тот будет Творец один, и имя Его одно».

[ 7 ] На иврите слова́ «мантия» (мэи́ль – מעיל) и «выше» (лема́ла – למעלה) являются однокоренными.

[ 8 ] Писания, Псалмы, 8:7. «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, всё положил к ногам его».

[ 9 ] Писания, Псалмы, 2:11. «Служите Творцу в страхе и радуйтесь в содрогании».

[ 10 ] Трактат Йома́, 4:2.

[ 11 ] Писания, Псалмы, 36:12. «Да не наступит на меня нога высокомерного, и рука нечестивых да не изгонит меня».

[ 12 ] Писания, Иов, 13:27. «И ставишь в колоду ноги мои, и подстерегаешь все пути мои, выслеживаешь следы ног моих».

[ 13 ] Численное значение слова «колода» (סד) равняется 64-м.

[ 14 ] Тора, Берешит, 1:9. «И сказал Творец: "Пусть соберется вода под небом в одно место, и появится суша". И стало так».

[ 15 ] Трактат Брахо́т, 3:2.

[ 16 ] Писания, Псалмы, 55:23. «Возложи на Творца бремя твое, и Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться».

[ 17 ] На иврите слова «кровать» (мита́ – מִּטָה) и «поколебаться» (мот – מוֹט) являются однокоренными.

[ 18 ] Тора, Берешит, 28:11. «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан. И очутился в одном месте, где остановился на ночлег, потому что солнце зашло, и взял несколько камней, лежавших там, сделал из них изголовье, и лег в месте том».

[ 19 ] Исправления Зоар, 18, стр. 34:2.

[ 20 ] Слово «лежит» (יִשְכָּב) разлагается на составные части: «есть 22» (יֵש כ"ב). В ивритском алфавите 22 буквы. Сокращение כ"ב, в свою очередь разлагается на две части: «чаша весов» (каф – כָּף) и «2».

[ 21 ] Слова «низ» (ма́та – מָטָה) и «кровать» (мита́ – מִּטָה) пишутся одинаково.

[ 22 ] Тора, Берешит, 3:8. «И услыхали, как глас Творца проходит по саду по направлению к закату солнца, и спрятался Адам со своей женой от Творца среди деревьев сада». Тора, Ваикра, 26:12. «И ходить буду среди вас, и буду вам Творцом, а вы будете Моим народом». Рабейну Ба́хье: «Будет Творец гулять с праведниками в райском саду, и слава Его среди них».

[ 23 ] Первая буква Торы, вторая буква алфавита.

[ 24 ] Первая буква алфавита.

[ 25 ] Пророки, Йермияу, 1:14. «И было слово Творца сказано мне во второй раз: "Что ты видишь?" И я сказал: "Я вижу кипящий котел, обращенный к северу". И сказал мне Творец: "С севера начнется бедствие для всех жителей земли этой"».

[ 26 ] Писания, Иов, 37:22. «И ныне не видно света; ярок он в небесах, когда пронесется ветер и расчистит их (облака). С севера придет злато; грозно великолепие Творца».

[ 27 ] См. трактат Ируви́н, 16:1.

[ 28 ] См. трактат Брахо́т, 58:1.

[ 29 ] Пророки, Йешайау, 11:2. «И выйдет отросток из ствола Ишая, и даст плоды побег от корней его. И низойдет на него дух Творца, дух мудрости (хохма́) и понимания (бина́), дух совета (эца́) и мужества (гвура́), дух знания (да́ат) и трепета перед Творцом». Всего шесть видов духа, кроме трепета перед Творцом.

[ 30 ] Пророки, Йехезкель, 7:22. «И отвращу лицо Мое от них, и осквернят сокровенное место Мое, и войдут в него варвары, и осквернят его».

[ 31 ] Писания, Эстер, 7:8. «В гневе своем поднялся с пира царь, и вышел в дворцовый сад; а Аман стал просить царицу Эстер о жизни своей, ибо видел, что решена ему царем злая участь. Когда вернулся царь из дворцового сада в дом пира, то Аман припадал к ложу, на котором была Эстер. И сказал царь: "Неужели еще и царицей овладеет у меня в доме?" Вышло слово это из уст царя – и накрыли лицо Аману».

[ 32 ] См. Писания, Эстер, 1:18.

[ 33 ] См. Тора, Бамидбар, 25:12. «Так говорил Творец, обращаясь к Моше: " Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-Коэна, отвратил гнев Мой от сынов Исраэля, возревновав за Меня среди них, и не истребил я сынов Исраэля в ревности Моей. Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира "».

[ 34 ] Тора, Бамидбар, 17:13. «И пришли Моше и Аарон к шатру откровения. И так говорил Творец, обращаясь к Моше: "Отстранитесь от общества этого, и Я уничтожу их мгновенно". И пали они ниц. И сказал Моше Аарону: "Возьми совок, и положи на него огонь с жертвенника, и положи смесь благовоний, и неси скорее к обществу, и искупи их, ибо изливается ярость Творца, начался мор". И взял Аарон, как говорил Моше, и побежал в среду собрания, и вот, начался мор в народе. И возложил он смесь благовоний, и искупил народ. И стал он между мертвыми и живыми, и прекратился мор».

[ 35 ] Тора, Бамидбар, 25:12. «Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что возревновал он за Творца своего и искупил вину сыновей Исраэля».

[ 36 ] Тора, Шемот, 17:14. «И сказал Творец Моше: "Запиши это воспоминание в книгу и внуши Йеошуа, что сотру Я совершенно память об Амалейке под небесами"».

[ 37 ] Тора, Шемот, 23:2. «Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству».

[ 38 ] Писания, Мишлэй, 3:34.

[ 39 ] Две черные кожаные коробочки со стихами Торы, привязываемые к руке и голове взрослого мужчины на время утренней молитвы.

[ 40 ] Рог животного, в который трубят в праздник Рош а-Шана́ (еврейский новый год).

[ 41 ] Писания, Мишлэй, 16:4.

[ 42 ] Тора, Шемот, 20:6. «Творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

[ 43 ] Пророки, Йешайау, 61:7. «Вместо позора своего двойного и стыда радоваться будут доле своей, потому что в земле своей вдвое унаследуют, радость вечная будет у них».

[ 44 ] Пророки, Малахи, 1:12. «Вы оскверняете Его, думая: стол Творца – осквернен он, и плод его – пища презренная».

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия