VII. Восприятие аудиальной и визуальной информации
То, о чем пойдет речь ниже, казалось бы, тоже не имеет прямого отношения к истории развития средств коммуникации. Но, учитывая, что сейчас повсюду внедряются мультимедийные технологии и компьютерная графика и что сегодня стала возможной любая трансформация зафиксированной на пленке или на диске действительности или фантазии, то предлагаемые ниже соображения, думается, не будут для вас лишними. Воспринимая те или иные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и перерабатывая информацию, получаемую через средства массовой коммуникации, мы способны с достаточной степенью точности предсказать действия друг друга или персонажей, показываемых в кино или на телеэкране. Это относится и к окружающей нас физической среде, и к более или менее стандартизированному социальному опыту. Что касается творческих произведений, включая и различные формы журналистики, то здесь также нередко встречаются наработанные штампы, которые позволяют нам предвидеть тот или иной поворот сюжета или развитие характера героя. В результате в нашем восприятии создаются определенные схемы, помогающие нам достаточно быстро ориентироваться в окружающем нас многообразном мире. Поэтому создавая то или иное произведение, писатель, художник, режиссер или журналист ориентируется на наш уровень предсказуемости и либо оправдывает наши ожидания, либо наоборот удивляет нас неожиданным и непредсказуемым поворотом сюжета, необычной сочетаемостью объектов, странным ракурсом и т.п. Скажем, слон в естественной природной среде, слон в зоопарке и слон на городской улице воспринимаются нами по-разному. Человек идущий в валенках по пляжу, или рояль, стоящий в открытом поле, воспринимаются с известной долей удивления, поскольку это события маловероятные. Подобное неожиданное сочетание не сочетаемых обычно в реальной жизни предметов, явлений, фактур лежит в основе эстетики сюрреализма. Проблема контекста, о которой мы поговорим подробней чуть ниже, важна для любого уровня восприятия. Скажем, если лягушку, зрительные детекторы которой в естественной среде реагирует только на движущиеся объекты, поместить в искусственную среду, окружив ее теми же мухами и комарами, но неподвижными, она умрет от голода. У других животных приспособляемость к изменению среды, то есть опять же реального контекста, в котором могут находиться объекты, необходимые, вызывающие положительные эмоции или наоборот — вызывающие страх и депрессию, может быть более вариативной. Но в любом случае непривычный контекст часто затрудняет восприятие даже знакомых нам объектов. Каждому из вас, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вы встречали вдруг знакомого вам человека в том месте, где вы никак не могли ожидать увидеть его. Что касается физических параметров восприятия того или иного объекта или явления, то, как известно, наибольшее количество информации мы получаем через зрение. Человеческое ухо воспринимает информацию с гораздо меньшей скоростью, чем глаз. Если наш мозг обрабатывает в секунду порядка десятков тысяч битов информации, получаемой через слух, то глаз при оптимальных условиях способен воспринимать информацию со скоростью порядка миллионов битов в секунду. Если допустимый порог восприятия превышается, значительная часть передаваемой информации перестает нами восприниматься. Каждый из нас из своего опыта знает, что слишком быстрое произнесение фраз вашим собеседником утомляет, потому что нам постоянно приходится напрягаться, стараясь уловить смысл сказанного. Поэтому у слушателя невольно возникает агрессивное чувство, когда он долгое время слушает диктора или ведущего, который, как говорится, строчит, как пулемет, да еще произносит фразы с монотонной или неестественной интонацией. Визуальная информация также воспринимается нами далеко не всегда адекватно в зависимости от ряда условий. Каждый из нас сталкивался с тем, что окружающие нас предметы и явления не всегда представляются нам такими, какие они есть в действительности. Скажем, мы считаем снег белым, независимо от того, подсинен ли он безоблачным небом или порозовел от лучей заходящего солнца, не замечаем того, что от красной кофточки часть лица девушки прибрела розоватый оттенок, и удивляемся или восхищаемся, видя все эти цветовые оттенки и рефлексы на картине художника или на фотографии. Когда импрессионисты на своих картинах изображали тени от деревьев синими, туман фиолетовым и т.д., многих это поражало и шокировало. Однако цветная фотография, объективно фиксирующая реальность, доказала, что глаз художников гораздо ближе к реальному восприятию цвета, чем наш повседневный взгляд, адаптирующий реальность, исходя из каких-то заданных константных параметров объектов. Точно так же мы воспринимаем перспективу и изменение масштабов объектов в зависимости от их удаленности. Этот стереотип нашего восприятия был использован, например, постановщиками американского фильма «Евгений Онегин». Не сумев найти достаточно большой пруд, а может быть просто решив сэкономить на декорациях, они поместили на второй план актеров, реальный рост которых был гораздо меньше актеров первого плана, а на третий план поставили лилипутов. В результате у обманутого зрителя сложилось полное впечатление, что между первым и третьим планами довольно значительное расстояние. Обычно мы «считываем» изображение довольно быстро, не подозревая, сколь сложна задача, выполняемая нашими зрительными рецепторами. Внедрение в нашу жизнь сканеров и другой техники, запоминающей предлагаемое ей изображение, наглядно показало нам, какое огромное количество информации должна переработать цифровая техника, чтобы воспринять, запомнить и потом воспроизвести то или иное изображение. Американские психологи П.Линдсей и Д.Норман в своей интересной и полезной книге «Переработка информации у человека» приводят несколько убедительных примеров, выявляющих механизм интерпретации сенсорных сигналов.
|