Графические показатели пиктограммы
Расположение рисунка на листе Пиктограммы на листе могут распологаться как упорядоченным, так и беспорядочным (хаотическим) образом. Считается, что существуют связи между упорядоченностью(организованностью) расположения рисунков и личностной организованностью мышления, преобладанием рационального над эмоциональным. На символическом уровне для испытуемого лист бумаги представляет как бы его жизненное пространство, и очень важно обращать внимание на то как им распоряжается. Иногда лист расчерчивается на клетки, в котором потом выполняются рисунки. Подобные манипулирования дополнительного структурирования пространства поволяют создать более жёсткие опоры, снижающие неопределённость. Аккуратное расположение рисунков в заранее подготовленных «ячейках» или их цифровое обозначение типично для людей эпилептоидного склада, ориентированных на програмированние собственных действий, на организованность, аккуратность, обязательность, педантичность характера. Выполнение пиктограмм каждый раз на новом листе характерно для людей самораспространяющихся, склонных к приписыванию себе дополнительной значимости и не умеющих общую предрасположенность к психическому напряжению. Расположение рисунка в верхней части листа характерно для людей с большим уровнем психической энергии, стремящихся к самоутверждению, и, напротив, их расположение в нижней части листа отражает низкий уровень психической энергии, неуверенность, ощущение слабости, боязливость. Иными словами, все закономерности расположения рисунка на листе, описанные выше, остаются в силе. Размерность рисунка Размер рисунка рассматривается независимо от размера листа, средним считаются размер 4-5 см. по большей стороне рисунка. Такие рисунки характерны для людей уравновешенных и спокойных. Большой размер 6-15 см. чаще встречаются у людей высокой самооценкой, уверенных в себе, настойчивых и жизнерадостных. Если рисунок более 15 см., то он считается очень большим и характеризует исполнителя как обладателя агрессивного, взрывчатого характера, стремящегося к самораспространению. Такая демонстрация самоуверенности может проявляться как защитный механизм по типу гиперкомпенсации. Рисунок менее 4 см. считается маленьким. И встречается у людей со сниженным настроением, переживающих состояние подавленности или имеющих низкую неустойчивую самооценку. Иногда испытуемый рисует пиктограммы разного размера, «равномерность» размера рисунков является уравновешенности состояния. «Разноразмерные» рисунки появляются либо по причинам психологической неуравновешенности, либо с тем, что некоторые слова стимулы имеют особое личное значение. При анализе пиктограмм особое внимание следует уделять деталям изображения. Все выделенные, выделяющиеся необычные детали должны быть рассмотрены в связи с их смыслом, который задаёт объяснениями сам испытуемый. Очень важно их воспринимать и «прочитывать» как личностные проекции. Выяснение смыслового значения, таких «неожиданных», «ретеничных» деталей может дать большой диагностический материал. Однотипные и повторяющиеся детали рисунков, идентичные или очень сходные по форме, способу изображения, также по смысловому содержанию Чаще всего встречаются у людей ригидных, склонных к резопёрству и подчинительству. Повторяемость изображений и графических элементов рисунков также имеет место у людей, легко утомляющихся и склонных к замедленному мышлению. Использование символов. Методика пиктограммы, стимулирующая свободный выбор образа для запоминания, является проективной методикой и позволяет исследовать личностные особенности человека, особенности его психического состояния, характер интересов, замыслов спасений и проблем. Особенно информационными являются образы, используемые для запоминания эмоционально насыщенных слов (надежды, счастье, болезнь) Они являются «автобиографичными» и проливающими свет на экзестинциональную ситуацию испытуемого. Не редко однако в пиктограмме обнаруживаются такие тенденции как – полное отсутствие образов, выбор «литературных штампов» или «холодных» нейтральных образов. Под «холодными образами» понимаются такие которые, несмотря на адекватность по содержанию оказываются слишком далёкими от личных переживаний человека и никак не раскрывают его собственных помыслов или эмоциональных отношений. Данная тенденция может обнаружится у испытуемых несколько отгороженных, замкнутых, не «включённых»в ситуацию тестирования или активно «защищающиеся» от экспериментатора. Образы используемые в «пиктограмме» могут быть весьма разнообразными. Пример: Наиболее часто для запоминания слова «болезнь» используется изображение градусника, таблеток, человек лежащий в кровати, образ постели, пузырёк с лекарствам. В ряде случаев с помощью абстрактного графика- кривой температуры. В ряде случаев при интерпритации рисунков по этой проблематике целесообразно использовать язык «органов», открытый в психоматической медицине. (например: «перевязанное горло» может говорить – о невозможности открыто проявить себя, выразить свои эмоции, изображение «разорванного сердца» связано с невозможностью выразить свои чувства и принять их от других людей) Сомнение изображается наиболее часто посредством абстрактного символа «?», или рисунка человека, находящегося в позе сомнения (почёсывающего голову, поднимающим плечи) Типичными рисунками на тему «разлука» являются: уезжающий транспорт, стрелки, дорога, уходящая в даль, прощальный жест рукой, иногда абстрактное изображение целого которое распадается на элементы. Следует обращать внимание на степень детализации или абстрактности изображения, которые указывают либо на внимание к проблеме, либо на работу «сопротивления. У здоровых людей образы, воплощённые в рисунках, адекватны содержанию понятий и в меру обобщены. Они подбираются довольно быстро, а также просто и лаконично объясняются.
|