Студопедия — Виды и структура научной картины мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды и структура научной картины мира






В философской литературе принято выделять два основных вида научной картины мира: специальные, или дисциплинарные научные картины мира и общую научную картину мира.

Каждая научная дисциплина имеет обобщенные схемы, которые репрезентируют образ ее предмета исследования. Эти образы называют специальными научными картинами мира: физическая картина мира, химическая картина мира, биологическая картина мира и т.д.

Специальные научные картины мира вводятся посредством представлений: о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной дисциплиной; о топологии изучаемых объектов; об общих закономерностях их взаимодействий; о пространственно-временной структуре реальности. Все эти представления могут быть описаны системой онтологических принципов. Например, физическую картину мира, характерную для физики 17 в., можно представить следующими положениями: мир состоит из неделимых корпускул; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. В результате этого перечисления мы получаем так называемую механистическую картину мира.

Дисциплинарные научные картины мира подвержены историческим изменениям. Так, если рассматривать историю эволюции физической картины мира, то механистическую картину мира сменяет (точнее, оттесняет) электродинамическая (или электромагнитная картина мира), затем релятивисткая и квантово-механическая (или квантово-релятивистская).

Фундаментальные объекты специальных научных картин мира связаны, но отличаются от базовых понятий научных теорий. Так В.С. Степин демонстрирует это отличие в виде следующей таблицы.

 

Абстрактные объекты теоретической схемы электродинамики Максвелла—Лоренца Конструкты электродинамической картины мира
вектор электрической напряженности в точке электрическое поле как состояние мирового эфира
вектор магнитной напряженности в точке магнитное поле как состояние мирового эфира
вектор плотности тока в точке движение электронов
пространственно-временнáя система отсчета абсолютное пространство и время

 

Он же поясняет, что «благодаря связям между конструктами картины мира и абстрактными объектами теоретических схем, они часто могут обозначаться одним термином, который в разных контекстах обретает различные смыслы. Например, термин «электрон» в законах электродинамики Максвелла—Лоренца обозначал элементарный точечный электрический заряд. Но как описание соответствующего элемента физической картины мира он вводился по признакам «быть крайне малой электрически заряженной частицей, которая присутствует во всех телах», «быть сферическим телом, по объему которого равномерно распределен электрический заряд», «взаимодействовать с эфиром так, что эфир остается неподвижным при движении электронов». Образы электрона как точечного заряда и как сферической малой заряженной частицы («атома электричества») соответствовали различным идеальным объектам и различным смыслам термина «электрон»» [9, с. 233.].

Специальные научные картины мира различных дисциплин хотя и взаимодействуют друг с другом, тем не менее, напрямую, дедуктивным путем не сводятся и не выводятся из каких-то единых представлений о мире, из общей научной картины мира. В результате этого в философской литературе сложились несколько представлений об общей научной картине мира, которые можно сгруппировать в четыре основных направления [7, с. 9-13.]:

1. Научная картина мира складывается в результате синтеза специальных научных картин мира.

2. Научная картина мира – это «совокупность предметного содержания, которым обладает человек».

3. Научная картина мира – это часть общей картины мира и мировоззрения.

4. Научная картина мира – интуитивно, неосознанно существующий у ученых и вообще среди образованных людей способ видения мира как целого.

Некоторые исследователи считают, что структура общей научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле. Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются как условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям [3, 2001].

Несмотря на различные представления об общей научной картине мира, можно сказать, что она, как и специальные научные картины мира, выполняет вполне определенные функции в отношении научного познания.

Во-первых, научная картина мира выступает критерием «возможности – невозможности», или другими словами, отделяет научные гипотезы от ненаучных.

Во-вторых, научная картина мира задает онтологические представления «существует – не существует», то есть определяет тип исследуемых объектов.

В-третьих, научная картина выступает как способ компенсации некомпетентности специалиста за пределами его специализации.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия