Студопедия — Экзистенциально-феноменологическая теория сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экзистенциально-феноменологическая теория сознания






Основоположниками экзистенциально-феноменологической теории сознания являются западные философы Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр и др. Эта концепция строится на явленности предмета в сознании и в переживании человека как его экзистенции. В переводе с греч. phainomenon – являющее себя. Феноменология исходит из принципа «Назад к самим вещам!», которые непосредственно должны явить себя сознанию. Исходным моментом явленности предмета сознанию является точка «теперь», которая соотнесена с временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать, вспоминать и представлять нечто только возможное. Соотнесеность со временем корректируется концептуальностью автора, и, в отличие от гуссерлианской точки «теперь», у М.Хайдеггера – это «забегание вперед», поскольку исходным экзистенциалом в его философии является смерть. Источником конституирования сознания в данной концепции является Я. Вследствие этого феноменологическо-экзистенциальная философия сознания принадлежит к рефлексивной философии. Восприятие Я - это внутреннее восприятие.

Откорректированная на современном уровне эта концепция последовательно представлена в книге А.Н. Книгина «Философские проблемы сознания» Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1999. Это неклассическая онтология сознания, опирающаяся на феноменологически (опытно) данное. Основная установка Э. Гуссерля в анализе сознания такова: «В психической сфере нет различия между явлением и бытием» [5, c.26]. Психика человека состоит из потока феноменов, которые и есть суть переживаемого опыта сознания. Сознание в этом случае является основанием экзистенции и раскрывается через «аналитику присутствия»,- констатирует М.Хайдеггер [22, c.301]. Сознание не представляет собой субстанции, а существует по мере своего проявления (Ж.-П.Сартр). Для экзистенциализма сознание–в-мире и является предметом философии как внутренний мир личности, составляющий абсолютную реальность – экзистенцию. Такой же точки зрения придерживались и русские философы С.Л.Франк, В.И.Несмелов, В.С.Соловьев и др. Этот внутренний мир души направлен как во вне, так и внутрь, в себя, но рассматривается феноменологически как здесь и теперь. Его феноменологические (данные в опыте) ипостаси – созерцание, переживание, мышление, как они были гипостазированы еще Р.Декартом в его cogito (мыслю). Вне единства этих ипостасей (форм) названные психические формы не есть еще мышление.

Созерцание – это те ощущения, восприятия и представления, которые возникают в конкретной ситуации и обусловлены уровнем развития сознания в целом. Созерцание ребенка и взрослого поэтому различны. Переживание –это внутренние ощущения простого и сложного характера (боль, страх, обида, радость или зависть, любовь, чувства справедливости, сострадания). Мышление включает в себя процессы размышления, суждения, вопросы, их решения, построение теорий, анализ себя (рефлексию). В сознание включаются также модусы этих трех форм: воспоминания-созерцания, воспоминания-переживания, воспоминания-мысли. То же самое можно сказать и о модусах воображения. Опыт человека, художественная литература позволяют нам их дифференцировать, хотя это сложный процесс, включающий и их фантомность. Например, с чем мы на самом деле имеем дело: с переживанием любви или воображением любви – в этом надо еще разобраться.

Опыт созерцания содержит в себе свидетельства, которые дают такие ощущения, как зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, и в единстве с переживанием, мышлением, самосознанием он и выступает как сознание. В феноменологическом аспекте в акте созерцания достаточно констатировать присутствие чего-то передо мной и тем самым и мое присутствие (но пока еще не «Я»), как интерпретирует феноменологический акт А.Н.Книгин [6, c. 84]. Предметный горизонт присутствия феноменологического мира превращается в полноту жизненного мира лишь при наличии сознания в целом.

Переживание выступает как центр человеческой экзистенции, в нем дано самое главное – мое бытие, переживание есть свидетельство моего бытия. Кроме того, в переживании содержатся оценки моего бытия, поскольку переживание может быть положительным или отрицательным. Созерцание и переживание, суммируясь, (созерцание экзистирует в переживании), становятся частью моей экзистенции. Переживание, как и созерцание, существует в своих вышеназванных модусах. Значимость переживания в экзистенциальном смысле играет решающую роль, поскольку без него возникает экзистенциальный вакуум. Именно когда истощается энергия переживания, перестает присутствовать «кипение» чувств или они притупляются, тогда речь идет о наступлении экзистенциального вакуума. Особое состояние противоречивых переживаний называется смятением чувств и символизирует о том, что в них надо «разобраться» с помощью мышления разума. И если выбор разумом не сделан, то также возможно наступление экзистенциальной пустоты.

М. Хайдеггер называет переживания (настроения) фундаментальным экзистенциальным состоянием, характеризующим экзистенциалы человеческого бытия: заботу, заброшенность в мир, страх, ответственность, поскольку они приоткрывают сущее в целом [22, c.20]. Значимость переживаний заключается в том, что они характеризуют экзистенциальное присутствие человека в мире. Вместе с тем, в созерцании-переживании еще нет рефлексивного Я, которое возникает только в опыте мышления. Именно оно (мышление) становится свидетельством сознания.

Однако каков способ существования мысли, кроме того, что она воплощается в языке? Для этого необходимо Я, в котором мысль способна фиксировать себя; только становясь самосознанием, сознание становится самим собой, а не просто суммой психических функций. В этом раскрывается его экзистенциальное значение. «Сознание не существует без обращенности на себя, т.е. без саморефлексии, поэтому сознание и самосознание в существовании не различимы. В силу этого сознание есть свидетельство человеческого бытия (экзистенции), так что границы сознания, равные самосознанию, суть границы экзистенции, и наоборот»,- разъясняет А.Н. Книгин [6, c. 128]. Благодаря слову и рефлексии мышление объединяет сознание в целостность, а поскольку слово свободно (мы причудливо сочетаем слова, особенно в поэзии), постольку вместе с ним свободна и мысль. Все вместе взятое образует сферу субъективности.

Вещь, осознаваемая в сознании, сопровождается спектром ожиданий от вещи, что можно обозначить как смыслы этой вещи. Смысл предстает потенциальным развертыванием вещи, т.е. тем, чем она может быть в возможностях. В обыденном сознании мы имеем размытые горизонты сознания как плохо знающего, таким же является отдаленный горизонт вещи. Ожидание входит в экзистенциально-феноменологическую сущность человека, поскольку только через ожидание постигаются и творятся смыслы. Плотность ожиданий – критерий направленности (интенциональности), напряженности и насыщенности сознания, показатель творческих потенциалов человека. Итак, сознание образуется единством созерцания, переживания и мысли, т.е. созерцание и переживание всегда ведут к слову, т.е. мысли.

Феноменология различает слой повседневного мышления, где формируется ментальность сообществ, существование которой на этом уровне А.Я. Гуревич назвал «коллективным неосознанным» [4, c. 48], и сущностное интеллигибельное сознание. На втором уровне, но не в отрыве от первого развивается научное, философское, нравственное, эстетическое и другие формы интеллектуального социокультурного сознания. Феноменологи (М. Бубер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев и др.) выделяют в сознании ценностные переживания как нечто живое и имеющее ко мне отношение, как самоценное в универсуме и себе и тем самым ценное для меня [6, c.152]. Чувство сакральности мира порождается именно этим переживанием. Когда же этот опыт достигает духовной силы переживания общения с Абсолютом, Непостижимым, то называется мистическим, случающимся в состоянии особого восторга, религиозного экстаза, ожидания великого наличия, полноты Настоящего. В восточном опыте нечто подобное называется достижением Нирваны.

Многообразие содержательных форм осознаваемых переживаний составляет полноту человеческой экзистенции. Из него складывается личностное Я, причем настолько, насколько человек мыслит переживаемое, находящееся в созерцании. Следовательно, предметный континуум в его значимости и смыслах образует жизненный мир экзистенциального Я. В этом смысле можно говорить о тождественности экзистенции и сознания. Проблема субъективности сознания как идеальной реальности, существующей в сознании субъекта и явленной в языке совпадает в феноменологической концепции с научно-философской. В этом смысле тождественен принцип анализа «надмирного» сознания, но объективированного в языке и таким образом становящегося сознанием другого в процессе общения.

Отличительным является понимание спонтанности в онтолого-герменевтической концепции В.В. Налимова и трансперсональной - С. Грофа от феноменологической. Такая характеристика как спонтанность в экзистенциально-феноменологической концепции означает его субъективную свободу. Сознание не вещно, а процессуально, а потому не является предопределенным или в этом смысле управляемым извне. Оно существует как внутренняя жизнь личности, осуществляющаяся в потоке сознания. Этот поток спонтанен и эмерджентен (постоянно возобновляющийся в своей новизне). Сознание синергетично (непредсказуемо в выборе мыслей), преходяще, а, следовательно, исторично, но как фиксированное в формах духовной жизни непреходяще. Это не отменяет спонтанности сознания как процесса, в котором мысли ассоциативны, свободны, текучи, не предусмотрены. Сознание то включается, то выключается, перескакивает с одного явления на другое. Это не означает его беспредметность, иначе в этой спонтанности не было бы свободы творческой деятельности. В зависимости от этой предметности существует разнообразие творческой духовной деятельности: художественно-эстетической, религиозной, философской, научной, научно-технической, нравственной. Если у В.В. Налимова (субстанциально-герменевтическая концепция сознания) многообразие творчества выступает как выявление непроявленных смыслов Вселенной, то в научно-философской и феноменологической - как объективация (опредмечивание, экстериоризация) человеческой субъективности. Эта творческая деятельность как свободная (спонтанная) может быть ограничена лишь свойствами самой субъективности и субъектности, а также языком внешнего выражения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2048. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия