Идеология и ее роль в жизни общества.
Понятие "идеология" появилось во французской философии периода Великой революции и обозначало метод установления практических правил воспитания посредством точного познания физиологической и психической организации человека и физического мира. В последующее время этим понятием часть обозначали всю совокупность мышления людей. Теоретики большевизма распространили это понятие на собственное учение. Но содержание его изменилось. Идеологией стали называть систему взглядов (экономических, политических, нравственных, художественных, философских, религиозных), в которых осознается и оценивается отношение людей к действительности с позиции социальных (классовых, национальных, групповых) интересов. Каждый класс, побуждаемый необходимостью борьбы с другими, создает собственную идеологию. Идеологии не равны. Одни из них отражают интересы прогрессивных классов, другие - реакционных. Пролетарская идеология, по оценкам ее создателей, является "научной" и этим отличается от буржуазной и мелкобуржуазной. Идеология и философия близки по формальному признаку: является системами взглядов, выражающими отношение человека к миру. На этом сходство заканчивается. По содержательной стороне и практической направленности они противоположны друг другу. Идеологиями являются те теоретические построения, которые претендуют на позитивное знание относительно путей развития общества, конструируют на этом основании идеалы совершенного общества и дают практические рекомендации по их осуществлению. Философия предостерегает от окончательных, однозначных решений, касающихся жизнедеятельности общества, считая, что идеальные общественные устройства не осуществимы в действительном мире, поскольку сущность человека трансцендентна, и поэтому его отношение к миру нельзя выразить в терминах точной науки. Философия занимается поиском исходных принципов жизнедеятельности людей (в философии они называются онтологическими началами или основаниями бытия), способных в какой-то мере обеспечить относительную гармонию между человеком и миром. Противоположность идеологии и философии коренится в онтологических началах. Личный интерес, по мнению идеологов, - ничтожно малая величина в сравнении с классовым или национальным интересом. Поэтому она должна уменьшить свои амбиции и притязания, раствориться в массе и вместе с тем со всеми в едином строю по обозначенному идеологами маршруту. Независимая личность, имеющая собственный взгляд на мир, собственный выбор жизненной дороги, представляет для любой идеологии враждебный элемент, подлежащий устранению. Для философии интересы личности на первом месте. Мировоззрение создается философом прежде всего для собственной потребности понять мир и определить к нему свое отношение. Важнейшим условием существования идеологии является наличие организации для распространения и закрепления ее влияния среди других групп населения, живущих собственными интересами. Поэтому идеология - это не только система взглядов (экономических, политических, нравственных и других), но и система организованных практических действий по осуществлению этих взглядов. Философия не нуждается в создании организаций для распространения своих взглядов. В ее учениях людей ищут ответы на сокровенные вопросы жизни, которые возникают перед каждым человеком, стремящимся прожить жизнь во всей ее полноте и обрести ясность и устойчивость в запутанном и неустойчивом существовании. Расправа большевиков с инакомыслящими философами - частный случай извечной неприязни идеологии к философии. Только та философия имеет право на существование, по мнению идеологов, которая обслуживает нужды идеологии, защищая интересы "передовых" групп, классов, наций, народов. Философия является одной из составных частей идеологии и не более. Быть служанкой идеологии - ее почетная обязанность. Философия толерантна. Ее терпимость к иного рода взглядам является признаками уверенности в себе и создания надежности своих собственных позиций. Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место в его структуре, поэтому ее роль в жизни общества значительна. Идеология проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология, философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Значимость идеологии в жизни общества подкрепляется ее влиянием (как части общественного сознания) на все сферы жизнедеятельности человека. Например, наука, являясь преимущественно формой познания, испытывает влияние идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии, а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. Детально проблема идеологии (научный анализ) разработан Maрксом). Согласно Марксу для всесторонней оценки каждой конкретной идеологии необходимо учитывать: 1. ее социально-классовую принадлежность (капиталистическую, социалистическую, демократическую,...) 2. характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная идеология) 3. выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни. Несмотря на то, что идеология зачастую тесно связана с политикой идеология обладает и относительной самостоятельностью, опирается в своем развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредованной. Особенно это касается идеологических форм, удаленных от их экономической основы (философия, религия, мораль). Еще раз подчеркивая значимость идеологии в жизни общества следует отметить ее природную общественно-социальную сущность (как явления). Вообще анализируя исторический опыт можно отметить важный момент. Общество и идеология в жизни взаимосвазанные, взаимозависимые явления. Так как ни одна из этих категорий (по моему мнению) не может существовать друг без друга.
|