Студопедия — Аметист
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аметист






К. М. С.

Порою в воздухе, согретом

Воспоминаньем и тобой,

Необычайно хладным светом

Горит прозрачный камень твой.

Гаси, крылатое мгновенье,

Холодный блеск его лучей,

Чтоб он воспринял отраженье

Её ласкающих очей.

Стихотворение написано 19 сентября 1900 года и посвящено Ксении Михайловне Садовской (К. М. С.) – первой любви и музе поэта. Они познакомились в мае 1897 года на немецком курорте Бад-Наугейм – молодой гимназист, которому шел 17-й год, и 38-летняя мать троих детей. Курортный роман быстро закончился, но в своём творчестве Александр Блок часто возвращается к воспоминаниям о первой любви, посвятив Ксении Садовской ряд стихотворений, в том числе приведённое здесь – «Аметист». Из дневников А. Блока известно, что «при взгляде на её аметист 1897 года» опять возвращаются воспоминания о Ксении Садовской. Данное стихотворение – яркое свидетельство важной роли драгоценных камней, которые являются героями не только произведений русских поэтов, но и их собственной жизни.

***

Долго искал я во тьме лучезарного бога...

Не было сердцу ответа, душе молодой упованья...

Тщетно вставали из мрака неясные, тёмные боги...

Вдруг просветлело в душе, вдалеке засверкали алмазы –

Лучшие в тёмных коронах творений земных и небесных

Яркие три метеора среди безотрадной пустыни:

Яркой звездой показалась природа могучая в мраке,

Меньше, но ярче светило искусство святое;

Третья звезда небольшая загадочный свет проливала:

Женщиной люди зовут эту звезду на земле...

Этим богам поклоняюсь и верю, как только возможно

Верить, любить и молиться холодному сердцу...

Алмаз – символ совершенства и чистоты, прочности и незыблемости – выступает в этом стихотворении как олицетворение трех богов, на которых, по мнению поэта, держится мир – природа, искусство и женщина.

***

В огне и холоде тревог –

Так жизнь пройдёт. Запомним оба,

Что встретиться судил нам Бог

В час искупительный у гроба.

Я верю: новый век взойдёт

Средь всех несчастных поколений.

Недаром славит каждый род

Смертельно оскорблённый гений.

И все, как он, оскорблены

В своих сердцах, в своих певучих.

И всем – священный меч войны

Сверкает в неизбежных тучах.

Пусть день далёк – у нас всё те ж

Заветы юношам и девам:

Презренье согревает гневом,

А зрелость гнева – есть мятеж.

Разыгрывайте жизнь, как фант.

Сердца поэтов чутко внемлют,

В их беспокойстве – воли дремлют;

Так точно – чёрный бриллиант

Спит сном неведомым и странным,

В очарованьи бездыханном,

Среди глубоких недр, – пока

В горах не запоет кирка.

Используемое в этом стихотворении сочетание чёрного цвета и бриллианта несколько удивительно. Во-первых, в глубоких недрах встречаются алмазы, тогда как бриллиант – это уже огранённый камень. Во-вторых, почему поэт подчеркивает чёрный цвет камня, ведь чёрные алмазы являются наименее ценными. Что же скрывается за этим образом? Схожий образ встречается и у Бальмонта: «О, Марфа, сестра моя, чёрный алмаз драгоценный».

Возмездие (фрагмент из пролога)Сыны отражены в отцах:Коротенький обрывок рода –Два-три звена, – и уж ясныЗаветы тёмной старины:Созрела новая порода, –Угль превращается в алмаз.Он, под киркой трудолюбивой,Восстав из недр неторопливо,Предстанет – миру напоказ!Так бей, не знай отдохновенья,Пусть жила жизни глубока:Алмаз горит издалека –Дроби, мой гневный ямб, каменья! О бесцветном алмазе и чёрном графите или угле, как символах света и тьмы (дня и ночи, жизни и смерти), – двух сторон мироздания уже говорилось выше. «Познай, где свет, поймешь, где тьма», – заключает Александр Блок.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия