Амулеты из агата
Амулеты из агата, И других цветных камней, Ты дала мне в час заката, В час заката красных дней. Я с самим собой прощался, О, Колдунья, и с тобой, Обещал я, обещался Быть в пещере голубой. Да, к полдневной позолоте Позабывши путь и след, Подбирать в лазурном гроте К амулету амулет. Я свершил обет заклятья, Я забыл, сдержав свой нрав, Розы губ, восторг объятья, Изумруды нежных трав. Камни, камни заклинаний Ты дала мне – вот они.
В их узорах – мир стенаний, Чуть один пошевельни. В них напевность так богата, В их мерцаньях – смерть врагу. Но враждою сердце смято, Больше быть здесь не могу. Стоны грома в миг раската, Вот они – бери, скорей. О, заклята жизнь агата, Сколько воли в снах камней! Агат в этом стихотворении выступает главным среди других цветных камней заклинаний. Камень-Алатырь На море-Океане, На острове Буяне, Меж камней-богатырь Есть Камень-Алатырь. Он бел-горюч и ярок, Неостудимо жарок. Красив его изгиб, Кипит тот Камень-кип. Горит тот Камень-чудо, Что лучше изумруда. Он каждый миг-лживой, Тот Камень солнцевой. Под Камнем тем сокрыта Мечта, что не изжита. Спеши к нему скорей, Коснись до тайн морей. Все шире Море, шире. На Камне-Алатыре Сидит, в лучах горя, Громовница-Заря. Сидит Девица Красна, Смеётся безучастно. Смешинки Девы той – Рассветы над водой. А раз придёт охота, Совсем тот смех без счёта, – Смеяться так начнёт, Что молния сверкнёт. Всё звонче смех певучий, Пожаром рдеют тучи. Огниста Красота, Светла её фата. На море-Океане, На острове Буяне, Я Деву ту любил, У ней в гостях я был. Я был на этом Камне, И заговор дала мне Она, в Огне живом, На Камне солнцевом. О, заговор тот властный! Он дан мне Девой страстной. Всё покорю я с ней. Гори, Огонь, сильней! Лишь Камень кто изгложет, Тот заговор мой сможет Лишить его лучей. Гори, Огонь, скорей! Но Камень кто ж изгложет, Кто пламень превозможет? Привет сиянью дней. Гори, Огонь, сильней! Алатырь – один из наиболее часто упоминаемых камней в русских былинах и сказаниях [21]. Он является и центральным образом стихотворения Бальмонта, в котором выступает как камень центра мира или как синоним солнца, то есть своеобразным центром мироздания, к которому поэт стремится в поисках помощи. Используемые эпитеты «бел-горюч» и «кип-камень» указывают на «огненную» природу этого образа. С одной стороны, море-Океан при этом можно рассматривать как воздушное пространство, среди которого плавает светило. При такой трактовке море-Океан и камень-алатырь – две ипостаси древних космогонических первостихий: воздуха и огня. С другой стороны, Бальмонт видит в алатыре вполне определённый драгоценный камень, что подтверждает его сравнение с другим самоцветом – изумрудом. Название «алатырь» есть трансформация латинского electrum – «защищаю», то есть соответствует янтарю. Это наглядно продемонстрировано Бальмонтом в стихотворении «Электрон». Таким образом, поэт соединяет славянские представления об алатыре, как мифическом камне, обозначающим центр мира, и древнегреческие легенды о янтаре. Электрон Электрон, камень-Алатырь, Горюч-могуч-янтарь! Гори! На нас восстал Упырь, Отвратных гадов царь! Заветный камень-Светозар, Рожденье волн морских! Как в Море – глубь, в тебе – пожар. Войди в горючий стих! О, слиток горечи морской, И светлых слёз Зари!
Электрон, камень дорогой, Горя, враждой гори! Волна бежит, волну дробя, Волна сильней, чем меч! Электрон, я заклял тебя. Ты, вспыхнув, сможешь сжечь! В этом стихотворении фигурирует ещё одно древнегреческое название янтаря – электрон. Под ним описал янтарь Теофраст, отмечая его способность притягивать к себе мелкие предметы [22]. Это свойство янтаря лежало в основе представления об электричестве и самого термина. В различных мифах и легендах об образовании янтаря всегда важная роль отводится солнечному свету, отсюда ещё одно его название – камень-Светозар, то есть озарённый светом.
|