Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Четверократность





Зорко глядит Световит,

Из Арконы взирает он вдаль,

В драгоценных камнях. Чаровническим светом горит

Изумруд, хризолит, и карбункул, и горный хрусталь.

На четыре конца мировых

Зеленей, жизнь людей,

Хризолитной мечтой во влюблениях искрись людских,

И рубиновым, алым, червлёным огнём, разгорася, любись,

Золотись,

А печалиться станешь, так пусть и печаль,

В глуби вольной твоей,

В глубине, загадавших о многом, Славянских очей,

Будет светлой, как горный хрусталь.

Последний четвёртый раздел книги «Жар-птица. Свирель славянина»: «Тени богов светлоглазых» (знак – изумруд) начинается со стихотворения «Четверократность». Свентовит (Световит) – бог плодородия у части западных славян – руян. Его изваяние с четырьмя головами находилось в деревянном храме Арконы – города и религиозного центра на острове Рюген (Руян). Четыре камня олицетворяют четыре головы славянского бога, которые соответствуют четырём сторонам света. Алый рубин (карбункул), естественно, обращен на Юг. Согласно западной оккультной традиции, рубин связывают также с одним из космических первоэлементов – Огнём, временем года – летом, временем суток – днём, периодом жизни человека – молодостью. Горный хрусталь символизирует Север (а также Землю, ночь и старость). Изумруд выступает символом Востока (Воздуха, весны, утра, юности), а хризолит – Запада (Воды, осени, вечера и зрелости). Всё разнообразие окружающего мира определяется четырьмя началами или стихиями.

О символическом значении и роли четырёх стихий в творчестве Константина Бальмонта читаем в его записной книжке (3 декабря. Вечер. Москва, 1904 год):

«Огонь, Вода, Земля и Воздух четыре царственные Стихии, с которыми неизменно живёт моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Ни одного из ощущений я не могу отделить от них и помню о их Четверогласии всегда.

Огонь всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех. Вода стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос влажный поцелуй. Воздух всеокружная колыбель-могила, саркофаг альков, легчайшее дуновение Вечности и незримая летопись, которая открыта для глаз души. Земля чёрная оправа ослепительного бриллианта, и Земля небесный Изумруд, драгоценный камень Жизни, весеннее Утро, нежный расцветный Сад. Я люблю все Стихии равно, хоть по-разному. И знаю, что каждая стихия бывает ласкающей, как колыбельная песня, и страшной, как шум приближающихся вражеских дружин, как взрывы и раскаты дьявольского смеха.

Вода нежнее Огня, оттого что в ней женское начало, нежная влажная всевоспринимаемость. Огонь не так нежен порой, но он сильнее, сложней и страшнее, он сокровенней и проникновеннее. В Воздухе тонут взоры, и душа уносится к Вечному, в белое царство бестелесности. Земля родней нам всех других Стихий высот и низин, и к ней радостно прильнуть с дрожанием счастья в груди и с глухим сдавленным рыда-нием. Все Стихии люблю я, и ими живёт мое творчество. Оно началось, это длящееся, только ещё обозначившееся творчество с печали, угнетённости и сумерек. Оно началось под северным небом, но, силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу.

От книги к книге, явственно для каждого внимательного глаза, у меня переброшено звено, и я знаю, что, пока я буду на Земле, я не устану ковать всё новые и новые звенья и что мост, который создаёт моя мечта, уходит в вольные манящие дали.

От бесцветных сумерек к красочному Маю, от робкой угнетённости к Царице-Смелости с блестящими зрачками, от скудости к роскоши, от стен и запретов к Цветам и Любви, от незнания к счастью вечного познанья, от гнёта к глубокому вздоху освобожденья, к этой радости видеть и ласкать своим взором ещё новое, вот ещё и ещё, без конца.

И если воистину я люблю все Стихии в разное время равно, мне всё же хочется сказать сейчас, что любимая моя стихия Огонь. Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым. Он душой своей входит в таинственные горницы, где горят неугасимые светильники и струятся во взоры влиянья волшебных талисманов, драгоценных камней».







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия