Возрождение
Близ пышной Мексики, в пределах Аризоны, Меж рудников нашли окаменелый лес, В потухшем кратере, где скаты и уклоны Безмолвно говорят о днях былых чудес. Пред взором пристальным ниспала мгла завес, И вот горит агат, сапфиры, халцедоны, – В тропических лучах цветущей Аризоны Сквозь тьму времён восстал давно отживший лес. Он был засыпан здесь могучим слоем пыли, Стихийной вспышкой отторгнут от земли, С её Созвездьями, горящими вдали, Но канули века, и кратеры остыли, Скитальцы бледные владыками пришли, – И новым сном зажглись обломки давней были. Бальмонт рассказывает о самом известном в мире месте обнаружения окаменелых деревьев – национальном парке «Petrified Forest» в штате Аризона, США. Окаменелые стволы араукарии достигают здесь 3 м в диаметре. Поэт справедливо в составе окаменелого дерева указывает наличие минералов кремнезёма – агата и халцедона, хотя формально агат и является полосчатой разновидностью халцедона. Но вот упоминание сапфира в составе окаменелого дерева можно рассматривать, видимо, лишь как символ цвета. Возможность замещения древесины минеральным веществом определяется тем, что погибшие и снесённые потоками в низину деревья были погребены под слоем ила и вулканического пепла. Лишённые доступа воздуха деревья начинали замещаться различными разновидностями кристаллического кремнезёма, точно повторяя структуру брёвен. В ходе сложных и длительных геологических процессов были созданы каменные копии деревьев. Прекрасней Египта Прекрасней Египта наш Север. Колодец. Ведёрко звенит. Качается сладостный клевер. Горит в высоте хризолит. А яркий рубин сарафана Призывнее всех пирамид. А речка под кровлей тумана... О, сердце! Как сердце болит! По мнению известного российского литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда [24], Бальмонт «злоупотребляет драгоценными камнями». Он отмечает, что «драгоценности, обилие красочных пятен вторгаются у него и в такие картины, которые должны бы чаровать именно своей незатейливостью и простотой». В качестве примера такого излишества красок критик приводит именно это стихотворение. «Разве душе этого стихотворения и сердцу, болящему сердцу поэта подобают, разве им к лицу хризолиты и рубины? Едва ли. Но Бальмонт не может от них отрешиться, потому что он уже так воспитал себя, он приучил свои глаза и уста к богатству окрасок и выражений». Трудно не согласиться с этими словами. В красках Русского Севера Бальмонт особо выделяет и подчеркивает цвета теплых оттенков: жёлтый хризолит [25], олицетворяющий Солнце, и «яркий рубин сарафана». Тогда как обширные северные просторы России с суровым климатом, изобилием лесов и водоемов отличаются сочетанием спокойных цветов холодных оттенков и отсутствием ярких красок, свойственных югу. Видимо, этим во многом объясняются любовь и особое отношение русского человека к зелёным самоцветам. Не случайно, ювелирные камни, месторождения которых обнаружены в России, – это преимущественно минералы зелёной цветовой гаммы. Ниника Ты нашла кусочек янтаря, Он тебе дороже был червонца, И вскричала радостью горя: «Я нашла кусочек солнца», – Затаив желание своё, Ты вбежала в море прочь от няни И вскричала: «Море все мое!» И была как птица в океане. Ты схватила красный карандаш И проворно на клочке бумаги Начертила огненный мираж Солнечной молниеносной саги. Ты взросла, как тополь молодой, От смолистых капель благовонный, И пошёл, – как путник за звездой, – За тобой – путём судьбы – влюбленный. Я не знаю, в чём твой час теперь, Между нами – реки, горы, степи, Но везде в тюрьме ты сломишь дверь И, играя, разорвёшь ты цепи. Загадка рождения янтаря всегда привлекала внимание людей. Чаще всего его образование, так или иначе, связывают с Солнцем. Красивый и наиболее цитируемый миф о роли Солнца в происхождении янтаря принадлежит древнеримскому поэту Овидию (см. с. 117–118). «Кусочком солнца» называет янтарь и Бальмонт.
|