Студопедия — Осенний венок
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Осенний венок






*

Нет молодости. Лета нет и юга.

Смешно: я осмотреться не успел,

А три тепла уплыли за предел,

За дымную черту земного круга.

Проходит август в тишине полян,

И – знак того, что недалеко вьюга, –

Искрится в высоте Альдебаран.

*

Искрится в высоте Альдебаран,

Рубин, весь налитой багрянцем страстным.

Зовёт взлететь к нему порывом властным.

Но где болид? Ядро? Аэроплан?

 

Но что болтать? И вижу сквозь туман –

Ко мне склонилась ты лицом неясным.

Не знаю как, но я тобою пьян.

*

Не знаю как, но я тобою пьян.

Я не хотел такой внезапной чары.

Достаточно меня гнели удары;

Довольно вывихов, довольно ран.

На мне давно запаяна кольчуга.

Но ты... И вновь я болью обуян,

Ещё чужая, поздняя подруга.

*

Ещё чужая, поздняя подруга,

Осенняя последняя любовь...

О, пережить с тобою, вспомнить вновь

Норд-оста песнь, полынный запах луга.

Но я не тот. Теперь бы я не мог

Тебя позвать под парус, вздутый туго, –

Что дам тебе моей любви в залог?

*

Что дам тебе моей любви в залог?

Чем я означу бледное томленье?

В нём для тебя лишь боль, не упоенье:

Так начертал нам августовский Бог.

Что запаять в твоем кольце упруго?

В крутой металл какой бы камень влёг?

Рубин? О нет. Не он символ недуга.

*

Рубин? О нет. Не он символ недуга.

Рубин ты знала в страсти молодой.

 

В нём дней весенних клокотал прибой,

Как Бахова властительная фуга.

Какой прибой? В порту мы. Жидкий грог

Нам руки жжёт, и вот – сквозь дрожь испуга

Жемчужина, пузырчатый ожог.

*

Жемчужина, пузырчатый ожог:

В неё бескровный дождь осенний пролит,

В ней влажный жар тревожит и неволит:

Боль тех, кто заблудился без дорог.

Ах, если бы: Крым, ураган, фелюга...

Но ты прости: я дал тебе, что мог, –

Нет молодости, лета нет и юга.

*

Нет молодости. Лета нет и юга.

Искрится в высоте Альдебаран.

Не знаю как, но я тобою пьян,

Ещё чужая, поздняя подруга.

Что дам тебе моей любви в залог?

Рубин? О нет. Не он символ недуга, –

Жемчужина, пузырчатый ожог.

В этом стихотворении поэт говорит о символическом значении красного рубина – камня страстной любви. (О сравнении рубина со звездой Альдебаран см. комментарий к стихотворению И. Бунина на с. 81). В качестве же символа недуга Г. Шенгели предлагает использовать жемчужину – «пузырчатый ожог». Как известно, жемчуг образуется в результате защитной реакции моллюска на внешний раздражитель, то есть это несчастный случай, болезнь или недуг в жизни моллюска. В данном стихотворении можно также найти элементы персидской легенды, согласно которой в жемчуг превращается дождевая капля.

***

Встало утро сухо-золотое.

Дальние леса заголубели.

На буланом склоне Карадага

Белой тучкой заклубились козы.

А всю ночь мне виделись могилы,

Кипарисы в зелени медяной,

Кровь заката, грузное надгробье,

И мое лицо на барельефе.

А потом привиделось венчанье.

В церкви пол был зеркалом проложен,

И моей невесты отраженье

Яхонтами алыми пылало.

А когда нам свечи засветили

И венцы над головами вздели, –

Почернели яхонты, погасли,

Обагрились высохшею кровью.

Я проснулся долго до рассвета,

Холодел в блуждающей тревоге,

А потом открыл святую книгу,

Вышло Откровенье Иоанна.

Тут и встало золотое утро,

И леса вновь родились в долинах,

И на росном склоне Карадага

Белым облачком повисли козы.

Я и взял мой посох кизиловый,

Винограду, яблоков и вышел,

Откровенье защитив от ветра

Грубым камнем с берега морского.

Обратим внимание на изменение цвета алого яхонта (рубина) при смене источника освещения. В минералогии и геммологии такой оптический эффект имеет название «александритовый» по имени камня, где он проявлен наиболее четко и контрастно. Известно, что рубины наиболее привлекательны при искусственном освещении, а при дневном свете они менее яркие. Поэтому использованный автором художественный приём, основанный на смене цвета камня, не совсем соответствует реальному его проявлению.

***

Квадратный стол прикрыт бумагой,

На ней – чернильное пятно.

И веет предвечерней влагой

В полуоткрытое окно.

Стакан топазового чая,

Дымок сигары золотой,

И журавлей витая стая

Над успокоенной рекой.

Бесстрастная стучит машинка,

Равняя стройные слова.

А в поле каждая былинка

Неувядаемо жива.

И вечер я приемлю в душу,

Безвыходно его люблю.

Так люб и океан – на сушу

Закинутому кораблю.

В природе встречаются разные по окраске топазы, однако изначально топазами называли ювелирные камни разных оттенков жёлтого цвета, используя при этом прилагательные, образованные от различных напитков: коньячный, винный, чайный. Именно последний образ описывает поэт в данном стихотворении.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 464. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия