Союз магов
1. Жрец солнца Великий Маг стоял на львиных шкурах, Весь пламенем заката озарённый, Одетый пышно в пурпур и виссон; На голове священная тиара, Златой убор египетских царей, Венчала смоль и серебро кудрей; Гирлянды лавра, царственно спадая С могучих плеч, спускались до земли; В руке его блистал, как луч полдневный, Магический несокрушимый жезл; А на руке, как символ высшей власти, Горел огнями перстень Соломона, Алел рубин в оправе золотой. Над ним легко, из перьев ястребиных, Незримою вращаемы рукой, По воздуху качались опахала. Так он стоял. И жертвенник пред ним Струил благоуханье киннамона И ладана, и красного сандала. Так он стоял, – служителем добра, Пред алтарем всерадостного Солнца, – И светел был, и дивен лик его! 2. Жрица Луны Но в час, когда слабеет дня влиянье, К нему вошла я жрицею Луны, Как дым мое белело одеянье… Был бледен лик… Шаги – едва слышны.
Тройной змеёй сверкало ожерелье: Всё – лунный камень, жемчуг и алмаз. Я принесла ему на новоселье Земную грусть, небесное веселье, – Полынь и дрок, расцветшие для нас. Благоуханьем сладостным алоэ Его мечты я властно вознесла В мой мир, где слито доброе и злое, Где вечно-сущим кажется былое – Вне времени, как вне добра и зла. Открыв чела жемчужное убранство, Я подняла туманную фату, В моих очах нашел он постоянство, В улыбке – вечность, в мыслях – чистоту. И вот, запели арфы в отдаленье, Как будто сильф провеял по струнам. Двух гордых душ – желанье и томленье, Двух чуждых сил – воззванье и стремленье Слились в один бессмертный фимиам. И гимны Солнцу были позабыты… О, свет неверный! Женственные сны! К нему вошла я жрицею Таниты – И он познал могущество Луны. Несмотря на сложный и многоплановый символизм Солнца и Луны, которым насыщена русская поэзия, существуют и некоторые общие представления о символическом наполнении образов этих двух небесных тел, в которых отражаются мифы о Луне как символе женского начала, тогда как Солнце олицетворяет начало мужское. В авторском примечании к стихотворению указано, что полынь и дрок – растения, посвященные Луне. В соответствии с тематикой этой публикации рассмотрим камни-самоцветы, выбранные поэтессой в качестве символов Солнца и Луны. Камень жреца Солнца – рубин в золотой оправе, в горящем на руке перстне. Вполне естественно, что символами Солнца являются камни красного или жёлтого цвета (рубин, янтарь, хризолит). Часто повторяющееся твёрдое и энергичное «р» усиливает символическое представление о Солнце как о мужском начале. В ожерелье жрицы Луны чередуются лунный камень, жемчуг и алмаз. Выбор белых и бесцветных камней также логичен в качестве символов Луны, женского начала, постоянства, вечности и чистоты. Оппозиция Солнца и Луны, мужчины и женщины всегда приводит к единству. *** Азраил, печальный ангел смерти, Пролетал над миром усыпленным, Бледный лик его сиял чудесно Неземной и страшной красотою. И роптал печальный ангел смерти: «Боже! Всё здесь любит и любимо, И звезда с звездою жаждет слиться, Только я – один страдаю вечно! Всё меня живое ненавидит И встречает с трепетом и страхом, Не клянут меня одни лишь дети, Только дети, ангелы земные!»… И роптал печальный ангел смерти, С смоляных ресниц ронял он слёзы, И, упав на дно морской пучины, Эти слёзы обращались в жемчуг… – Азраил! Прекрасный ангел смерти! Не роняй бесценный жемчуг в море, – Без тоски, без трепета и страха Жду с тобой блаженного свиданья! Отвори мне дверь моей темницы, Дай расправить связанные крылья, – И с тобой я буду неразлучна И любить тебя я буду вечно! Среди множества легенд, объясняющих рождение жемчуга в раковинах ряда морских и некоторых пресноводных моллюсков, доминируют истории о застывших слезах наяд, сирен или русалок. Жемчуг и слёзы – это универсальное и устойчивое сочетание, которое часто используется в поэзии. Обращается к нему поэтесса и в стихотворении «Чары любви»: «И катилися слёзы из глаз моих, / Застывали они на груди моей, / А наутро, смотрю я, блестят они / Скатным жемчугом»[44]. В приведённом стихотворении Мирра Лохвицкая рассматривает жемчуг как слёзы печального ангела смерти – Азраила. Его образ часто выступает поэтическим олицетворением смерти (например, стихотворение «Азраил» М. Цветаевой), а жемчуг, как символ слезы, наряду с чёрным гагатом – символом печали, является камнем траурных украшений.
|