Студопедия — антология русской поэзии о камне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

антология русской поэзии о камне






Составитель Анатолий Золотарёв

Редактор Э. А. Горелик

Вёрстка А. А. Золотарёва, Н. В. Беляевой

Подписано в печать с оригинал-макета 17.05.2013. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Формат 60х841/16.

Усл. печ. л. 11,025. Ус.-изд. л. 11,33.

Тираж 100 экз. Заказ № 00.

 

 

Отпечатано в участке Службы оперативной полиграфии

по направлениям география, геология, геоэкология и почвоведение

Издательского центра Издательства СПбГУ.

199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.


[1] См. стихотворение А. М. Зенкевича «Камни» на с. 110–111.

[2] Ферсман А. Е. Очерки по истории камня: в 2 т. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб, 2003. – Т 1. – 304 с.

[3] Во введении и заключении приведённые цитаты даны нами курсивом (А. З.).

[4] Шафрановский И. И. Поэтическая коллекция драгоценных камней (самоцветы в русской поэзии) // Альманах «Среди минералов». – М., 2001. – С. 184–188.

[5] Золотарёв А. А. Камень в образах художественной литературы: поэзия Японии и Китая // Экскурсии в геологию / отв. ред. Е. М. Нестеров. – СПб.: МК ГШВ, 2005. – Т. 3. – С.159–175.

[6] Ферсман А. Е. Указ. соч. – С. 205.

[7] Шилкина М. М. Мотивы и образы драгоценных камней в русской поэзии рубежа XIX–XX веков: дис. на соискание учен. степени канд. филол. наук. – Волгоград: Волгоград. гос. пед. ун-т, 2004. – 237 c.

[8] Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. – Т. II. Стихотворения 1909-1917. – М.: Худож. лит., 1973. – 496 с. (стихотворение «Город вод»).

[9] Сологуб Федор. Собр. соч.: в 8 т.. – Т. VI. – СПб.: Изд-во «Навьи Чары», 2002. – 432 с. (стихотворение «Знойно туманится день»).

[10] Гумилёв Н. Стихи. Письма о русской поэзии / сост. Н. А. Богомолов. – М.: Худож. лит., 1989. – 447 с. – (Забытая книга) (стихотворение на с. 313).

[11] Цит. по: Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н. Гумилёва. Годы: 1886–1913. – М.: Мысль, 1995. – 351 с.

[12] Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. 1 / под ред. Э. Л. Радлова. – СПб., 1908.– С. 226.

[13] Стихотворение Н. Гумилёва «Лес» на с. 108–109.

[14] Стихотворение В. Брюсова «Сонет к форме» на с. 65–66.

[15] Здесь и далее комментарии даны курсивом, а источник – прямым.

[16] Новикова У. В. Частотный словарь лексики лирики И. Ф. Анненского. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технол. ун-та, 2006. – 126 с.

[17] Налегач Н. В. Символика аметиста в поэзии И. Анненского // Филол. класс. – 2012. – № 2 (28). – С. 51–54.

[18] Анреп Борис. О чёрном кольце // Звезда. – 1989. – № 6. – С. 56–62.

[19] Аничков Е. В. Бальмонт // Русская литература XX века / под ред. С. А. Венгерова. – М., 1914. – T. 1. С. 66–100.

[20] Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. Репринт. воспроизв. изд. 1901 г. – Музей Библии. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. – Ст. 67. (URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/kesar/).

[21] См.: Шеппинг В. О. Символика драгоценных камней // Древности. Труды Моск. археол. об-ва. – М., 1865–1867. – Т. 1. – С. 135–152.

[22] Теофраст. О камнях / пер. с англ. Б. Ф. Куликова; сост. В. В. Бобылев. – М.: Издат. Дом МСП, 2004. – С. 48.

[23] Куликов Б. Ф. Словарь-справочник камней-самоцветов. – М.: Издат. Дом МСП, 2002. – 313 с.

[24] Айхенвальд Ю. И. Бальмонт // Силуэты русских писателей: в 2 т. Т. 2. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб; Республика, 1998. – С. 69–73.

[25] В настоящее время хризолитом называют ювелирную разновидность оливина (форстерита) желтовато-зелёного или зелёного цвета. Название «хризолит» ( от греч. chrysos – «золотой» и lithos – «камень», т. е. «златокамень») впервые появилось, возможно, в древнегреческом переводе Ветхого завета – Септуагинте – для обозначения камня из десятого гнезда наперсника Первосвященника Аарона (древнееврейское название камня «таршиш»). Первоначально так называли один из жёлтых камней, цвета золота, известных на время Исхода евреев из Египта. Это могли быть жёлтая яшма и (или) кварц – цитрин. За свою долгую историю название «хризолит» использовалось как для обозначения самых разнообразных самоцветов, так и в качестве их общего наименования. Поэтому не случайно в русской поэзии можно встретить самые разные толкования термина «хризолит». В стихотворении Константина Бальмонта – это камень жёлтого цвета, Марины Цветаевой – зелёного (стихотворение «Зелёное ожерелье»). Сергей Соловьев (стихотворение «Геракл на Эте») использует название «хризолит», скорее всего, для обозначения драгоценного камня вообще.

[26] См. стихотворение «Покаяние» в статье «Поэзия Н. А. Павлович. К двадцатилетию со дня кончины» // Альфа и омега. – 2000. – № 2 (24). (Публикация Н. Торопцевой).

[27] Пайман А. История русского символизма / пер. с англ. В. В. Исакович. – М: Республика, 2000. – 415 с.

[28] Брюсов В. Я. Максимилиан Волошин // Собр. соч.: в 7 т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. – Т. VI. Статьи и рецензии. Далёкие и близкие. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 341.

[29] Эпштейн М. Максимилиан Волошин // «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.

[30] Таран С. В. Функциональная роль минералогической лексики в идиостиле М. Волошина: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филол. наук. – Калининград: Калининград. гос. ун-т, 2005. – 28 с.

[31] Волошина Мария. Макс в вещах // Воспоминания о Максимилиане Волошине / сост. Л.Озеров. – М.: Сов. писатель, 1990. – С. 101–102.

[32] Геологи неоднократно обращались к Волошину из-за его знания Карадага. Известно, что поэт принимал участие в работах научной экспедиции под руководством Ф. Ю. Левинсона-Лессинга в качестве проводника.

[33] См.: Волошин М. О самом себе // Путник по вселенным / сост., вступ. ст., комментарии В. П.Купченко, З. Д Давыдова. – М.: Сов. Россия, 1990. – С. 44–46.

 

[34] Волошин Максимилиан. Лики творчества. – Л.: Наука, 1988. – 863 с. (Сер. Литературные памятники).

[35] Оккультные и теософские идеи, заключенные в этом цикле стихотворений, М. Волошин обсуждает в прозаичном фрагменте «Крестный ход», который был помещен им между третьим и четвертым стихотворениями в журнальной публикации «Руанского собора» (Перевал. 1907. № 8 9).

[36] Анненский И. Ф. Книги отражений / отв. ред. Б. Ф.Егоров, А. В. Фёдоров. – М.: Наука, 1979. – 680 с. (Сер. Литературные памятники).

[37] В девятом сонете венка Волошин, рисуя облик Луны, называет гранит: «Ни сумрака, ни воздуха, ни вод – / Лишь острый блеск гранитов, сланцев, шпатов». Существует и другой вариант, в котором вместо гранита назван агат (см.: Волошин М. Избранные стихотворения / сост., вступ. ст. и примеч. А.В. Лаврова. – М.: Сов. Россия, 1988. – С. 124). Отметим, что первый вариант является более предпочтительным, так как в составе лунного материала были диагностированы отдельные небольшие обломки гранитов (см.: Классификация лунных магматических пород / О. А. Богатиков и др. – М.: Недра, 1985. – 72 с.).

[38] Пыляев М. И. Драгоценные камни. Их свойства, местонахождения и употребление. – Репринт. воспроизвед. изд. 1888 г. – М.: Совместное сов.-австр. предприятие «Х.Г.С.», 1990. – С. 204.

 

[39] Венгеров С. Иванов, Вячеслав Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб.: Семеновская типолитография, 1890–1907. – Т. XIIА (24). – 495 с.

[40] Павлова Л. В. Вопросы поэтики Вячеслава Иванова: автореф. дис. на соискание учен. степени докт. филол. наук. – Смоленск: Смоленский гос. пед. ун-т, 2005. – 48 с.

[41] Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.

[42] Символике драгоценного камня в поэтической книге Вячеслава Иванова «Прозрачность» посвящена отдельная работа Т. В. Игошевой (см.: Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века: сб. ст. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – С. 310–322).

[43] Пресвятой Михаил, защити нас! (фр.).

[44] Жемчужины, имеющие форму, близкую к идеальной, сферической, и потому скатывающиеся при малейшей неровности, называются скатными или окатными. Скатный жемчуг часто упоминается в старинных русских сказках и былинах.

[45] Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. / под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. – Т. VI. Статьи и рецензии 1893–1912. Из книги «Далекие и близкие». М.: Худож. лит., 1975. – С. 320.

[46] Скатившийся камень, как утверждает Осип Мандельштам в статье «Утро акмеизма», и есть слово. (См.: Мандельштам О. Собр. соч.: в 4 т. / сост. П. Нерлер, А. Никитаев. – М.: АРТ–БИЗНЕС–ЦЕНТР, 1993. – Т. I. Стихи и проза 1906–1921. – С. 177–180.)

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия