Ученые установили
Испокон веков мамам говорят: "Не волнуйтесь, это плохо влияет на ребенка". Американский психолог С. Грофф, подробно изучив данную проблему, пришел к выводу, что особенности поведения беременной женщины не только влияют, но и определяют характер малыша!Если женщина долгое время выбирала между абортом и родами, ребенок вырастает замкнутым, необщительным, с врожденной склонностью к депрессии и самоубийству. У склочных женщин, постоянно скандаливших с окружающими во время беременности, дети рождаются агрессивными и плаксивыми. Вкусы и увлечения матери передаются ребенку через пуповину. Буквально. Поэтому у "оторванных" матерей, которые не брезговали сигаретами и кофе, излишне увлекались азартными играми, рождаются такие же "оторванные" дети с врожденной склонностью к порокам. А у матерей-скупердяек, мучивших себя вопросом "не лопнет ли семейный бюджет из-за лишнего рта", рождаются маленькие жадины, у которых снега зимой не выпросишь. Наконец, у примерных мам, которые следуют советам врача, не мучают себя "черными" мыслями, дети рождаются добрыми и покладистыми. Однако и здесь есть подводный камень. Как правило, такие малыши слишком доверчивы, плохо разбираются в людях, склонны идеализировать мир. Теорию Гроффа дополнили исследования английских психологов, которые показали, что у беременных, занятых активной умственной деятельностью, дети рождаются с врожденной склонностью к анализу. Такие малыши раньше, чем их сверстники, учатся говорить, читать, им легко даются предметы в школе и, как правило, они большего достигают в жизни (www.stressov.net) В детских домах к детям нередко обращаются по фамилии, имя часто сочетается с фамилией. Часто имя используется для приказа и почти никогда для проявления любви. В результате у ребенка формируется отрицательное отношение к своему имени. В.С. Мухина[152] обращает внимание еще на одну важную проблему - феномен "мы" в условиях детского дома. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) "мы". Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". От "чужих" они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем "чужим" и своим детдомовцам. Почти 13 детей дошкольного возраста - воспитанников детского дома - имеют опыт сексуальных контактов со взрослыми (http://dob.1september.ru). Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция вызвана многими причинами, но, прежде всего, нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка, лишенного родительского попечительства. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Они психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей[153]. У воспитанников детских домов разрушено еще одно важное звено самосознания - звено психологического времени личности. Ребенок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального прошлого они часто не помнят, будущее для них неопределенно[154]. Детдомовцы, воспитывающиеся вне семейного круга времени, смены праздников и буден, не способны самостоятельно провести границу между этими временными циклами. В своей жизни такой ребенок не видит, в отличие от взрослых или домашних детей, ничего обыденного. Детдомовские ребятишки иначе воспринимают окружающий мир и то, что происходит с ними. Для домашнего ребенка повседневность приобретает праздничный характер. В силу возрастных особенностей и законов социализации нормальному ребенку свойственно праздничное восприятие реальности. Каждый день для существует как неповторимый, отдельный, целостно-замкнутый мир. Детишки ждут каких-то особых событий, которые могут изменить их жизнь. Домашние дети не знают действительной обыденности, их жизнь есть праздничная повседневность в силу того, что их жизненный мир не включает еще в себя механизм оповседневнивания. Жизнь ребенка пока еще сконцентрирована в пределах одних суток, в них нет длительности и ритмичности[155].
Если привычный, т.е. домашний, процесс социализации неожиданно прерывается в самом начале детства, то прерывается и праздничное восприятие. Ребенка помещают в детский дом, а на самом деле - в другое измерение вселенной. Его насильно вырывают из привычного окружения и новая реальность превращается в мрачную и серую действительности. Дни становятся однообразными и неинтересными, так как нет привычного окружения, привычных контактов, здесь все ему незнакомо и все пугает. Теперь уже суточная ритмика изменяется без их участия и планирования либо по указке сверху (формальный аспект организации временного цикла), либо все происходит само собой (неформальный аспект, устанавливаемый через систему неуставных отношений самими питомцами). В домашнем кругу взрослые подчинялись капризам ребенка, а значит были втянуты в законы детского мира. В казенном кругу все наоборот: ребенок резко включается в жизнь взрослых, которые пытаются решить его судьбу. Администрация, а не родители, предопределяют его будущее, опираясь на министерские инструкции и научные методички. Ребенок переживает резкий слом привычного и родного окружения. Но одновременно он начинает осваивать новый для него порядок, правила которого ему неизвестны. Помимо воли и желания интернатского или детдомовского ребенка вовлекают в участие в социальных институтах, к встрече с которыми он без посредников еще не готов. По всем законам социализации такое знакомство должно произойти на 15 лет позже, когда он совсем будет готов к нелегкому бою один на один с представителями социальных институтов. Это то же самое, что на поединок с профессиональным боксером выпустить любителя.
|