Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 10 страница







Продолжение табл. ц

 

Вид занятий Баллы Вид занятий Баллы
менеджер в офисе   наемный работник на ферме  
офицер полиции   горничная  
музыкант   сантехник  
секретарша   дворник  
пожарный   чистильщик обуви  
почтовый служащий      

Источник: Hess В., Markson E., Stein P. Sociology. N. Y.. 1991. Р. 179.

Примечание. Шкала имеет от 100 (высшая оценка) до 1 (низшая оценка) балла. Второй столбец «баллы» показывает среднюю оценку, полученную данным видом занятий по выборке.

Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Неизменно высокие оценки получали юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер. Их положение на шкале менялось незначительно: врач в 1964 г. стоял на втором месте, а в 1982 г.—на первом, министр соответственно занимал десятое и одиннадцатое места.

Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный со
циально-экономический статус, т. е. положение и место человека в
обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем
стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социаль
ной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль
в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко
закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в ко
тором переход из одной страты в другую практически запрещен. К
таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый ста
тус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое
общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх-
К такой системе относят классовый строй (капиталистическое обще
ство). Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословным
устройством, следует причислить к промежуточному типу, т. е. к от
носительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запреш6'
ны, но на практике они не исключаются Таковы исторические типы
стратификации. *

В социологии выделяют три базисных вида стратификации:


экономическую (доход);

политическую (власть);. профессиональную (престиж).

И множество небазисных, например возрастную и культурно-рече-, о которой пойдет речь дальше.

§3. Исторические типы стратификации

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

В социологии известны четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы (рис. 11.2). Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип — открытые.


рабство

касты

сословия


закрытое общество


классы открытое общество

Рис. 11.2. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия и классы

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство

Рабство — исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

в ' при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал

семи правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяева-

Участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободны-

наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

9-9075


• при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно
кабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовав
ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его р '
шалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался
ственностью хозяина («говорящим орудием»).

Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратифик ции, подразумевают его высшую стадию.

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси X —XII веков-к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник — преступники В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались заключенные.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Касты

Как и рабство, кастовый строй выступает характеристикой закрытого общества и жесткой стратификации. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия—классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно его канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты:

брахманы (священники);

кшатрии (воины);

вайшии (купцы);

шудры (рабочие и крестьяне).
130


Помимо них насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст -одкаст. Особо стоят неприкасаемые — они не входят ни в какую й ту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. чис-1СЗ ность касты неприкасаемых равнялась 55,3 миллиона человек. Л в ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский ород все больше становится классовым, а деревня, в которой прожи-ает 70% населения, остается кастовой.

Гусева Н. Р. Кастовый строй Индии

Принадлежность к касте определяет все. члены касты рождаются, воспитыва-

тся вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуаль-

ные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некото-

рые погребению) — все это происходит в соответствии с теми правилами, которые

предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков определяла, прежде всего, профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Касты возникли в то время, когда еще не было городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне был один горшечник. И один кузнец. А в боль ших селах горшечники составляли целую улицу. И плотники. И кузнецы. Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи из высоких каст, то и ремесленник считается членом более высокой подкасты - группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят, выборное правление касты, и привлекал виновных к самой строгой ответственности.

Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения, члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой— тем сводом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Один из них гласит: только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как и ты. Только она может стать твоей женой и матерью твоих детей.

Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков. Высо-1016 не должны общаться с низкими — ни есть вместе, ни пить из их рук, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже

одежды говорит о принадлежности человека к той или иной касте. Характер

пищи, даже сосудов для ее приготовления — все определено, все предай-ано, все изучено с детства.

bo Рчень ТУЯ"0 поэтому выдать себя за члена другой касты -такое самозванст-будет немедленно разоблачено. Самое страшное наказание — исключение из Сясты- Отверженных не принимали в другие касты, Их лишали права пользовать-колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом своего скота. "ЗЫвая людей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый со-организм, который мало изменялся в течение столетий. Кастовый придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядочен-


ность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает
дом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей Ря'
ты, на ее участие в семейных праздниках и событиях. Кас-

Адаптировано по источнику: Гусева Н.Р, Многоликая Индия. М., 1980. С. 37-SQ

Сословия

Формой стратификации, предшествующей классам, являются со словия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе IV по XTV век, люди разделялись на сословия.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обыча ем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий Классическим образцом сословной" организации являлась Европа, где на рубеже XTV —XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии.

Шепелев Л. Е. Российское дворянство

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству. В че конкретно это выражалось?

Титулы — установленные законом словесник обозначения служебного и с<> словно-родового положения их обладателей, кр!тко определявшие правовой & туе. В России в ХК веке существовали такие титулы, как генерал, статский сов


камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство, свет-

леть и ДР-

мундиры — официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и ви-

тально выражавшая их.

ОрДена — вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титу-

и мундиры. Орденское звание («кавалер ордена») представляло собой частный лт\гчей титула, особое орденское одеяние - частный случай мундира, а собственно оденский знак — обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Пет-I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 года Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах». С тех pop «чин» получил более узкое значение, относящееся только к государственной службе. «Табель...» предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировалось чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести». Общая численность дворян и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине ХК века одному миллиону.

Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Его заменой служил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались иные замены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при испанских, «Де» при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчленная формула применялась только в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т- е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые Р"улы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости. До века в России существовал только княжеский титул, обозначавший принад-к роду, который в древности пользовался правом княжения (государст-управления) на определенной территории. При Петре I впервые введены одовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII веке графский титул сДенивался как равный или более почетный, чем княжеский. Ми ^нязья и графы могли быть: 1) владетельными (действительными), имеющи-5 3емельный участок, 2) титулярными, не обладающими земельным владением.

^оссии графских родов в конце ХГХ века насчитывалось 310, баронских— 240, ^1Я*еских-250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедимина).


Родовые титулы были пожалованными и полученными по наследству. шщ
степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принад^
жать лишь членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престо'
(обычно старший сын императора) имел еще титул «цесаревич». Император Og^a
дал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и прочие в*
ликие князья-«ваше императорское высочество». В 1914 году императорская л*
мидия насчитывала более 60 человек. '

В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигаемый приписываемый (прирожденный) статусы. Наличие родословной указывало на приписываемый, а ее отсутствие — на достигаемый. Во втором поколении дости гаемый (пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный)

Адаптировано по источнику: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена м 1991.

Третье сословие и Великая французская революция

Питательной почвой Великой французской революции 1789 г., низвергнувшей сословную систему, явилось недовольство широких слоев населения, лишенных гражданских прав и возможности голосовать. При старой системе выборы проходили на основе сословных списков (что обеспечивало большинство в парламенте дворянству и духовенству. Из французской провинции поступило более 60 тысяч жалоб; их авторы требовали установления новых избирательных правил. К ним присоединилось недовольство французского населения тяжелой экономической ситуацией. Старый режим стоял на пороге гибели. Министр финансов Жак Неккер был вынужден объявить о крахе государственного бюджета. Острый финансовый дефицит усугубляли расходы на содержание пышного двора в Версале. За время правления Людовика XVI государственный долг возрос с 67 до 100% от валового дохода. Налоги с крестьянства доходили до 70% их реальных доходов, вместе с тем духовенство и дворянство были освобождены от налоговых тягот.

17 июня 1789 г. в Версале третье сословие провозгласило себя Национальным собранием, т. е. не сословным, а общенациональным институтом. Претендуя на право выражать волю народа, депутаты от третьего сословия вступили в противоборство с первым1 и вторым сословиями (духовенством и дворянством). Сразу после создания Национального собрания третье сословие решило отказаться от абсолютистской налоговой системы. Оно заявило, что отныне устанавливать налоги можно лишь с согласия Национального собрания. Требование равенства перед законом, отмены налоговых привилегий дворянства и духовенства способствовало крушению старого режима.

Через три недели Национальное собрание провозгласило сувере-нитет французского народа по отношению к королевскому абсолютистскому режиму, а 9 июля объявило себя Учредительным собранием-Король Людовик XVI отменил решение депутатов третьего сословия, и тогда французский народ поднял всеобщее восстание.


Сословия требовали конституции, которая ограничила бы строги-

памками власть короля; создания представительных органов для мИерЖдения налогов, проведения судебной реформы и обеспечения ободы личности. Буржуазия выступала за отмену феодальных при-° гий и полное гражданское равенство. Купечество добивалось свободного развития торговли и промышленности. Крестьяне — отмены песятины и других феодальных повинностей. И только дворянство и духовенство настаивали на сохранении своих привилегий.

Штурм Бастилии 14 июля 1789 г. явился сигналом к началу революции. Падение крепости-тюрьмы символизировало падение абсолютизма.

Новый декрет Учредительного собрания во Франции отменил институт потомственного дворянства. Декрет включал следующие положения:

навсегда отменялось потомственное дворянство; вследствие это
го никто не мог принимать или жаловать титулы принца, герцога,
маркиза, графа, виконта и проч.;

французские граждане не могли использовать какие-либо иные
фамилии, кроме собственных; никто не имел права носить ливрею
или иметь герб;

запрещалось использовать обращения «господин», «господа»,
равно как и «ваше превосходительство», «ваше высочество», «ваше
сиятельство», «ваша милость».

Революционные реформы, касающиеся собственности церкви, и отмена привилегий потомственного дворянства, с одной стороны, вызвали эмиграцию целых социальных групп, а с другой — сплачивали нарождающийся лагерь противников революции.

§4. Возникновение классов

Промышленная революция XVIII —XDC веков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Класс в собственном смысле слова, а не в расширительном — главный элемент социальной стратификации капитализма. Понятие «класс» появилось лишь в XVIII веке. Уже в это время численность четверто-г° сословия выросла настолько, что заставила потесниться три классических сословия феодального общества: духовенство, дворянство и крестьянство.

Ускоренное развитие промышленности и торговли оттеснило зем-^ как экономический ресурс на второй план и вызвало к жизни °вые профессии: предпринимателя, коммерсанта, банкира, купца, оявилась и постоянно росла многочисленная мелкая буржуазия. Рестъяне все больше разорялись и превращались в наемных индуст-рабочих - новую социальную страту, которой не знало тра-общество; формировалось индустриальное общество, эко-


комической основой которого выступал капитализм. Ему соответств вала новая система стратификации — классовая, характеризующя^ общество открытого типа. Новые социальные слои, не имевшие до! жалованных и унаследованных титулов, начали активно бороться э место под солнцем. Их огромный вклад в развитие индустриального общества явно не соответствовал тому социальному статусу, которые они имели в феодальном обществе.

Вскоре по своему значению новые социальные слои сравнялись с прежними, но стать сословием они не могли. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новую реальность лучще всего отражало понятие «класс», в котором не значилось сословных перегородок, привилегий и условностей. Оно выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

Переход от закрытого общества к открытому доказывал возросшие возможности человека самостоятельно вершить свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог свободно переходить из одного класса в другой. Великая французская революция XVIII века политически закрепила право человека быть равным другим независимо от своего социального положения.

И. Робертсон. Когда трудно определить свой класс

При рабстве, а также в сословном и кастовом обществе люди точно знали свое место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих — религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обществах статус называется приписываемым.

Сложнее обстоит дело в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно ощущаете это сами и стараетесь вести себя в соответствии со своим социальным положением. Иногда вам помогают ученые, организующие статистический учет населения или выясняющие особенности социальной структуры. Для того чтобы облегчить себе задачу, ученые придумали систему объективных критериев. Один из них —размер дохода и богатства семьи. Но иногда они не помогают, и социологи обращаются к методу опроса, стремясь узнать мнение людей.

Субъективный метод, применяемый во многих социологических исследованиях, обладает недостатком: результат зависит от того, как сформулирован вопрос. В конце 40-х годов американский журнал «Форчун» опубликовал сенсационное сообщение: Америка — общество среднего класса. 80% респондентов отнесли себя именно к нему. Однако после проверки выяснилось, что в анкете предлагалось всего три альтернативы: высший, средний и низший классы. Позднее провели общенациональное обследование, а в анкету добавили еще одну альтернативу - рабочий класс. Теперь уже 50% респондентов отнесли себя именно к нему. Последовал новый вывод: Америка — общество рабочего класса.

«Форчун» так и не смог доказать, что США есть общество среднего класса.
Однако журналисты выяснили любопытное обстоятельство. Оказывается, люди ис
пытывают неприязнь к слову «низший класс». Тот, кто по своим доходам принад
лежал к рабочему классу, с большей охотой отнес себя к среднему, нежели к
низшему классу. Поэтому социолог всегда должен учитывать психологию воспри
ятия людей. *

Постепенно социологи научились задавать правильные вопросы. В 1964 ГОДУ Дональд Трейман сформулировал вопрос так: «Если бы Вас попросили использ


одно из названий для обозначения своего социального положения, какое бы предпочли: средний класс, низший класс, верхний средний класс, рабочий высший класс?»

Адаптировано по источнику: Robertson I Sociology. N. Y., 1977. P. 241-242.

§5. Классы

Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса-рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением — и здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и многие зарубежные социологи.

В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает права гражданства также в отечественной.

В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т. д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме и знаменуют собой переход от закрытого к открытому обществу.

Хотя собственность на средства производства играет в современном обществе важную роль, ее значение постепенно снижается. Эра индивидуального и семейного капитализма уходит в прошлое. В XX веке доминирует коллективный капитал. Акциями одного предприятия могут владеть сотни и тысячи людей. В США насчитывают бо-Л£е 50 миллионов акционеров. И хотя собственность распылена меж-ДУ огромным числом владельцев, только те, кто держит контрольный пакет акций, способны принимать ключевые решения. Часто ими оказываются высшие менеджеры - президенты и директора компаний, председатели советов правления.

Страта менеджеров постепенно выходит на первый план, оттес-

*~1я традиционный класс собственников. Понятие «менеджерская ре-

люция», появившееся благодаря Дж. Бернхайму в середине XX

а. отражает новую реальность — «расщепление атома» собственно-


сти, исчезновение классов в старом понимании, выход на историч» скую арену несобственников (ведь менеджеры — лица наемного труда\ в качестве ведущего класса или страты современного общества.

Однако было время, когда понятие «класс» не считалось анахро-низмом. Напротив, оно только появилось и отражало собой наступле-кие новой исторической эпохи. Случилось это в конце XVIII века когда во весь голос заявила о себе новая историческая сила — буржуа! зия, решительно оттеснявшая на второй план дворянское сословие

Выход на историческую сцену буржуазии произвел в те годы такое же революционное влияние на общество, какое сегодня оказывает выход класса менеджеров. Таким образом, мы переходим к теме возникновения классов.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия