Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 58 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 58 страница






 

Худож. особенности М. связаны с творч. почерком автора, характером лит. стиля, нац. культуры.

 

МЕТР (от греч, metron — мера, размер), самая общая схема звукового ритма стиха, т. е. предсказуемого появления определ. звуковых элементов на определ. позициях.

 

В расширит, смысле слово “М.” применяется к любой системе стихосложения; так, М. франц. силлабич. 10-сложника может быть представлен схемой ххх? | ххххх? (^) | (где? — произвольный слог,!? — обязательно-ударный, I — словораздел), а М. тонического 4-ударного стиха В. В. Маяковского — схемой;"... I..;?... II. „ώ...!..;ώ... in (γде i, l, II, III — словоразделы разной силы). Но в таком применении понятие “М.” практически совпадает с понятием “ритм”; поэтому обычно слово “М.” применяется не к упорядоченности словоразделов между стихами и частями стиха (как в приведенных примерах), а к упорядоченности разл. образом выделенных слогов внутри стиха. В таком значении слово “М.” применяется лишь к метрическому стихосложению (выделение долгих и кратких слогов) и к силлабо-тоническому стихосложению (выделение ударных и безударных). Так, метрич. дактиль может быть представлен схемой —^ —^... (где — означает долгий слог, а '^ долгий, допускающий замену двумя краткими), а силлаботонич. хорей — схемой 6"?"^ ί^.·.. (где " безударный слог, " ударный слог односложного, а ударный слог многосложного слова). Чередующиеся позиции, различающиеся по возможности слогового заполнения (— и'^', " и ь), наз. сильными местами и слабыми местами, а повторяющееся сочетание сильного и слабого места называется стопой (—'^,?").

 

В метрич. стихосложении употреблялось св. 20 стоп (см. Античное стихосложение), в силлабо-тоническом — 5 стоп (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Каждый М. (напр., ямб) дает неск. стихотворных размеров (см. Размер стихотворный; 4-стопный ямб, 3-стопный ямб, чередование 4- и 3-стопного ямба и пр.), а каждый размер — неск. разновидностей (4-стопный ямб со сплошными мужскими клаузулами, с чередованием мужских и женских, мужских и дактилич. клаузул и пр.). Варианты слогового заполнения сильных и слабых мест имеют разл. степень употребительности; здесь различаются константа (так, на последнем сильном месте рус. 4-стопного ямба употребляются исключительно ударные слоги), доминанты (так, на слабых местах рус. 4-стопного ямба употребляются преим. безударные слоги) и тенденции (так, из трех первых сильных мест рус. 4-стопного ямба ударение реже всего появляется на 3-м, чаще всего — в 18 в. на 1-м, а в 19 в. на 2-м месте).

 

Различные сочетания допустимых вариантов заполнения сильных и слабых мест образуют “ритмические вариации” каждого размера; так антич. дактилич. гекзаметр имел 16 ритмич. вариаций, а рус.

 

4-стопный ямб — 7 (не считая сверхсхемноударных): “Пора, nopal рога трубят”, “Благословен и тьмы приход”, “У нас немудрено блеснуть”, “Разбить сосуд клеветника”, “Для полугородских полей”, “Адмиралтейская игла”, “Изволила Елисавет” (5-й пример — К. К. Павлова, 7-й — М. В. Ломоносов, остальные — А. С. Пушкин).

 

МЕТО — МЕТР

 

==219

 

Из этих ритмич. вариаций 4-стопного ямба 1-я, полноударная, четче всего выражает “первичный ритм” метра в целом (в ней ярче всего контраст между сильными и слабыми местами), а 6-я и 7-я, малоударные,— “вторичный ритм” тенденций, характерных для стиха сменяющихся эпох (“Изволила Елисавет” — для 18 в., “Адмиралтейская игла” — для 19 в.; М. здесь один, но “ритмический импульс”, “ритмическая инерция”, “ритмический образ”, складывающийся из предпочтительных в данную эпоху вариаций, различен). В реальном звучании стиха М. может искусственно подчеркиваться (см. Скандирование) — особенно в тех ритмич. вариациях, к-рые могут входить в контекст разных метров (так, строка “Изволила Елисавет” возможна в контексте и 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия); но в принципе это необязательно и относится не к стиховедению, а к декламации.

 

При сочинении стихов поэт обычно сперва ощущает М. как общую звуковую схему (“гул-ритм”, по выражению Маяковского), к-рой должны соответствовать будущие стихи, а потом реализует ее в конкретных словосочетаниях, дающих ритмич. вариации М. При восприятии стихов, наоборот, читатель сперва видит конкретные ритмич. вариации, а потом по ним угадывает тот М., к-рым написано стихотворение. (Первый подход побуждает представлять ритм как “отклонение от метра”, второй — как “воплощение метра”; оба они — односторонние.) При исследовании же стихов гл. задача состоит в том, чтобы выделить из общей взаимосвязности разл. элементы ритма, установить (обычно с помощью статистич. подсчетов), какие из них и насколько правильно повторяются (т. е. являются константами, доминантами, тенденциями) и вывести из этого, общую схему М.

 

М. Л. Гаспаров.

 

МЕТРИКА (греч. metrike, от metron — мера, размер), 1) совокупность законов строения стиха — то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преим. к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах стихосложения.

 

2) Наука о законах строения стиха — то же, что стиховедение; термин “М.” преим. применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в к-рые стихосложение понималось как свод нормативных правил (антич., араб., инд. М.), но расширительно— к любым эпохам.

 

3) Иногда под М. понимается лишь один — основной — из разделов стиховедения — учение о строении стихотв. строки (наряду с фоникой —учением о сочетании звуков и строфикой — учением о сочетании строк), т. е. о системах стихосложения, метрах и размерах стихотворных. В таком случае обычно используется выражение “метрика и ритмика”; понятия эти точно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается учение о сочетании звуковых признаков в стопы, а под ритмикой — о сочетании стоп в строки. Различаются нормативная М. (как “способ к сложению стихов” — выражение В. К. Тредиаковского), историч. М. (как история развития законов строения стиха и история употребительности отд. форм стиха) и сравнит. М. (теоретически важная как средство реконструкции древнейших, несохранившихся форм стиха, напр. общеславянского или общеиндоевропейского; практически важная, напр., при стихотв. переводе).

 

4) Система стихотв. форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. (“метрика Пушкина”, “метрика рус. поэзии 18 в.”, антич. М. и т. п.); описание ее опирается на “метрич. справочники” по избранному материалу (образец — в кн. “Рус. стихосложение 19 в. Материалы по метрике и строфике рус. поэтов”, 1979). м. л. Гаспаров. МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. metron — мера), или квантитативное (от лат. quantitas — количество), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Обычно употребительно в языках, в к-рых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение (хотя бывают исключения, напр.: чеш. и сербскохорв. языки,

 

К оглавлению

 

==220 МЕТР — МИГР

 

в к-рых есть значимая долгота, не приняли М. с., а тюрк. языки, в к-рых нет долготы, приняли). Наибольшее развитие М. с. получило в античном стихосложении, в араб. и перс. арузе, в санскр. джати; по нек-рым предположениям, оно свойственно также и фин. и классич. китайскому стихосложению.

 

В основе М. с. лежит измерение стиха условными временными единицами—морами (матрами), объединяемыми в такты (стопы и группы стоп); обычно краткий слог считается равным одной море, долгий — двум (реже — нескольким) морам. Строго говоря, следует различать чисто-метрич. стихосложение, в к-ром задан только временной объем такта, заполняемого любыми укладывающимися в него сочетаниями слогов, и силлабо-метрич. стихосложение, в к-ром внутри тактов различаются слоговые позиции, допускающие одни варианты заполнения и не допускающие других.

 

И чисто-метрич. и силлабо-метрич. стихосложения сосуществуют в санскр. поэзии (“матра-чанда” и “акшара-чанда”) и в антич. поэзии (стих песенной лирики и стих речитативного эпоса, драмы, элегии, ямба). Др.-греч. теоретики, к-рым это казалось противоречием, стремились описать и тот и другой стих в терминах только или чистой метрики (т. н. “мусическая теория”), или силлабо-метрики (т. н. “ритмическая теория”). Филологи 19 в. в своих взглядах на М. с. продолжали первый подход: считалось, что в древнейшем народном творчестве слово целиком подчинено музыке и что через эту стадию естественно проходят стихосложения всех народов. Филологи 20 в. держатся ближе ко второму подходу: данные сравнит, стиховедения позволяют думать, что М. с. развилось из силлабического стихосложения — сперва в конце силлабич. стиха, предупреждая о стихоразделе, нек-рые слоговые позиции стали заполняться преим. долгими или преим. краткими слогами (так в ведийских стихотв. размерах), потом эта нормализация распространилась на большинство позиций в стихе (так в эолийских размерах греч. лирики), и лишь потом возник принцип “долгий слог равен двум кратким” и выработана система замен (в ионийском гекзаметре и позднейших размерах). И наоборот, на исходе своего развития, когда в греч. и лат. языках долгота и краткость перестали быть смыслоразличительными, их М.с. переходит в силлабич. стихосложение визант. и романской поэзии. Однако высокий авторитет антич. поэзии вызвал в 16—17 вв. и позднее ряд попыток ввести М. с. и в новоязычную европ. поэзию (Э. Спенсер в Англии, Ж. А. де Баиф во Франции, К. Геснер в Германии, Мелетий Смотрицкий на Украине). М. Л. Гаспаров.

 

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, драматич. жанр, возникший в 1-й пол. 18 в. в Великобритании, затем и в др. странах Зап. Европы в противовес драматургии классицизма. Дворянскому обществу, аристократич. нравам М.д. противопоставила людей из третьего сословия как поборников добродетели и гуманности, выдвинув на первый план исполненные драматизма моральные и социально-бытовые конфликты. Появление М. д. отвечало задачам демократизации лит-ры и было одним из ярких проявлений борьбы за реализм в драматургии. Создатели и теоретики М. д. (Дж. Лилло, Д. Дидро, Г. Э. Лессинг, П. Бомарше, Л. С. Мерсье) выступали против патетики и декламац. выспренности, свойственных классицизму, за трогательность, натуральность, разговорность интонаций, пантомимич. действенность. На рубеже 19—20 вв. для М. д. становятся характерными назидательность, охранит. тенденции (гл. обр. в пьесах А. В. Иффланда и А. Ф. Коцебу). В России М. д. создали в кон. 18 в. В. И. Лукин и П. А. Плавильщиков, а родственные ей пьесы — М. М. Херасков и М. И. Веревкин.

 

В. Б. Хализев.

 

МИГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ, теория заимствования, теория “бродячих сюжетов”, теория, объясняющая сходство фольклора у разных народов передвижением, перемещением — миграцией—поэтич. произв. из одной (или неск.) страны в др. страны. Получила широкое признание в эпоху интенсивного становления мировых культурных связей (2-я пол. 19 в.); осн. положения сформулированы в трудах разных ученых, но принято считать, что начало ей положил нем. филолог Т. Бенфей, издавший в 1859 “ Панчатантру” с обширным исследованием, в к-ром пришел к выводу, что большое число сказок и рассказов из Индии распространилось по всему свету. В России М. т. в той или иной мере сказалась в работах?.Η. Οыпина, В. В. Стасова, В. Ф. Миллера (90-е гг.), отчасти Александра Н. Веселовского; наиболее интенсивно она проявила себя в изучении повествоват. жанров (сказки, эпоса, баллады), а также пословиц и частично — обрядового фольклора

 

Полемика M. т. с ранее сложившейся мифологической школой привела к разграничению сфер изучения: мифологи исследовали преим. происхождение (генезис) фольклора; представители М. т. объясняли последующую жизнь фольклора. М. т. ограничила представление об исконном нац.-племенном достоянии в фольклоре отд. народа и усматривала в нем многочисл. заимствования из поэтич. культур других стран и эпох.

 

Со временем М. т. сосредоточила внимание на выяснении в з а и м н ы? культурно-историч. связей народов. Существенно было ограничено условие, при к-ром возможно заимствование: оно “...предполагает встречную среду с мотивами или сюжетами, сходными с теми, которые приносились со стороны” (Веселовс к и и А. Н,, Историческая поэтика, 1940, с. 506). М. т. ввела в науку огромный текстовой материал, но оперировала преим. формально-схематичными и, следовательно, односторонними сравнениями сюжетов и мотивов; она объясняла культурно-историч. влияниями близость и сходство произв. и в тех случаях, где имело место типологическое сходство явлений мировой худож. культуры (см. Антропологическая школа). О методе совр. истолкования “бродячих сюжетов”, а также о роли лит. влияний и связей см. в ст. Сравнительно-историческое литературоведение.

 

% Азадовский М.К., История рус. фольклористики, т. 2, М., 1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Жирмунский В. М., Нар. героич. эпос. Сравнительно-историч. очерки, М.—Л-, 1962. В. П. Аникин.

 

МИМ (от греч. ini'mos — лицедей; подражание), малый комич. жанр антич. драмы, одна из форм нар. театра. Вначале это были короткие сценки с к.-л.характерной фигурой в центре (старик, рыбак, поселянин, ремесленник и др.) — импровизированная имитация на смешную или непристойную тему из повседневной жизни. Первую лит. обработку М. получает в творчестве сицилийского поэта Софрона (5 в. до н. э.) и его сына Ксенарха. С 3 в. до н. э.<М. распространяется по всему греч. миру, постепенно вытесняя др. драматич. жанры; с 1 в. до н. э. появляется в Риме (мимы Д. Лаберия и Публилия Сира).

 

В сравнении с большими лит. формами М. допускал необычную свободу в словесном, ритмич., стилевом оформлении, а также в выборе темы и героев из разных социальных слоев (напр., политич. выпады против Юлия Цезаря у Лаберия). Натуралистич., нередко скабрезный момент сочетается в М. с фантастическим.

 

Мимич. спектакли разыгрывались на площадях, во дворцах, в частных домах (реже — в театре) силами одного или двух актеров без масок (впервые в антич. театре мимике придается большое значение); это был единств, антич. драматич. жанр, в к-ром выступали и женщины. Несмотря на гонения со стороны христ. церкви, М. существовал в Европе до 7—9 вв.; он оказал значит, влияние на рим. комедию, элегию, сатиру, а отд. его элементы продолжали жить в ср.-век. франц. фаблио и в итал. комедии масок. Тексты М. не сохранились; известны лишь мелкие отрывки, неск. сценариев и лит. имитации Феокрита и Герода.

 

Изд.: Менандр, Комедии.—Герод, Мимиамбы, пер. с др.-греч., (M., 1964].

 

0 Варнеке Б. В., Новейшая лит-ра о мимах, Каз., 1907; Толстой И.И., Папирусный фрагмент поэзии Софрона, в сб.: Тр. юбилейной науч. сессии ЛГУ. Секция филол. наук. Л., 1946.

 

Г. а. Попова.

 

“МИНЕИ ЧЕТЬИ” (от греч. menвios — месячный и др.-рус. четий — предназначенный для чтения), ср.-век. церк.-лит. сборники; содержат жития святых, “слова” и поучения, расположенные по месяцам в соответствии с днями памяти каждого святого; предназначены для назидат. чтения на каждый день.

 

“М. Ч.” сложились в Византии в 9 в. (по месяцам и дням распределены жития в сб-ке Симеона Метафраста, 10 в.) и рано появились у юж. славян и в Др. Руси (болг. <Супрасльский сборник” 10 в.—<М. Ч.” за март; др.-рус. <Успенский сборника 12—13 вв.—<М. Ч.” за май, с нарушениями календарного порядка). На Руси особенно распространились в 16 в. в связи с созданием общерус. культа святых, канонизированных на церк. соборах 1547 и 1549.

 

На основе <М. Ч.” под руководством митрополита Макария был создан грандиозный свод <Великие М. Ч.” в 12 тт. (по одному на каждый месяц года); известны в трех версиях: Софийский комплект (законч. к 1541), Успенский (законч. к 1552; хранится в отделе рукописей Гос. историч. музея) и предназначенный для Ивана IV— Царский. По замыслу Макария, свод охватывал всю сумму письм. памятников (кроме летописей и хронографов), к-рые допускались

 

к чтению на Руси. Поэтому <Великие М. Ч.” наряду с житиями святых включают соч. Василия Великого, Григория Назиаизина, Иоанна Златоуста, целиком сб-ки “Дуелй?, “Златая цепь”, “Историю Иудейской войны” Иосифа Флавия, <Христиаискую топографию” Космы Индикоплова, повесть ^Варлаам и Иоасаф^ и мн, оригинальные памятники др.-рус. лит-ры (“Хождение” игумена Даниила, “Просветитель” Иосифа Волоцкого и др.), чем определяется важное историко-культурное и лит. значение “Великих М. Ч”. Списки ценнейших памятников др.-рус. лит-ры в макариевском своде нередко оказываются древнейшими. На основе < Великих М. Ч.” в 17 в. появились “М. Ч.” инока Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова (1627 - J2) и священника Иоанна Милютина (1646—54). В 1684—1705 новые <М. Ч.” (4 тт.) составил Димитрий Ростовский, использовав рус. и зап.-европ. (Acta Sanctorum) источники. От <М. Ч.” следует отличать “Минеи” богослужебные (общие, праздничные и др.).

 

Тексты и лит.: Великие Минеи-Четии..., СПБ — М., 1868—1917 Изд. за сеет., okt., ноябрь (1—25), дек., янв. (1—11), апрель]; Иосиф архимандрит, Подробное оглавление Великих ЧетиихМиней..., М., 1892; Ключевский?.Ο., Великие Минеи-Четии..., в его кн.: Отзывы и ответы, П., 1918. Д. М. Буланин.

 

МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minnesinger — певец любви), нем. средневековые поэты-певцы. Появились во 2-й пол. 12 в. под влиянием трубадуров. Воспевали рыцарскую любовь, а также служение богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светско-рыцарское и религ. миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде). В 14 в. на смену М. приходят мейстерзингеры.

 

Изд.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Пи^ия вагантов, М., 1974.

 

МИНУС-ПРИЕМ, сознательный отказ автора худож. произв. от общепринятых норм стиля, жанра, а также читательского восприятия лит. приемов. Термин структурной поэтики, предложенный Ю. М. Лотманом. М.-п. представляет собой значимое отсутствие к.-л. элемента худож. структуры текста. Понятие “М.-п.” обобщает стремление писателей упрощать систему выразит, средств, хотя возникающий при этом эффект “обманутого ожидания” читателя усложняет задачи его восприятия. М.-п. возникает, когда в ходе худож. развития определенные структуры с развитой системой выразит, средств сменяются более простыми. В этом случае простота построения текста сигнализирует о смысловой его усложненности, поскольку подразумевает восприятие произв. на фоне предшествующей культурной традиции.

 

Так, тяготение позднего А. С. Пушкина к безрифменному стиху и др. средствам “прозаизации” поэтич. речи (см. Поэтический язык) делается худож.-активным на фоне поэтич. традиции романтизма; ясность худож. мира европ. классицизма приобретает полную значимость лишь в “обратной” культурной перспективе барокко и?οκοκό; τактологичность очерка натуральной школы — в свете отказа от традиций романтич. прозы. Понятие <М.-п.” применимо к любым жанрам, в т. ч. и др. видов искусств. Простота худож. языка итал. неореалистич. фильма, как отмечает Лотман, может быть в полной мере раскрыта и адекватно эстетически оценена лишь с учетом штампов помпезного псевдоисторич. фильма и голливудской фабрики “красивых иллюзий”. М.-п. может возникать и непреднамеренно, за счет перемещения текста одной эпохи в культурно-историч. сознание другой. Так, система живописи рус. иконы насыщается в сознании совр. аудитории семантикой отказа от “иллюзионизма” живописи 19 в., что, естественно, не входило в авторское задание живописцев средневековья.

 

φ Λотман Ю. М., Лекции по структуральной поэтике, [в.] 1, <Уч. зап. Тартуского гос. ун-та”, 1964, в. 160, с. 49—60; его же, Анализ поэтич. текста, Л., 1972, с. 26—32. В. П. Григорьев.

 

“МИР БОЖИЙ”, рус. лит., политич. и науч.-популярный ежемес. журнал “для юношества и самообразования”. Изд. в Петербурге с 1892 по 1906 (с окт. 1906 по янв. 1918 выходил под назв. ^Современный мир”·). Придерживался умеренно оппозиц. направления. С 1902 ред.— Ф.Д. Батюшков, фактич. руководитель с сер. 90-х гг. — А. И. Богданович. В худож. отделе печатались писатели преим. реалистич. направления (М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др.).

 

• Скворцова Л., <Мнр божий^, в кн.; Лит. процесс и рус. журналистика кон. XIX— нач. XX в., М., 1981.

 

“МИР ИСКУССТВА”, рус. худож. иллюстрир. журнал. Орган одноим. объединения художников. Выходил в Петербурге в 1899—1904. Первые два года двухнедельный, затем ежемесячный. Издатели—? 1899 кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, позднее —

 

МИМ — МИР И

 

==221

 

фактич. организатор журнала С. П. Дягилев (бессменный его редактор). В 1904 соредактором стал А. Н. Бенуа. Журнал выступал за “свободу искусства”, против академизма и позднего передвижничества. Печатал также произв. писателей-символистов и статьи религ.-филбс. характера.

 

φ Λапшина Н., <Мир искусства”, М., 1977.

 

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum — чуде), жанр ср.-век. религ.-назидат. стихотворной драмы. Сюжет М. основан на “чуде”, совершаемом к.-л. святым или девой Марией, на изображении вмешательства “небесных сил” в человеческую судьбу, приводящего к торжеству добродетели и наказанию порока. М. начал развиваться в 13 в. во Франции, получив затем распространение в др. странах Зап. Европы.

 

Во Франции наиболее известные М.—<Игра о святом Николае” (1200) Ж. Боделя и <Миракль о Теофиле” (ок. 1261) Рютбёфа. В Англии термин “М.” употреблялся также для обозначения мистерии. В Испании М. были близки ср.-век. ауто; особенно большое распространение М. получили здесь в 15—17 вв. Возрождение ср.-век. М. в кон. 19— нач. 20 вв. было связано с интересом к религ. тематике в символист, театре и драматургии.

 

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Всемирная литература.

 

“МИРОВАЯ СКОРБЬ” (от нем. Weltschmerz — из романа “Титан”· Жан Поля), пессимистич. умонастроение в зап.-европ. лит-ре кон. 18— 1-й пол. 19 вв. Возникшая вместе с кризисом ренессансного гуманизма “М. с.” проявилась в сентиментализме (Т. Грей, Э. Юнг, Ж. Ж. Руссо), более отчетливо — в предромантизме (гётевский Вертер) и особенно в романтизме. “М. с.”— выражение не только трагич. разлада личности с собой и со средой (Октав из “Исповеди сына века” А. Мюссе), но и со всем мироустройством. С “М.с.” ассоциируются как отд. лит. образы, так и творчество нек-рых писателей в целом (Дж. Байрон). В рус. лит-ре мотивы “М. с.” встречаются в творчестве М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, символистов. Ср. ст. ^Лишний человека. МИСРА, см. Беыт.

 

МИСТЕРИИ (лат. mysterium, мн. ч. mysteria — таинства, мистерии, от греч. mystйrion — тайна, таинство), жанр зап.-европ. религ. театра эпохи позднего средневековья (14—16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции, но был популярен также в Италии, Англии, Германии, Нидерландах. М. возникли на основе литургич. действа (см. Литургическая драма), вышедшего из церкви на гор. площадь.

 

Содержание М. составляли библейские сюжеты; авторами были церк. служители, ученые-богословы, врачи, юристы; исполнялись обычно любителями-горожанами во время гор. празднеств, ярмарок и т. п. Сцены религ. характера чередовались в М, с интермедиями', религ. мистика сочеталась с реализмом, набожность—с богохульством. Нередко М. достигали огромных размеров: напр., “Мистерия страстей господних” Арнуля Гребана (сер. 15 в.) состояла из 35 тыс. стихов; в ней участвовало до 400 персонажей.

 

Усиление в М. реалистич. и комедийных элементов вызвало недовольство светских и духовных властей, и в 16 в. представления М. были запрещены. В кон. 19— нач. 20 вв. делались попытки возродить М. (в Германии — в Обераммергау, во Франции — перед собором Нотр-Дам в Париже). Образец “перелицовки” М. в революц.-героич. духе дал В. В. Маяковский в “Мистерии-буфф”.

 

МИСТИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ (от греч. mystes — посвященный в тайну и лат. facio — делаю), лит. произв., авторство к-рых нарочито приписано их сочинителями др. лицу (реальному или вымышленному) или нар. творчеству. М. л. предполагает создание стилистич. манеры и творч. образа мнимого автора (в отличие от лит. анонима и псевдонима).

 

Примеры М. л.: в 1760—63 Дж. Макферсон издал романтич. произв., приписанные им шотл. барду Оссиану, живтему, по преданию, в 3 в.; П. Мериме в 1825 издал пьесы под именем выдуманной исп. актрисы Клары Гасуль, а в 1827— сб. “Гузла”, приписанный вымышленному серб. сказителю И, Маглановичу (11 песен из этого сб-ка в 1835 переложил А. С. Пушкин — <Песни западных славян”); своеобразной М.л. была лит. маска Козьмы Пруткова.

 

==222 МИРА — МИФЫ

 

Раскрытие М. л. производится средствами текстологич. критики текста (см. Текстология). Многие М. л. представляют не только историч., но и эсте тич. интерес. А. л. Гришунин. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в фольклористике и лиг-ведений 19 в., возникшее в эпоху романтизма; ее филос. основа— эстетика Ф. Шеллинга и бр. А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как “естественную религию”. Для М. ш. характерно представление о мифах как о “необходимом условии и первичном материале для всякого искусства” (Шеллинг), как о “ядре, центре поэзии” (Ф. Шлегель). Окончательно М. ш. оформилась в трудах бр. Я. и В. Гримм (“Немецкая мифология”, 1835). Согласно их теории, нар. поэзия имеет “божественное происхождение”; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпич. песня, легенда и др. жанры; фольклор — бессознат. и безличное творчество “народной души”. Пользуясь методом сравнит. изучения, бр. Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией.

 

М. ш. распространилась во мн. странах Европы и развивалась в двух осн. направлениях: “этимологическом” (лингвистич. реконструкция начального смысла мифа) и “аналогическом” (сравнение сходных по содержанию мифов). Представители первого—А. Кун (Германия), М. Мюллер (Англия) и др., пользуясь “палеолингвистической” методикой, стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы, напр. светил (“солярная теория”) или грозы (“метеорологическая теория”), В России принципы “этимологического” изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев; он возводил героев былин к мифам о возникновении рек (“Дунай”), о великанах, живущих в горах (“Святогор”), и т. п. В пределах “аналогического” направления (В. Шварц, В. Манхардт) возникла “демонологическая”, или “натуралистическая”, теория, к-рая объясняла происхождение мифов поклонением “низшим” демонич. существам. Своеобразный синтез разл. теорий М. ш.— труд А. Н. Афанасьева “Поэтические воззрения славян на природу” (1866—69).

 

Методология и ряд теоретич. выводов М. ш. были отклонены последующими филол. школами и направлениями (см. Фольклористика и Литературоведение), вместе с тем М. ш. сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретич. проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнит, изучения мифологии, фольклора и лит-ры. Пришедшие на смену ей направления продолжали изучать проблему мифологизма фольклора и лит-ры, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме как литературоведч. направлении 20 в. см. Ритуально-мифологическая критика.

 

В. е. Гусев. МИФЫ (от греч. mythos — повествование, басня, предание), создания коллективной общенар. фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, к-рые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Хотя М. (в точном смысле слова) есть повествования, совокупность “рассказов” о мире, это не жанр словесности, а определ. представление о мире; мифол. мироощущение выражается, вообще говоря, не только в повествовании, но и в иных формах: действа (ритуал, обряд), песни, танца и др. Специфика М. выступает наиболее четко в первобытной культуре, где М. представляет собой эквивалент “духовной культуры” или “науки”, цельную систему, в терминах к-рой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы обществ, сознания, как религия, иск-во, лит-ра, наука, политич. идеология и т. п., они удерживают ряд мифол. моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; М. переживают свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в лит. творчестве.

 

Изучение М. в лит-ре затрудняется тем, что общеобязат. определение границ мифологии не установилось. Часто эти границы связывают с тем, идет ли в повествовании речь о сверхъестественных (“мифических”) существах — богах, героях, духах, демонах и т. п. При таком понимании изучение М. в лит-ре сводилось бы прежде всего

 

к выявлению в текстах определ. имен и образов (напр., упоминаний греч, богов и героев в соч. антич., ср.-век. и новоевроп. авторов). Более методологически оправдан критерий структуры, тем более что в общепринятую сферу М. входят, между прочим, и вполне обычные реалии жизни человека и природы, лишь особым образом отобранные и наделенные в мифол. контексте специфич. значением,—напр., такие части человеческого тела, как голова, глаз, сердце, фаллос; такие животные, как лев, волк, орел, змея; такие растения, как дуб или омела; даже такие “магические” фигуры и числа, как круг, пентаграмма, крест, 3, 7, 12 и т. п.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 640. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия