Студопедия — Становление и развитие западной политической мысли
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление и развитие западной политической мысли






Политические идеи ан- Возникновение политических идей в тичности государствах Древнего Востока (Еги­пта,

Вавилонии, Индии, Китая, Пер­сии) и в государствах Древнего Запада (Греции, Рима) свя­зано с развитием общественного способа производства, клас­совой дифференциацией общества, возникновением и функ­ционированием государства. На политические представле­ния людей в этот период сильное влияние продолжает ока­зывать религиозно-мифологическое мировоззрение, унасле­дованное от родового строя. Общей особенностью политиче­ской мысли античности является обоснование божествен­ной, сверхъестественной природы политической власти, а также объяснение с этих позиций социального, политическо­го и правового неравенства членов различных сословий об­щества. Политические взгляды мыслителей античности тес­но переплетаются также с философскими и моральными представлениями.

Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать мифологию различных народов, пятикнижие Моисея и другие произведения ветхозаветной части Библии, древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до п.. э. "Законы Хаммурапи", учение персидского мыслителя VIII в. до н. э. Заратуштры (Зороастра), учение древнекитай­ского мыслителя Конфуция (551—479 гг. до и. э.), древнеиндий­ские трактат IV в. до н. э. "Артхашастра, или Наука политики" и политико-правовой памятник II в. до н. э. "Законы Ману", древнекитайский философско-политический трактат "Книга правителя области Шан" (IV в. до н. э.) и другие произведения.

Однако наивысшего развития политическая мысль ан­тичности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Свои рассуждения о политике они строили на основе познания жизнедеятельности полиса, слу­жившего для них и образцом, и естественной формой орга­низации сообщества людей.

Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты "Государство", "Законы", а также диалоги "Политик" и, отчасти, "Критий". Сочинения Платона написа­ны в форме диалогов. В каждом из них, за исключением "За­конов", в качестве одного из собеседников выступает Сократ, в уста которого Платой вкладывает свои мысли.

В диалоге "Политик" дается определение политики, кото­рая, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми.

Платон выступал идеологом афинской рабовладельче­ской аристократии и поэтому его политические идеи направ­лены на обоснование сословно-иерархического обществен­ного устройства. Это наиболее ярко видно из его проекта идеального общественного устройства, или идеального госу­дарства, разработанного в одном из самых знаменитых его сочинений - диалоге "Государство". Согласно этому проек­ту, свободные эллины должны быть разделены на три сосло­вия: правителей, воинов и трудящихся. Такое устройство об­щества Платон "выводит" из трех начал (или частей) челове­ческой души - разумной, яростной и вожделеющей, которым в государстве аналогичны три схожих начала - совещатель­ное, защитное и деловое. Отсюда и деление граждан на три сословия, каждое из которых призвано выполнять определен­ные общественные функции.

Власть в обществе вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общи­ми интересами. "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия... до тех нор государствам не избавиться от зол" [81. Т. 3. Ч. 1. С. 275]. Чтобы оградить философов от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, Платой настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Одновре­менно он предложил упразднить для философов индивиду­альный брак и моногамную семью.

Тем людям, у которых преобладает аффективное, муже­ственное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. На воинов в государстве Платона возлагались

задачи проведения в жизнь решений философов и охраны установленного порядка. Это сословие также нуждается в оградительных мерах. У стражей, полагал Платон, не должно быть пи собственных домов, пи земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функ­ция воспитания детей полностью отводилась государству.

Что касается третьего сословия - трудящихся, то его со­ставляют те граждане, у которых преобладает вожделеющая часть души, т. е. наиболее элементарная. Поэтому в их обя­занность вменяется производительный труд, умножение бо­гатства, забота о материальных нуждах общества. Данное со­словие неоднородно, в пего входят и землевладельцы, и ре­месленники, и купцы. Однако предполагается, что в отноше­нии нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне. Решение всех вопросов регламентации их жизни (собственности, труда, быта, брака и т. д.) Платон оставил па усмотрение двух первых сословий.

В платоновской теории разделения труда и специализа­ции сословий отсутствует, даже не называется, класс рабов. Но в этом нет ничего удивительного. Платон не забыл, не мог забыть о рабстве. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Раб­ство просто вынесено у него "за скобки" как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие дея­тельности свободной части общества. Таким образом, фило­софы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя.

Платоновский проект идеального государства справедли­во расценивается как утопия. Однако было бы неправиль­ным полагать, что нарисованное в диалоге общество есть чи­стый плод воображения философа. Как всякая утопия, она сочетает в себе различные элементы. Прежде всего в ней на­шли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Маркс, например, усматривал в платоновской утопии идеализацию египетского кастового строя. Одновременно в ней содержит­ся критика недостатков современных автору диалога грече­ских полисов, а также его представления о лучшем и совершенном общественном устройстве.

Известно, что Платон трижды безуспешно пытался ре­ализовать свой политический проект на практике. Для этого ом выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юсе Сици­лии. Войдя в доверие к правителю итого государства Диони­сию 1, он стад вести с ним беседы об управлении подданны­ми. Мы можем только догадываться, какую форму приняли беседы философа с правителем, по известно, что Дионисий возмутился и насильно выставил Платона для продажи па рынке рабов. Один великодушный человек выкупил мысли­теля и возвратил его друзьям и философии. Затем еще дваж­ды, уже при Дионисии II Младшем, Платой пытался осущест­вить свои проекты реформ. По он все больше убеждался, что "правителя-философа" найти невозможно. Последние на­дежды Платона увидеть царствующим монархом "подлинно­го философа" унес с собой его ученик Дион, который был предательски убит в тот момент, когда он, получив власть в тех же Сиракузах, готовился осуществить "справедливость" в соответствии с проектом своего учителя. Таким образом, Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти.

Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выра­жали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его по­литическое учение изложено главным образом в работе "По­литика", а также в "Афинской политии", этических и других сочинениях.

Прежде всего отметим, что Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. В отличие от Платона он выдвигает на первое место не "абсолютно наи­лучшую" форму государства, а предпочитает говорить о та­ком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Главный его упрек Платону состо­ит в том, что тот преступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие. Считая, что пред­лагаемая Платоном общность имущества, жен и детей при­ведет к уничтожению государства, Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собствен­ности и моногамной семьи.

Представляются интересными воззрения Аристотеля от­носительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, существует но природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно так же и каждый человек, по его мнению, по природе своей есть существо политическое, и, следовательно, его отно­шение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. Политика, уточняет Аристотель, не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоя­тельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством.

Методом политики как науки у Аристотеля является ана­лиз, ибо "исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его состав­ляющих" [4. Т. 4. С. 380]. Применительно к политике это оз­начает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устрой­стве три части: законодательную, административную и су­дебную. Но главное в государстве - это гражданин, которо­го Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении.

В зависимости от целей, которые ставят правители госу­дарства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или большинство. Неправильный - такой, при котором преследу­ются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы: 1) монархию (правле­ние одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Столько же у него неправиль­ных государственных форм: 1) тирания; 2) олигархия; 3) де­мократия. Последние развиваются из соответствующих пра­вильных форм, когда цель общего блага подменяется част­ными целями одного, немногих или многих правителей.

Среди правильных форм государства наилучшей Аристо­тель считает политик). Это такая форма политического устройства, при которой "народная масса, будучи в состоя­нии и подчиняться и властвовать па основании закона, рас­пределяет должности среди состоятельных людей в соот­ветствии с их заслугами" [4. Т. 4. С. 484J. Именно в политии правит большинство в интересах общей пользы. Данная, форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - "средняя" фор­ма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний доста­ток, во властвовании - средний слой. "Государство, состоя­щее из средних людей, будет иметь и наилучший государст­венный строй" [4. Т. 4. С. 508]. Из неправильных форм госу­дарства Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, т. е. наиболее умеренной из отклоняю­щихся форм.

Рассматривая политические взгляды Аристотеля, нельзя не обратить внимание и на то, что он находился фактически у истоков теории разделения властей в государстве. Он сформулировал мысль о том, что основу каждого из видов государственного устройства составляют три части: первая - законосовещательный орган, рассматривающий дела госу­дарства; вторая - должности (какие именно государствен­ные должности должны быть вообще, чем они должны ве­дать, каков должен быть способ их замещения); третья - су­дебные органы [4. Т. 4. С. 514-515]. Не без влияния, конеч­но; этих положений Аристотеля многие мыслители в после­дующие эпохи обращались к теоретическому обоснованию идеи разделения властей, которая ныне составляет одно из фундаментальных положений политической и правовой пауки.

Таким образом, если Платон конструировал "идеальное" государство, то Аристотель был более реалистичен, соглаша­ясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек - это "существо государственное", а поли­тика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам го­сударственного устройства.

История древнеримской политической мысли охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. В своих теоретических построениях римские авторы опирались на политико-право­вые идеи греческих мыслителей, их представления о наилучшем государственном устройстве. Примечательно, что, когда в середине V в. до н. э. возникла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были на­правлены римские посланцы для ознакомления с гречески­ми законами. Однако следует иметь в виду, что римские ав­торы не ограничивались лишь простым заимствованием по­ложений своих предшественников, а применяли их творчес­ки с учетом особенностей и задач римской действительности.

Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму "О природе вещей" Тита Лукреция Кара (99— 55 гг. до и. э.), работы "О государстве" и "О зако­лах" Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до и. э.). Первый автор развивал мысли о договорном характере государства, второй - стоит у истоков того понимания государства, кото­рое впоследствии развилось в понятие "правового государст­ва". В частности, Цицерон пришел к выводу о том, что усло­вием свободы является подчинение закону всех. Ему при­надлежат следующие замечательные слова: "Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода" [123. С. 23].

Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, видными представителями которого являлись Луций Анней Сенека (3—65), Эпиктет (50—138) и Марк Аврелий Антонин (121 — 180). Сенека, например, счи­тал, что неминуемый и божественный но своему характеру "закон судьбы" играет роль того нрава природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе госу­дарство и законы. Вселенная, по его мнению, - естественное государство, членами которого но закону природы являются все люди. Поэтому он призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убежде­нию, перед лицом мирового закона равны все люди - свобод­ные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, кото­рая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой крити­кой богатства и осуждением рабства. Марк Аврелий Антонин развивал представление о государстве с равным для всех за­коном, о царстве, превыше всего чтущем свободу подданных.

Общественно-политические устремления социальных низов Римской империи выражало христианство, которое воз­никло в I в. п. э. Основные источники раннего христианства - Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Евангелия и другие произведения, вошедшие в христианский вариант Библии. Политическая идеология первохристиан носит эс­хатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos - ко­нечный, последний) - это религиозное учение о "последних временах", об идеальном порядке на земле, который явится результатом вмешательства божественного спасителя. Со­гласно данному учению, такой порядок осуществится через второе пришествие Иисуса Христа. Он устроит "последний суд" и вместо господствующих на земле зла, насилия и без­закония установит "Царство Божие", т. е. идеальное государ­ство, которое будет состоять из совершенных людей (правед­ников) и в котором будут царить вечный мир, благоденст­вие, гармония и справедливость.

Социально-политический смысл идей раннего христиан­ства состоит в том, что через понятие "Царство Божие" осуждались и отвергались существовавшие в Римской импе­рии порядки, прежде всего политическая власть рабовла­дельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого госу­дарства. Данная идеология имеет большой революционный заряд, в ней ярко выражено настроение освободительного бунтарства, которое было характерно для социальных низов, особенно в отдаленных провинциях империи.

Своеобразие средне- Оно связано с исключительно силь- вековой политической ным влиянием па нее христианской мысли религии и римско-католической

церкви. На протяжении всей полити­ческой истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь мо­нархами) за главенствующую роль в обществе. Соответст­венно и одной из центральных проблем тогдашнего полити­ческого знания оказался вопрос о том, какая власть (органи­зация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Конечно же, этот вопрос мыслителя­ми средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана христианская политическая концепция, согласно ко­торой государство выступало частью универсального поряд­ка, создателем и правителем которого является Бог.

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин (354—430), который более известен под именем Августин Блаженный. Основная черта его социально-политических воззрений - обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изло­женного в книге "О граде Божием", является понимание ис­тории человечества как борьбы "двух градов": "града Божье­го", состоящего из праведников, божьих избранников, кото­рые следуют не земным, а божественным установлениям, и "града земного", или светского государства, "великой разбой­ничьей организации", в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. "Два града, - пишет Авгу­стин, - созданы двумя родами любви, - земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, за­тем, полагает славу свою в самом себе, последний — в Госпо­де" [1. Т. 3. С. 63]. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе "града божьего" над "градом земным", т. е. светским государством.

Как заметил английский ученый и философ Бертран Рассел (1872—1970), значение книги Августина Блаженного "О граде Божием" состоит в том, что в ней заложена идея разделения церкви и государства, основывающаяся па том, что государство может стать частью града Божьего, лишь подчинившись нормам и доктринам церкви. С тех пор как эта идея была выдвинута, она всегда являлась элементом учения церкви. В течение всех средних веков она служила теоретическим оправданием политики церкви, небезуспешно стремившейся подчинить себе государство. В этот период вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как пра­вило, одерживало верх в своих конфликтах со светскими властями 190. Т. 1. С. 378-379].

Своего рода энциклопедией официальной церковной иде­ологии средних веков явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Его идеи относительно госу­дарства, закона, права изложены в работах "О правлении властителей", "Сумма теологии" и др. В них он пытался при­способить взгляды Аристотеля к догмам католической церк­ви и таким путем еще больше укрепить ее позиции. Аквинский считал, что светской власти подчинены лишь тела лю­дей, по не их души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, при­надлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Поэтому, де­лал вывод Аквинский, римскому папе - наместнику Бога на земле - должны, как "вассалы", подчиняться все светские го­судари.

С учетом данного положения Аквинский развивает тео­кратическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога. Именно так, по его мнению, следует понимать слова апостола Павла: "Сущест­вующие же власти от Бога установлены". Однако, продолжа­ет мыслитель, отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же благословлено любое действие правителя. Он, как и каждый человек, имеет свободную волю и потому способен творить зло, т. е. отдавать противоречащие божественным законам приказы. В этих случаях суждение о законности происхож­дения и использования власти правителя принадлежит церкви. Если при этом церковь приходит к выводу, ведуще­му к низложению правителя, то она все равно не посягает на божественный принцип власти, поскольку только через цер­ковь Бог осуществляет руководство человеческим миром. Таким образом, в учении Аквинского государственная власть выступает скорее не как непосредственное, а как опо­средованное церковью установление Бога.

Государство существует для того, чтобы заботиться об об­щем благе, считает Аквинский. Однако это не означает, что он выступает за социальное равенство. Напротив, сословные различия он рассматривает как необходимые и вечные. По­корность подданных, как всех христиан в целом, является их основной добродетелью. Вместе с тем мыслитель признает право подданных на свержение главы государства, если тот явно творит зло. Однако судьей в таких случаях призвана выступать церковь, что практически означает ограничение власти светского правителя волей католического духовенст­ва. Лучшей формой государства Аквинский считал монар­хию, что вполне отвечало особенностям средневекового об­щества. По его мнению, основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог - в мире. Власть доброго и справедливого короля, считал мыс­литель, должна быть отражением власти Бога в мире.

Политическая мысль В социально-экономической жизни эпохи Возрождения Западной Европы начиная с XIV в. в

Италии и с XV в. в других странах происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрожде­ния. Разложение феодализма, появление и развитие капита­листических производственных отношений обусловили вы­ход на новые рубежи и политической мысли. Вместо одно­стороннего, однозначного религиозного объяснения государ­ства, политики и права выдвинутые в этот период концеп­ции основывались па положении о естественном характере человека, па его земных интересах и потребностях. Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относи­тельно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики.

Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного национального государства. И это не случайно, так как с на­чалом утверждения нового, буржуазного способа производ­ства наступило время пробуждения европейских наций. Пе­редовым мыслителям становилось ясно, что только сильное централизованное государство может преодолеть внутрен­нюю разобщенность, а также отстоять национальный сувере­нитет в борьбе против универсальной папской церковной ге­гемонии.

Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли. Важным его вкладом в историю политичес­кой мысли явилось то, что теологической концепции госу­дарства он противопоставил концепцию светского государ­ства, выводя его законы из разума и опыта, а не из теологии. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона че­ловеческой деятельности, она является воплощением сво­бодной человеческой воли в рамках необходимости. Полити­ку определяют не Бог и мораль, а сама практика, естествен­ные законы жизни и человеческая психология. Макиавелли приходит к пониманию того, что в конечном счете в основе политической деятельности лежат реальные интересы, ко­рысть, стремление к обогащению.

Здесь необходимо особо подчеркнуть, что главным в по­литических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, под­чинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно ап­риорным схемам или предписаниям религиозной морали. Вот как выражает эту мысль Макиавелли в знаменитом тру­де "Государь": "Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, я опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот же предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действи­тельной -в отличие от тех многих, кто изобразил республи­ки и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред се­бе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что го­сударь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности" [64. С. 344—345].

Политическая теория Макиавелли имела актуальное зна­чение, она призвана была стать руководством для способно­го и честолюбивого правителя, который, возглавляя сильное государство, объединил бы страну. Италия в это время была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за власть, и, казалось, не было силы, способной политически объединить страну. Лучшей формой государст­венного устройства Макиавелли считал республику. Однако свои демократические и республиканские взгляды он пропо­ведовал для будущих времен. Что же касается текущего мо­мента, то Макиавелли был убежден, что итальянская дейст­вительность требует установления единовластия. Поэтому в своем главном труде "Государь", посвященном проблемам политики, он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

Следующим видным идеологом централизованного госу­дарства является француз Жан Боден (1530—1596). Свои по­литические воззрения он изложил в работе "Шесть книг о государстве". В ней он выразил потребность в сильной госу­дарственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Государство он определяет как пра­вовую власть над социальными вопросами нескольких семей, власть, которой принадлежит решающая сила Монарх - единст­венный, абсолютный источник права.

Важную роль в преодолении феодальных распрей, объ­единении государств и укреплении их внутреннего мира сы­грала выдвинутая Боденом одна из самых значительных по­литических идей того времени - идея государственного суве­ренитета (от фр. souverain - носитель верховной власти). По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым ом понимал высшую, аб­солютную и постоянную власть над подданными в полити­ческом сообществе. Высший характер государственной влас­ти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верхо­венством, стоит выше всех других видов господства. Абсо­лютность власти состоит в том, что она не ограничена каки­ми-либо условиями и, несмотря на свою сложную структу­ру, выступает как единое целое, является неделимой. Посто­янство же означает, что государственная власть не уста­новлена на какой-либо срок, а существует но собственно­му праву.

Заметим, что понятие суверенитета оказалось весьма пло­дотворным, оно стало одним из самых употребительных в политической и правовой науке. Ныне оно используется не только но отношению к государству, но и применительно к стране (суверенитет страны), народу (суверенитет народа или нации) и даже личности (суверенитет личности).

Бодену принадлежит также идея натуралистической, т. е. географической, типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости, лю­бовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве, тогда как пароды Севера, живущие в суровых условиях, можно заста­вить подчиняться лишь сильному государству.

Политическая мысль Дальнейшее развитие политической

Нового времени теории в западных странах происхо­-

дит на фоне буржуазных революций XVI-первой половины XIX в. Было бы слишком сложно ис­кать границу между политической мыслью Возрождения и Нового времени в собственном смысле слова. Политические идеи нового класса - буржуазии, зародившиеся еще в пред­шествующей эпохе, получают свою всестороннюю разработ­ку в последующее, Новое время. На его начальном этапе до­минирующее значение приобретают идеи уничтожения огра­ничений, накладываемых феодальным государством па сво­боду индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцепт с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либера­лизма (от лат. liberalis - свободный).

Политическая наука Нового времени связана с именами выдающихся мыслителей ряда стран, она как бы перемеща­ется из одной страны в другую, следуя за бурными общест­венными событиями. Центрами политической жизни и соот­ветственно политической пауки становятся то Голландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия. Мы приведем здесь имена и основные идеи лишь тех мыслителей, которые олицетворяют действительно этапные вехи на пути развития политической теории.

Крупный вклад в развитие политической науки внес анг­личанин Томас Гоббс (1588-1679). Свое политическое уче­ние он изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан*, или материя, форма и власть государ­ства церковного и гражданского". Государство Гоббс рассма­тривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного дого­вора из естественного до государственного положения, когда люди находились в состоянии "войны всех против всех". Го­сударство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя бы­ли перенесены нрава отдельных граждан, тем самым добро­вольно ограничивших свою свободу. Но на государя одно­временно была возложена функция охраны мира и благоден­ствия. Первым общественным договором, по мнению Гоббса, был завет (союз) между Богом и патриархом Авраамом, со­гласно которому Бог обетовал (обещал) Аврааму и его буду­щему многочисленному роду свое покровительство, а Авра­ам обязал себя и свое потомство повиноваться повелениям, уставам и законам Бога [24. Т. 2. С. 95, 315—316].

При всех различиях концепция общественного договора была ядром политических построений голландцев Гуго Гроция (1583—1645) и Бенедикта Спинозы (1632—1677), англи­чанина Джона Локка (1632—1704). Содержание своего ос­новного труда "О праве войны и мира" [27). Гроций опреде­ляет в его подзаголовке - "Три книги, в которых объясняет­ся естественное право и право пародов". С его точки зрения, естественное право составляет то, что принадлежит людям в силу их природного бытия. Внутригосударственное же пра­во есть логическое следствие нрава естественного: представ­ляя собой установленные путем взаимного соглашения нор­мы общежития, оно призвано обеспечивать условия для ре­ализации людьми их естественных прав. Точно так же и международное право, по Гроцию, "получает обязательную силу волею всех народов или многих из них" и призвано обеспечивать соблюдение интересов всех государств. Для Спинозы не вызывает сомнений то, что причины и естест­венные основы государства следует выводить из "общей природы или строя людей". Бесспорной заслугой Локка яв­ляется выдвижение идеи разделения власти в государстве между различными органами, для того чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупотребления ею.

Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения. Его наибо­лее видными представителями являются Шарль Луи Мон­тескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712—1778). В их произведениях принципы свободы и ра­венства превратились в развернутые политические учения.

Так, развивая идею разделения власти, Монтескье дока­зывал, что политическая свобода может быть гарантирована только при относительно независимом существовании зако­нодательной, исполнительной и судебной властей. Он считал, что политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и он идет в этом направлении до последнего предела. "Чтобы не было возможности злоупо­треблять властью, - пишет Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов", - необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдержи­вать друг друга... Если власть законодательная и исполни­тельная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет... Не будет свободы и в том случае, если су­дебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной - Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть со­здавать законы, власть приводить в исполнение постановле­ния общегосударственного характера и власть судить пре­ступления или тяжбы частных лиц" [72. С. 134— 139).

Вольтер считал своим политическим идеалом "просве­щенную монархию", где просвещен не только сам монарх, но и его подданные. Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народовластия. Он считал, что никакой парламент не может представлять народ, а поэтому каждый закон должен быть принят всем пародом, т. е. плебисцитом. "Депутаты на­рода, - писал Руссо, - не являются и не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ниче­го не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон" [92. С. 222). Избранники народа, по мысли Руссо, должны заниматься только исполнением зако­нов, перед которыми все равны.

Логическим развитием демократических идей европей­ского Просвещения явились политические идеи американ­ских мыслителей Бенджамена Франклина (1706—1790), Джона Адамса (1735—1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Джеймса Медисона (1751—1836), Александра Гамильтона (1757—1804) и др. Многие из выдвинутых ими идейных принципов и постулатов формулировались в ходе борьбы США за свою независимость как политические тре­бования, а затем были закреплены в конституционных доку­ментах. К числу важнейших из них, вошедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся: идея о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами и прежде всего правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью; право народа на политическое самоопределение и независи­мое существование; право народа сменять такое правитель­ство, которое не отвечает своему назначению - обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности; дополнение







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 240. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия