МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Раздел I
1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1. Предмет, методы и структура политологии Смысл и происхожде- Понятие "политология" образуется из ние термина "полито- двух греческих слов: politike - госу- логия" дарственные, общественные дела и logos - слово, смысл, учение. Отцом первого понятия является Аристотель (384-322 гг. до и. э.), второго - Гераклит (ок. 530—480 гг. до п. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология - это учение, наука о политике. Происхождение термина "политика" связано с древнегреческим городомгосударством, который именовался полисом. Слово полис (polis) в переводе с греческого буквально означает "место" и одновременно "множество", но для древних греков оно имело и специфический смысл, а именно - место совместной жизнедеятельности определенного множества людей, объединенных единой властью. Размеры каждого такого полиса были невелики: в период расцвета Афин, например, там насчитывалось примерно 150 тыс. свободных граждан, включая членов их семей, 125 тыс. рабов и примерно 40 тыс. лично свободных, но не обладавших гражданскими правами, переселенцев [54. С. 54]. Древнегреческие полисы представляли собой, выражаясь современным языком, города и в то же время государства, включающие в себя прилегающие к городу сельские территории. Таким образом, полис для древних греков являлся не просто местом их проживания, а особым образом, т.е. государственно, организованным сообществом людей. Поэтому "полис" обычно переводится как "город-государство". Полис как форма организации сообщества людей явился результатом замены общественного деления но признаку кровнородственных уз на общественное размежевание по территориальному признаку. Иными словами, древнегреческий полис есть форма объединения в единое сообщество нескольких родовых общин, населяющих определенную территорию. Такая форма организации общества предполагает для поддержания своей целостности наличие внешнего по отношению к нему аппарата принуждения с использованием самого населения (армия, полиция, суд, тюрьма), обязательных для всех правил общежития (законы) и источников средств для содержания этого аппарата (налоги с населения). Процесс перехода от общинной к полисной форме организации общества составляет предмет особого рассмотрения в исторической науке. Для политологии интерес представляет суть этого процесса: полис являет собой новый принцип организации сообщества - территориальный. Переход к нему положил начало глубинному перевороту в механизмах функционирования общества и развития всей человеческой истории. Значение этого нововведения сознавали и сами древние греки. Факт общественного размежевания не но кровнородственному, а по территориальному принципу явился предметом осмысления в мифологическом творчестве. Античная традиция заслугу объединения всех жителей Аттики в единый парод и единое государство (полис) Афины приписывает мифологическому герою Тесею. Образ Тесея - это сложный комплекс представлений, включающий элементы выхода за пределы строгого мифологизма. Считается, что до вступления в зрелый возраст Тесей совершил ряд подвигов чисто мифологического свойства, а общественные реформы он осуществил уже будучи в расцвете лет. До этого Аттика была разделена па двенадцать общин, которые ослабляли друг друга междоусобицей. Чтобы эти общины отказались от независимости, Тесею пришлось обратиться к каждой общине и каждому решу в отдельности. Простые граждане и бедняки готовы были признать его власть, люди влиятельные также были согласны принять его план, по с заменой монархии па демократию. Правда, он оставлял за собой должность военачальника и стража законов. Кого же не убедили эти аргумемты, он заставил уважать свою силу. В результате Тесей снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Однако в преклонном возрасте Тесей 61.1л вынужден покинуть Афины и удалиться па остров Скирос, где и был убит. В последующем дельфийский оракул предписал грекам найти прах героя н достойно похоронить его. В 467 г. до н. э. останки Тесея с копьем и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Мифологический образ Тесея, как видно, получает полуисторическое и символическое истолкование, он становится элементом полисной идеологии 125. С. 246 -278]. Итак, полис - это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства Полисная организация опиралась па экономический и государственный суверенитет сообщества свободных собственников и производителей - граждан полиса, простиравшийся па всю полисную территорию, т. е. па сам город и прилегающую к нему сельскую местность. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в топ пли иной форме - прежде всего в форме голосования в народном собрании участвовать в решении вопросов жизнедеятельности полисного сообщества. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни, или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым и стал термин "политика". Он утвердился после написания Аристотелем трактата "La politika", который дословно переводится так: "То, что относится к полису". Таким образом, термин "политология" восходит к древнегреческому понятию "полис" и изначально означал учение о политике, т. е. совокупность знаний о полисе, об управлении его жизнедеятельностью. И хотя древнегреческий полис как форма организации сообщества людей уже давно стал достоянием истории, понятие "политика" из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину "политология", которым принято называть науку, изучающую процессы управления обществом и государством. Попутно заметим, что производными от слова polis (город-государство) является и ряд других терминов, например: politeia (конституция, или политическое устройство), politcs (гражданин), politikos (государственный деятель). Становление политоло- Политика как специфическая дея- гии как науки и учеб- тельность людей очень рано стала ной дисциплины предметом исследовательского по- иска. Вначале представления о мире политики существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме, а полученное рационалистическим, рассудочным путем знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон (427—347 гг. до п. э.) соответствующие работы назвал "Государство", "Политик" и "Законы". Аристотель свое произведение, написанное на основе изучения реальной жизнедеятельности, как считается, 158 древнегреческих полисов, назвал просто "Политика". Учитывая, что Аристотель был первым, кто подошел к рассмотрению политической действительности с эмпирических и практических позиций, его нередко называют основателем, отцом политической пауки. Некоторые исследователи считают, что история политической пауки как таковая начинается с Платона, поскольку тот выдвинул ряд положений о политической добродетели и различных типах политического устройства, которые в определенном смысле не утратили свою значимость и поныне [82. С. 72]. Все же оба эти утверждения не совсем правомерны: ни у Платона, пи у Аристотеля политические идеи еще не составляли самостоятельную область знания; их рассуждения о государстве, власти и политике являлись частью их философских и этических воззрений. Теоретическое истолкование политики в русле философии продолжалось и в средние века. Однако нарастание рационального описания политических явлений привело в Х1П в. к появлению специфической области знания, которая именовалась то "ars politica", что означает "политическое искусство", то "scientia politica" - "политическая паука", то "doktrina politica" - "политическое учение" и даже "sanctissimа civilis scientia" - "божественная гражданская наука". Все это означало не что иное, как коренной поворот исследовательского поиска в сторону формирования самостоятельной научной дисциплины, изучающей политические явления общественной жизни. Одновременно данная совокупность представлений становилась и составной частью гуманитарного образования того времени. Тем не менее, несмотря на то что в эпоху средневековья внимание мыслителей к политическим явлениям усиливается и что эти мыслители "были вписаны" в те или иные институциональные рамки (например, средневековые университеты пли теологические учебные заведения), говорить о конституировании политических исследований в особую научную дисциплину с собственными предметом, понятиями и исследовательскими методами в данный период также не приходится. Производство знаний о политической действительности еще не стало областью специальных и, главное, систематических научных исследований. Как отмечают аналитики, многие философы и теоретики того времени, изучавшие политические явления, отдавали им лишь часть своего времени, основное внимание уделяя служению церкви или монашескому ордену. При этом они опирались па материальную поддержку представителей знати, в том числе некоторых монархов, либо сами принадлежали к аристократии и имели состояние. Важной вехой па пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527). 15 отличие от мыслителей средневековья, которые все же не выделяли политические идеи из этики, философии, истории или теологии, Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. И хотя ему были еще не ведомы научные методы анализа политической действительности, тем не менее он уже уподоблял политические явления естественным, природным фактам, подчиняющимся объективным закономерностям. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Вычленив государство, политическую власть в качестве самостоятельного предмета изучения. Макиавелли фактически положил начало существованию повой научной дисциплины - политической науки, или политологии, здание которой затем возводили поколения мыслителей различных стран. С начала Нового времени и до середины XIX в. происходил процесс формирования представлений о государстве, власти, политических институтах и политической деятельности в современном их понимании. Постепенно мир политики стал рассматриваться как особая область жизнедеятельности людей. Одновременно политическая сфера становилась важнейшим объектом научного анализа, а знание о мире политики вычленялось из комплекса социальных и гуманитарных наук в качестве самостоятельной научной дисциплины с ее собственными предметом, понятийно-категориальным аппаратом и методами исследования. В этом процессе этапными стали такие работы, как "О праве войны и мира" Гуго Гроция (1625), "Левиафан" Томаса Гоббса (1651), "Два трактата о правлении" Джона Локка (1690), "О духе законов" Шарля Монтескье (1748), "Об общественном договоре" Жан-Жака Руссо (1762), "Опыт истории гражданского общества" Адама Ферпосона (1767) и др. Полностью научный характер познанию политической действительности был придан во второй половине XIX - начале XX в. усилиями прежде всего таких исследователей, как Алексис де Токвиль, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Людвиг Гумплович, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и др. В этот период ученые стали изучать поведение людей в связи с их участием в политике, используя научные методы. К этому времени относится возникновение научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политических отношений. Первым из таких учреждений была созданная во Франции в 1871 г. свободная школа политической пауки (ныне Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. была основана Школа политических наук в Колумбийском колледже США, в 1895 г. создается Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. Берлинская высшая школа политической науки. Со второй половины XX в. науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в "Словаре социальных и политических наук" (изданном на Западе): "Если политика есть деятельность, то политическая теория - это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же касается политической науки, то ее задача 'раскрыть смысл политики', классифицировать ее, ориентировать власть, предложить утопию 'оптимального государства', раскрыть 'факторы власти' и выработать некие 'общие концепции' политики" [44. С. 105]. Ныне политическая наука, или просто политология, - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. Принятие политических решений - процесс сложный, многоплановый, предполагающий наличие самых разнообразных сведений о социальной действительности. То, что ныне называется политикой как область практической деятельности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого труда многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. Современная политическая наука располагает комплексом приемов и методов конкретных исследований, в том числе с применением вычислительной техники. С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований. Таким образом, становление и развитие политической науки с некоторой степенью условности можно представить в виде трех основных этапов. Первый можно охарактеризовать как предысторию политической науки, он включает в себя античную и средневековую эпохи. В его начале основу представлений о мире политики составляли идеи о божественном происхождении власти; в последующем же стали появляться систематизированные учения, основанные на рационалистическом отображении и осмыслении политических явлений. Второй этап начинается с XVI в., в эпоху Возрождения, и завершается XIX в., в Новое время. Это - период конституирования политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, обладающей всеми признаками таковой: собственным объектом, предметом, понятийно-категориальным аппаратом, специфическими методами исследования и соответствующими научными учреждениями. Третий этап развития политической науки начинается с первой четверти XX в. и продолжается в настоящее время. Теперь ее предмет составляет широчайший комплекс явлений и процессов социально-политического характера. Сама же политическая наука дифференцирована на ряд субдисциплин, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов и приемов анализа и истолкования изучаемых явлений. С генезисом содержания политической науки, г. е. процессом зарождения и последующего развития важнейших политических идей, представлений и теорий, мы познакомимся в следующем параграфе данного раздела учебника. В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца XIX - начала XX в., когда в Западной Европе и в США появились первые ее кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины прошлого столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все государства Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к этой рекомендации. После свержения тоталитарных режимов в Восточной Европе политология стала общеобязательным курсом во всем регионе. Сорок лет спустя рекомендация ЮНЕСКО была принята к исполнению и в пашей стране. В 1989 г. в ряде вузов появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Беларуси. Таким образом, слово "политика" исконно означало "участие в управлении полисом" и очень рано спито относиться к сумме знаний, необходимых для компетентного решения подобных вопросов. Сегодня политика, политология - это еще и учебная дисциплина, которая изучается практически во всех странах. Объект и предмет по- Как и всякая наука, политология литологии имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения реальных объектов, которые подвергаются анализу или подлежат познанию. Разумеется, в данной вводной теме объект и предмет политологии можно определить лишь в самом общем виде, зная, что понятие политики охватывает большой круг явлений. Как писал немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864 — 1920), "это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем" [18. С. 644—645]. Изложение же всего курса и будет представлять собой более или менее последовательное исследование и объекта политологии в целом, и всех его свойств, сторон и отношений, т. е. предмета данной пауки. Но законы познания требуют того, чтобы в начале разговора о каком-либо объекте были приведены о нем самые общие сведения. Итак, что же изучает современная политология? Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений или, говоря иными словами, политическая сфера общества. В самом широком смысле слова - это область общественных отношений, связанная со взаимодействием различных общностей людей - социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Политическая сфера включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере. Но эту сферу общественной жизни, как известно, изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в политической сфере общества, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Каков же предмет политологии, т. е. какие стороны, явления политической действительности она изучает? Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения; она изучает также саму политику как особый вид деятельности, связанный с использованием людьми политической власти в процессе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902—1978): "Когда мы говорим о науке в области политики, - писал он, -- мы имеем в виду науку о власти" [109. С. 66]. Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный, комплексный анализ феномена политической власти, она призвана также исследовать те явления политической деятельности политических институтов и учреждений, которые остаются вис поля зрения соответствующих социально-гуманитарных научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения и действия, методики и методологии познания явлений политической жизни и др. Кроме того, границы политологии изменчивы и трудноопределимы. Число специальных тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это вызвано эволюцией политической жизни, усложнением форм ее проявления и еще в большей степени приложением политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта. Понятия и категории Одним из коренных для всякой нау- политологии ки является вопрос о вырабатываемых ею понятиях и категориях. Поэтому общая характеристика политологии как пауки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий. Напомним, что понятия есть слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных признаков, свойств, связей и отношений, присущих изучаемым явлениям. Категориями называются понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, закономерные связи и отношения какой-либо области объективной действительности. Понятия и категории есть главный конструкционный элемент любой научной теории, в них концентрируются и в языковой форме закрепляются накопленные знания о познаваемых объектах. Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие вместе составляют понятийно-категориальпый аппарат данной пауки. Политология как особая научная дисциплина также вырабатывает собственный понятийно-категориальный аппарат. Понятия и категории политологии выступают в качестве обобщенного результата познания политической действительности, в них отражаются специфические признаки, стороны и свойства политических явлений, а также наиболее существенные отношения и закономерные связи между ними. Иными словами, содержание объекта и предмета политологии получает свое развернутое отражение в системе понятий и категорий данной науки. Понятия и категории политологии можно классифицировать по различным основаниям. Нам представляется методически обоснованным разделение всей их совокупности прежде всего па понятия и категории общей теории политики и политических систем и понятия и категории, отражающие процессы изменения, развития политической действительности. К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, политическая система общества, политическая норма, политический институт', государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими динамические аспекты политической реальности, являются: политическая деятельность, политическое действие, политическое решение, политический процесс, революция, реформа, политический кризис, политическое соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое лидерство, политическое поведение, политическое участие. Разумеется, как тот, так и другой ряд можно было бы продолжать и далее. Заметим также, что в политологии широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин - философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др. Особое значение в отражении политической действительности имеют такие философские категории, как объект, сознание, субъект, явление, сущность, форма, связь, отношение, взаимодействие, развитие, закономерность и др. Из используемых политической наукой категорий социологии прежде всего укажем такие, как система, элемент, структура, функция, процесс, общество, общность, группа, класс, слой, институт, статус, роль, деятельность. Вообще же, как это нетрудно обнаружить, большинство категорий собственно политологии являются производными либо от общенаучных категорий, либо от категорий смежных с нею социально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, политология, как и любая другая наука, включает в себя слова обиходного языка, без которых просто невозможно создать связный научный текст. Использование слов общеупотребительной лексики особенно полезно, если они служат в качестве научных понятий, т. е. с их помощью описываются свойства, связи, отношения изучаемых политических явлений. Более или менее устоявшиеся значения системы фундаментальных понятий и категорий политической пауки будут даны в ходе рассмотрения последующих тем курса. Уяснение их научного содержания и будет означать овладение политологическим знанием. Здесь же подчеркнем своеобразие политологии как пауки. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основной ее категорией является политическая власть. Все социальные явления и процессы политология рассматривает в их связи с политической властью. Именно категория "политическая власть" наиболее полно отражает сущность и содержание феномена политики. Последняя имеет место там, где существует борьба за власть, за овладение ею, за ее использование и удержание. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации. Методы политологии При изучении конкретных политических явлений и процессов используются различные методы. Как и любая паука, политология немыслима без соблюдения прежде всего формально-логических правил, определений, суждений, умозаключений и доказательств, а также без использования таких общелогических методов, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, аналогия и экстраполяция, ограничение и обобщение, типологизация и идеализация, исторический и логический анализ. Наиболее широкое применение в политологии получили следующие научные методы исследования: диалектический, эмпирико-социологический, сравнительный (или компаративный), системный, бихевиоральный, статистический и др. Кратко рассмотрим суть каждого из них. Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод, позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической кюрии, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности. Эмпирика-социологический метод в политологии представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований, ориентированных на применение полученных результатов в практической деятельности участников политических отношений. К таким методам относятся прежде всего наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. На основе полученных с помощью подобных методов результатов познания политических явлений и процессов разрабатываются предложения и практические рекомендации политикам и политическим учреждениям. Такие исследования, их результаты выступают как товар, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государственные учреждения, частные фирмы. Сравнительный, или компаративный, метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но от носящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить общие тенденции в изменении социально-политической реальности. Основная трудность в применении сравнительного метода связана с необходимостью правильного выбора явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию. Тем не менее сравнение принадлежит к числу универсальных методов познания, особенно широко оно применяется в научном исследовании политической действительности. В настоящее время сложилось и динамично развивается особое направление политической науки, которое так и называется – сравнительная политология[2. С96]. Системный метод или, что практически одно и то же, (структурно-функциональный анализ заключается и подходе к политической сфере общества как сложноорганизованной целостности, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Содержанием аналитических действий при этом является определение составляющих целостность элементов и выяснение их роли в выполнении системой своего общественного предназначения. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках широкого целого. Системный анализ считается в познавательном отношении особенно ценным. Этим методом исследования широко пользуется как западная, так и отечественная политология. Приоритет в применении системного метода к исследованию социальных объектов, в том числе политических явлений, принадлежит американскому ученому Толкотту Парсонсу (1902-1979). Бихевиоральный метод (от англ. behaviour поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются психологические мотивы, которые и составляют основной предмет политологического изучения. При этом особое внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных паук при обработке и анализе полученных сведений. Бихевиорализм является одним из ведущих исследовательских направлений американской политологии. В некоторых учебных пособиях в качестве специфическихметодов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений. Количественный, или статистический, метод предполагает сбор и анализ большого числа однотипных политических явлений (например, анкетных обследований или интервью участников политических действий). Такого рода аналитические приемы позволяют ученым быть более точными в своих объяснениях,особенно если речь идет о политическом поведении в тех или иных ситуациях больших групп людей. Статистические методы дополняет моделирование, состоящее в создании и изучении лабораторной модели определенной политической ситуации с целью разработки наиболее вероятного сценария будущих действий. Метод принятия решений или, что то же самое, практический эксперимент заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа. Исследуемое политическое явление наблюдается в данном случае в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет получить представление о ходе развития явления при повторении схожих ситуации. Видимо, есть определенный резон в выделении последних двух указанных методов. Но, как нам представляется, оба они поглощаются рассмотренными выше, причем второй есть не столько исследовательский метод, сколько необходимая сторона, аспект, условие всякой политической деятельности. Парадигмы политологии Наряду с методами исследования в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Том ас Кун (1922- 1995) предложил использовать понятие "парадигма" (от греч. paradeigma - пример, образен). С его точки зрения, научная парадигма есть "признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений'' (156. С. 17). Иными словами, научная парадигма ест ь составляющие закон или непротиворечивую теорию принципы и представления, задающие способ видения действительности и служащие научному сообществу в качестве критериев выбора объекта исследования и объяснения определенной совокупности относящихся к нему фактов. Как правило, парадигма находит- свое выражение в учебниках или и классических трудах ученых, она на многие годы служит логической моделью определения круга познавательных проблем и выбора методов их решения в каждой области пауки. Смена одной господствующей парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция. Характерной чертой политической пауки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В основе таких подходов лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, социальных или собственно политических факторов. Соответствующие концептуальные подходы в литературе условно именуются теологической, натуралистической, социоцентристской и рационально-критической парадигмами политологии [99. С. 31-50]. Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений. А это есть не что иное, как признак парадигматического мышления. Натуралистическая парадигма - это способ объяснения природы политики исходя из определяющего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов в жизнедеятельности людей. Наиболее существенными подходами в натуралистическом способе объяснения явлений политики считаются геополитика, биополитика и широкий круг психологических концепций. Несмотря на то что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций - натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики. Социоцентристскую парадигму представляет группа концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие разного рода социальных, но внешних по отношению к пей факторов. При таких теоретических подходах природа и происхожд
|