Студопедия — Политика и политические отношения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политика и политические отношения






Понятие и сущность Многообразные связи, складывающи- политических отно- еся между людьми в процессе их дея- шений тельности в различных сферах об­

щественной жизни, принято называть общественными отношениями. Соответственно отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в де­лах политически организованного сообщества, в государ­ственных делах, называются политическими отношениями.

Как же возникают политические отношения и в чем их суть? Совершенно очевидно, что ответ па эти вопросы выте­кает из определения государства как особого института, на­личие которого есть основной признак политически органи­зованного сообщества людей. Сначала обратимся к опреде­лению государства, которое дает Макс Вебер. "Государство, - пишет он в работе "Политика как призвание и профессия", - есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство" [18. С. 646J. Данный подход к определению го­сударства в своем исходном положении не расходится с хо­рошо известным в нашей стране марксистским подходом, согласно которому государство также выступает в качестве средства обеспечения господства, только в данной интерпре­тации оно есть средство в руках экономически господствую­щего класса, предполагающее использование насилия "для подавления и эксплуатации угнетенного класса" [67. Т. 21. С. 171]. Таким образом, как при одном, так и при другом подходе государство рассматривается как институт, распола­гающий особыми средствами принуждения, посредством ко­торого обеспечивается господство одних участников сообщеста и подчинение им других его участников. Это принципи­альной важности положение ныне разделяется практически всеми исследователями государства.

Вопрос о причинах возникновения государства, его обще­ственной роли и, следовательно, сущности политических отношений и самой политики также хорошо исследован, особенно марксистской аналитической традицией. Однако заметим, что, согласно сравнительно-историческим исследо­ваниям последних десятилетий, не существует какой-то од- пой-единственной причины возникновения государства. На нот процесс оказывали влияние самые разнообразные фак­торы, на которых и акцентируется внимание в тех или иных концепциях [51. С. 51-103].

К числу основных немарксистских концепций про ­ исхождения государства относятся: естественная, или не­историческая, концепция происхождения государства - го­сударствосуществует но природе и но природе предшест­вует каждому человеку (Аристотель); теологическая - го­сударство естьпорождение божественной воли (ФомаАквинский); патриархальная - государство является резуль ­ татом исторического развития семьи; абсолютная власть монарха служит продолжением власти отца, патриарха в семье (Филмер); договорная государство возникло в результате добровольного договора между людьми (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и др.); органическая - государство есть возникший естественным путем в ходе борьбы людей за выживание единый организм, в котором правительство вы­полняет функции мозга (Спенсер); психологическая - госу­дарство есть результат врожденной психической потреб­ностилюдей подчиняться (Таро); концепция покорения - государство есть форма господства победителей над побеж­денными (Каутский, Гумплович).

Согласно марксистскому, или историко-материалисти­ческому, подходу к пониманию происхождения государства, данный институт возникает на определенной ступени разви­тия человеческого сообщества. До его появления существо­вали сообщества людей, жизнедеятельность которых осно­вывалась на кровнородственных связях, на осознании каж­дым индивидом своей ответственности за все сообщество. Формами такой организации являлись род, племя и союзы племен. Управление родоплеменной общностью обеспечива­лось такими органами, как совет или общее собрание всего взрослого населения, старейшина, вождь (военачальник), со­вет старейшин. Каждый из этих органов обладал определен­ными полномочиями, которые они выполняли без особых средств принуждения. Если же возникала необходимость в принуждении соплеменников или в применении силы про­тив внешних врагов, то оно осуществлялось всем взрослым населением.

Государство как институт, выступающий в качестве средства организации сообщества людей, возникает одно­временно с разделением общественного труда, с появлением частной собственности и с расколом общества на классы с противоположными интересами. Логически этот процесс может быть представлен следующим образом. С появлени­ем разделения труда стало возможным производство из­лишков продукта, остающегося после удовлетворения пер­вичных потребностей членов сообщества. Этот излишек приводит к социальным конфликтам, так как обладание им оспаривается различными лицами и группами. Те, кому удается распорядиться им но своему усмотрению либо во­обще присвоить его в частном порядке, занимают господ­ствующее положение по отношению к другим членам сооб­щества. Общество делится на конфликтующие социальные группы. В таких условиях и возникает государство. Разди­раемое внутренними противоречиями, общество уже не мо­жет обойтись без особой группы людей, выполняющей с по­мощью средств принуждения функции поддержания целост­ности сообщества. Группа людей, деятельность которой об­разует новую отрасль разделения труда, становится само­стоятельной, в том числе и по отношению к тем, кто ее упол­номочил на выполнение данных функций. С этого момента вся жизнедеятельность людей осуществляется в рамках по­литически организованного сообщества, что и означает по­явление государства.

В книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс показал, как данный процесс осу­ществлялся на ранних этапах развития общества. В этой ра­боте с позиций материалистического понимания истории рассмотрены результаты исследования первобытного обще­ства, полученные американским ученым Льюисом Морганом (1818—1881). Приведем из нее небольшой отрывок, в кото­ром содержится предельно сжатое изложение марксистского понимания сущности государства.

"Государство, - писал Энгельс, - есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось па непримиримые противополож­ности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономиче­скими интересами, не пожрали друг друга и общество в бес­плодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, по ставящая себя над ним, все бо­лее и более отчуждающая себя от него, есть государство" [67. Т. 21. С. 170J. При всем дальнейшем расширении и усложнении общественных функций государства эта его изна­чальная суть - опирающееся на насилие как средство гос­подства людей над людьми - остается неизменной.

Здесь необходимо отметить, что понимание государства как стоящей над обществом силы вовсе не является монопо­лией марксизма. Оно очень распространено с самых древних времен. Да, господство, опирающееся на насилие как средст­во, - это существенная черта государства любого типа. И это его свойство чаще и охотнее всего избирается при рассмот­рении проблематики государственности. Однако, что касает­ся специфики в понимании общественной роли государства, смысла применяемого им насилия, то в политической пауке существуют два подхода.

Марксистская аналитическая традиция, как известно, признавая интегрирующую функцию государства, акцепти­ровала внимание на том, что оно есть орган классового гос­подства, орудие эксплуатации угнетенных классов, а другие аспекты его деятельности рассматривала в качестве вторич­ных. Из такого понимания государства вытекает, что свою объединительную функцию, т. е. задачу поддержания целост­ности сообщества, оно выполняет путем создания с по­мощью силы такого "порядка", который узаконивает и упро­чивает угнетение одного класса другим. Такой подход к объяснению государства последовательно отстаивал В. И. Ле­нин.

Вместе с этим в политологии издавна развивается и дру­гая традиция в понимании общественной роли государства. Она рассматривает государство как универсальную органи­зацию, призванную обеспечивать оптимальную целостность сообщества путем налаживания сотрудничества всех его уча­стников. Еще во времена, когда государство не отделяли от общества, назначение политики состояло в обеспечении жизни полиса как чего-то единого, целостного. Выдающиеся мыслители XIX в. специфику государства также видели в его объединительной функции. В наше время политика уже не сводится только к деятельности государства, но традиция видения основной роли государства в обеспечении целостно­сти общества, организованного взаимодействия больших со­циальных общностей сохраняется и теперь. При таком пони­мании государства его объединительная функция состоит в побуждении участников социальных общностей к частично­му или полному отказу от индивидуальных и групповых устремлений ради интересов сообщества.

Анализируя указанные подходы к пониманию государ­ства и политики, известный французский социолог и поли­толог Морис Дюверже отмечает: "Политическая теория ко­леблется между двумя драматически противостоящими ин­терпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и полу­чением благ. В соответствии с другой точкой зрения полити­ка представляет из себя попытку осуществить правление по­рядка и справедливости. Первое понимание служит сохране­нию привилегий меньшинства за счет большинства. Вторая означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщест­во" [44. С. 106J.

Чтобы обобщить сказанное, попытаемся ответить на воп­росы, как же следует оценивать роль государства: как всеоб­щую организацию (Гоббс, Вебер) или как комитет по управ­лению делами господствующего класса (Маркс, Энгельс)? Или, может быть, эти две традиции в понимании государст­ва совместимы, отражают диалектические стороны одного и того же сложного явления?

Нам представляется ответ следующим. Во всех случаях государство выступает гарантом целостности сообщества. Однако выполнение государством данной роли сопряжено с двумя внутренне противоречивыми аспектами его дея­тельности. С одной стороны, деятельность государства подчинена реализации общих интересов и потому оно действи­тельно есть орган целого. С другой стороны, эту свою функцию государство способно выполнять лишь при усло­вии использования им общества как средства обеспечения синего собственного существования. Данный аспект деятельности государства неизбежно предполагает примене­ние его и как орудия реализации интересов одних социаль­ных групп за счет ущемления в той или иной мере интере­сов других. В различные периоды общественного развития на передний план выступают либо первая, либо вторая сто­роны деятельности государства, но во всех случаях его классовость не исчезает, а действует как сторона, как мо­мент государственности наряду с выполнением общенацио­нальных задач.

К этому необходимо добавить, что государство выступает и в качестве средства реализации индивидуальных интере­сов участников сообщества. Как заметил еще Гегель, общий интерес непременно должен содержать в себе и частный ин­терес каждого отдельного человека. "Индивид, - писал он, - должен каким-либо образом находить в исполнении своей обязанности также и свой собственный интерес, свое удов­летворение или расчет, и из его отношения к государству для него должно возникать право, благодаря которому все­общее дело становится его собственным, особенным делом. Поистине особенный интерес не должен быть отстранен или даже подавлен, а должен быть приведен в согласие со всеоб­щим, благодаря чему будет сохранен он сам и сохранено все­общее" [22. С. 288]. Именно в силу того, что деятельность го­сударства объективно отвечает также индивидуальным инте­ресам людей, каждый человек стремится быть членом опре­деленного политического сообщества и участвовать в его делах.


Что есть политика? Таким образом, политические отно­-

шения - это складывающиеся между участниками политического, т. е. государственно организо­ванного, сообщества людей отношения в связи с использова­нием ими институтов государства как средства регулирова­ния реализации индивидуальных, групповых и общих инте­ресов. В этом своеобразие политических отношений в срав­нении с другими видами общественных отношений, их спе­цифика как формы деятельности людей, как способа органи­зации их взаимодействия. Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с ин­тересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство в лице его различ­ных институтов, учреждений и органов.

Соответственно и политику в собственном смысле слова можно определить как сферу деятельности, связанную с ре­гулированием процесса реализации потребностей и интере­сов индивидов, социальных групп, классов, наций, общест­ва в целом, ядром которой является борьба за завоевание, удержание и использование институтов государства. Поли­тика всегда затрагивает интересы множества людей, ее след­ствия сказываются на многих, если не на всех, участниках сообщества. Поэтому любая политика, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, сопровождающееся их размежеванием и консолидацией по поводу обладания сред­ствами государственного подчинения. И именно потребнос­ти и интересы людей, социальных групп побуждают их участвовать в политике, бороться за овладение институтами государства.

Здесь необходимо заметить, что на протяжении всей ис­тории развития политической науки было предложено мно­жество различных определений политики. Это является сви­детельством чрезвычайной сложности данного социального феномена. В ходе дальнейшего изложения предмета курса мы будем рассматривать различные аспекты проявления по­литики. Однако все исследователи признают в политике та­кой социальный феномен, без которого невозможно ни восп­роизводство, ни развитие любого сложноорганизованного сообщества людей. Во всех определениях непременным яв­ляется понимание политики как особого вида социальной деятельности, связанной с регулированием отношений меж­ду участниками политического сообщества. И это регулиро­вание направлено на уменьшение издержек общежития в рамках такого сообщества, на упорядочение и согласование действий его участников ради достижения своих индивиду­альных, групповых и общих интересов.

Субъекты политики С понятием "субъект" мы будем

иметь дело на протяжении всего кур­са, поэтому напомним его общенаучное значение. Под субъ­ектом понимается носитель предметно-практической дея­тельности, т. е. лицо (индивид или группа людей), обладаю­щее сознанием, а также самосознанием (осознанием самого себя, своего места в мире, своих чувств, желаний и побужде­ний, интересов и устремлений) и в связи с этим - способ­ностью к осмысленному, целенаправленному действию. Иными словами, признаками субъектности являются обла­дание лицом (индивидом или группой) самосознанием, осоз­нанной целью и способностью к действию по ее реализации. И философии представители одних направлений в качестве субъектов признают только человеческие индивиды, сторон­ники других направлений - как индивиды, так и их различ­ные общности. Мы исходим из того, что носителями пред­метно-практической деятельности выступают как индивиды, гак и социальные группы, общности и их объединения, ко­торые в дальнейшем будем называть социальными субъектами.

Соответственно всякий социальный субъект, будь то от­дельная личность или социальная организация, группа или крупная общность людей, имеющий осознанный специфиче­ский интерес и стремящийся для его удовлетворения овладеть средствами государственного подчинения или оказывать вли­яние на деятельность тех, кто ими владеет, выступает в каче­стве субъекта политики или, что одно и то же, субъекта поли­тических отношений. Кстати, в литературе можно встретить еще один синоним термина "субъект политики" - политиче­ская сила, или социально-политическая сила. Все эти термины мы также будем употреблять как взаимозаменяемые.

Данное определение требует некоторого дополнительного пояснения. Субъектами политических отношений могут ре­ально выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участво­вать в политике, т. е. имеют для этого соответствующую мо­тивацию и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. Применительно к отдельному индивиду или общественной организации это условие представляется доста­точно очевидным. Что касается крупной социальной общнос­ти (например, класса), то она становится субъектом политики в том случае, если осознает себя имеющей специфический ин­терес общностью и самоорганизуется для борьбы за свои пра­ва и интересы. Именно благодаря организационным структу­рам общности, являющимся необходимым инструментом для выражения и представления интересов и устремлений ее чле­нов, крупная общественная группа становится субъектом по­литики, или социально-политической силой.

Понятно, что субъекты политики чрезвычайно разнооб­разны. Перечислим основные, разделив их на две группы.

К первой группе субъектов политики относятся объектив­но существующие основные социальные группы и общности. Это - народы, классы, этнические, социальные, территориаль­ные, религиозные (конфессиональные), профессиональные и демографические группы и общности, наконец, индивиды. Каждый из указанных социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Их называют первичными субъектами политики. Поскольку данные социальные субъекты не имеют институци­ональной оформленности, то их называют также неинституци-ональными субъектами политических отношений.

Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями в качестве инструментов своего участия в поли­тике. Они называются политическими институтами, к кото­рым обычно относят: государство (и его важнейшие учрежде­ния и органы, институт президентства, парламент, правитель­ство и др.), политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны но отношению к субъектам по­литики первой группы, так как создаются для выражения и ре­ализации интересов различных социальных групп, классов, на­ций, народов. Поэтому их принято называть вторичными, или институциональными, субъектами политики.

Очевидно, что различные социальные субъекты неравно­ценны в качестве политической силы. Например, ни один ин­дивид не может играть в политике ни более весомую, ни да­же такую же роль (как но форме, так и но существу), как об­щественный класс или политическая партия. Как нам пред­ставляется, в качестве основных субъектов политики можно признать общественные классы, нации и народы. Именно ин­тересы и степень активности данных общностей определяют силу, общественное значение, перспективу и результаты раз­решения социальных противоречий. Интересы всех других сил, непосредственно действующих в политике, подчинены интересам указанных общностей и координируются с ними.

Характер политиче- Политические отношения есть взаи- ского взаимодействия модействие субъектов политики.

Здесь неизбежно встает еще один вопрос: каков же характер этого взаимодействия?

Как мы видели, феномен политики колеблется между двумя ее крайними интерпретациями: одна из них тракту­ет политику как результат и поле столкновения конфликтующих интересов, вторая - как правление порядка и справедливости, осуществляемое с согласия и в интересах всех членов сообщества. Это означает, что соперничество и согласие, или конфликт и сотрудничество, составляют две важнейшие характеристики политического взаимодей­ствия. Каждая из них может принимать самые различные формы, например от полного согласия (консенсуса) участ­ников политики до вооруженной борьбы между ними. К рассмотрению различных форм взаимодействия субъек­тов политики мы будем обращаться в ходе дальнейшего изложения курса.

Виды и уровни поли- В зависимости от состава участников тики политического взаимодействия и

предмета тех вопросов, которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают полити­ку внутреннюю, внешнюю и международную (мировую).

Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сфер общественной жизни, которые выступают в качестве объекта регулирования со стороны государства, принято говорить об экономической социальной и культурной политике. В рамках каждой из этих сфер общества в свою очередь выделяется ряд более узких областей регулирования и, соответственно, направлений политики (например, промышленная, аграрная, финансовая, научно-техническая политика, политика в обла­сти социального обеспечения, образования, искусства и т. д.). Кроме того, существуют и особые направления политики, связанные с регулированием жизненно важных для общества видов деятельности (например, военная, национальная, эко­логическая, демографическая политика).

Внешняя политика есть деятельность государства, направленная вовне, она охватывает весь комплекс вопро­сов, связанных с регулированием отношений данного госу­дарства с другими государствами. Внешнеполитическая дея­тельность любого государства имеет своей целью прежде всего обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами.

Международная политика есть взаимодействие между двумя и более государствами; мировая политика зачастую отождествляется с международной, по она имеет и свой спе­цифический аспект, связанный с обеспечением согласован­ной деятельности мирового сообщества по разрешению сто­ящих перед ним проблем. Методы решения международных проблем также специфичны. На международной арене еди­ного центра власти нет, создаваемые международные орга­низации властными полномочиями не обладают. Там действуют государства, которые в принципе равноправны, и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

Наряду с понятием "виды политики" в политической на­уке используется понятие "уровни политики". Это близкие, но все же не тождественные понятия. Термин "уровни поли­тики" применяется для обозначения пространственных гра­ниц, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников политических отношений. По данному критерию принято различать мегаполитику, макрополитику, мезополитику и микрополитику.

Мегаполитика (от греч. raegas - большой) имеет своим предметом регулирование отношений между государствами, региональными объединениями государств и международ­ными организациями. Это самый высокий - глобальный - уровень политического взаимодействия, он охватывает прак­тически все мировое пространство. Макрополитика (от греч. macros - большой) осуществляется в пространственных рам­ках отдельных государств. Ее предмет - регулирование вза­имоотношений между социальными субъектами, составляю­щими определенное общество. Это наиболее распространен­ный уровень организации политики. Мезополитика (от греч. mesos - средний, промежуточный) охватывает связи и отно­шения между социальными субъектами, действующими в рамках отдельных регионов внутри государства. Микрополи­тика (от греч. micros - малый) осуществляется на уровне межличностных или внутригрупповых отношений, регули­руемых институтами государства. Очевидно, что это наибо­лее низкий уровень политического взаимодействия.

Уровни организации политики могут обозначаться и дру­гими терминами: например, глобальный, межгосударствен­ный, государственный (федеральный), региональный или местный уровни политики.

Из всего многообразия политических отношений, поли­тического взаимодействия и складывается политическая жизнь каждого общества и мирового сообщества. Но полити­ческая жизнь не является просто повторяющимся, механиче­ским взаимодействием субъектов политики или беспорядоч­ным нагромождением событий. Она предстает как процесс, т. е. как имеющее определенную направленность последова­тельное изменение, движение, развитие всего сложнейшего комплекса отношений, присущих политической сфере. Поли­тический процесс как явление и понятие будет более подроб­но изложен при рассмотрении последующих тем.

Таким образом, содержание понятия "политика" много­аспектно, и его невозможно отразить в единой формулиров­ке. Во-первых, политика - это участие в делах государства, в управлении жизнедеятельностью общества; во-вторых, это область отношений народов, классов, социальных групп и общностей; в-третьих, это концентрированное выражение интересов различных социальных групп и общностей; в-чет­вертых, это наука, а также и искусство; в-пятых, в обыден­ной речи - это нередко характеристика образа действий, на­правленных на достижение определенных целей в отноше­ниях людей между собой.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 161. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия