Студопедия — Политическое сознание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое сознание






Понятие политиче- Подойти к этому понятию можно на ского сознания основе философской трактовки поня-

тия сознание, которое в самом общем виде обозначает родовой признак человека, выделяющий его из мира животных. Различные философские направления по-разному трактуют природу и сущность сознания. В идеа­листических концепциях постулируется положение, что со­знание есть автономный по отношению к материальному ми­ру феномен, который развивается спонтанно (самопроиз­вольно) и может быть попят из самого себя. Диалектико-материалистическое учение исходит из того, что сознание есть продукт высокоорганизованной материи - головного мозга человека и что его природу невозможно постичь изолиро­ванно от материального мира. При таком подходе сознание рассматривается как высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку. По своей сути оно есть уяснение, познание человеком явлений и процессов, с которыми ои имеет дело. Уже сама грамматическая струк­тура слова "сознание" ("со-знание") указывает па то, что дан­ный феномен тесно связан с человеческим знанием, которое понятно многим. Внешним проявлением сознания выступа­ют комплексы вполне эмпирических предметов - символов, знаков, которые указывают на явления материального мира. Сознание возникает и развивается в неразрывной связи с языком, который и есть ие что иное, как система знаков и символов, связанных с обозначенными ими явлениями и процессами человеческого бытия. Важнейшая функция со­знания - регуляция действий человека на основе опыта по­знания объективного мира и себя как части этого мира.

Политика, политические отношения являются частью об­щественного бытия. Соответственно и политическое созна­ние выступает как отраженное субъектами политических отношений их социально-политического бытия - всего раз­нообразия социальной и политической жизни, политических процессов и явлений. Одновременно политическое сознание является атрибутом политического действия, его непремен­ным составным элементом. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической дей­ствительности, осознание им своих устремлений, формули­рование цели, выбор средств и способов ее достижения.

Как мы видели, основным вопросом отношений людей в политической сфере является вопрос о государственной власти. Соответственно этот вопрос занимает главное место и в структуре содержания политического сознания. Без уяс­нения сущности политической власти, ее институциональ­ных проявлений, роли в жизни общества и отдельного инди­вида ие может быть и речи о сознательном участии в поли­тике. Не менее важное место в политическом сознании зани­мает проблема потребностей и интересов людей, которые выступают в качестве побудительных мотивов политическо­го действия. Вместе с тем политическое сознание отражает гораздо более широкий круг социальных явлений. Это выте­кает из самой природы политики. Поскольку она имеет в ка­честве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, то политическое сознание так или иначе включает в себя все отраженное социальное бытие.

Таким образом, политическое сознание есть результат от­ражения субъектами политики — индивидами, социальными группами, классами, народом - своих производственно-эко­номических, социальных и иных общественных отношений, ядром которых является их совокупное отношение к госу­дарственной власти. По своему содержанию оно представля­ет собой систему понятий, идей, представлений, установок, встроен и й и чувств, которые опосредуют отношения людей кик с политическими институтами, так и между собой по по­воду их участия в управлении делами государства и общест­ва Кратко политическое сознание можно определить как сложившиеся у различных социальных субъектов представ­ления о существующей социально-политической действи­тельности, своем положении в этой действительности и сво­ем отношении к ней.

Определение политического сознания через категорию "отражение" отнюдь не означает, что оно есть пассивный элемент политического процесса. Наоборот, будучи имма­нентным свойством всякого социального субъекта, оно вы­ступает в качестве активного начала в политике. Без глубо­кого осознания социальными субъектами существующей действительности, своего места в ней, своих потребностей и интересов не может быть серьезной политики. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогно­зировать развитие событий и тем самым выступать стимули­рующим политическую деятельность фактором. Вместе с тем политическое сознание, если оно в искаженном виде от­ражает социальную действительность, может приводить к волюнтаризму в политике, когда действующий субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями и произвольны­ми решениями.

Социальные носители Как и сознание в целом, политичес- политического сознания кое сознание может принадлежать

только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответ­ственно различают политическое сознание индивида, соци­альной группы, класса, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социаль­ной группы и общества не тождественны друг другу. Поли­тическое сознание группы и общества пе есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельным субъектом политики, вырабатывает свои собственные политические представления. В то же время между индивидуальным, групповым и массовым, т. е. прису­щим народу, обществу, видами политического сознания су­ществует диалектическая взаимосвязь. Совокупность поли­тических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирова­ния индивидуального политического сознания. В свою оче­редь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Аксиологический ас- Политика есть область отношений пект политического со- всех классов и слоев к государству и знания правительству, сфера взаимоотноше­-

ний между социальными группами, классами, нациями и народами. В силу этого политическое сознание не в последнюю очередь выступает и как специфи­ческая форма выражения социальных интересов различных субъектов политических отношений. Восприятие социально- политической действительности зависит от того конкретно­го положения, которое занимает носитель политического со­знания - личность, социальная группа, класс, общность - в данной системе общественных отношений. Поэтому одни и те же социально-политические явления разными социальны­ми субъектами могут оцениваться по-разному. Это означает, что в структуре политического сознания наряду с результа­тами собственно познавательной деятельности субъекта, т. е. объективным знанием, присутствует и аксиологический ас­пект. Последний проявляется в виде оценки отражаемых яв­лений политической сферы с точки зрения их соответствия или несоответствия интересам и, следовательно, приемлемо­сти или неприемлемости для познающего субъекта.

Аксиологический, (от греч. oxios - ценный и logos - слово, учение) или субъективно-оценочный, аспект присущ политиче­скому сознанию не только отдельной личности, социальной группы или класса, ио и общества в целом. Каждый социаль­ный субъект стремится представить свои политические инте­ресы как отвечающие общим интересам и навязать всему об­ществу свои оценки различных явлений социально-полити­ческой действительности. Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества ока­зывают экономически доминирующие социальные силы, ко­торые располагают максимальными возможностями для ду­ховного производства и, соответственно, для своего влияния ilM сознание всех членов общества. Вместе с тем политиче­ское сознание, отражая объективные интересы нации, народа ШЦелом, характеризуется и общенациональными чертами, ко­торые присущи всем социальным группам и индивидам.

Между личностными, социально-классовыми и обще­национальными элементами в содержании политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Все эти стороны постоянно в той или иной мере присущи сознанию любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют «Те или иные из них. Несомненно, например, что в периоды внешней угрозы безопасности страны па первый план в по­литическом сознании всех общественных сил выходят обще­национальные интересы. На рубеже II и III тысячелетий пе­ред лицом глобальных проблем человечества в политичес­ком сознании народов все большее место занимают общече­ловеческие ценности и интересы.

Категорией политической науки, отражающей роль в по­литической жизни субъективно-оценочной стороны сознания социальных субъектов, является политическая идеология. Ее мы более подробно рассмотрим во второй части данной темы.

Уровни политического Политическое сознание системно по сознания своему характеру, оно имеет мно­ъ\

гоуровневую структуру. Уровень по­литического сознания - это определенная ступень, достигну­тая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. По край­ней мере, в структуре политического сознания можно выде­лить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теорети­ческий.

Обыденный уровень политического сознания - это сово­купность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Характерной его особенностью явля­ется эмоционально-рассудочное осмысление действительно­сти. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется размытос­тью, отрывочностью и несистематизированностыо представ­лений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на так называемом "здравом смысле", служит до­статочно надежным ориентиром в происходящих политиче­ских событиях.

Обыденное политическое сознание является важным предметом изучения в социологии политики. Реальное со­стояние обыденного политического сознания обусловлено историческими, социальными, национальными, образова­тельными, возрастными и другими особенностями социаль­ных субъектов. На него оказывает влияние состояние дел во всех сферах жизни общества.

Рассматривая этот уровень политического сознания, следу­ет предостеречь от традиционно необоснованного негативного отношения к нему. В политике обыденное сознание играет весьма существенную роль, его качественным состоянием пре­допределяются важные решения. Серьезный политик не мо­жет его игнорировать. Дело в том, что обыденное сознание, бу­дучи исторически первичным способом идеального отражения действительности, служит источником накопления реалисти­ческих элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания - воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и склады­вающихся в нем отношений. Дополняясь за счет других спосо­бов духовного освоения мира, обыденное сознание, конечно же, обогащается новой информацией, структурно усложня­ется, но при этом остается самим собой, поскольку его функ­ции не берет на себя ни один, ни другой уровень сознания.

Эмпирический (от греч. empeiria - опыт) уровень полити­ческого сознания - это более или менее систематизирован­ная сумма наблюдений о явлениях и процессах политичес­кой жизни, которые возникают у ее участников. Этот уро­вень формируется на почве практического повседневного политического опыта людей, складывающиеся у них пред­ставления уже во многом основываются на рациональном осмыслении имеющихся наблюдений о политических явле­ниях и событиях. В отличие от обыденного, данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и пред­метностью представлений о социально-политических про­цессах. Причем результаты осмысления наблюдений в дан­ном случае фиксируются в определенном языке: не только в словах обыденной речи, но и в специфических терминах.

Вместе с тем обыденный и эмпирический уровни полити­ческого сознания недалеко отстоят друг от друга. Хотя они но тождественны, но между ними есть немало общих черт. Обоим им присущи такие ярко выраженные психологичес­кие черты, как чувства, настроения, импульсивность, эмоци­ональное восприятие происходящих политических событий. I [сихологический компонент политического сознания осо­бенно сильно проявляется в периоды политической неста­бильности, в кризисных ситуациях, в переходные периоды общественного развития.

Теоретический уровень политического сознания - это наи­более высокая ступень в познании политической реальнос­ти. Он выступает как система идей и представлений, выра­ботанных на основе научного осмысления всей совокупнос­ти фактов и явлений, относящихся к социально-политичес­кой сфере общества. Такой уровень сознания включает в се­бя более или менее целостное представление о закономер­ностях и существенных связях, присущих явлениям и про­цессам социально-политической действительности. Содер­жание политического сознания на теоретическом уровне за­крепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и докт­рин. О понятиях и категориях как элементах политологиче­ского знания речь шла в нервом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение политических тео­рий, учений, концепций и доктрин.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) в широком смысле слова - это комплекс взаимосвязанных идей, понятий и представлений, объясняющих какой-либо класс явлений. Здесь следует особо подчеркнуть, что всякая теория непременно предполагает не только описание и сис­тематизацию эмпирических фактов, относящихся к изучае­мой области действительности, но и их объяснение. Объяс­нение же в свою очередь включает раскрытие закономернос­тей и причинно-следственных связей в тех процессах и яв­лениях, которые охватываются данной теорией. Кроме того, любая теория есть постоянно развивающаяся система зна­ния: по мере накопления новых фактов об изучаемых явле­ниях, ранее сложившиеся представления о взаимосвязях между ними модифицируются либо заменяются новой тео­рией. Таким образом, в более точном смысле теория есть в высшей мере опытно обоснованная, логически непротиворе­чивая и постоянно развивающаяся система знаний, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной об­ласти реальности.

Соответственно и политическая теория выступает как наи­более целостное, в высокой степени достоверное, системати­чески развиваемое знание о существенных связях и законо­мерностях, присущих политической действительности. Раз­витая политическая теория (наука) - это не просто механи­ческая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логическую зави­симость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наи­более совершенной формой научного обоснования практиче­ской политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать политологию как научную и учебную дисциплину.

Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими но своему предмету и менее глубокими но уровню обобщения формами отражения политической действитель­ности. Политическая концепция (от лат. conceptio - понима­ние, система), например, - это определенный способ понима­ния, трактовки какого-либо политического явления или про­цесса, основная точка зрения па тот или иной вопрос обще­ственной жизни. Этот термин употребляется также для обо­значения ведущего замысла в политической деятельности.

Социально-политическое учение есть совокупность теоре­тических положений о какой-либо области явлений соци­ально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззре­ний того или иного мыслителя (например, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.).

Политическая доктрина (от лат. doktrina - учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изло­женная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина не­редко служит средством борьбы за власть, интеграции чле­нов политического движения. Термин "доктрина" иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догма­тизма (откуда выражения "доктринер", "доктринерский", "доктринерство").

Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и положений научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической концеп­ции или политической доктрины. Этот процесс осуществля­ется и посредством идей и представлений обыденного созна­ния. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политичес­ких явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. системати­зированная сумма социально значимых идей и представле­ний, может явиться мобилизующим фактором серьезных по­литических действий.

Типы политического Понятие "тип политического созна- сознания ния" используется для характеристи­-

ки существенных особенностей отра­жения в сознании различных категорий людей политичес­ких явлений и связанного с этим своеобразия их отношения к политической действительности. Такое своеобразие за­крепляется в политических позициях, занимаемых различ­ными субъектами общественных отношений и проявляю­щихся в тяготении к специфическому или постоянному по­литическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, ре­альный уровень и характер их политического сознания. Нет иного способа выявления особенностей политического со­знания людей, кроме анализа их реального политического поведения.

Все многообразие идейно-политических убеждений и по­зиций людей можно классифицировать по различным осно­ваниям, позволяющим выделить наиболее характерные чер­ты их политического сознания. В литературе чаще всего встречается тинологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных соци­альных групп присущи специфические черты; по привер­женности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; но характеру отношения различных групп к ин­ститутам государственной власти; но предрасположенности людей к тому или иному способу деятельности в области по­литики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типоло- гизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.

В марксистской литературе традиционно выделяются следующие тины классового политического сознания: бур­жуазное, мелкобуржуазное и пролетарское. Однако в нынеш­них условиях эта типология представляется несколько упро­щенной. Прогресс производительных сил, научно-техничес­кая революция внесли коренные изменения в социальную структуру общества. Резко возросла доля людей, занятых в науке и культуре, технике и организации производства, про­свещении, здравоохранении, в сфере управления и обслужива­ния. Это привело к более тонкой идентификации и переплете­нию интересов различных социальных слоев, что находит со­ответствующее отражение и в их политическом сознании.

В зависимости от приверженности людей к определен­ным общественным идеалам и ценностям политическое со­знание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида; кон­сервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ориен­тирующимся на приоритет в политике принципов коллекти­визма, социального равенства и справедливости; интернаци­оналистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; националистическим, от­личительной чертой которого является убеждение в превос­ходстве одной нации над другими, признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам других на­ций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весь­ма разнообразны, и поэтому дать исчерпывающий перечень ти­пов политического сознания по этому критерию невозможно.

В литературе встречается также типологизация полити­ческого сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политиче­скому институту. Одни люди признают его общественное зна­чение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat - го­сударство) типе политического сознания, ориентирующемся на активное участие государства в общественных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется ка- кая-то часть людей, которая, напротив, скептически относит­ся к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анар­хистский (от греч. anarhia - безначалие, безвластие) тип по­литического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударствепиое регулирование общественных процес­сов и прежде всего в сфере материального производства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ори­ентируется па принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй - на неограниченную власть одного лица, третий - не только на неограниченное господ­ство, по и на полный контроль властвующего субъекта (от­дельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политического созна­ния встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным (ориентирующимся на сохране­ние прежних общественных порядков), радикальным (ориен­тирующимся на коренные, решительные преобразования), реформистским (ориентирующимся на осуществление соци­альных изменений путем реформ) и революционным (ориен­тирующимся на осуществление резкого скачкообразного пе­рехода от одного качественного состояния общества к другому).

Следует иметь в виду, что тот или иной тин политическо­го сознания в чистом виде встречается редко. В действитель­ности в сознании и поведении одного и того же субъекта по­литических отношений может одновременно проявляться не­сколько типичных черт. Например, один и тот же человек но своим идейно-политическим позициям может быть и социа­листом и революционером, другой в это время является и со­циалистом и реформатором и т. д. Заметим также, что все возможные типичные черты политического сознания прояв­ляются на различных его уровнях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. К примеру, анархистские позиции может занимать человек, рассуждающий о политических явлениях на уровне обыденного сознания, и человек, разбирающийся в сложнейших политических теориях и доктринах.

Необходимо подчеркнуть и то, что существует и проявля­ется политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов. Это означает, что у каждого носи­теля оно существует не в чистом виде как по критериям форм и уровней проявления, так и по признакам типологич- ности. Все его слагаемые находятся в сложном диалектичес­ком взаимодействии. Реальное политическое действие пред­полагает наличие представлений о политической действи­тельности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Без научного осмысления законов, которым подчи­няется политическая жизнь, практическая политика неэф­фективна и бесперспективна. А без собственного эмпириче­ского опыта субъектов деятельности нет должного доверия к положениям теоретической концепции и предложениям по­литической программы. Из этого следует, что в структуре политического сознания требуется некоторая мера соответ­ствия элементов теоретического, эмпирического и обыденно­го уровней отражения, определенная взаимоувязка положе­ний концепции и данных жизненного опыта.

Таким образом, политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выпол­няет определенные функции.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 216. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия