Студопедия — Политическая культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическая культура






Понятие политиче- Термин "политическая культура" ской культуры впервые был употреблен немецким

философом-просветителем И. Г. Гер- дером (1744-1803) в работе "Идеи к философии истории че­ловечества" [23. С. 339, 368J. Как категория политической на­уки он введен американским ученым Г. Алмоидом. Теперь без этого термина немыслимо пи одно серьезное исследование но проблемам функционирования политической системы об­щества. Однако, несмотря на широкое употребление данной категории, в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представля­ет собой политическая культура, каково соотношение между данным политическим феноменом и политической системой общества. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 определений понятия "политическая культура".

Подходить к рассмотрению данного понятия целесооб­разно на основе предварительного уяснения более общего понятия - культура. Этот термин имеет латинское проис­хождение и изначальный его смысл - возделывание, воспи­тание, образование, развитие, почитание. Данными термина­ми принято обозначать изменение природных объектов под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Преобразуя предметы своего груда, человек придает им определенное содержание, наделяет теми или иными функциями, включает их в систе­му своих ценностей. Все то, что выделяет человек из естест­венной природы, преобразует по своему усмотрению и при­вносит в свою жизнь, принято называть объектами или про­дуктами культуры. Со временем слово "культура" стало вби­рать в себя все более широкий круг объектов, явлений и действий, отличительным признаком которых выступает их человекотворное происхождение. Соответственно и сам че­ловек в той мере, в какой он рассматривался как творец са­мого себя, попадал в сферу культуры, после чего культура обретала также смысл "образование", "воспитание".

Таким образом, понятие "культура" многоаспектно. Неуди­вительно, что возникли расхождения в понимании культуры и было предложено множество ее определений. Мы восполь­зуемся трактовкой культуры, которая содержится в филосо­фском энциклопедическом словаре. Его авторы определяют культуру как специфический способ организации и разви­тия человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях, в сово­купности отношений людей к природе, между собой и к са­мим себе [110. С. 293]. Если употребить более краткое выра­жение, культуру можно определить как совокупность мате­риальных и духовных ценностей, а также способов их сози­дания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.

Политика как деятельность, тем более как профессия, также предполагает определенную технологию своего осущест­вления. Эта технология представлена совокупностью устояв­шихся политических идей, принципов, способов и норм по­ведения политических субъектов, а также системой специфи­ческих социальных учреждений или, что то же самое, поли­тических институтов. Они есть результат исторического опы­та, в них закрепляются память и навыки деятельности от­дельных людей и социальных групп но регулированию своих отношений в рамках политически организованного сообщест­ва. Совокупность стереотипов политического сознания и по­ведения, присущих социальным субъектам и обществу в це­лом, и составляет политическую культуру.

Таким образом, политическую культуру можно опреде­лить как исторически сложившиеся, относительно устойчи­вые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а так­же стереотипы и нормы политического поведения, проявля­ющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающие воспроизводство поли­тической жизни общества на основе преемственности. Мож­но дать и более сжатое определение: политическая культура - это совокупность устоявшихся политических знаний, убеж­дений и принципов, проявляющихся в способах и результа­тах политической деятельности членов данного общества.

Сопроводим данное определение еще одним кратким по­яснением. Принципиальное значение в нем принадлежит термину стереотип. Мы исходим из имеющего методологи­ческое значение положения о том, что в делах культуры до­стигнутым надо считать то, что вошло в быт, привычки лю­дей. Поэтому политическая культура заключает в себе не любые проявления политического сознания и политическо­го поведения, а прочно усвоенные политические идеи и представления, устоявшиеся навыки и умения политическо­го действия, которые стали обычными, типичными, харак­терными для данных социальных субъектов. Политическая культура как бы образует матрицу политического процесса, "отливающую" сознание и поведение его субъектов в устой­чивые, воспроизводимые на протяжении определенного ис­торического периода формы.

Как было замечено, существуют различные подходы к оп­ределению политической культуры. В политологической ли­тературе особое значение придается результатам исследова­ния данного вопроса, полученным американскими социоло­гами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политиче­ской культуры принято считать классической. Приведем ее для сравнения и полноты изложения: "Политическая куль­тура есть совокупность индивидуальных позиций и ориента­ции участников данной политической системы. Это субъек­тивная сфера, образующая основание политических дейст­вий и придающая им значение" [132. С. 308J. Нетрудно убе­диться, что данное определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя оно и акцентирует вни­мание на субъективной стороне изучаемого явления.

Таким образом, понятия "политическое сознание" и "по­литическая культура" близки но своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются про­цессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго показывается, как феномены самого по­литического сознания реализуются и закрепляются в образ­цах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентации людей и норм, навыков, образ­цов их политического поведения. Совокупное действие этих элементов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов.

Носители политиче- В качестве носителей политической ской культуры культуры выступают, прежде всего,

первичные субъекты политических отношений: личности, социальные группы, классы, нации и общество как целостность.

Политическая культура общества - это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп. В политических ценностях и нормах закрепляются главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общ­ности. Вместе с тем политическая культура общества несет па себе печать исторических традиций, национальных, гео­графических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследованных от прошлого.

Складывающаяся в обществе политическая культура по ходу исторического развития приспосабливается к социаль­ным, в том числе классовым интересам, носитель которых за­нимает в политической системе господствующее положение. Со сменой приоритетов в общественном развитии, обуслов­ленной выдвижением на первый план иных социальных ин­тересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае затраги­ваются глубоко укоренившиеся политические стереотипы.

Политическая культура личности формируется под воз­действием политической культуры социального класса и об­щества в целом. Личность воспринимает стереотипы поли­тического мышления, ориентации и поведения, свойствен­ные социальной среде, в которой данная личность находит­ся. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых от­ражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определен­ным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.

Носителями политической культуры являются также и вторичные субъекты политических отношений. Институты власти, политические партии, общественные организации есть не что иное, как результат объективации, т. е. выраже­ния в доступной восприятию форме опыта политической жизни различных социальных субъектов. Будучи субъекта­ми политических отношений, политические институты вы­ступают тем самым и носителями политической культуры данного общества.

Между политической культурой и политической систе­мой общества, таким образом, существует тесная взаимо­связь. Стереотипы политического сознания и поведения раз­личных социальных субъектов объективируются в полити­ческой системе общества. В политических институтах и по­литико-правовых нормах получают свое закрепление сло­жившиеся в данном обществе стереотипы политического мышления и действия, а политический режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее силь­ное, - па базе одной и той же политической культуры мо­гут возникать и эффективно действовать различные моди­фикации политической системы, в том числе и отличающи­еся существенно.

Политическая культура, таким образом, аккумулирует на­копленный сообществом опыт политической жизни. Вне культуры, и политической культуры в частности, невозможна полноценная жизнедеятельность общества на любом этане его исторического развития. Роль политической культуры в обес­печении функционирования общества и социальной деятель­ности составляющих его субъектов многозначна. Иными сло­вами, политическая культура выполняет определенные функ­ции по обеспечению жизнедеятельности политически органи­зованного сообщества. Разными авторами указывается раз­личное их количество. По крайней мере, к числу основных из них могут быть отнесены: интеграционная, коммуника­тивная, регулятивная и социализирующая:

• интеграционная - посредством общих для всех индиви­дов знаний и представлений о политической действитель­ности, общепринятых социальных идеалов, норм и ценнос­тей, схожих чувств и переживаний в связи с происходящи­ми политическими событиями, привычных образцов поведе­ния политическая культура сближает и сплачивает различ­ные социальные субъекты, обеспечивает возможность их со­существования в рамках единого сообщества, создает усло­вия для поддержания динамического равновесия политичес­кой системы и общества в целом;

• коммуникативная - посредством общезначимых идей, понятий, символов, норм, ценностей, схожих эмоциональ­но-психологических состояний индивидов политическая культура позволяет обеспечивать взаимопонимание раз­личных социальных субъектов, их устойчивое общение и взаимодействие в рамках институтов государства, других политических институтов, а также согласованное функцио­нирование всех элементов политической системы и обще­ства в целом;

• регулятивная — благодаря устоявшимся политическим представлениям, ценностным ориентациям и принятым в данном сообществе нормам поведения политическая культу­ра позволяет устанавливать и обеспечивать приемлемый для различных социальных групп баланс их интересов, находить пути урегулирования или смягчения возникающих социаль­ных конфликтов и коллизий, поддерживать необходимый уровень доверия между носителями власти и подвластными;

• социализирующая - представляя не что иное, как на­копленный сообществом и воплощенный в идеях, нормах, идеалах, ценностях, институтах, стереотипах поведения опыт- политической жизни, политическая культура выступает в качестве объективной основы процесса превращения зало­женного в явлениях культуры содержания в достояние ин­дивидов, освоения ими необходимых для участия в полити­ке знаний и навыков; будучи в этой связи механизмом пере­дачи от поколений к поколениям наличного опыта, полити­ческая культура обеспечивает историческую преемствен­ность и непрерывность политической жизни.

Некоторые авторы в качестве особых функций полити­ческой культуры называют также политическое воспита­ние, политическую идентификацию, политическую адапта­цию и др. Нам представляется, что данные задачи можно рассматривать как частные проявления указанных выше функций политической культуры. В самом деле, процесс политической социализации личности включает в себя и момент сознательного воздействия различных политичес­ких институтов на индивидов с целью формирования у них определенных политических представлений и навыков, что и есть политическое воспитание. Политическая идентифи­кация индивидов как процесс осознания ими своей принад­лежности к той или иной социальной группе или общнос­ти в целом одновременно есть и проявление их социализа­ции. То же можно сказать и о политической адаптации: умение приспосабливаться к постоянно меняющейся поли­тической обстановке и адекватно реагировать на происхо­дящие события также приобретается в процессе социализа­ции личности.

Структура политиче- В политической культуре отражается ской культуры широкий комплекс свойств, прису­щих

процессам и явлениям политиче­ской сферы общества. В частности, в ней интегрируются оп­ределенные политические знания, ценностные и идеологиче­ские принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, ин­ституциональные формы и иные привычные средства дости­жения политических целей. Следовательно, политическая культура представляет собой сложпосоставной социально- политический феномен. По крайней мере, в структуре ее содержания можно выделить следующие элементы: когни­тивный (от англ. cognitive - познавательный); нормативно- оценочный и эмоционально-психологический.

Когнитивный, или познавательно-информационный, эле­мент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной соци­альной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политиче­ской системе и ее отдельных институтах; о политическом ре­жиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о соб­ственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Сло­вом, в качестве когнитивного элемента политической куль­туры выступает устойчивые стереотипы политического со­знания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить харак­тер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступает как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако не­зависимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политичес­кие представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходи­мой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости.

Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические цен­ности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компо­нент политической культуры является своеобразным этало­ном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политичес­кого процесса, отдельным социально-политическим явлепи- ям, выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, ценностям и идеа­лам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентаций обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры, иначе называемый политической психологией, со­ставляют чувства и переживания, которые испытывают со­циальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнес­ти, например, жажду социальной справедливости, нетерпи­мость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем но пово­ду политических побед или, напротив, мучительные пережи­вания в связи с постигшим поражением. Составной частью данного компонента политической культуры являются поли­тические символы, к которым принято относить флаг, герб и гимн государства, памятные даты и общественные ритуалы - военные парады, торжественные собрания, праздничные шествия и т. п. Эмоциональные состояния и психологиче­ские переживания составляют неотъемлемую сторону поли­тического поведения людей, сопровождая практически лю­бые проявления социальной активности субъекта и направ­ляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая полити­ческая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и пережи­ваний.

Как мы уже отмечали в начале учебника, психологиче­ские аспекты политического поведения различных социаль­ных субъектов издавна привлекают к себе внимание иссле­дователей. К настоящему времени на стыке политологии и психологии сформировалась особая научная дисциплина - политическая психология, предметом которой являются субъективные механизмы политического поведения, влия­ние на него сознания и подсознания, эмоций и воли людей.

В качестве совокупного, или интегрированного, результа­та перечисленных составляющих политическую культуру элементов выступают политические установки и ориентации социальных субъектов, которые отражают их внутреннюю готовность к проявлению тех или иных стереотипов поведе­ния. Иными словами, политические установки есть предуго- товлеиность субъекта к некоему восприятию социально-по­литической действительности, они способствуют переводу складывающихся у него представлений о политических яв­лениях, выносимых суждений относительно их соответст­вия разделяемым общественным ценностям и переживае­мых при этом эмоционально-психологических состояний в плоскость практического действия. Можно сказать и так: по­литическая установка - это внутреннее отношение субъекта к политическим явлениям, а стереотип политичес­кого поведения - это адекватный имеющейся у него уста­новке способ внешнего проявления этого отношения.

Все рассмотренные элементы политической культуры от­носительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических переживаний, установок и ориентаций, преобладающих об­разцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

Типы политической Вопрос о тинах политической культу- культуры ры обусловлен многообразием поли­

тических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, на­ций, социальных общностей, личностей. Существуют раз­личные способы классификации политических культур.

Широкую известность, например, получила типология по­литической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на ре­зультатах сравнительного анализа политических культур, су­ществующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обес­печении функционирования политической системы. Исход­ным пунктом их подхода является конструирввание трех "чистых" типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданничес­кая и активистская политические культуры [2. С. 97-100J.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсут­ствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. Как местные вожди, так и при­хожане имеют весьма смутные представления о политике, они не испытывают никакого чувства к правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквива­лентами такой политической культуры могут быть отноше­ния, существующие в африканских племенах или отдален­ных сельских местностях.

Подданническая политическая культура, или культура подчинения, отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятель­ности властей, но слабым участием в обеспечении функцио­нирования этой системы. Носители подданнической полити­ческой культуры осознают существование специализирован­ных политических институтов, имеют к ним отношение не­гативное или позитивное, проявляют готовность подчинять­ся требованиям администрации, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская политическая культура, или культура участия, характеризуется сильной ориентацией на сущест­вующую политическую систему и на активное участие в по­литической жизни общества. Носители такой культуры за­интересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политичес­кой культуры его принято называть также культурой участия.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возника­ют разновидности политической культуры с преобладанием тех или иных составляющих ее компонентов. Каждую из та­ких разновидностей политической культуры авторы рассмат­риваемой типологии определили как гражданскую культуру. В ее рамках, считают они, многие граждане могут быть актив­ными в политике, однако многие другие играют роль поддан­ных, или прихожан. Более того, даже у тех, кто принимает ак­тивное участие в политике, качества прихожан и подданных вытеснены не полностью. Именно смешанные типы полити­ческой культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ. Считается, что наиболее адек­ватной демократическому общественному устройству являет­ся такая гражданская культура, в которой наряду с преобла­данием составляющей культуры участия органически присут­ствуют элементы подданнической и приходской культуры.

В России и Беларуси, по нашему мнению, существовав­шая в дооктябрьский период авторитарно-монархическая разновидность подданнической политической культуры сменилась в советское время авторитарио-вождистской ее разновидностью. Важнейшим признаком последней являют­ся примат государства над человеком, тотальное подчине­ние индивида так называемым высшим государственным интересам, превращение его в "винтик" огромного социаль­ного механизма, направляемого волей вождя. Носитель авторитарно-вождистской политической культуры в своем по­ведении ориентируется не на нормы закона, не па принци­пы функционирования различных политических институ­тов, а на волю вождя, начальника. Происходящий ныне пе­реход к демократической политической системе невозмо­жен без преодоления прежней, авторитарно-вождистской, политической культуры, которая все еще проявляется в психологии и поведении широких слоев населения. Демо­кратическому обществу соответствует гражданская полити­ческая культура с преобладанием населения, активно участ­вующего в политической жизни.

Национальный мента- Термин менталитет (ментальность) - литет, национальные латинского происхождения (от лат. черты политической mens - ум, мышление, образ мыслей, культуры душевный склад). В социологии и

социальной психологии этим поня­тием принято обозначать совокупность готовностей, устано­вок и предрасположенностей индивида, социальной группы или народа действовать, мыслить, чувствовать и восприни­мать мир определенным образом. Это понятие характеризу­ет глубинные черты сознания и поведения, оно в концентри­рованном виде отражает единство высокорационализирован- ных форм сознания (науку, философию, политическую иде­ологию, религию и т. п.) и мира бессознательных структур, неосознанных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальное™ "пересекаются" природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознатель­ные и бессознательные, личностные и общественные компо­ненты структуры индивидуального и коллективного созна­ния и поведения.

Национальный менталитет, или национальный характер, формируется на протяжении длительного времени, охваты­вающего практически всю историю данного народа. Конк­ретные черты характера народа складываются в зависимости от его традиций, культуры, социальных структур, внешней, природной среды обитания. В свою очередь, будучи социаль­но-психологическим феноменом, сама ментальность высту­пает как порождающее сознание, задавая определенные об­разцы мышления и поведения личностей, социальных групп и народа в целом. Таким образом, национальный менталитет - определенный способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени.

Политологов интересуют особенности национального менталитета с целью выяснения его влияния на политичес­кую жизнь, на политическую культуру общества. К настоя­щему времени накоплена обширная литература, посвящен­ная анализу типичных черт национального характера и обус­ловленных ими стереотипов политического поведения раз­личных народов или, как уже упоминалось, национальных моделей политической культуры.

Например, в национальном характере белорусов исследо­ватели чаще всего отмечают такие черты, как трудолюбие и выносливость, рассудительность и неторопливость, мягкость характера и добродушие. Вместе с тем для значительной ча­сти белорусов характерны пассивность и нерешительность, отсутствие настойчивости и рисковости, малоразговорчи- вость. Белорусы, как правило, отличаются послушностью и даже покорностью представителям власти, им свойственно стремление к мирным отношениям с другими народами. Все это предопределяет эволюционный характер развития поли­тической жизни Беларуси, отсутствие здесь почвы для ради­кальных политических движений [91. С. 236-243].

Издавна предметом внимания исследователей являются особенности национальной менталыюсти русского народа. Наи­более обстоятельное изложение данного вопроса можно найти в книге известного философа Я. О. Лосского (1870-1965) "Ха­рактер русского народа", впервые изданной в 1957 г. Автор

приходит к выводу, что основной, наиболее глубокой чертой национального характера русского народа является его рели­гиозность и связанное с нею искание абсолютно совершен­ного царства бытия. Русский человек обладает чутким раз­личением добра и зла, зорко подмечает несовершенство об­щественных установлений и учреждений, никогда не удовле­творяясь ими [63. С. 240—241]. К числу важнейших свойств русских философ относит также страстность, волю, свободо­любие, склонность к анархизму, доброту, даровитость, мес­сианизм, нигилизм, максимализм. В книге приводятся мно­гочисленные иллюстрации массового проявления указанных черт национального характера в политической жизни Рос­сии. С точки зрения Лосского, к примеру, грандиозная тер­ритория Российской империи сложилась отчасти потому, что вольнолюбивые русские люди бежали от своего государ­ства, но когда они заселяли новые земли, государство насти­гало их [63. С. 276].

Интересные выводы относительно влияния националь­ной мептальности русского народа на его исторические судь­бы сделал академик Д. С. Лихачев (1906-1999). В этом отно­шении он считает важными такие черты национального ха­рактера русских, как преданность идее свободы личности и стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного и притом в кратчайшие сроки. По его мнению, вторая из отмеченных черт - доведение всего до пределов возможного - составляет истинное несчастье русского наро­да. Именно из-за данной особенности своего национального характера Россия часто оказывалась на грани чрезвычайной опасности [61. С. 4-5].

Видимо, эта черта национальной менталыюсти русских не в последнюю очередь способствует и тому, что история России сопровождается периодической переделкой, "пере­стройкой" всех основ общественной жизни. За последнюю тысячу лет таких крупных "перестроек" общества, его само­отрицания усматривается, по крайней мере, пять: первое - это отрицание своей языческой сути, обращение к христиан­ству, что сориентировало страну на западную модель разви­тия; второе - осуждение феодальной раздробленности через образование централизованного Московского царства, что. обусловило поворот к деспотическому азиатскому Восто­ку; третье отрицание связано с Петровскими реформами и, как легко видеть, ориентировано обратно с Востока на За- над; четвертое - это революция 1917 г., которая снова по­вернула вектор развития с Запада на Восток; наконец, пя­тое самоотрицание - это нынешние перемены, которые, не­сомненно, ориентируют общество на западную модель раз­вития.

Надо обратить внимание и на то, что всякий раз подоб­ные решительные самоотрицания сопровождались тоталь­ным разрушением прежних экономических, политических и духовных структур и ценностей. Уже в наши дни мы явились свидетелями разрушения существующих полити­ческих институтов и символов, сложившихся духовных ценностей, материальных памятников истории и культуры. Но исторический парадокс состоит в том, что тотальное по форме отрицание прежнего образа жизни и системы цен­ностей никогда не вело к их подлинному преодолению или уничтожению. Складывавшиеся веками социальные ин­ституты и ценности не исчезали бесследно, а вновь воз­рождались в своей прежней сути, хотя и под новыми на­званиями.

Понятие политиче - В любом обществе наряду с полити- ской субкультуры ческой культурой существуют раз­

личные политические субкультуры. В политологической литературе субкультура рассматрива­ется как совокупность политических ориентации, значи­тельно отличающихся от ориентаций, доминирующих в дан­ном обществе. Речь, по существу, идет об особенностях по­литических культур различных социально-демографических и профессиональных групп. Так, различают политиче­скую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую и т. д. В странах с многонациональ­ным составом населения различают этническую субкульту­ру. Особенности каждой из подобных политических суб­культур обусловлены различиями положения обществен­ных групп в экономической и социальной структуре обще­ства, а также этническими, расовыми, религиозными, обра­зовательными, половозрастными и другими особенностями их носителей.

Наличие в обществе множества политических субкуль­тур может оказаться источником дестабилизации общест­венно-политической жизни. Иногда отдельные субкульту­ры настолько отличаются от общей политической культу­ры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Переросшая в контркультуру субкультура, как правило, противостоит доминирующей культуре и даже стремится ее заменить. В подобных случаях политические установки и ориентации граждан резко поляризуются, при­чем такие расхождения часто касаются как легитимности режима, так и путей разрешения важнейших общественных проблем. Политическую культуру такого общества принято определять как конфликтную. Стабильности общества спо­собствует консенсусная политическая культура, которая ха­рактеризуется согласием между гражданами как относи­тельно существующей политической системы, так и по по­воду важнейших проблем общественной жизни и путей их разрешения. Стабильности общества способствует един­ство его политической культуры. Видимо, нереальной яв­ляется задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совмес­тимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.

Таким образом, фиксируя принципы, нормы и институ­циональные механизмы их взаимоотношений, политичес­кая культура тем самым обеспечивает воспроизводство по­литической жизни общества на основе исторической пре­емственности. При этом она выступает как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внут­ренней, органической частью. Вплетенная в контекст су­ществующих общественно-политических отношений, в структуру социальной деятельности, политическая культу­ра возникает и эволюционирует вместе с этими отноше­ниями.

Углубленное изучение политического сознания и поли­тической культуры является непременной стороной позна­ния политической жизни любого общества. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкрет­ной политической системы, существующие в обществе поли­тический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Необходимость изучения политического сознания и политической культуры диктуется также потребностями в прогнозах политического поведения людей, без чего невозможна результативная прак­тическая политика.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия