Студопедия — Политическое лидерство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое лидерство






Лидерство как соци- Данная тема является одной из глав- альное явление ных в курсе политологии. Понять

при­чины повышенного интереса к про­блеме политического лидерства несложно. В настоящее время общество, различные политические партии и движения бук­вально заняты поиском ярких политических лидеров. Отсюда и рост научно-познавательного интереса к данной проблеме.

Прежде всего отметим, что проблема лидерства может рассматриваться с позиций различных социально-гумани­тарных паук. Социология, например, изучает лидерство в контексте взаимодействия личности и других элементов со­циальной системы. Психология и психиатрия исследуют психологические и психопатологические особенности лич­ности лидера. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы обучения и психологической подготовки руководителей.

Особое значение проблеме лидерства придается в поли­тологии. Конечно, политическая наука широко пользуется результатами изучения данной проблемы, полученными другими науками - историей, философией, социологией, со­циальной психологией. Однако политология имеет и специ­фический предмет изучеиия лидерства. Она рассматривает лидерство как один из важнейших элементов механизма ре­гулирования отношений индивидов, социальных групп и ин­ститутов в сфере политики. В этой связи важнейшими ис­следовательскими вопросами нам представляются: I) сущ­ность лидерства как социального явления; 2) роль политиче­ского лидерства в функционировании общества; 3) типоло­гия политического лидерства.

В словарях общего характера термин "лидер" (от англ. leader - ведущий, руководитель) определяется как глава, ру­ководитель политической партии, общественной организа­ции и как лицо, пользующееся большим авторитетом, влия­нием в каком-либо коллективе. Данное определение указы­вает на внешние признаки явления, но никак пе затрагивает его сущностных аспектов.

Обратимся теперь к научной дефиниции лидерства. В философском энциклопедическом словаре лидерство оп­ределяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и на­правления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер - это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достиже­нии групповых целей, чем остальная часть группы. В систе­ме совместной деятельности лидерство возникает как объек­тивная потребность определенной группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и тре­бований, обращенных к лидеру.

Общественное лидерство имманентно человеку и общест­ву, т. е. проистекает из их природы, оно является древней­шей формой организации жизни людей. Уже на самых ран­них этапах общественного бытия без формирования тех или иных способов организации групповой деятельности суще­ствование и развитие человеческих сообществ были бы про­сто немыслимыми. А это, в свою очередь, обусловливало вы­бор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли более сообразительные, опытные, сильные, более му­жественные индивиды. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих современников т. е. - становились ли­дерами.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий ха­рактер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщество, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкивается уже с детст­ва. Юношеские стихийные группы всегда возглавляются ли­дерами, это присуще школьным и студенческим группам. Досуговые объединения взрослых также выделяют своих ли­деров, в семье обязательно имеется лидер. Без лидерства не­мыслимы трудовые коллективы. С развитием частной собст­венности на средства производства, появлением социальных классов и государства лидерство становится активным ком­понентом политических процессов.

По мере развития социальной жизни эволюционировал феномен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладающей яв­лялась личностная форма лидерства, когда функции руково­дителя группы выполняет одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, когда руководящую функцию в группе выполняет какой-либо кол­лективный орган или ведущее положение в системе общест­венных отношений занимает социальная группа, класс, пар­тия, государство (среди системы государств).

С развитием институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформаль­ное. Формальный лидер назначается или избирается в соот­ветствии с установленной процедурой, приобретая таким пу­тем официальный статус руководителя. Неформальный ли­дер - член группы, наиболее полно в своем поведении отве­чающий групповым ценностям и нормам и потому пользую­щийся наибольшим авторитетом среди своего окружения. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом ио сравнению с остальными членами более высокий уровень активности.

В связи с наличием формального и неформального ли­дерства представляется необходимым выяснить различия в содержании понятий "лидер" и "руководитель". На уровне обыденного сознания эти понятия употребляются как сино­нимы. Однако на уровне научного анализа принято разли­чать роли руководителя и лидера.

Руководитель обладает регламентированными правами и обязанностями по отношению к остальным членам группы, включая и возможность наложения па них официальных санкций. Руководитель не всегда является тем лицом, кото­рое обладает наибольшим реальным авторитетом среди чле­нов группы. Однако несмотря на это полномочия его в груп­пе остаются теми же. Лидер, который Играет центральную роль в выработке и принятии решений, организации дея­тельности и регулировании отношений в группе, может и не обладать статусом руководителя. Однако такой лидер - не­пременно личность, индивидуальность. Он занимает веду­щее положение благодаря своим неординарным личностным качествам. В то же время неформальное лидерство неста­бильно, его надо постоянно подтверждать. Неформальный лидер имеет больше шансов, чем другие члены группы, быть избранным или назначенным на должность руководителя. Нередко в реальной жизни сочетаются в одном лице фор­мальный и неформальный лидеры, хотя встречается немало и исключений из этого правила.

В западной науке среди имеющихся способов обоснова­ния возникновения лидерства центральное место принадле­жит различным его психологическим интерпретациям. Ос­новополагающим при этом у всех авторов является тезис о том, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика. Считается, что она первичная, определяющая по отношению к явлениям социальной жизни, а человек, по природе своей индивидуалист и собственник, одержим во­лей к власти.

Так, уже упоминавшийся французский социальный пси­холог Гюстав Лебон рассматривал лидерство как чисто пси­хологический феномен. Власть лидера, по его мнению, осно­вывается на сознательном или чаще всего бессознательном использовании законов психологии. Все властители мира, считает Лебон, всегда были бессознательными психологами, инстинктивно понимавшими душу толпы. Толпа - этим тер­мином Лебон обозначал как случайную массу людей, так и социальные секты, касты, классы - по своей природе не об­ладает интеллектом и чувством личной ответственности. По­этому он разрабатывал рецепты, призванные помочь лиде­рам овладеть толпой. В частности, он советовал при взаимо­действии с массами прибегать к сильным выражениям, пре­увеличивать, утверждать, повторять и никогда не пытаться доказывать им что-либо рассуждениями. "Простое утвержде­ние, - писал Леон, - не подкрепленное никакими рассуж­дениями и никакими доказательствами, служит одним из са­мых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверж­дение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказа­тельности, тем более оно оказывает влияние на толпу" [58. С. 240]. Видимо, неправильным было бы абсолютизиро­вать данные рецепты, но нельзя и не видеть, что многие ли­деры не без успеха ими пользуются и по сей день.

Пожалуй, наибольшее влияние на современные западные психологические концепции лидерства оказали идеи осново­положника психоанализа, австрийского психиатра и психо­лога Зигмунда Фрейда (1856-1939). Как известно, Фрейд сформулировал тезис о вечном и неразрешимом противоре­чии между половым влечением, с одной стороны, и цивили­зацией - с другой. Центральным понятием при анализе дан­ного противоречия выступает у него термин сублимация (от ср. век. лат. sublimatio - возвышение, вознесение), которым он обозначил психический процесс преобразования, пере­ключения энергии аффективных влечений, прежде всего сексуальных, па цели социальной деятельности и культурно­го творчества [112. С. 220]. Разновидностями сублимации, например, могут быть художественное и философское твор­чество, научная, политическая и спортивная деятельность. Но и при этом оказывается, что заряд психологической энер­гии не снимается полностью и что он находит обходные пу­ти для своей реализации, оборачиваясь, чаще всего, невроза­ми. Поэтому, считал Фрейд, зачастую невротиками являют­ся великие люди. Среди влечений таких людей преобладает, по его мнению, стремление в той или иной форме господст­вовать над людьми.

Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, не способных к творчеству, и па лиде­ров, являющихся, по их мнению, невротиками. Они объясня­ют, что ориентированными на лидерство людьми движет чувство вины и они ищут облегчения посредством таких ме­ханизмов, как обличение других. В детстве многие лидеры пережили крушение определенных надежд и компенсируют комплекс неполноценности тем, что ведут ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение путем использования властного влияния. Сторонники данных концепций лидерст­ва свои положения подкрепляют тем, что ряд политических деятелей, но свидетельствам историков и биографов, были невротиками (Наполеон, Линкольн, Робеспьер, Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин).

Концепции полити- В современной политологии выдви- ческого лидерства нуто несколько концепций политиче­ского

лидерства. Наибольшую извест­ность получили так называемые теория черт лидера, теория определяющей роли последователей, ситуационная теория лидерства, а также синтетические подходы к рассмотрению лидерства.

В основу теории черт лидера положено учение англий­ского психолога и антрополога Фрэнсиса Гальтона (1822-1911) об индивидуально-психологических различиях между людьми, которые он объяснял преимущественно на­следственными факторами. Авторы данной теории исходят из того, что выдвижение индивидов в политические лидеры обусловливается их особыми личностными качествами. По­этому, полагают они, необходимо сосредоточиваться на ис­следовании личностных качеств лидеров. При этом они счи­тают необходимым изучать деятельность лидеров в различ­ных, в том числе случайных, ситуациях, выявлять присущие им психологические характеристики и составлять соответст­вующие таблицы. В итоге лидерство объясняется ими как специфический социально-психологический феномен.

Видимо, нельзя отрицать того, что каждый индивид, стре­мящийся запять лидирующее положение, должен обладать определенными качествами. Не претендуя на полноту, назо­вем лишь некоторые необходимые политическому лидеру качества: 1) умение учитывать, выражать и отстаивать взгля­ды своей социальной группы; 2) способность ставить инте­ресы общества выше личных интересов, без чего авторитет лидера невозможен; 3) умение организовать действия боль­ших общественных групп; 4) ораторские способности и лич­ная коммуникабельность; 5) наличие развитой политиче­ской культуры, адекватной национальной ментальное™. Кроме всех прочих качеств, политический лидер - это инди­видуальность, эрудированный, корректный, безупречный в моральном отношении человек.

Вместе с тем нельзя не видеть и некоторую впеисторич- ность теории черт лидера. Ее авторы рассматривают лидер­ство как изолированный от конкретных социальных условий феномен. Однако разные исторические эпохи, социальные классы и группы требуют лидеров, обладающих различны­ми, несовпадающими качествами. Отмеченная особенность рассматриваемой концепции проявляется в том, что в раз­личных ее модификациях в качестве необходимых для лиде­ров перечисляются прямо противоположные черты.

Так, например, одни авторы утверждают, что лидер дол­жен обладать большим интеллектом, чем члены руководи­мой им группы. Другие же считают, что, как правило, лиде­рами становятся не мыслители, а люди действия. Они не должны обладать значительной проницательностью, так как это ведет к сомнениям и бездействию. Лидеры, но их мне­нию, рекрутируются из нервных, эмоционально возбудимых людей. Превосходный ум совсем не обязателен для лидерст­ва, особенно в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые и бесприн­ципные индивиды.

В основе теории определяющей роли последователей на­ходится один из фундаментальных принципов структурно- функционального подхода к анализу социальных явлений, согласно которому каждый элемент определенной социаль­ной целостности имеет свое функциональное назначение. С этой точки зрения, лидерство является функцией социаль­ной общности, направленной па ее самовоспроизводство и обеспечение ее целей. Данное положение впервые сформу­лировал уже упоминавшийся американский социолог Тол- котт Парсонс. Оно, в сущности, означает, что лидер - это че­ловек, который имеет своих последователей. Поэтому авто­ры данной теории считают, что па нервом плане должен быть анализ не самих лидеров, а их последователей. Счита­ется, что именно последователи выбирают себе лидера, кото­рый призван обеспечивать удовлетворение их интересов. И именно последователи воспринимают лидера, они же в ко­нечном счете принимают или отвергают лидера. Таким обра­зом, согласно данной концепции, лидер является, в сущнос­ти, инструментом социальной группы, т. е. группы последо­вателей. Если встать па данную точку зрения, то "тайна ли­дера" видится не в его личностных качествах, не в особенно­стях социальных условий, а в психологии и запросах его по­следователей.

К данной концепции лидерства весьма близка и ситуаци­онная теория. Ее авторы рассматривают лидерство как функцию социально-политической ситуации. Согласно их подходу, настроения, интересы, потребности и устремления социальной группы выступают в качестве важнейших эле­ментов ситуации, ориентируясь па которую, лидер строит свое поведение. С этой точки зрения, политическое лидер­ство характеризуется не столько специфическими чертами индивида, сколько содержанием той роли, которую призван выполнять лидер в данных условиях. Авторы рассматривае­мой концепции считают, что каждая конкретная ситуация выдвигает своего лидера, личностные качества которого в наибольшей мере отвечают потребностям группы. В этой связи представляются примечательными слова американско­го социолога Ю. Дженнингса: "Нет сомнения, что если ситу­ация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуа­ции. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, ког­да он ее может использовать, обратить в свой актив".

Нетрудно видеть, что "ситуационная теория" также не раскрывает во всей полноте феномен политического лидер­ства. Большинство политологов, принимающих данную кон­цепцию, считают влияние на лидера его последователей не­гативным. Чтобы удержать свое положение, лидер стремит­ся удовлетворять запросы массы, в результате чего он пре­вращается в марионетку. Думается, что именно такая эволю­ция и происходит с лидером, если он видит свою задачу только в том, чтобы угодить своим последователям. Однако при ситуационном подходе к объяснению феномена полити­ческого лидерства игнорируется относительная самостоя­тельность личности. Авторами ситуационной теории упуска­ется из виду тот факт, что лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать влияние на развитие обстановки. Как мы видели, социализация личности - это не пассивное отраже­ние индивидом существующих общественных отношений, а формирование себя как личности в процессе активного вза­имодействия с социальной средой.

Так называемые синтетические концепции лидерства со­держат попытки объединить основные положения рассмот­ренных выше теорий. В таких концепциях проблема лидер­ства представлена, конечно, более полно, но они не свобод­ны от эклектизм.


С нашей точки зрения, политическое лидерство детерми­нируется, обусловливается общими социальными условия­ми, своеобразно преломляющимися в конкретной историче­ской ситуации и в специфике личностных качеств. Согласно такому подходу, лидер предстает как человек, в наибольшей степени отвечающий требованиям исторического момента и потребностям определенных социальных сил. Чем выше сте­пень соответствия качеств политического лидера потребно­стям общественного развития, тем более значимо его влия­ние па ход политической жизни.

Политический лидер является одновременно и субъек­том, и объектом политических отношений. Как субъект по­литики он стоит во главе тех или иных социально-политиче­ских движений с целью реализации интересов общностей, его выдвинувших. Ради этого политический лидер наделяет­ся властными полномочиями, т. е. правом концентрировать и направлять усилия и волю людей. Критерием эффективно­сти его деятельности в таком качестве является степень удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Как объект политики он всегда ис­пытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к определенным компромиссам с различными политическими силами.

Типологии политиче- С уверенностью можно утверждать,

ского лидерства что в действительности не встречает­ся

двух совершенно одинаковых по­литических лидеров. Однако это не означает, что у различ­ных лидеров отсутствуют какие бы то ни было схожие, ти­пологические черты. В политологии предпринимаются по­пытки составить классификации лидерства по тем или иным основаниям. Полученные при этом типы лидерства отража­ют характерные признаки, присущие различным группам данного класса общественных явлений. Как известно, типо­логия есть метод научного познания, она служит одним из главных средств объяснения объекта и создания его теории.

Многие исследователи при составлении классификации лидерства опираются на типологию господства (авторитета), разработанную Максом Вебером. С этой типологией мы уже знакомились при рассмотрении проблемы легитимности власти. Напомним, что Вебер выделил три типа господства: традиционное, харизматическое и легальное. Соответственно политологами выделяется и три типа политического лидер­ства - традиционное, харизматическое и легальное.

Традиционное лидерство основывается на силе традиции. Это означает, что лидеры выявляются, определяются в соот­ветствии с правилами, содержащимися в многолетних, если не многовековых, обычаях: например, после смерти вождя (монарха) новым лидером по традиции становится его сын. Говоря современным языком, в данном случае индивид об­ладает "правом" на лидерство в силу своей принадлежности к определенному роду, сословию или элите. Авторитет тако­го лидера, лидера-вождя, также опирается па силу традиции. Данный тип лидерства характерен для традиционного (до- индустриального) общества.

В политических системах традиционного общества про­блема преемственности лидерства решается просто. Хотя, ес­ли быть точным, и в этом вопросе история знает немало при­меров споров и конфликтов по поводу наследования динас­тических прав, попыток насильственного изменения сущест­вующего порядка передачи власти. Относительно просто здесь решается и задача приобретения навыков управления социально-политическими делами. Такие навыки привива­ются наследникам престола с самого раннего возраста. Ос­новная же трудность для лидера традиционного типа состо­ит в необходимости следовать рутине как обязательной нор­ме поведения, почитать все то, что имело место в вековом прошлом. Его возможности влиять на процесс общественно­го развития крайне ограничены. Сила традиции такова, что лидеры, которые ее нарушают, рискуют лишиться своей ле­гитимности и, вслед за этим, повиновения подвластных. Всякие же их более или менее значимые социально-полити­ческие нововведения непременно оспариваются обществен­ными авторитетами и сопровождаются попытками реставра­ции прежних порядков.

Харизматическое лидерство основывается на вере в нали­чие у какого-то человека исключительных качеств: открове­ний, одаренности, непогрешимости, героизма. Все эти спо­собности индивида, который выделяется из среды обыкно­венных людей, рассматриваются его последователями как сверхъестественный дар. На этой основе такой человек и признается лидером. Данный тип лидерства, по Веберу, фор­мируется, как правило, в переломные моменты развития об­щества. Классический пример харизматического лидерства - утверждение Мухаммеда, некогда бедного пастуха, женив­шегося на богатой вдове, сначала в качестве пророка, а затем и руководителя мусульманской общины. Харизматическое лидерство может иметь место в обществах самого различно­го характера. В современных условиях такой тип лидерства чаще всего встречается в развивающихся странах. Видимо, есть объективная закономерность в том, что в ходе нацио­нально-освободительных революций традиционное лидерст­во вытесняется харизматическим.

В политических системах, характеризующихся харизма­тическим типом лидерства, всегда остро стоит проблема вы­явления нового лидера, проблема смены властвующей груп­пы. Заполнение оставленной после смерти лидера политиче­ской пустоты сопровождается, как правило, драматическими событиями. Действительно, в обществе, которое во всем сле­довало за боготворимой им личностью, отсутствуют обще­принятые процедуры выявления нового лидера. Политиче­ская культура данного общества ориентирована па принятие в качестве лидера "самого выдающегося соратника" прежне­го вождя. Но сложность заключается в неясности того, кто же из окружения умершего вождя является самым верным его последователем. Если таковой пе был назначен самим вождем еще при жизни, то среди элиты непременно развора­чивается борьба за лидерство. Нередко она приобретает са­мые ожесточенные формы и завершается утверждением но­вого лидера харизматического тина или переориентацией политической системы па иной тин лидерства.

Легальное лидерство основывается на убеждении в право­мерности рационально установленных норм общежития, в законности существующего общественного порядка, в том числе установленных законом механизмов определения политических лидеров. Иногда данный тин лидерства назы­вают бюрократическим, и для этого есть весомые основания.

Действительно, во-первых, лидером легального тина можно стать не обязательно в силу выдающихся личностных качеств (хотя при этом всегда необходим определенный уро­вень компетентности), по посредством выполнения установ­ленных законом бюрократических процедур. Замена такого лидера также осуществляется путем приведения в действие соответствующих юридических норм. Во-вторых, легальный лидер есть в сущности чиновник, бюрократ в обычном смыс­ле этих слов. Он выступает не как индивид, от которого не­посредственно исходит власть, а как исполнитель определен­ной государственной функции. Его задачей является наи­лучшее осуществление не им установленных правил полити­ческого поведения и действия. Разумеется, у него остается немало резервов для проявления в политике своей индиви­дуальности.

Нетрудно видеть, что легальный тип лидерства характе­рен для демократических политических систем. Но утверж­дение лидера данного типа - это все-таки не одномоментный бюрократический акт, а развивающийся во времени и в кон­тексте реального политического действия процесс. Эволю­ция политического лидерства, как и всякого социального яв­ления, - это движение от простого к сложному, от единич­ного к соподчиненной множественности. Соответственно, в политологии различают три уровня политического лидер­ства: 1) лидер малой группы, объединенной политическими интересами; 2) лидер общественного движения, организации или партии, выражающей интересы определенного социаль­ного класса (слоя) и преследующей цели овладения средст­вами политической власти; 3) лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой лидерство пред­ставлено в виде политического института (например, глава государства, глава исполнительной власти).

На практике процесс формирования политического ли­дерства носит стадиальный характер: всякий вновь рождаю­щийся лидер изначально стремится публично заявить о се­бе, заиметь как можно большее число сторонников, форма­лизоваться, вписаться в существующую политическую сис­тему; затем происходит возникновение общественных дви­жений и выделение их лидеров; далее - образование поли­тических партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства; наконец - приход партий к власти, участие в управлении страной, делегиро­вание партийных лидеров на руководящие государствен­ные посты, появление лидеров-руководителей, государст­венных деятелей. Но, разумеется, не всякому обществен­но-политическому движению и не каждому лидеру сужде­но получить возможность формировать и возглавлять пра­вящую политическую группу.

В рассмотренной типологии политического лидерства, конечно же, описаны "идеальные" черты, которые в действи­тельности редко встречаются в чистом виде. В реально суще­ствующих политических системах чаще всего имеет место переплетение признаков всех трех типов лидерства при пре­обладании одного из них. Например, глава современной пре­зидентской республики избирается на свой пост в соответст­вии с процедурой, предусмотренной законом. Но чтобы стать кандидатом в президенты, он должен принадлежать к элитному кругу лиц. А чтобы быть избранным, он должен завоевать симпатии у избирателей, убедив их в наличии у себя определенных выдающихся качеств.

В литературе встречаются типологии политического ли­дерства, составленные по иным основаниям, в частности: по характеру институциональности - формальное и нефор­мальное; по субъектам лидерства - индивидуальное и груп­повое; по объекту лидерства - общенациональное, лидеры определенных социальных групп, лидеры политических пар­тий и движений, лидеры территориальных общностей; по стилю взаимодействия со средой - авторитарные, демокра­тические и либеральные или невмешивающиеся, лидеры; по типу политического сознания (политической культуры) ли­дера - реформаторское, революционное и консервативное. Полагаем, что нет необходимости приводить развернутые характеристики всех данных типов лидерства, поскольку со­держание их вытекает из изложенных выше тем курса. Обо­значим лишь самые существенные черты лидеров двух по­следних классификаций.

Для авторитарного лидерства характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа единолично опреде­ляет цели группы или общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей ад­министративными методами. Демократический лидер стиму­лирует активность своих последователей путем пробужде­ния у них чувства собственного достоинства, создания атмо­сферы сотрудничества. Его предложения и распоряжения, как правило, предварительно обсуждаются, окончательные решения всегда учитывают мнения членов группы. Подоб­ные лидеры обычно тактичны, уважительны и максимально объективны. Считается, что демократический стиль лидер­ства является предпочтительным. Либеральный лидер стре­мится уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить се­бя от ответственности, переложить свои функции на ближай­ших помощников. Словом, он старается не вмешиваться в разрешение сложных общественно-политических коллизий, предпочитая предоставить событиям идти своим чередом.

Очевидно, бывают периоды в общественном развитии, когда возникают потребности в подобных лидерах. Большинство же аналитиков низко оценивают этот стиль поведения лидера.

Американский политолог Роберт Такер классифицировал лидеров ио тину политического сознания. Он выделил ре­форматорский, революционный и консервативный типы ли­дерства. По его мнению, лидер-реформатор верит в приня­тую большинством идеальную модель общества, определяет отклонение от этой модели привычек и обычаев в поведении людей. Свою главную задачу он видит в преодолении имею­щихся отклонений путем изменения этих привычек. Лидер- революционер видит и определяет существующие социаль­ные порядки как настолько непоправимо неправильные, что признает лишь одно возможное решение - фундаментальное переустройство общества в соответствии с иными социаль­ными идеалами. Лидер-консерватор не желает социальных изменений, противодействует им и имеет в качестве своих союзников существующие общественные установления, нор­мы и принципы.

 

Функции политиче- Из изложенного видно, что лидеры ских лидеров призваны решать широкий круг

об­щественно-политических задач. Ины­ми словами, в осуществлении политического процесса они выполняют определенные функции. Поскольку политиче­ский процесс в своем развитии проходит ряд последователь­ных этапов, то и функции лидера можно представить в виде последовательного ряда задач, которые он призван решать на том или ином этапе своей деятельности. Например, Ро­берт Такер выделяет в деятельности политического лидера три взаимосвязанные фазы-функции. Первая - это диагнос­тическая функция: люди ожидают от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки ситуации в группе, обществе. Вторая - предписывающая, или функция выработки линии поведения: на этой стадии лидеры определяют политическую стратегию, т. е. направление действия в интересах группы или сообщества, которое будет разрешать проблемную ситуа­цию. Третья - мобилизующая функция: лидеры добиваются поддержки группой данной ими оценки общественного по­ложения группы и предписанного плана действий. Соответ­ственно эти функции можно назвать также диагностической, политико-формирующей и политико-осуществляющей. Все они присущи как лидерам, занимающим ключевые просты в


структуре государственной власти, так и лидерам общест­венно-политических организаций и движений.

В литературе по политологии можно встретить и более подробное перечисление функций лидеров. Приведем один из таких перечней. Так, авторы учебного пособия "Введение в политологию," В. П. Пугачев и А. И. Соловьев насчитыва­ют шесть функций лидера: 1) интеграция социальной груп­пы, сообщества; 2) нахождение и принятие оптимальных по­литических решений; 3) социальный арбитраж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии; 4) коммуникация власти и подвластных, поддержание и развитие эмоциональ­ной связи между политическим руководством и массами; 5) инициирование общественного обновления, генерирова­ние социального оптимизма, мобилизация масс на реализа­цию политических решений; 6) легитимация политического режима, т. е. обеспечение его поддержки со стороны масс [88. С. 166-167].

Таким образом, политическое лидерство - важный ком­понент политического процесса. Существование феномена политического лидерства определяется объективными по­требностями организации и регулирования общественно-по­литической жизни. В этих потребностях, в особенностях со­циальной и политической организации общества следует ис­кать объяснения характера лидерства.

 

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 164. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия