Политическая идеология
Понятие идеологии Мы уже знаем, что в содержательном отношении политическое сознание включает в себя также идеи и представления, в которых различные группы людей осознают свое место в социально-политической действительности, свое отношение к ней, свои интересы и устремления. Этот элемент политического сознания принято называть идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного понятия. Термин идеология (от греч. idea - мысль, замысел и logos - слово, понятие) ввел французский ученый Дестпют де Траси (1754-1830), который под таковой понимал теорию идей, т. е. учение о происхождении идей, их взаимодействии и переходе от одних к другим. Иными словами, понятие "идеология" первоначально использовалось для обозначения "пауки" об идеях, т. е. самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание [66. С. 67, 264]. Однако указанный первоначальный смысл за понятием "идеология" не закрепился и ныне данный термин имеет иное значение. В научной литературе и общественно-политической практике утвердился подход к пониманию идеологии как формы выражения интересов социальных групп и общностей, которые как социально-политические субъекты противостоят друг другу. В современном смысле этого слова иод идеологией принято понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений [110. С. 206J. Идеология в таком значении включает в себя миропонимание, лозунги и директивы деятельности, связанные условиями жизни и практическими устремлениями определенных общностей людей. Как форма сознания идеология представляет собой чрезвычайно сложное явление. Претендуя на систематизированное изложение своего содержания, идеология но сути ие обладает собственной системой понятий, она пользуется понятиями и категориями практически всех социально-гуманитарных наук. Любая идеология есть совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных но своему предмету взглядов п предпочтений, носителями которых являются определенные социальные группы и общности и содержание которых отвечает интересам и устремлениям этих групп и общностей. По этой причине типичным признаком идеологии в отличие от других форм общественного сознания является разнородность ее внутреннего содержания, которое может создавать впечатление эклектичности и слабой согласованности ее различных элементов. Как таковая, идеология всегда есть определенная система взглядов и идей, в которой концептуально осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности и друг к другу. Поэтому внешними формами выражения содержания идеологии, как правило, выступают социально-политические учения, концепции и доктрины. Причем идеология может быть зафиксирована явно в виде одного систематизированного учения, как это имеет место в случае мировых религий и марксизма, или может быть рассеянной по многочисленным и разнородным текстам так, что изложить ее в виде единого учения представляется весьма затруднительным делом. Возможны смешанные варианты между этими крайностями. Особенность идеологии, состоящая в ее тесной связи с интересами различных социальных групп и общностей, приводит в зависимости от основного социального носителя к появлению ее различных видов: рабовладельческой, феодальной, буржуазной, пролетарской, мелкобуржуазной и т. п. Данные виды идеологии дополняют многие другие ее виды: например, идеология национальная, государственная, партийная, политическая, официальная, оппозиционная и т. д. В последнее время все чаще выделяются различные виды идеологии, так сказать, по сферам или направлениям социальной жизни: гуманитарная идеология, экономическая идеологий, экологическая идеология, идеология прав человека ит. п. Но последние из названных понятий, с нашей точки зрения, не вполне корректно определять как виды идеологии, имеющие конкретного носителя; по существу они, скорее, есть выражение позиции исследователя по определенным социальным проблемам, которая может представлять интерес для различных субъектов общественных отношений. Однако это обстоятельство не исключает, а наоборот, предполагает использование такого рода концепций и доктрин при разработке и собственно идеологических систем. Отмеченная особенность идеологии приводит к тому положению, что каждый социальный субъект стремится представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов, потребностей всего общества: точное или искаженное, объективное или субъективное, но - общества в целом. На это обстоятельство впервые обратил внимание К. Маркс, который писал, что всякий класс, стремящийся к господству или отстаивающий его, "уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые" [72. Т. 3. С. 47J. Причем это в равной мере относится как к восходящим, прогрессивным социальным субъектам, так и нисходящим, реакционным субъектам политики: как те, так и другие с одинаковой настойчивостью стремятся представить себя как приверженцев лучшей судьбы страны, общества, государства. В действительности же, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы и является доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей. Политическая идео- Понятие "политическая идеология" логия имеет более узкий и специфический смысл. Это - относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений - индивиды, социальные группы, классы, нации, общности, - отражают и оценивают существующую социально-политическую действительность, осознают свое положение в системе общественных отношений, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их реализации с помощью государственной власти. Если употреблять более краткую формулу, то политическую идеологию можно определить и так: она представляет собой систему идей и представлений, оправдывающую притязания той или иной социальной группы (общности) на власть или ее использование с целыо реализации своих интересов. Здесь необходимо обратить особое внимание на специфику политической идеологии как формы сознания, а именно - на функциональную зависимость содержания той или иной идеологической конструкции (т. е. определенной системы) от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого исходит данная идеология. Политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает. Иначе говоря, любые идеологические конструкции, независимо от их содержания, обосновывают определенную модель общества и политической системы, пути и средства упрочения или практической реализации этой модели. Можно сказать еще и так: политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения относительно существующей социально-политической действительности и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок этой действительности. Сказанное о сущности политической идеологии как социального явления предопределяет необходимость при анализе содержания любой конкретной совокупности социально- политических идей выделять в ней, по крайней мере, две стороны или, согласно терминологии Л. С. Саиистебан, различать два плана: явный и скрытый [94. С. 65-66J. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа той или иной системы идей заключается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и сообщений, в точном определении их смысла. На первом этане анализа даются ответы на вопросы: в чем состоят содержащиеся в данной системе идей утверждения и как они соотносятся с существующей социально-политической действительностью? Установив явную сторону в содержании идеологии, следует переходить к анализу ее неявной, т. е. скрытой, стороны. На данном этапе устанавливается соотношение между содержащимися в идеологии сообщениями и положениями и интересами и целями тех социальных субъектов, которые разделяют данную систему идей. При этом необходимо выявлять мотивы принятия ими и защиты определенных политических утверждений. Вторая задача анализа идеологии, следовательно, сводится к поиску ответа на вопросы: какие социальные субъекты (группы, классы и их отдельные представители) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей. Иначе говоря, на втором этане анализа выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология. Поскольку каждый социальный субъект стремится представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов и потребностей всего общества, то далеко не в каждом идеологическом построении декларируется, как это делает марксизм, интересы каких социальных классов или групп она выражает и обслуживает. Идентификация социальных субъектов с той или иной идейно-нолити- ческой доктриной происходит преимущественно стихийно. Это только отдельные интеллектуалы - те, кто создают политические идеологии, - заведомо отдают себе отчет в том, каким социальным группам они адресуют свои творения. Политические же позиции индивидов и социальных групп но большей части определяются их положением в системе социально-политических отношений и их идеологические предпочтения обусловливаются именно этим фактом. По мере накопления политического опыта и идейной информированности социальные субъекты начинают сознавать, что определенная система представлений и идей, изложенная в уже существующих текстах, соответствует и их пониманию социально-политической действительности. Таков, в основном, механизм идентификации социальных субъектов с той или иной идеологией. Следует отметить также и то, что занимаемое индивидами и социальными группами положение в обществе хотя и обусловливает их самоидентификацию с той или иной идеологической доктриной, все же оно не механически предопределяет их идейно-политические предпочтения. Иногда занимаемое индивидом или социальной группой положение в системе общественных отношений может вступать в противоречие с разделяемой данным субъектом идеологией. Такое случается, как правило, в переломные моменты развития общества, когда новые социально-политические идеи овладевают умами самых различных групп людей. Это ситуации, когда еще далеко не осознана скрытая сторона новой идеологии, т. е. когда еще неясно, интересы какого социального субъекта выражает и обнаруживает данная, внешне привлекательная, система идей. Так случилось с теми дворянами, которые разделяли идеи Великой французской революции, затем - с представителями различных слоев буржуазии в России, принявших социалистическую идеологию, наконец - с интеллигенцией и широкими категориями трудящихся в Советском Союзе, вдруг вставшими на позиции либерализма. Присущая политическим идеологиям внутренняя противоречивость, т. е. эклектичность и недостаточная согласованность между их отдельными положениями, может быть причиной расхождения в интерпретации их содержания. В идеологическом тексте всегда можно найти положения, которые приводят к различным интерпретациям важнейших вопросов социально-политической жизни, либо положения, которым при истолковании можно придать противоположный смысл. Из этого факта вытекает то, что па основе одного и того же комплекса идей могут возникать и развиваться соперничающие между собой политические движения. В таких случаях каждое из этих движений претендует на роль подлинного "интерпретатора и последователя" соответствующей идеологии. Такого рода примеры можно привести но каждому из традиционных идейных течений - и по либерализму, и по консерватизму, и но социализму. Практически внутри каждого из них сосуществуют или находятся в конфронтации друг с другом различные школы и направления. Особенно показательна в этом отношении марксистская социалистическая идеология, на основе которой в XX в. развивались два весьма мощных политических движения - коммунистическое и социал-демократическое. Уровни политической Будучи составной частью обществен- идеологии ного сознания, политическая идеоло- гия также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни ее проявления. Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т. п., - в которых концептуально, т. е. в виде учений, теорий, концепций или доктрин, излагаются оценки существующей социально-политической действительности, исходящие из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства. На данном уровне формулируются общие принципы политической деятельности социальных субъектов и обосновываются их политические устремления. Причем теоретико-концептуальный уровень предполагает, с одной стороны, ту или иную степень абстрактности и полноты изложения составляющей определенную идеологию совокупности положений, а с другой - возможность редукции, т. е. сведения множества противоречивых идейных положений к какому-либо одному или нескольким базовым, основополагающим положениям (например, в-либерализме таким базовым положением является идея свободы индивида). Благодаря этому сложнейшая идеологическая конструкция при необходимости может быть представлена просто и компактно, что делает ее доступной для восприятия рядовой массой людей определенной ориентации. По сути дела, это уровень политической философии данной социальной группы, выражающий ее основные ценностные ориентации, идеалы и принципы. На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. Их содержание закрепляется, как правило, в форме различного рода политических документов практической направленности - программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях и т. и. В них акцептируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно артикулируются интересы граждан, указываются пути их реализации. Особо следует подчеркнуть значение политической программы как непременного компонента политической идеологии. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как "документ", "источник", содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и способы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к поведению своих сторонников, благодаря чему идеология распространяет свое воздействие не только на интеллектуальную, но и па волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии но направлениям, принципам, средствам и методам действия. На обыденно-актуализированном уровне идеология выступает в качестве феноменов индивидуального и группового сознания, определенных политических установок и ориентаций ее носителей и проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. На этом уровне идеология становится предметом политической пропаганды, она проникает на страницы газет и журналов, в телевизионные передачи и рекламу, в учебники и произведения искусства. Данный уровень характеризует степень освоения индивидом, социальной группой или общностью содержания определенной совокупности политических идей, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики. В обыденном употреблении термину "политическая идеология" зачастую придается иронический смысл, а люди, генерирующие политические идеи, воспринимаются едва ли не как обманщики или шарлатаны. Начало этой традиции положил в свое время Наполеон, который пренебрежительно иа- звал своих политических противников "идеологами", обвиняя их в том, что иод маской радужных идей они скрывают свои истинные устремления. И поныне многие люди понимают идеологию не иначе как ложные, иллюзорные представления, противоречащие здравому смыслу и реальным потребностям жизни. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, тем, что в политике действительно нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопросов общественной жизни, от реальных интересов каких бы то ни было социальных слоев. Но это обстоятельство никак пе упраздняет роли идеологии в политической жизни: это место никогда пе бывает вакантным. В переломные моменты общественного развития, когда рушатся прежние идеологические устои, оно заполняется новыми политическими идеями и представлениями, носителями которых являются те социальные силы, которые претендуют па политическое господство в обществе. Другое дело, что па уровне обыденного сознания не сразу постигается смысл и значение новой идеологии, и потому у некоторой части граждан создается иллюзия возможности отсутствия таковой. Во-вторых, противостоящие друг другу социальные субъекты стремятся абсолютизировать собственную систему идейио-политических воззрений, представить ее, пользуясь словами Гегеля, самой или единственно "разумной и действительной", а идеологию своего противника - всячески дискредитировать, представить ее в глазах общественности как ложную и более того - общественно опасную. Такие усилия, как правило, не остаются полностью безрезультатными, поскольку любая идеология, как пишет немецкий философ и социолог Карл Манхейм (1893-1947), содержит в себе феномены, которые соответствуют "целой шкале определений - от сознательной лжи до полусознательного инстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана" [66. С. 56J. В-третьих, будучи формой сознания, идеология также исторична как ио содержанию, так и по способам своего выражения. Те социально-политические ценности и идеалы, которые людям одной исторической эпохи кажутся вполне естественными, разумными и ясными, людям другой эпохи представляются противоестественными, фантастическими и туманными. Истинность и действительность любой идеологической конструкции относительны, т. е. ее наличное содержание, как и формы его выражения, изначально обречены па то, чтобы стать с течением времени предметом критики и отрицания. Отмеченная особенность политических идеологий позволяет квалифицировать их как особый тин верований и предубеждений людей. Как известно, вера есть принятие каких-либо идей, сообщений, утверждений и положений в качестве истин без их непосредственного опытного и рационального обоснования. Особенность научных положений и утверждений состоит в том, что они имеют под собой объективное обоснование и предполагают систематический контроль своей истинности. Верование же считается справедливым без какого-либо анализа и контроля. Надо заметить, что верование есть имманентное, т. е. органически и естественно присущее человеческой психике свойство. Благодаря ему люди принимают как истинные многие научные положения, не утруждая себя всякий раз их опытной проверкой или рациональным обоснованием. Тем более люди принимают как истинные те относящиеся к социально-политической сфере их жизнедеятельности идеи и утверждения, которые соответствуют их интересам и потребностям. Как видно, политические идеологии есть, в сущности своей, совокупности идей и представлений, принимаемых определенными группами людей в качестве истинных без строгих доказательств, которые тесно связаны с интересами членов таких групп и которые ориентируют их в системе общественных отношений и оправдывают их социально-политические действия. Именно данная суть идеологии акцентируется в следующем ее определении К. Яснерса: "Идеологией называется система идей или представлений, которая служит мыслящему субъекту в качестве абсолютной истины, на основе которой он строит свою концепцию мира и своего положения в нем, причем таким образом, что этим он осуществляет самообман, необходимый для своего оправдания, для маскировки своих подлинных интересов, для того, чтобы тем или иным способом уклониться от требуемых решений к своей выгоде в данной ситуации" [133. С. 146J. Однако и это обстоятельство нисколько не умаляет значение идеологии в политических отношениях. Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций людей, предрасполагают их к действию, нацеленному па осуществление признанной ими наилучшей формы общественного устройства. Без таким образом понимаемой идеологии не может существовать ни одно социально-политическое движение, ни одна политическая партия. Без идеологии не может быть успешной деятельности политиков независимо от их взысканий по данному вопросу (имеются в виду появляющиеся время от времени разговоры о "деидеологизации" политической жизни). Идеология и наука Природа и социальная действительность как объекты научно-теоретического познания радикально отличны. Природа - такая действительность, которая существует сама но себе стихийно и независимо от людей, а социальная действительность - плод творчества людей. Общественная жизнь - это прежде всего определенные взаимоотношения между людьми, она буквально слита с интересами, целями и устремлениями людей. Поэтому в отличие от естественнонаучного знания, содержание которого зависит лишь от технологии его производства, социальное знание опосредовано прежде всего интересами и устремлениями людей. Осмысление ими общественной действительности всегда переплетается с представлениями о том, какой она должна быть с точки зрения познающего объекта. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с теми или иными интересами социальных субъектов. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны. Поэтому любые социально-политические учения, теории, концепции и доктрины должны быть отнесены к идеологиям. Данной особенностью социально-политических представлений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто перечислить все социально-политические учения, теории, концепции и доктрины, которые существуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический идеал общественного устройства, социально-политические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, революционной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины. Все они в той или иной мере отражают интересы и устремления определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и копфронтируют друг с другом как в части интерпретации одной и той же социальной реальности, так и в части представлений о ее желательном состоянии. Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, которые однозначно трактуются представителями различных идейно-теоретических направлений. Любая социально-политическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных, т. е. объективных, знаний. Именно поэтому практически все социально-политические учения, концепции и доктрины претендуют на то, чтобы называться "научными". Однако каждая конкретная идейно- политическая конструкция из множества имеющихся научных истин отбирает и включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той группы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности какой- либо одной социально-политической теории или доктрины и иенаучпости всех других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания отвечают интересам носителей данной совокупности взглядов и идей. Таким образом, идеология и наука, политическая идеология и политическая наука (социально-политическая теория) в частности, - явления не тождественные. Если задачей первой выступает главным образом отражение интересов различных социальных субъектов, обоснование их устремлений и оправдание их политических действий, то задача второй - отражение социально-политической действительности, такой, какой она является па самом деле, поиск объективного знания об этой действительности. Если первая может включать в себя заведомо ложные идеи - мифы, допущения, эмпирически неподтвержденные положения, то вторая стремится избавляться от непроверенных фактов, ошибочных выводов и суждений. Тем пе менее политическая идеология и социально-политическая теория не исключают друг друга, а напротив, существуют в тесном единстве. В содержании любой социально- политической теории, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, политических позиций и устремлений.
Функции политиче- Итак, политическая идеология (соци- ской идеологии ально-политические теории, концен- ции, доктрины) есть существенный элемент политического бытия. Политическая идеология, в силу отмеченной выше ее специфики как формы общественного сознания, выполняет ряд социальных функций, важнейшими из которых являются познавательная и мобилизационная. Познавательная функция политической идеологии находит свое выражение в том, что, с одной стороны, в процессе своего формирования и развития социально-политические теории, концепции и доктрины в той или иной мере отражают объективную реальность, а с другой - усваивая определенную совокупность социально-политических идей, тем самым социальные субъекты получают и определенную сумму объективных знаний как о самой социально-политической действительности, так и о своем месте в системе общественных отношений, о своих социальных потребностях и интересах, а также о путях их реализации с помощью политической власти. Эту свою функцию политическая идеология выполняет в такой мере, в какой ее конкретные теории, концепции и доктрины отражают социально-политическую действительность так, как она есть. Именно поэтому перед идеологами неизменно стоит задача тесно связать, органично объединить выдвигаемые ими социальные цели, идеалы, ценностные ориентиры с объективно-правдивой картиной социально-политической действительности. В противном случае идейпо-политическая концепция или доктрина пе будет обладать необходимым авторитетом среди тех социальных субъектов, чьи интересы она выражает и на кого она рассчитана. Мобилизационная, или прагматическая, функция политической идеологии вытекает из того ее свойства, что это всегда есть система социально значимых идей, выдвигаемых определенными социальными классами, слоями, группами и общностями. Основное назначение идеологии - быть средством укрепления или, наоборот, изменения существующей социально- политической действительности, побуждать ее носителей к действию. Намечая общие направления развития общества, формулируя проблемы социальной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политические идеи способствуют активизации и консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Превращаясь в факт сознания, политические идеи и программы приводят людей в состояние готовности и решимости добиваться их осуществления. В этом суть мобилизующей функции политической идеологии. Эта функция политической идеологии находит свое проявление и в таком аспекте, как оправдание действий участников политического процесса. Идейно-политические учения, теории, концепции и доктрины в одних случаях оправдывают политические действия, направленные па сохранение и укрепление существующего социально-политического порядка (господствующие идеологии), в других - оправдывают политические действия, направленные на его частичные изменения либо радикальное преобразование (реформистские и революционные идеологии). Иными словами, политическая идеология есть интеллектуальное орудие оправдания существующей социально-политической действительности либо необходимости ее изменения. Необходимость поиска мотивов, оправдывающих деятельность субъектов политических отношений, вытекает прежде всего из нравственных потребностей людей. Политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может овладеть людьми, совершающими определенные политические действия. Поэтому все идейно-политические учения и доктрины апеллируют к ценностям общества, они пытаются представить соответствующие политические установки и действия таким образом, что они объективно направлены па реализацию принятых в обществе ценностей. Политическое действие в таком случае предстает не как обеспечение эгоистических интересов определенных социальных субъектов, а как реализация общепринятых нравственных, этических, религиозных и т. п. принципов. Благодаря такого рода оправдательным мотивам люди действуют с чувством уверенности в том, что преследуют благородные общественные цели, а сами они - лишь орудие достижения этих целей. Все это делает политическую идеологию не только нравственной опорой отдельных социальных групп, но и необходимым средством организации жизнедеятельности каждого общества в целом. Однако обе эти функции социально-политических теорий все же не следует абсолютизировать. Поскольку все социально-политические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политической действительности, как мы убедились, они имеют тенденцию к ее искажению. Эта тенденция тем сильнее проявляется, чем эффективнее данная идеология оправдывает линию действия, соответствующую интересам ее носителя. И хотя авторы тех или иных идеологических доктрин периодически подновляют их в соответствии с новыми реальностями и последними научными достижениями, тем не менее представленная в них картина социально-политической действительности всякий раз остается искаженной. Это обстоятельство ограничивает познавательную функцию идеологии. Что касается их мобилизующей функции, то также важно помнить, что недостаточно выдвинуть, пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главнейшая проблема всегда - реализуемость этих идей, объективная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные и систематизирующие их теории, концепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действительность. В конечном счете в истории реализовывались те социально- политические идеи, которые выражали жизненные потребности реальных социальных сил, подлинные общественные нужды, для осуществления которых в обществе возникли необходимые объективные предпосылки. В числе других функций политической идеологии чаще всего называются: легитимирующая - оправдание существующей политической системы и проводимой властями политики либо обоснование необходимости утверждения нового общественно-политического устройства; интеграционная - обеспечение целостности политического сообщества па основе утверждения в массовом сознании идей властвующего субъекта; нормативно-оценочная, или аксиологическая, - установление критериев оценки существующих в обществе явлений экономического, политического, правового, нравственного, религиозного, эстетического и иного порядка. Очевидно, что данные функции политической идеологии - их число может быть и большим - носят по отношению к двум основным дополняющий характер. Основные идейно-по- В общем обзоре процесса становления литические течения и развития политических идей и тео- рий было показано, что основные политические течения современного мира сформировались в Новое время и таковыми являются либерализм, консерватизм и социализм. Там же были названы имена тех мыслителей, которых принято считать "отцами-основателями" данных идеологий. Теперь, когда мы уже знаем, что такое идеология и какую роль она играет в политике, приведем также положения, которые составляют основу каждой из этих идеологических систем. Либерализм как вполне сложившаяся система политических идей утверждается не ранее начала XIX в., хотя отдельные его элементы формировались на протяжении предшествующих трех столетий. Классический либерализм явился продуктом распада феодализма и становления капиталистического общества; его идеи выражали интересы и политические устремления поднимающегося промышленного класса, т.е. буржуазии. В силу этого либерализм стал доминирующим идейно-политическим течением Запада, которое и поныне оказывает определяющее воздействие на общественно- политическую жизнь многих стран. Основополагающей ценностью либерализма, на которой базируются все другие его идейные постулаты, является индивидуализм. В этой доктрине провозглашается приоритет интересов индивида над любой социальной группой или коллективом. Не менее важной ценностью здесь выступает идеал свободы личности. Из него вытекает стремление обеспечить каждому человеку возможность действовать по своему усмотрению и одновременно нести личную ответственность за результаты своей деятельности, за свое благополучие и положение в обществе. Условиями реализации такой возможности либерализм рассматривает ограничение объема и сферы деятельности государства, защищенность - прежде всего от произвола государства - частной жизни человека. Государство при этом признано выполнять, но распространенному выражению, роль "ночного сторожа" и потому его функции сводятся к охране частной собственности, обеспечению общественного порядка и защите страны от внешней опасности. Идеал свободы индивида либерализм распространяет на все сферы человеческой жизнедеятельности. В экономике отстаивается положение о том, что свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсально значимые механизмы общественного прогресса. Потому основатели либерализма активно поддержали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг "laissez Jaire" ("не мешайте действовать"), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни. В политической сфере обосновывается неотчуждаемость основных прав и свобод человека, отстаиваются принципы демократии и политического представительства, разделения властей, взаимной ответственности государства и граждан. В социальной сфере либерализм ис
|