Студопедия — Личность как субъект политики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность как субъект политики






Личность и общество Человека изучают многие науки, но

в разных аспектах. Политология выяс­няет его место и роль в системе политических отношений. Однако деятельность человека в сфере политики есть лишь часть его многообразной социальной жизни. Поведение здесь подчиняется общим социологическим закономерно­стям. Поэтому рассмотрение личности как субъекта полити­ки следует начать с уяснения проблемы взаимоотношения между личностью и обществом. Но сначала необходимо оп­ределить суть таких понятий, как "человек", "индивид", "ин­дивидуальность", "личность".

В обыденной речи перечисленные термины употребляют­ся, как правило, в одном и том же значении, но в науке их смысл различается. Наиболее абстрактным и, следовательно, объемлющим является понятие "человек". В различных кон­текстах оно может иметь смысл любого из названных терми­нов. В то же время в словаре русского языка термином чело­век обозначается "живое существо, обладающее мышлением, речыо, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда".

Термином индивид обозначается человек (лицо) просто как единичный представитель данного биологического рода или социальной общности.

Термином индивидуальность обозначается то особенное, специфическое, что отличает данного человека от всех дру­гих людей.

Понятие личность многозначно. С одной стороны, оно представляет конкретного индивида как субъекта деятельно­сти. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых качеств. Этот второй аспект понятия наи­более важен с точки зрения социологии и политологии, так как эти науки отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы, харак­теризующийся некоторыми социально-типичными чертами.

Здесь мы подошли к проблеме взаимоотношений личнос­ти и общества. Как же соотносятся они друг с другом? Это один из самых сложных мировоззренческих вопросов, кото­рый волнует человечество на протяжении тысячелетий. До настоящего времени не предложено его общепринятой трак­товки. В конечном счете каждый человек решает этот вопрос для себя сам и по-своему. Но, придя к тому или иному ее ре­шению, он обнаруживает, что не одинок в своей позиции и что у него есть единомышленники. Так что и наша трактов­ка дайной проблемы есть одна из возможных.

Рассмотрим три разные концепции, представленные классиками социологии — Эмилем Дюркгеймом, Максом Вебером и Карлом Марксом.

Эмиль Дюркгейм исходит из того, что социальная реаль­ность - общество в целом и составляющие его явления - ав­тономна по отношению к индивидуальной реальности. Уче­ный противопоставляет "социальные факторы" и "индивиду­альные факторы", "коллективные представления" и "индиви­дуальные представления", "коллективное сознание" и "инди­видуальное сознание". Все симпатии Дюркгейма на стороне первого ряда. Он признает, что общество возникает в резуль­тате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно на­чинает жить по своим собственным законам. И теперь вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или влияют очень незначи­тельно, не меняя сути социальных факторов. Сама же лич­ность, по Дюркгейму, есть двойственная реальность, в кото­рой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущнос­ти: социальная и индивидуальная. В последней выражается постоянство человеческой природы против меняющихся вместе с обществом исторических черт личности.

Позиция Вебера прямо противоположна точке зрения Дюркгейма. Для Вебера нет социальной реальности, кроме индивидов. Он не отрицает существования и необходимос­ти изучения таких социальных образований, как класс или нация, государство или семья, по считает, что сами по себе они не могут действовать целенаправленно и осмысленно. Этим коллективным социальным формам нельзя приписы­вать волю и мышление, и поэтому они не являются субъек­тами общественного развития. Вебер видит в роли субъек­та отдельных индивидов, которые только и могут совер­шать осмысленные, целенаправленные действия. Все обще­ственные образования, с его точки зрения, представляют собой, скорее, способы организации специфических действий отдельных индивидов. Поэтому социология, счи­тает ученый, в качестве исходного пункта своих исследова­ний должна брать поведение индивидов или группы инди­видов, стремясь при этом раскрыть смысл их действий. В этой связи он называл свою социологию понимающей, которая должна делать доступными для понимания действия индивидов.

Еще один вариант решения данной проблемы содержит теория К. Маркса. В его понимании, субъектами общест­венного развития являются социальные образования не­скольких уровней: человечество, класс, нация, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они от­нюдь не равнозначны, и сила их воздействия на общест­венное развитие изменяется в зависимости от историче­ских условий. В разные эпохи как решающая сила выдвига­ется один из них. В первобытном обществе основным субъектом социальной жизни была семья и возникающие на ее основе образования - род, племя. В классовом обще­стве таковыми становятся крупные социальные общности - классы, нации. Следующим доминирующим субъектом со­циального действия должно стать осознавшее себя и смысл своего существования "обобществившееся человече­ство".

Как же представлял себе Маркс соотношение между лич­ностью и обществом?

Исходным пунктом, ведущим к раскрытию взаимосвязи между личностью и обществом, является выдвинутый К. Марксом тезис о том, что сущность человека не есть аб­стракт, присущий отдельному индивиду, что в своей дейст­вительности она есть совокупность всех общественных отно­шений [67. Т. 3. С. 3]. Это означает, что социальные качест­ва человека не даны ему с рождением, не возникают из него самого, а их основой являются существующие общественные отношения. Каждый индивид застает последние как внеш­нюю по отношению к себе реальность, а затем в процессе своей жизнедеятельности осваивает их определенную сово­купность, формируя тем самым свои личностные социаль­ные качества. Таким образом, личность, согласно Марксу, есть продукт и в то же время субъект общественных отноше­ний. В свою очередь, общество есть результат взаимодейст­вия как живших в прошлом, так и живущих в данный мо­мент поколений людей.

Для понимания глубинной сущности взаимосвязи лично­сти и общества важно подчеркнуть, что человек, по Марксу, пе есть пассивный объект воздействия со стороны общества и составляющих его социальных групп. Их влияние человек испытывает в процессе собственной деятельности, в ходе ак­тивного своего взаимодействия с социальной реальностью. По мере того, как индивид осваивает накопленный и суще­ствующий в общественных отношениях социальный опыт, он превращается в сознательного субъекта общественного развития. Становясь таковым, он и сам оказывает воздейст­вие на социальную реальность, внося свою лепту в жизнь об­щественного целого. Таким образом, общество и личность находятся в диалектической взаимосвязи, суть которой Маркс выразил следующей краткой формулой: "Как само общество производит человека как человека, так и он произ­водит общество" [67. Т. 42. С. 118].

Поэтому в дальнейшем изложении темы будем исходить из того, что отправными моментами в понимании человека как субъекта политики являются та социальная реальность, в которую он включен, и те социальные функции, т. е. роли, которые он в ней выполняет.

Социальная роль и со- Под социальной ролью принято по- циализация личности нимать такой образ поведения инди­-

вида, который ожидается от каждо­го, кто занимает данное положение в системе обществен­ных отношений. Нормативы, образцы поведения индиви­да, принявшего на себя выполнение определенной соци­альной роли, даются ему как нечто внешнее, более или ме­нее обязательное. И критерием оценки выполнения инди­видом своей социальной роли служит степень соответст­вия его действий принятым для данной ситуации образцам поведения.

Однако, чтобы человек был в состоянии принять на себя и выполнять в обществе определенную роль, он должен предварительно освоить в той или иной мере имеющийся со­циальный опыт, приспособиться к существующим условиям своей жизнедеятельности. Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посред­ством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально зна­чимые черты, называется социализацией личности.

Подчеркнем, однако, что отношение личности и среды ее жизнедеятельности принимают форму прямых и обратных связей. Этот процесс осуществляется с помощью определен­ных механизмов влияния как па социальные качества инди­вида со стороны общества, так и наоборот. В первом случае речь идет о механизме социализации индивида, во втором - о механизме изменения им социальной среды. Заметим также, что социализация индивида происходит на протя­жении всей его жизни.

Политическая социа- Процесс освоения индивидом соци- лизация личности ально-политических знаний, норм, цен -

ностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную по­литическую роль, называется политической социализацией личности. Под политической ролью понимается политиче­ская функция, нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное по­ложение.

Процесс политической социализации имеет сложный ха­рактер, в нем можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Первая сторона связана с тем, что на лич­ность всегда воздействует множество объективно существу­ющих социальных факторов и само это влияние носит не­преднамеренный характер. В качестве таковых факторов выступает вся совокупность существующих социально-эко­номических, политических и духовных отношений. Субъек­тивная сторона политической социализации связана с созна­тельной, целенаправленной деятельностью общества по фор­мированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные социальные институты (семья, учреждения воспитания, обучения и профессиональ­ной подготовки членов общества, группы интересов, общест­венно-политические организации, отдельные события и т. п. являния, которые принято называть агентами социализа­ции).

В процессе политической социализации личности можно выделить несколько этапов.

Первый этап совпадает с детским, отроческим и ран­ним юношеским периодами в жизни индивида, когда он в семье, группе ровесников, школе, юношеских организациях формирует свои первоначальные политические установки и образцы политического поведения. Некоторые из полити­ческих установок, приобретенных в детстве, с течением вре­мени будут меняться, но другие приобретают стойкий харак­тер и оказывают влияние на поведение индивида на протя­жении всей его жизни.

Второй этап политической социализации индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях - от старших классов общеобразова­тельной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения лич­ности; существующая система социальных норм и ценностей трансформируется в ее внутренний мир; закладываются ос­новы политической культуры.

Третий этан связан с активной социальной деятель- постыо"индивида, когда он включается в работу государст­венных институтов и общественно-политических организа­ций, в подготовку и проведение всевозможных политиче­ских акций. В этот период происходит внутреннее определе­ние индивидом своего социального положения и его отноше­ния к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Общим результатом данного этапа политической социализа­ции индивида является превращение его в гражданина, т. е. в человека, сознающего себя членом данного государства (политического сообщества), пользующегося всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняюще­го установленные законами обязанности. Только осознав се­бя гражданином, индивид начинает действовать как полно­ценный субъект политических отношений.

Наконец, четвертый этап политической социализа­ции - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Итогом политической социализации индивида к тому или иному моменту его сознательного жизненного пути являет­ся принятие и выполнение им одной или нескольких поли­тических ролей.

В литературе встречаются и иные периодизации процес­са политической социализации личности, различающиеся как но числу этапов, так и по содержательным особенностям последних. Как правило, такие периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности. Некоторые авто­ры, например, выделяют первичный и вторичный этапы по­литической социализации. Первичный связывается с дет­ским и юношеским возрастом индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, а также приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связывается с периодом социальной зрелости индивида, когда оп приходит к осознанию в той или иной мере своего места в окружающей действительно­сти, своих интересов и целей, приобретает навыки самостоя­тельно вырабатывать свои политические позиции и принци­пы, умения следовать им в процессе выполнения определен­ных политических ролей.

Типология политиче- Надо отметить, что степень вовлечен- ских ролей ности различных людей в политиче-­

ский процесс весьма неодинакова. Одни члены общества проявляют большую заинтересован­ность к политическим событиям, стремятся принимать в них активное личное участие, другие весьма индифферентно, равнодушно относятся к политике, третьи вовсе аполитич­ны, т. е. ни пассивного, ни активного участия в политиче­ских процессах пе принимают. Строго говоря, сколько насчи­тывается индивидуальностей, столько имеется и проявлений своеобразия в личностных политических позициях. Это обусловлено рядом факторов: возрастными и индивидуаль­ными особенностями индивидов, их социальным положени­ем, семейными традициями, уровнем образования, культуры и т. д.

В литературе можно встретить различные классифика­ции политических ролей. Ниже приводится одна из них, со­ставленная в зависимости от степени вовлеченности лично­сти в политику [77. С. 66J.

• Рядовой член общества и гражданин, не оказывающий никакого влияния на политику, не активный и не заинтере­сованный в политике, имеющий статус почти исключитель­но предмета политики.

• Гражданин, являющийся членом политического объеди­нения или участвующий в общественном движении или в не­скольких объединениях, косвенно включенный в сферу поли­тической практики (решения, действия), если это вытекает из его роли рядового члена организации, из организационных и идейных связей со своим объединением, движением.

• Гражданин, состоящий в выборном органе или являю­щийся активным членом политической организации, целена­правленно и по собственной воле непосредственно включив­шийся в политическую жизнь в такой мере, в какой она от­ражается па внутренней жизни этой организации; степень его участия в политике определяется общественным значе­нием организации и той конкретной ролью, какую он в ней играет.

• Общественный деятель и особенно политический дея­тель - лицо, занимающее высокое положение в рамках обще­ственной организации, политической партии или института власти и пользующееся значительным влиянием среди раз­личных субъектов политических отношений.

• Профессиональный политик - лицо, для которого по­литическая деятельность - есть пе только особый профессио­нальный труд, источник существования и одно из главных занятий, по и, можно сказать, смысл жизни.

• Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный) - лицо, имеющее полити­ческие заслуги и воспринимаемое как авторитет, последняя инстанция.

При изменении активности личности от одной степени к другой, более высокой, ее роль кумулируется, т. е. каждая следующая политическая роль впитывает предыдущие. Про­фессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации, деятелем; он по-нрежне- му выполняет каждую из этих ролей с той лишь разницей, что особое положение лидера налагает отпечаток на осталь­ные его роли.

Индивидуальность Рассмотрение политической субъект- личности и политика ности личности будет неполным без

выяснения влияния личностно-пси- хологических факторов на содержание деятельности инди­вида. Главный вопрос состоит в следующем: не снижает ли выполнение личностью определенной политической роли ее возможностей оказывать влияние на ход политических со­бытий?

Заранее ответим, что нет оснований игнорировать влия­ние личности на политику. Наоборот, в реальной жизни по­литические события иногда оказываются столь тесно связа­ны с индивидуальными особенностями их участников, что может складываться впечатление, будто совершаемые ими действия совсем не вписываются в их политические роли. И это вполне закономерно, так как одна и та же политиче­ская роль по-своему воспринимается, переживается, оценива­ется и реализуется разными людьми. Да и само распределение людей по политическим ролям сильно зависит от их ин­дивидуально-психологических особенностей. Изучение того, каким образом личностные характеристики могут быть приспособлены к требованиям специфических политиче­ских ролей, представляет немалый интерес для политичес­кой социологии и психологии.

Каков же механизм реализации личностью, исполняющей весьма жестко заданную социальной средой роль, своего ин­дивидуального влияния на развитие политических явлений?

Для его уяснения нам представляется особенно важным следующее обстоятельство: сама диалектическая противоре­чивость политических отношений, а если говорить шире - общественных отношений, обусловливает известную автоно­мию личности от ее социальных ролей. Это означает, что за­данный конкретной ролью образ поведения личности не всегда соответствует постоянно изменяющимся социальным условиям, что и открывает возможность для проявления ин­дивидуального влияния на политические события.

Можно указать и на некоторые конкретные каналы, поз­воляющие личности оказывать свое индивидуальное воздей­ствие иа политику.

Прежде всего такие возможности определяются характе­ром связи, которая существует между социальной средой и индивидом. Эта связь может быть жесткой или менее жест­кой, она может быть более подвижной или менее подвиж­ной. Ясно, что во всех этих случаях возможности для инди­видуального воздействия на политические процессы будут разными.

Политические институты с развитыми бюрократически­ми установками и устоявшимися нормами деятельности спо­собны оказывать значительное влияние на характер полити­ческого поведения индивида. Окружение в этом случае мо­жет навязывать личности определенный тип поведения, в том числе индивидам с незаурядными личностными качест­вами. Такой тип связи между личностью и средой характе­рен для авторитарных и тоталитарных политических инсти­тутов. Однако некоторые социальные системы настолько пластичны, что индивиды обладают достаточным простором для самостоятельных действий. В подобных обстоятельствах именно личность делается главным фактором, принципиаль­ной детерминантой политики. Значительную свободу для действующих личностей обеспечивают также новые ситуа­ции и едва складывающиеся политические роли, еще слабо ограниченные формальными установками.

Немаловажным обстоятельством для проявления индиви­дуальности в политике является диалектический характер социально-психологической связи, существующей между лич­ностью и ее окружением. С одной стороны, действия личнос­ти диктуются не только нормативными требованиями ее ро­ли, по и собственными предрасположенностями. С другой стороны, само окружение, которое оценивает действия инди­вида, никогда пе существует как нечто абстрактное и неизмен­ное, оно также подвержено социально-психологическим вли­яниям. Поэтому пе всякое действие политика следует рас­сматривать как ответ на внешнее требование: политик-пова- тор нередко сознательно стремится влиять на окружение сво­ими собственными, не имеющими прецедента действиями.

Люди есть не только мыслящие, но и чувствующие субъ­екты, и потому совершаемые ими действия всегда несут в се­бе черты, обусловленные их индивидуальными эмоциональ­но-психологическими особенностями. Именно с этим связа­но то, что при внешне сходных политических убеждениях и целях индивидов их действия могут оказаться неодинаковы­ми и приводить к различным последствиям. Например, если личность очень рациональна, то она склонна лучше воспри­нимать информацию и логические доводы. Разумеется, воз­действие такой личности на политику будет в достаточной мере выверенным и в высокой степени результативным. И напротив, если личность подвержена влиянию собствен­ных эмоций и страстей, то это может самым негативным об­разом сказываться на ее возможностях оказывать желаемое воздействие на ход политических событий. Иногда это способно явиться причиной провалов политических замыс­лов. В подтверждение этого можно привести немало приме­ров из политической истории.

Наконец, и сами индивиды, хотя и несвободны от ис­полнения предписываемых им ролям действий, отнюдь не всегда склонны рассматривать себя в качестве невольни­ков своего окружения. Психологические опыты показыва­ют, что только заурядные индивиды склонны к конформист­скому поведению (от лат. conformis - подобный, сход­ный), т. е. к полному подчинению требованиям своей со­циальной среды, в том числе и в случае расхождения во мнениях с пей. В человеческой истории никогда не было недостатка в личностях, обладающих необходимой волей для утверждения собственной индивидуальности перед лицом достаточно жестких внешних условий и суровых испытаний. Реализуя поставленные перед собой цели, та­кие люди были способны изменить социальное окружение и тем самым проложить путь другим, менее самостоятель­ным последователям. Не следует, однако, отождествлять личностей-новаторов с нонконформистами (префикс "нон" придает слову отрицательный смысл), которые противо­поставляют себя среде, игнорируют принятые нормы пове­дения в силу врожденного чувства противоречия. Нонкон­формистское поведение, если только оно ие вытекает из сознательной реформистской или революционной пози­ции, не является последовательным и целеустремленным. Подобное поведение носит, как правило, деструктивный характер, хотя также может приводить к определенным по­литическим результатам.

 

Права человека и по- Права человека - это признаваемые литика политическим сообществом и охра­-

няемые посредством закона естест­венные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Представления о правах чело­века восходят к идее общественного договора, согласно ко­торому государство есть результат добровольного самоот­чуждения людьми части своих возможностей действовать независимо от кого бы то ни было. При этом люди оставля­ют за собой определенные возможности действовать самос­тоятельно, не покушаясь на ранее отчужденные от себя воз­можности. В силу этого возникают специфические отноше­ния, с одной стороны, между индивидами, а с другой - меж­ду ними и государством. Права субъекта, будь то индивид или государство, есть признаваемые и охраняемые сообщест­вом посредством закона возможности и условия, позволяю­щие субъектам взаимодействовать друг с другом на основе соблюдения общих для всех правил поведения. И каждый отдельный индивид как носитель собственной воли, и госу­дарство как носитель коллективной воли по условиям "об­щественного договора" обладает четко обозначенными воз­можностями действовать самостоятельно и независимо от кого бы то ни было. Применительно к индивиду такие воз­можности принято называть естественными и неотчуждае­мыми правами и свободами человека, применительно к госу­дарству их принято называть монопольными правами госу­дарства.

Совершенно очевидно, что необходимой предпосылкой для какой бы то ни было социальной деятельности, в том числе политической, является наличие у людей возмож­ностей для этого, т. е. гарантированных силой закона прав и свобод личности. Что касается политики, то, чем шире круг людей, обладающих правом участия в делах государ­ства и чем шире круг этих прав и свобод, тем шире круг людей, реально участвующих в делах политического сооб­щества. Значение этого факта человечество постигало мед­ленно. В период античности правами обладали только сво­бодные жители полиса, именно они являлись участниками политической жизни. Остальные обитатели полиса, т.е. ра­бы и метеки (переселенцы, не имевшие гражданских прав в новом полисе), были вне политики. В эпоху средневе­ковья рядом прав обладали определенные сословия людей, которые, как считалось, были наделены таковыми Богом или монаршей милостью. Проблема прав и свобод челове­ка как необходимого условия его участия в жизни полити­ческого сообщества во всей своей полноте встала в эпоху буржуазных революций XVII - XVIII вв. Выступая про­тив привилегий господствующих сословий феодального общества, буржуазия выдвинула идеи свободы, равенства и братства, реализация которых потребовала предоставле­ния и гарантий определенных прав и свобод для всех кате­горий граждан. В большинстве стран Запада решение этой задачи продолжалось вплоть до Первой мировой войны, в других регионах мира она и сегодня во многом является насущной.


Одновременно с развитием теоретических представлений о правах и свободах человека происходило и их закрепление в национальном законодательстве различных государств. В числе эпохальных в этом отношении документов - анг­лийская Великая хартия вольностей 1215 г., английский Билль о правах 1689 г., американский Билль о нравах 1789-1791 гг., французская Декларация нрав человека и гражданина 1789 г. После Второй мировой войны развернул­ся процесс международно-правового закрепления прав и свобод человека. В настоящее время основополагающим в области прав человека является международно-правовой до­кумент под названием "Международный билль о правах че­ловека", который представляет собой совокупность пяти до­кументов: Всеобщая декларация нрав человека, Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политиче­ских нравах и два Факультативных протокола к последнему j87. С. 1-32J. Эти документы служат в качестве источников разделов конституций или законодательных актов современ­ных государств, в которых определяются нрава и свободы их граждан.

В международной практике общепринятой является классификация прав и свобод человека па личные (граждан­ские), политические, социальные, экономические и культур­ные.

К личным, или гражданским, правам обычно относят: право человека па жизнь, свободу, личную неприкосновен­ность; право на равную защиту законом, равную защиту от любого вида дискриминации; право па свободное перемеще­ние и любое место жительства в пределах каждого государ­ства; право на неприкосновенность жилища, тайну перепис­ки и телефонных разговоров и др. К политическим нравам и свободам принято относить: избирательное право; свободу союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, свободу слова, выражения мнений; свободу мысли, совести и рели­гий; право на участие в управлении своей страной непосре­дственно или через свободно избранных представителей и др. Группу социальных и экономических прав составляют: владение имуществом как единоличное, так и совместно с другими; право на труд, свободный выбор работы, обосно­ванность мотива увольнения, защиту от безработицы; право на забастовку, объединение в профсоюзы, заключение кол­лективных договоров, участие в управлении предприятием; право на социальное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание и др. В число культурных прав входят: право на образование; свободное участие в культурной жизни об­щества, наслаждение искусством; участие в деятельности, способствующей научному прогрессу, и пользование его благами и др.

Права человека неразрывно связаны с его обязанностями, о чем специально подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и пол­ноценное развитие его личности". Но "при осуществлении своих прав и свобод, - говорится там же, - каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие ус­тановлены законом и исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общест­венного порядка и общего благосостояния в демократиче­ском обществе" [87. С. 5J. К основным обязанностям граж­дан относятся: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение предписаниям по­лиции (милиции), сохранение природы (окружающей сре­ды), памятников культуры и др.

Для эффективного участия в политической деятельнос­ти максимального числа граждан важно обладание всем комплексом прав и свобод человека, а не только отдельны­ми из них. Для того чтобы нрава человека стали реаль­ностью, необходимы социальные предпосылки и гарантии (экономические, политические, юридические и духовно- нравственные) их реализации. Наиболее общими из предпосылок принято считать плюрализм форм собствен­ности и демократическое общественное устройство. Наряду с этим в стране должны действовать институты и нормы международно-правовой системы защиты прав человека. Речь идет прежде всего о присоединении страны к Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, а также об обеспечении ее соблюдения. Важное значе­ние в этой системе имеют независимые от государства СМИ - печать, радио, телевидение.

Практическая реализация прав человека характеризует уровень демократизма, прогрессивности и гуманизма как от­дельных стран, так и всего человечества. Соблюдение прав личности выступает важнейшим критерием внутренней и международной политики, ее человеческого измерения. В конечном счете уважение прав личности способствует по­вышению ее социальной, в том числе политической, актив­ности, укреплению стабильности общественной жизни, соз­дает благоприятную атмосферу для разносторонних челове­ческих контактов и сотрудничества.

Таковы исходные теоретические положения, относящие­ся к проблеме личности как субъекта политических отноше­ний. Их уяснение позволяет перейти к рассмотрению таких связанных с политической субъектностыо личности фе­номенов, как политическая элита и политическое лидер­ство.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 212. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия