Политическая элита
Возникновение поня- Данная тема рассматривается не во тия "элита" всех учебниках по политологии как зарубежных, так и отечественных. Причина тому - непрекращающиеся с момента появления классических теорий элиты дискуссии о сущности данного социального феномена, его месте и роли в политической жизни общества. Одни авторы видят в элите особый социальный субъект, реального или потенциального носителя политической власти, другие же, пе отрицая самого понятия элиты, ставят под сомнение основополагающие утверждения теорий элиты. Данная глава учебника имеет своей целью познакомить читателей с существом соответствующей проблематики и имеющимися подходами к ее трактовке. Еще в период античности самой политической жизнью перед мыслителями был поставлен вопрос: кто реально управляет или, точнее, должен управлять жизнедеятельностью государственно организованного сообщества людей - немногие, т. е. узкая группа лиц, или многие, т. е. в пределе вся масса полноправных членов сообщества? Сразу же стали появляться трактаты, в которых одни мыслители обосновывали положительный ответ па первую часть данного вопроса н отрицательный на вторую его часть; а другие - противоположные ответы на обе части вопроса. Так было положено начало формированию в обществоведении, в политической науке в частности, двух групп фактически противостоящих друг другу теорий - теорий элиты и теорий демократии. Правда, в XX в. появились также теоретические концепции, в которых предпринимаются попытки совмещения этих двух в сущности своей противоположных подходов к организации политической жизни. С основными теориями демократии читатели учебника познакомились ранее. Теперь обратимся к существующим подходам к объяснению места и роли элиты в жизнедеятельности общества. Начнем с выяснения генезиса самого слова "элита". Термин "элита" происходит от французского elite - лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в. он употреблялся в торговле применительно к товарам наивысшего качества; затем им стали обозначать лучшие, отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения; наконец, он был использован и для выделения в социальной иерархии "избранных людей", прежде всего высшей знати. Как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., в это время термин "элита" уже применялся к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества. Однако в обществоведении оп практически не использовался до конца XIX - начала XX в., а в США - вплоть до 1930-х гг. В широкий научный оборот термин "элита" вошел после появления работ итальянского исследователя Вильфредо Парето. В настоящее время, несмотря на возражения ряда специалистов - как марксистов, так и пемарксистов, - он занял прочное положение в общественно-политической лексике. Современное значение понятия "элита" сформировалось как результат выделения в структуре любого общества парных, взаимосвязанных и соподчиненных групп людей - меньшинства и большинства, или элиты и массы. При этом постулируется, что парное соотношение присуще как отдельным сферам общественной жизни - экономике, культуре, науке и др., так и обществу в целом. Критерием деления людей на элиту и массу выступает сила их влияния на ход общественных процессов. Элитой принято считать группу людей, степень влияния которых на общественную жизнь значительно превосходит влияние остальной массы. В современном его понимании термином "элита" принято обозначать высшую в социальной иерархии группу людей, которая осуществляет функции управления, другие виды интеллектуальной деятельности и при этом пользуется влиянием, богатством и привилегиями. Исследователи элит стремятся включить в эту категорию людей, имеющих в своем социальном положении много общего, хотя и обозначаемых обычно различными терминами: лидеры, аристократия, старейшины, магнаты, вожди, полководцы, предводители, влиятельные лица, олигархи, звезды и др. В политической науке используются производные от термина "элита" понятия - политическая элита, властвующая элита, правящая элита, а так же такие синонимичные или близкие им понятия, как правящая группа, правящие круги, истеблишмент, номенклатура и др. Каждый из них служит для обозначения небольшой но численности привилегированной группы людей, обладающих необходимыми для активной политической деятельности качествами и имеющих возможность в той или иной мере, прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти. Здесь под прямым влиянием иоиимается непосредственное участие того или иного лица в принятии окончательного решения; косвенное влияние оказывают на человека, принимающего или участвующего в принятии окончательного решения, те лица, которые не имеют прямого доступа к инструментам власти. Политическую науку интересуют вопросы о месте элиты в социальной структуре и о ее роли в жизнедеятельности общества. Ответ на эти вопросы и пытаются дать различные концепции элиты. Следует отметить, что сама по себе постановка проблемы, касающейся особой роли отдельных людей или групп людей, в жизнедеятельности общества пе является заслугой современной политической пауки. Идеи, согласно которым общество должно делиться на высшие и низшие слои, па аристократию и простой люд, появляются еще в глубокой древности. Свое последовательное выражение они получили в творчестве Конфуция (идея "благородного мужа", сочетающего черты правителя и учителя), Платона (идея правящего сословия, состоящего из философов-профессионалов), Макиавелли (идея правителя, сочетающего в себе качества "льва", т. е. силу, и качества "лисицы", т. е. хитрость), Т. Карлейля (противопоставление "героев" и "толпы"), Ф. Ницше (акцептация идеала "сверхчеловека"). Однако до уровня целостных концепций, претендующих на научность, эти представления были развиты только в конце XIX - начале XX в. Классические теории элиты связаны прежде всего с именами Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса. В последующем разработкой теории элит занимались такие мыслители, как X. Орте- га-и-Гассет, А. Тойнби, Г.Д. Лассуэл, Ч.Р. Миллс, Й. Шумпе- тер, А. Этциони и многие другие. Классические теории Свою политическую концепцию элиты итальянский правовед и политолог Гаэтаио Моска изложил в 1885 г. в работе "Основы политической науки", которая впоследствии получила название "Правящий класс". Моска еще не использовал термин "элита", вместо этого он употреблял понятия "правящий класс" и "политический класс". Однако именно ему принадлежит приоритет в формулировании самого принципа политического элитизма, согласно которому у власти всегда находилось и будет находиться меньшинство членов сообщества, которое В. Парето было названо элитой. Вот как Моска сам об этом пишет: "Среди неизменных явлений и тенденций, проявляющихся во всех политических организмах, одно становится очевидно даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах, начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных, существуют два класса людей - класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, но крайней мере внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма" [73. С. 559J. Принадлежность к правящему классу, согласно Моска, определяется тем, что отдельные индивиды обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые почитаются в современном им обществе и которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже моральное превосходство. К таким свойствам оп относит прежде всего военную доблесть, материальное богатство, происхождение, врожденное превосходство личностных качеств. На основе многочисленных примеров он показывает, что каждое из этих свойств людей открывает их обладателям доступ к институтам власти, а значит и к новым привилегиям. Моска полагал также, что к власти периодически приходят правящие классы, основанные па разных принципах своей организации. Если в обществе созревают новые мощные политические силы, но при этом правящий класс практически не обновляется, то неизбежно начинается процесс вытеснения новым меньшинством выродившегося правящего класса. Таким образом, Моска предвосхитил концепцию циркуляции элит, сформулированную другим его соотечественником - В. Парето. Совпадение указанной идеи Моска с идеей Парето явилось поводом для дискуссий между двумя учеными о приоритете их концепций. Первый обвинял второго в плагиате. Однако, как считают современные исследователи, речь в данном случае должна идти пе о плагиате, а о совпадении выводов, к которым пришли ученые независимо друг от друга, что в истории пауки время от времени случается. Примерно в то же время другой итальянский ученый - экономист, социолог и политолог - Вильфредо Парето в работе "Трактат но общей социологии" разрабатывает свою политическую концепцию, которую принято называть теорией циркуляции элит. Он был первым, кто активно стал использовать термин "элита", и именно ему принадлежит принятое в современной политологии определение этого понятия. Также как и Моска, Парето исходил из того, что во все времена обществом правило и должно править меньшинство - элита. Однако базовыми в его теории являются не только понятие элиты, по и понятия правящей элиты, контрэлиты, народа. Элита, считает Парето, - это "избранный класс", класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности и, следовательно, наделен наибольшим личным потенциалом для занятий в сфере управления обществом, если речь идет о политике. При этом подразумевается, что граница, отделяющая элиту от остального населения, не является и не может являться точной. Саму элиту Парето подразделяет на две части: 1) правящую элиту; 2) неуправляющую элиту, или контрэлиту. Правящую элиту составляют те, кто прямо или косвенно играет заметную роль в управлении обществом, контрэлиту - люди, обладающие характерными для элиты качествами, но не имеющие доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих на пути к управленческой деятельности. Народ или, но выражению Парето, "низший класс" исполняет преимущественно пассивную, а не активную роль в общественных делах, по является источником пополнения как элиты, так и контрэлиты [73. С. 510-511J. Важным моментом теоретического построения Парето является положение о гетерогенности, неоднородности общества, что и является, по его мнению, объективной предпосылкой круговорота элит. Развитие общества, согласно Парето, происходит посредством периодической смены, или циркуляции, двух главных типов элит: ориентированных на хитрость и обман, которых он вслед за Макиавелли называл "лисами", и ориентированных па силу и порядок - "львы". Эти два типа элит являются вроде двух крыльев или двух полушарий единого целого. Они соответствуют двум принципиальным стратегиям осуществления власти - через взаимодействие и компромиссы или с опорой на насилие. Данные стратегии, или типы управления, сменяют друг друга по мере ослабления соответствующего потенциала их носителей. Если правящая элита не принимает мер против деградации (у "лис" в виде радикализации и коррупции, у "львов" - усиления консерватизма) путем привлечения новых членов из низших социальных страт, сохраняющих необходимые качества, то может произойти революция, обновляющая правящую элиту. В сфере политики, считает Парето, действуют сильные правители ("львы") и хитрые администраторы ("лисы"). В начале цикла правят "львы", отсюда - войны, а в правящей элите в целом доминируют настроения лояльности власти, патриотизма, приверженности к порядку и т. д. В условиях стабильности и спокойствия "лисы" постепенно входят в правящую элиту, подрывая господство "львов" и лишая их власти. Начинается вторая фаза цикла: "лисы" заняты внутренней политикой, перераспределением ресурсов в ущерб "силовикам", а в правящей элите доминируют материальные ценности. В результате постепенного истощения потенциала "лис" в конечном итоге происходит консервативный заговор "львов", удаляющих "лис" от власти силой. Цикл начинается заново. Крупный вклад в развитие теорий элиты внес немецко- итальянский социолог Роберто Михельс. Он исследовал социальные механизмы, порождающие феномен элиты. В этом процессе, считает Михельс, особое значение принадлежит организаторским способностям определенных людей, а также организационным структурам общества, усиливающим элитарность и отделение управляющего слоя от основной части общества. Он приходит к выводу, что сама организация общественной жизни требует элитарности и закономерно воспроизводит ее: "Большинство человечества, - писал он, - никогда, видимо, не будет способно к самоуправлению. Даже в том случае, если когда-либо недовольным массам удастся лишить господствующий класс его власти, то... в среде самих масс с необходимостью появится новое организованное меньшинство, которое возьмет на себя функции господствующего класса" [73. С. 648-649]. Главной заслугой этого ученого является сформулированный им "железный закон олигархии" или, точнее, "железный закон олигархических тенденций". Согласно Михельсу, в каждом обществе действует тенденция, в соответствии с которой неотделимое от прогресса цивилизации развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими организациями пе может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рационализации, что сопровождается выделением руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам руководства. "Неизменный социальный закон, - утверждает Михельс, - состоит в том, что в любом органе сообщества, возникшем под влиянием разделения труда, возникает по мере его консолидации собственный интерес сам по себе и для себя. Но существование собственного интереса в общем союзе включает в себя существование трений и противоположность интересов но отношению к общему интересу" [73. С. 651J. В конечном счете господствующее меньшинство превращается в замкнутую олигархическую группу, стремящуюся сделать свое привилегированное положение наследственным, укрепляя и защищая его всеми возможными способами. Данную тенденцию Михельс называл "железным законом". Из его действия он делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии, которую он отождествлял с непосредственным участием масс в управлении. Современные элитист- Свое дальнейшее развитие теории ские теории элит получили во второй половине XX в. Прежде всего необходимо отметить возросшее разнообразие подходов современных ученых к пониманию феномена элиты. Одни из них продолжили трактовку элиты как правящего класса, другие акцентировали внимание на делении общества па две неравные части - элиту и массу, третьи предприняли попытку совместить принципы элитизма и демократизма в организации общественной жизни. Начатую еще Г. Моска интерпретацию феномена элиты как сплоченной и закрытой группы, стремящейся осуществлять власть только в своих собственных интересах, продолжил американский исследователь Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Новое в его теории состоит в отходе от защиты элитизма как принципа организации жизнедеятельности общества. Главный элитообразующий признак, считает Миллс, - это обладание командными позициями, руководящими должностями в общественных институтах. Он ввел понятие "властвующая элита", которая "состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия... Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества... Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются" [76. С. 24]. Миллс рассматривает элиту как систему, так сказать, специализированных элит: в США, например, он выделяет три такие элиты - промышленную, политическую и военно-бю- рократическую. Властвующая элита решает все важнейшие вопросы американского общества, нейтрализуя массы путем обмана, лести и мощной индустрии развлечений. Властвующая элита подвержена коррупции, что Миллс объясняет отсутствием организованной общественности, перед которой элита отвечала бы за свои решения. Принципы демократии и элитизма, по Миллсу, противоречат друг другу, и это противоречие может быть разрешено через расширение участия масс в политике. Данную трактовку элиты развивают такие исследователи, как Т. Дай, X. Зиглер и другие, которые считают, что небольшая по численности элита в США осуществляет власть де-факто, и эта власть "структурна", т. е. в принципе пе зависит от исхода тех или иных выборов. Другая исследовательская линия состоит, напротив, в защите элитизма как принципа организации общества, в обосновании необходимости деления общества на две неравные части - элиту и массу. Она связана с именами испанского философа X. Ортега-и-Гассет, английского историка А. Тойиби, американского социолога и политолога А. Этци- опи и др. Проиллюстрируем данный подход на примере творчества Ортега-и-Гассет. Свои идеи Ортега-и-Гассет изложил в широко известной работе с характерным названием "Восстание масс". Под "восстанием масс" он понимает "неправомерное" вторжение широких слоев населения в сферу политики, что вызывает у Ортега сильную тревогу. Это беспокойство вытекает из его понимания сути общественного организма: "Общество, - утверждает Ортега, - всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса - не выделенных ничем" [76. С. 17]. Причем меньшинство, считает мыслитель, составляют те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства; большинство – это те, кто не требует ничего и кто предпочитает плыть по течению, пе силясь перерасти себя. Политика, которая но своей природе требует творческой активности, может быть под силу людям, обладающим особыми достоинствами, т.е. меньшинству, или элите. Масса, которая не обладает необходимыми способностями, призвана повиноваться элите. Поэтому, считает Ортега-и-Гассет, "восстание масс" против своей собственной судьбы неминуемо ведет к политическим потрясениям, следствием которых является установление тоталитаризма. Согласно Ортеге, подлинное общество - это аристократическое общество с четким делением на элиту и массу. Несомненной новизной отличается концепция конкурентного элитизма, называемая также концепцией демократического элитизма. Ее создатели, как уже отмечалось, предприняли небезуспешную попытку объединить, казалось бы, несовместимые в организации политической жизни принципы - принцип элитизма и принцип демократизма. Истоками концепции стали идеи американского политолога А. Бентли и австрийского социолога и экономиста И. Шумпетера. Первый, как мы помним, раскрыл роль заинтересованных групп (групп интересов) в функционировании политической системы, а второй интерпретировал демократию как институциональный механизм, посредством которого отдельные индивиды приобретают право принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. Исходным в рассматриваемой концепции является положение, согласно которому, элиты - их в современном обществе множество - выступают уже как выразители интересов различных социальных групп и, конкурируя друг с другом, способствуют сохранению и развитию демократии. Согласно Шумпетеру, различные элиты выносят на рынок свои политические программы, а массы "покупателей" на выборах принимают или отвергают их. По Манхейму, отличительная черта демократии - это не отсутствие элит, а конкурентная борьба между относительно открытыми элитами за власть в контексте "демократического оптимизма" отношений элит и масс. Демократия, считает К. Маихейм, влечет за собой антиэлитическую тенденцию, по пе требует идти до конца к утопическому уравниванию элиты и масс. В рамках концепции демократического элитизма сложилась школа американского политолога Г.Д. Лассуэлла, последователи которой разрабатывают теорию плюрализма элит. Представления, развиваемые в рамках данного направления, являются, по оценке аналитиков, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Теория множественности элит сводится к следующим основным положениям. Во-первых, отрицание элиты как единой привилегированной, относительно сплоченной группы и одновременно обоснование положения о существовании в современном демократическом обществе множества элит. Во-вторых, понимание элит как функциональных групп, обладающих особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них. Однако это не дает оснований говорить о социальном господстве элит. В-третьих, деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между функциональными элитами и социальными группами существуют, скорее, отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных индивидов, которые весьма свободно могут входить в состав элит и выходить из них. Элиты же находятся иод контролем материнских, т. е. более широких, социальных групп. С помощью разнообразных демократических механизмов - выборов, референдумов, опросов, сообщений прессы, деятельности групп давления и т. д. - можно ограничить или вообще предотвратить действие сформированного Михельсом "закона олигархических тенденций" и удержать элиты под влиянием масс. Концепция плюрализма элит широко используется для теоретического обоснования современных западных демократий.
Понятия "политиче- Исходным для всех рассмотренных екая элита" и "правя- выше концепций является положение щая элита" о том, что в любом обществе можно выделить творческое, активное меньшинство - элиту и нетворческое, пассивное большинство - массу. Такое разделение общества закономерно обусловлено естественной природой человека: люди не равны по своим интеллектуальным, моральным, волевым, творческим, физическим и многим другим качествам. Принадлежность отдельных людей к элите обусловлена их особыми достоип- <твами. Степень влияния этой группы людей на общественную жизнь в целом и на процессы в различных областях - экономике, политике, науке, культуре, военном деле и т. д. - значительно превосходит влияние остальной массы. Потому данная группа людей и получила название элита. Состав элиты зеркально отражает структуру общества: каждой области общественной жизни присуща функциональная элита, которая называется также субэлитой. Элита, равно как и субэлита, есть саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся группы людей. В общем составе элиты особая роль принадлежит политической элите. Это - внутренне дифференцированная группа лиц, обладающих необходимыми для активной политической деятельности качествами, претендующих на представительство интересов социальных групп или классов, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и имеющих возможность (добивающихся возможности) прямо или косвенно влиять на принятие и реализацию решений, связанных с использованием государственной власти. Политическая элита представляет собой некое множество конкурирующих друг с другом субэлит. Каждая из политических субэлит генетически связана с определенной социальной группой или социальным классом и претендует на выражение интересов последних в сфере политики. Множественность политических субэлит является следствием экономического и социального плюрализма самого общества. Согласно концепции демократического элитизма, элита и масса находятся в постоянном взаимодействии и грань между ними носит условный, размытый характер. В условиях демократии политическая элита в той или иной степени подконтрольна массам и относительно открыта для вхождения в нее тех, у кого есть соответствующая квалификация и достаточная степень политической активности. В период выборов в ходе конкурентной борьбы за голоса избирателей различные политические субэлиты стремятся добиться права управления государством и обществом. Победившая на выборах коалиция субэлит приобретает статус правящей элиты, а потерпевшая поражение группировка субэлит становится оппозицией. Правящую элиту иначе называют действительной элитой, а оппозицию - потенциальной элитой. Таким образом, правящая элита - это та часть политической элиты, которая имеет доступ к инструментам государственной власти и реально обеспечивает руководство и управление государством и обществом. Очевидно, что такая группа образуется вследствие того, что ни отдельный класс, ни тем более все участники политически организованного сообщества, вместе взятые, не могут ежедневно и ежечасно заниматься управлением общими делами. С момента возникновения государства эта работа становится уделом небольшого числа членов сообщества, деятельность которых образует новый вид общественного разделения труда. Эту группу составляют наиболее авторитетные, влиятельные и политически активные индивиды, которые имеют прямой или непосредственный доступ к инструментам государственной власти. В политической науке для ее обозначения используются такие термины-синонимы, как правящая группа, правящая элита, властвующая элита. Именно этой группе лиц принадлежит приоритет в определении основных целей и задач сообщества, законов государства, выработки и осуществления важнейших управленческих решений. Потенциальная элита представляет собой группу, или, точнее группы людей, которые не имеют доступа к инструментам власти, но которые готовы занять в обществе руководящие позиции и заменить собой действительную элиту. Данную часть политической элиты принято называть также контрэлитой. Для сведения заметим, что в США система государственных институтов и организаций, обладающих властью и влиянием в обществе, а также группы и лица, занимающие основные позиции в этих институтах называются истеблишментом (от англ. Establishment - установление, основание; учреждение). В бывшем СССР круг лиц, которые занимали ключевые должности в различных органах власти и управления (включая единственную в то время партию), назывался номенклатурой (от лат. nomenklatyra - роспись имен). Как в прошлом, так и в настоящем для обозначения круга лиц, причастных к осуществлению политической власти, использовались и другие понятия. В частности, в прошлом широко использовался термин аристократия (от греч. aristos - лучший, знатнейший и kratos - власть, т. е. власть знатных), обозначающий высший, привилегированный слой господствующего класса, богатая или родовая знать, а также форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках этого слоя. В настоящее время широкое распространение получило понятие меритократия, образованное or латинского слова meritos - лучший и греческого kratos - власть и означающее "власть лучших". Свойства и функции Для понимания места и роли правя- правящей элиты щей элиты в системе политических отношений важно отметить ее существенные черты или свойства. К таковым относятся: • наличие специфического самосознания, а именно осознание себя в силу личностных достоинств составляющих элиту лиц как особой социальной группы, призванной руководить государством и обществом; • осознание своей генетической связи с более широкими социальными слоями или классами, а также своей ответственности перед ними; • внутренняя организованность, сходство стереотипов и норм поведения, позволяющие обеспечивать проявление общей воли к действию, к достижению групповых и общих целей; • наличие у составляющих ее лиц организаторских способностей, управленческого опыта, профессионализма; • высокий социальный статус, обладание социальными привилегиями; • относительно высокая степень интегрированности, которая обусловлена общей заинтересованностью входящих в ее состав лиц в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя. Раскрывая содержание политических функций правящей элиты, акцент может делаться исходя либо из того, что эта группа функционально связана с господствующим классом (доминирующими социальными слоями и группами) и, следовательно, ее основным предназначением является обслуживание интересов этих социальных субъектов, либо из того, что она есть порождение всего государственно организованного сообщества, а значит, ее роль состоит в обеспечении жизнедеятельности общества как единого целого. Мы уже не раз приходили к выводу, что в деятельности и самого государства, и всех его институтов присутствуют элементы и того и другого. Это полностью относится и к содержанию деятельности правящей группы. Ее функции соподчинены с функциями государства, хотя и не тождественны им: содержание деятельности правящей элиты характеризуется определенной спецификой. К числу важнейших ее функций принято относить следующие: • выявление (формирование) и представление интересов прежде всего господствующего класса (доминирующих социально-политических сил) и других слоев населения. В обществах, находящихся на стадии классического капитализма, господствующим считается класс буржуазии; в индустриально развитых странах доминирующими являются слои населения, которые образуют средний класс; • формирование воли доминирующих социально-политических сил. Внешне эта воля предстает как цели и задачи развития сообщества. Соответственно, данное направление деятельности правящей элиты можно также определить как целеполагающую функцию, или функцию разработки политического курса страны; • продуцирование разнообразных политических ценностей и представлений, отвечающих интересам доминирующих социально-политических сил и общества в целом. Формулируя систему идей, ценностей и представлений, которая приобретает статус государственной идеологии, правящая элита стремится тем самым влиять на сознание граждан, мобилизовать их на решение целей и задач развития общества. Без постоянного обновления этих средств влияния власть правящей элиты может терять свою легитимность; • создание и постоянное совершенствование механизма политической власти. Данная функция отчетливо проявляется при смене правящей элиты. Новая элита, как правило, начинает свою деятельность с реформирования институтов государства, обновления законодательства вплоть до пересмотра конституции страны и формирования других необходимых ей политических институтов. Данное направление деятельности правящей элиты является главным условием эффективного управления обществом; • принятие принципиально важных для жизнедеятельности государства и общества решений и руководство процессом практического осуществления выработанного политического курса, сформулированных целей и задач развития общества. Эта функция элиты находит свое выражение в сущностном воздействии на общество, его экономику и культуру. К ним относятся всевозможные виды регулирования поведения (законодательное, административное, мо- |тлыюе), извлечение ресурсов в форме налогов и распределение благ и услуг между различными группами населения. Если попытаться привести все перечисленные функции правящей элиты к некому общему знаменателю, то в качестве такового можно признать ее посредническую роль с использованием ею инструментов государственной власти в обеспечении процесса взаимодействия между различными группами и классами, образующими в своей совокупности социально-классовую структуру данного общества. Выполняя необходимые для обеспечения жизнедеятельности общества функции, правящая элита преследует при этом и свой собственный интерес, а именно поддержание своего высокого социального статуса и связанных с ним привилегий. Учитывая объективное положение и роль рассматриваемой группы лиц в системе политических отношений, авторы и сторонники элитистских теорий считают ее основным, если не единственным, субъектом власти в политически организованном сообществе людей и потому определяют ее термином "властвующая элита". Это означает, что именно дан- пая привилегированная группа лиц, говоря словами Р. Даля, контролирует как саму повестку дня деятельности правительства (т. е. институтов государственной власти), так и содержание принимаемых ими решений. Вот это положение элитистских теорий и является предметом непрекращающихся дискуссий, о которых упоминалось в начале изложения данной темы. Критики теорий правления меньшинства считают, что выдвигаемые их авторами положения, как выразился только что упомянутый Р. Даль, являются искаженным отражением важнейших истин, касающихся человеческой жизни. Нельзя не признавать, что неравенство в распределении власти является универсальной чертой человеческих взаимоотношений на протяжении письменной истории и что даже в современной демократической стране граждане далеки от равенства в обладании политическими ресурсами и во влиянии па политику и поведение правительства государства. Но авторы элитистских теорий, считают их критики, нацелены на то, чтобы доказать нечто большее: а именно то, что приближение к демократии либо в принципе невозможно, либо требует уникальных условий, которые еще никогда не складывались. Этот момент в теориях правления меньшинства, считает Р. Даль, подтвердить или опровергнуть невозможно и невозможно главным образом из-за их предельно высокого уровня обобщения. По его мнению, данные теории свидетельствуют не больше, чем о масштабах и несомненности неравенства, но они не способны подтвердить представление, будто во всех демократиях правящее меньшинство прямо или косвенно господствует в деле управления государством. Более того, они уводят пас от реалистической оценки возможностей демократии в современном мире. В результате все наши суждения относительно ценности элитистских теорий, видимо, зависят по большей части от того, насколько они соответствуют нашим исходным взглядам на устройство мира. Сам Р. Даль убежден в осуществимости такой политической системы, "члены которой считают друг друга политически равными, где они обладают коллективным суверенитетом, а также всеми возможностями, ресурсами и институтами необходимыми для самоуправления" [31. С. 473]. Типы и структура Тип элиты определяется характером правящей элиты общества, его социально-классовым составом. Согласно современным представлениям, политически организованные сообщества в процессе своего развития проходят сначала традиционную, или доиндустриальную, стадию, затем индустриальную, или модернистскую
|