ИННОВАЦИОННАЯ ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ.
Инновация (от английского «innovation» - нововведение, новообразование) – это внедренное или внедряемое новшество, а также процесс такого внедрения. Вместе с тем, инновацией называют не всякую новинку, а только такую, которая повышают эффективность производства материальных и духовных благ. В широкий обиход термин «инновация» и производные от него ввел австрийский экономист Й. Шумпетер в 1934 г., анализируя циклы экономического развития. Институализация (от английского «institution» - установление, учреждение, формализация, упорядочение) – деятельность, создающая устойчивые общественные отношения: стабильные связи, организованные формы взаимодействия, учреждения, иные официальные и неформальные организации, нормы поведения и иные социальные институты. Инновационная институализация современной науки – это задействование науки в качестве ведущего участника обновления всех сфер человеческой деятельности. Такая институализация прежде всего подразумевает следующее: - научные открытия выступают основой почти всех инноваций (технических, социальных и прочих); - ученые принимают непосредственное участие в решении большинства актуальных проблем, а реализация любого нового решения в какой-то степени инновация; - высокий уровень интеллектуального и творческого развития научных кадров делает их незаменимыми участниками инновационной деятельности; - ученые непосредственно участвуют в подготовке и повышении квалификации участников инновационного процесса. Инновации подразделяются на: - научные (порожденные чистым саморазвитием науки) и прагматические (вызванные производственными и иными практическими) потребностями; - радикальные (быстрые и масштабные) и ординарные (постепенно внедряемые); - технологические и социальные; - продукционные (касающиеся, прежде всего, производимой продукции, работ, услуг) – операционные (обновления методик, алгоритмов и иных способов деятельности) – организационные (внедрение новых методов руководства и контроля) – институциональные (затрагивающие социальную структуру: организации и иные оргструктуры) – информационные (связанные созданием, сбором, обработкой и распространением информации). Каждая инновации, как правило, задевает множество сфер производства и социального регулирования, поэтому инновационная деятельность невозможна без крупных капиталовложений (серьезного финансирования материальных и высокоинтеллектуальных затрат) и предпринимательской активности (риска и оргработы). Одной из важнейших гарантий существования и развития инновационной деятельности является надежная правовая защита авторских и имущественных прав инноваторов. Иначе подражательство и несанкционированное (контрафактное) копирование сделают инноваторство абсолютно убыточным и бесславным для инициаторов новых идей. В наши дни философы отмечают формирование национальных инновационных систем, объединяющих государственные, научные, образовательные, технико-технологические, предпринимательские и производственные структуры. В рамках этих систем создаются: инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, научно-технологические парки (технопарки); технополисы типа Силиконовой долины США и т.п.
56. ТЕХНИКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ. ФУНКЦИИ ТЕХНИКИ, ЕЕ РОЛЬ И СТАТУС В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (Х. ЛЕНК ОБ «ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ»). Техника (от древнегреческого «τεχνικη» - искусство, мастерство) – это исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), предназначенных для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики техники ‑ искусственность и инструментальность (роль инструмента - посредника между субъектом-преобразователем и преобразуемым объектом). Вся техника в целом называется техносферой. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее появление объясняют либо копированием внешних природных форм, либо удлинением-укреплением человеческих органов. Первые философские рассуждения (философские рефлексии) о технике появились еще в античности. Техника тогда рассматривалась как рукотворная реальность, способствующая достижению человеческих целей. В новое время осознали специфичность техники, как мастерской и нового мира, сложившегося рядом с естественным, природным миром, превращенным в кладовую. Философия техники стала самостоятельной дисциплиной во второй половине XIX в. (ее основы сформулированы Э. Капом в 1877 г.) в связи с тем, что именно тогда стремительно развивался научно-технический прогресс и бурно множились технические науки. С 60-х годов ХХ в. техника стала объектом системного философского исследования в связи с апогеем научно-технической революции. Сегодня философия техники формируется с двух сторон: 1) со стороны самих инженеров и прочих технических работников и 2) со стороны философов и методологов науки. Меж тем, инженерная деятельность постоянно усложняется – а значит, должно усложняться и усложняется ее осмысление. В процессе философской рефлексии рассматриваются следующие вопросы: как зародилась техника, в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как можно и нужно направлять техническое развитие, какова специфика технических наук, в чем особенности их логики и т.п. В технике философы выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую, спортивную и т.д. В современной философии 3 типа концепций роли и статуса техники в истории цивилизации: - техницизм, или технический оптимизм, или технократизм (где наука и техника ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы); - антитехницизм, или технический пессимизм, или технофобия (где техника ‑ угроза культурному и гуманитарному прогрессу, превращающая человека в покорный винтик Мегамашины); - синтетические концепции (где для дальнейшего развития техники ищут разумный компромисс, объединяя оправданные надежды техницизма с конструктивной критикой антитехницизма). Технический прогресс подразделяют на стадии так: ручные орудия – машины – автоматы. Или так: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (XX в.) – информационная революция (ХХI в.). При этом понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества. В прошлом олимпийский чемпион, а ныне научный функционер Б. Ленк известен своими публикациями по теме всеобщей «ответственности в техническом прогрессе». В частности в книге Ленка «Размышления о современной технике» (1996 г.) мы находим 10 пунктов, резюмирующих позицию автора. Их смысл вкратце таков: - за безопасность техники должны отвечать абсолютно все, но особо важна коллективная ответственность технической интеллигенции; - чем больше интеллектуальная и техническая мощь – тем выше ответственность за причиняемый вред; - цель ответственности за технический прогресс – спасение природы в целом; - юридические, моральные и иные нормы ответственности нужно подробно прописать в кодексах; - технику все-таки не стоит тотально отрицать – достаточно ограничивать с учетом всех обстоятельств.
|