Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основания науки. Роль философских идеи и принципов в развитии научного знания





Человеческая деятельность всегда сопровождается выработкой зна­ния различного характера. В связи с этим возникает вопрос о тех ос­нованиях (критериях), которые позволяют выделить из всего ком­плекса накопленных человеком знаний именно научные, а из всего многообразия видов человеческой деятельности — научно-исследо­вательскую деятельность.

Под основаниями науки понимают систему различных регуляти- вов, детерминирующих цель и способы получения научного позна­ния, представление и понимание изучаемой реальности, а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру.

В данной дефиниции ясно видна и структура оснований науки: цель и способы научного познания определяются идеалами, нор­мами и критериями, обобщенное представление и понимание ис­следуемой реальности воплощается в научной картине мира, формы и степень обоснованности научного знания и его включения в об­щий культурный контекст исторической эпохи обеспечивают фило­софские основания.

При рассмотрении идеалов и норм (нормативов) науки, а также критериев научности следует исходить из понимания генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры — производ­ства объективных и истинных знаний о Мире. Такие идеалы нау­ки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота и открытость научных знаний, равно как и способы их получения, сформулированные в ходе исторического развития науки, детерминируют нормы научного исследования, в со­вокупности которых следует различать логико-эпистемологические, т. е. познавательные, и социокультурные, определяющие место и роль науки в едином культурном пространстве, равно как и ценностный статус науки в жизни общества, ориентиры и нормативы. При этом необходимо учитывать их системную взаимосвязь.

К логико-эпистемологическим нормативам науки относятся сле­дующие:

+ описание — выявление совокупности данных о свойствах и отно­шениях изучаемых типов объектов; + объяснение — выработка понимания сущности возникновения,

развития и функционирования исследуемого объекта; + системность — анализ и соотнесение полученных данных по ра­нее установленным типам и классам объектов, а также по необхо­димости — введение новых типов и классов объектов; + доказательность и обоснованность — соответствие логическим

принципам и законам; + эвристичность — способность предсказывать новые свойства и от­ношения исследуемой реальности, открытие новых уровней орга­низации мира и новых типов объектов. К социокультурным нормам науки можно отнести: + прагматическую — определение способов применения получен­ных знаний в различных сферах жизни общества; + прогностическую — анализ перспектив развития общества и ок­ружающей среды, создание футурологических моделей, а также выработку рекомендаций на будущее; + экспертную — анализ и оценку осуществимости, эффективности и оптимальности различных проектов и программ, создаваемых и реализуемых в различных сферах культуры, в том числе и в са­мой науке.

При соотнесении науки с другими сферами культуры система идеалов и норм научного познания позволяет определить основные критерии научности, к которым относятся:

+ теоретичность научного познания, детерминированная самой це­лью научного познания, т. е. постижением истины ради нее самой, получение знания ради самого знания; + обоснованность научного познания, которая достигается посред­ством проведения целого ряда логико-эпистемологических про­цедур (теоретического и эмпирического характера) при опреде­ленных условиях их осуществления; + системность, которая задает определенную форму научного зна­ния, поэтому оно всегда реализуется в виде систем (теория, гипо­теза, научная картина мира), в рамках которых компоненты этих образований посредством координационных и субординацион­ных связей образуют одно целое; + рациональность (научная рациональность отличается строгостью, последовательностью, логичностью, инвариантностью) как самой познавательной деятельности, так и результата этой деятельно­сти — научных знаний; + принципиальная проверяемость научных знаний в каждый мо­мент времени и в каждой точке пространства для каждого субъек­та познавательной деятельности.

Критерии научности являются результатом исторического раз­вития не только науки, но и других сфер культуры. Так, например, философское знание тоже характеризуется системностью и теоре­тичностью. Однако лишь научный вид знаний в полной мере соот­ветствует рассмотренным критериям научности.

В познании структуры и свойств универсума большое значение имеет научная картина мира, являющаяся формой систематизации и обобщения научных знаний.

Научная картина мира (НКМ) — система общих представлений о фундаментальных свойствах и закономерностях универсума, воз­никающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основ­ных научных фактов, понятий и принципов.

НКМ состоит из двух постоянных компонентов: концептуаль­ного и чувственно-образного. Концептуальный компонент включает в себя философские принципы и категории (например, принцип детерминизма, понятия материи, движения, пространства, време­ни и др.) и общенаучные положения и понятия (закон сохранения и превращения энергии, принцип относительности, понятия массы, заряда, абсолютно черного тела и др.). Чувственно-образный компо­нент — это совокупность наглядных представлений о мировых явле­ниях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описаний и т. д. Современная научная картина мира состоит из трех относительно самостоятельных блоков — естест­веннонаучного, технического и социально-гуманитарного, единство которых обеспечивают фундаментальные философские принципы и категории. Они позволяют видеть мир как единое целое, отдель­ные фрагменты которого изучаются конкретными науками.

Следует отличать НКМ от картины мира, основанной на синтезе общих представлений человека о мире, которые вырабатываются разными сферами культуры — философией, религией, искусством и т. д. Например, в античности результаты познавательной деятель­ности обобщались в виде натурфилософской картины мира. В сред­ние века господствующей была религиозная картина мира. НКМ появилась в Новое время (XVI-XVII вв.). Главное отличие НКМ от донаучной (натурфилософской) и вненаучной (например, религиоз­ной) состоит в том, что она создается на основе определенной науч­ной теории (или теорий) и фундаментальных принципов и катего­рий философии.

По мере своего развития наука продуцирует несколько разновид­ностей НКМ, которые различаются по уровню обобщения системы научных знаний: общенаучная картина мира (или просто НКМ), картина мира определенной области науки (естественнонаучная кар­тина мира), картина мира отдельного комплекса наук (физическая, астрономическая, биологическая картина мира и т. д.).

Первые три общенаучные картины мира (механическая, электро­динамическая, квантово-полевая) формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно разви­тие физики долгое время определяло развитие науки в целом и есте­ствознания в частности. Центральным понятием этих картин мира является понятие материи, поэтому смена НКМ всегда связана со сменой представлений о видах материи, формах и способах ее суще­ствования.

Суммарный период функционирования механической и электро­динамической картин мира характеризует классическую науку как первый этап ее развития. Период формирования и функционирова­ния третьей НКМ — квантово-полевой — позволяет говорить о вто­ром этапе ее развития — неклассической науке.

В последней четверти XX в. в науке начала формироваться новая картина мира — эволюционно-синергетическая, что дает основание говорить о начале нового этапа развития самой науки — постнеклас- сическом.

В системной организации философских оснований научного зна­ния, обеспечивающих обоснование научных знаний, можно выде­лить по меньшей мере две взаимосвязанные подсистемы. Во-первых, онтологическую, которая конституализируется в сетке категорий, задающей определенное понимание исследуемой реальности (кате­гории материи, свойства, отношения, процесса, состояния, причин­ности, необходимости, случайности, пространства, времени и т. п.). Во-вторых, эпистемологическую, реализующуюся в категориальных схемах, которые характеризуют научные познавательные процедуры и результаты их осуществления (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т. п.). Причем обе под­системы исторически развиваются. Исходя из этого, прежде всего необходимо эксплицировать исходную категориальную структуру, лежащую в основе любой мировоззренческой системы: существова­ние — реальность — бытие (небытие) — мышление — субстанция — мир — материя — движение — развитие — пространство — время —... и т. д. Посредством указанной категориальной структуры ученый получает возможность исследовать изучаемый объект на фоне пре­дельных оснований мира. При этом координация и субординация категорий, т. е. их система, должны соответствовать объективной действительности.

Вопросы соотношения исходных категорий и принципов имеют первостепенное значение не только для философии, но и для науки, так как относительность в выборе онтологии имеет определенные пределы. Как следствие, любая научно-исследовательская програм­ма в своем основании («ядре», если воспользоваться терминологией И. Лакатоса) имеет логическую систему исходных категорий чело­веческого мышления.

Например, научное знание отражает объективную реальность, а значит, необходимость этого знания обусловливается соответст­вующим философским принципом, дедуцированным из объектив­ной реальности. Это принцип детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности.

Еще античные мыслители связывали необходимость знания с отра­жением причинности, которая существует и действует объективно.


Последовательное развитие принципа детерминизма как объектив­ного основания необходимости научных знаний мы находим в фи­лософии Нового времени. Основоположники, казалось бы, проти­воположных направлений — эмпиризма и рационализма — Бэкон и Декарт равным образом придавали решающее значение в науч­ном познании принципу причинности как объективному основанию и в мире вещей, и в научном познании.

В последующем детерминизм как основание научного знания развивался такими мыслителями, как Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, великими французскими материалистами. При этом образцом для них служила классическая механика, которая в XVIII и особен­но в начале XIX в. получила законченную математическую форму. Опираясь на механику, Лаплас сформулировал свою версию де­терминизма, который впоследствии стали называть лапласовским. Согласно этому детерминизму, мир устроен таким образом, что из нынешнего его состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность же оказывает­ся как бы внутри этой системы законов.

Вплоть до создания квантовой теории ученые в самых различных областях науки стремились придать результатам своей научной дея­тельности форму абсолютной необходимости, т. е. есть абсолютного детерминизма. Законы, которые открывались и формулировались в этот период, получили название динамических, поскольку они имели форму абсолютной необходимости и исключали какую-либо случай­ность. Если же такая форма в какой-то мере нарушалась, то это счи­талось чем-то субъективным, недостатком самого научного знания.

С открытием Гейзенбергом принципа неопределенности наука постепенно стала понимать относительность детерминации и универ­сальность неопределенности. Ученые стали осознавать, что необхо­димость не может быть абсолютной, поскольку она сама определяет себя через случайность, основывается на случайности, закономерно с нею связана.

Признание фундаментальности статистических законов, в кото­рых действие случайности существенно и в принципе не может быть равно нулю, так как в них совокупное действие случайностей опре­деляет форму необходимости, окончательно утвердило мысль о том, что принцип детерминизма, несмотря на его важность и универ­сальность, нельзя рассматривать как абсолютную определенность реальных взаимодействий и законов. Поэтому, в частности, при­чинно-следственная связь стала пониматься как некоторый процесс, и вместо абсолютной причинно-следственной связи стали говорить о вероятностной причинности, т. е. о такой, которая допускает неко­торый уровень неопределенности.

Обнаружение фундаментальной роли неопределенности привело некоторых философов и методологов науки к выводу о том, что надо отказаться от принципа детерминизма вообще. Такая позиция назы­вается индетерминизмом. Однако любой индетерминизм ведет к от­казу от представления о закономерности вообще, а следовательно, к уничтожению самого предмета научного познания. Очевидно, что для подавляющего большинства ученых такая постановка вопроса совершенно неприемлема, поэтому здесь имеет смысл говорить о том, что произошло изменение понимания принципа детерминизма, а не отказ от него: абсолютный (лапласовский) детерминизм был замещен относительным (вероятностным, статистическим, стохастическим).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 253. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия