Студопедия — Понятие личности в социальных и гуманитарных науках
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие личности в социальных и гуманитарных науках






«Личность» является не только понятием или концептом социаль­ных и гуманитарных наук, но и сам этот концепт является предме­том отдельного исследования, причем важной для наук о человеке будет не только, так сказать, «содержательная» сторона этого поня­тия, но и «формальная» его часть, касающаяся происхождения тер­минов, которые выражают идею личности, их этимологических зна­чений и т. д. «Личность» как субъект исторического бытия и как инструмент социальных наук имеет свою историю, этот феномен нельзя понимать как неотъемлемую часть человеческого существа. Как показывают исторические исследования, отождествление лич­ности, субъекта и человека произошло не так давно под влиянием новоевропейской философии. Но понятие личности также имеет свой вневременной смысл, который позволяет нам обнаруживать в различных культурно-исторических формах трансформации одно­го и того же феномена. Смысл предмета раскрывается через его ис­торию, но история разворачивается как его внутренняя логика.

О том, что понятие личности в социальной истории не всегда отождествлялось с индивидом, говорят многие исторические и этно­графические свидетельства. Нередко речь в них идет о личности коллективной. Часто субъектом действия и единицей юридической ответственности выступает та или иная социальная группа.

«Граница личности как явления историко-культурной семиотики зависит от способа кодирования. Так, например, жена, дети, не­свободные слуги, вассалы могут в одних системах включаться в личность мужа, хозяина и патрона, не имея самостоятельной индивидуальности, а в других — рассматриваться как отдельные личности»[158].

В культурных и юридических системах первого типа наказание или возвышение будет распространяться не только на непосредст­венного виновника или героя, но и на весь его род. Таковы были гра­ницы личности в Древнем Риме, в средневековой Руси. Еще более сложную картину представляют общества архаические. Так, соглас­но исследованию Марселя Мосса, у индейцев пуэбло, имеющих та­кую клановую организацию, в которой существует определенное ко­личество имен и точное распределение ролей и характеров, которые эти имена должны воплощать в социальной жизни, «с одной сторо­ны, клан воспринимается как состоящий из определенного множест­ва личностей, в действительности персонажей; а с другой стороны, роль всех этих персонажей состоит в том, чтобы каждому в своей части представлять целостность клана, служить ее прообразом»[159]. Во многих палеоазиатских культурах, в которых распространен культ медведя, даже индивидуальное существование не является не­коей безусловной и неотъемлемой частью человека: люди своим личным бытием обмениваются с медведями (кстати, например, на языке нивхов нет слова «медведь», термин, использующийся для этой цели, означает «человек с горы», тогда как сами нивхи — это «низовские люди»).

Принятый в европейских языках термин, обозначающий лич­ность, происходит от латинского слова persona, образованного от гре­ческого то проcrapov — «маска» (ритуальная, трагическая, предка).

Остальные значения — «фронт», «морда», «клюв», «блеск», «внеш­ний вид», «поверхность», «лицо», «действующее лицо (роль)», «лич­ность» (все эти смыслы имеет и русское слово лицо) — возникают в ре­зультате семантического развития и расширительного употребления значения начального. Хорошо известно о повсеместном распростра­нении культа посмертных масок в древних Греции и Этрурии, об ис­пользовании масок в греческом театре. «Личностью» кто-либо мог стать, лишь надев маску, т. е. воплотив в себе образ предка, героя, бо­жества. Но если для греков это понятие играло в первую очередь роль онтологическую, ритуальную и эстетическую, то именно для римлян оно становится основным термином права, в котором personae становятся все свободные граждане. «Персона», маска перестает при­надлежать исключительно культу. Все становятся личностями, но это значит также, что личностью можно стать, лишь надев социаль­ную маску вместо реальной. Человек как бы получает лицо лишь тог­да, когда расстается со своей природной индивидуальностью (по крайней мере в своей общественной жизни) и распознается как ли­цо, обладающее уникальностью социальной. Личность архаическо­го общества переходит от родовой и клановой личности к новой, гра­жданской. Человек отождествляется с более широкой социальной структурой. Он при этом может быть «гражданином мира», кем счи­тали себя эллины, но лишь постольку, поскольку «мир — это Рим». Индивидуальное бытие вне социума для такого типа общества мыс­лится как невозможное, и изгнание было наказанием более страш­ным, чем смерть.

Именно как личность человек обретает социальное бытие, но вместе с тем он становится и лицом, подчиненным социальному кон­тролю (от русского слова лицо происходят такие слова, как лики — «цифры», «последовательный ряд чисел», личъть — «пересчиты­вать», личба — «счет», сличать, наличность). В обмен на этот кон­троль человек получает юридическое право быть «персоной», лично­стью. Это право следует из его юридической свободы: только раб не имеет личности, как, впрочем, и своего тела (оно принадлежит его хозяину), предков, фамильного и личного имени (у него есть только имя его господина). У поздних стоиков к юридической свободе в ка­честве неотъемлемой части личности прибавляется и свобода нрав­ственная. С концепцией нравственной личности стоиков связано появление таких важных для европейского самосознания понятий, как «совесть» и «сознание» (соответствующие русские слова — каль­ки с латинских слов conscius и conscientia, технических терминов из стоической гносеологии и этики).

Христианская эпоха выстраивает тип личности, который, с одной стороны, не нуждается в подобном внешнем социальном контроле, избегает его, а с другой — дисциплинирует самоконтроль как основу личного бытия. Личность в христианстве возникает не из отноше­ния человека и общества, а из отношения человека и Бога, который дарует (творит) душу. Эта душа мыслится как индивидуальная суб­станция и отождествляется с личностью, но не с телом (хотя бы с та­кой материальной частью личности, которую представляла собой античная маска). Вспомним, что Освальд Шпенглер определял запад­ноевропейскую культуру как культуру «фаустовскую»; а доктор Фа­уст как раз и был известен тем, что продал собственную душу. А это значит, что душа, а с нею и личность, теперь мыслится как отдельная сущность и как предмет личной заботы, религиозного почитания, ос­нова личного спасения. Это новое понимание человеческой сущно­сти отразилось в греческом языке в том, что теперь для понятия «личность» понадобился новый термин — хипостасис. Если в слове проторон подчеркивалась внешняя сторона личности, она прочиты­валась через ее маску, поверхность, фронтальную сторону, то основ­ное значение слова «ипостась» выражает идею основания, сущности. Хипостасис значит «поддержка», «осадок», «фундамент», «сущность». Личность в христианстве понимается как «рациональная субстанция индивидуума» (Кассиодор), что, следует отметить, также противоре­чило древнегреческой онтологии познания, где разум не мог быть индивидуальным.

Именно эта идея положена в основу души как «мыслящей суб­станции» у Декарта, именно с ее помощью формулируется понятие субъективности в новоевропейской философии. Мышление стано­вится «природой» души. Понятие личности становится проблемой самосознания, категорией «я» как отношения мышления к самому себе в немецком идеализме, в первую очередь у Канта.

«То обстоятельство, — пишет Кант, — что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, кото­рые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. суще­ство, по своему положению и достоинству совершенно отличное

от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обра­щаться и распоряжаться как угодно»[160].

Но человек уже не обладает личностью по праву рождения или по произволу Творца. Личностью «я» становится. Так, ребенок до определенного возраста не называет себя «я», так как не имеет тако­го опыта и воспоминаний об этой поре своей жизни, потому что раз­розненные восприятия не соединяются еще с помощью категории «я» в понятие о самом себе и об объектах как о чем-то едином.

Далеко не для всех культур современная западноевропейская кон­цепция личности является понятной и приемлемой. Каждая культу­ра не только создает собственный набор личностей, но и определяет класс объектов, личностью не обладающих. Понятно, что римская концепция личности будет неприемлема для Канта, но и кантиан­скую концепцию отвергнет, например, буддист. Личность определяет­ся через обезличенность. В архаических культурах мы не обнаружим удовлетворяющего нас типа личности потому, что в них обладающей личностью может выступить любая вещь (здесь нет объектов, мир есть сообщество субъектов).

Концепции личности в современных науках условно можно раз­делить на два вида: примордиалистские и конструктивистские. Кон­цепции первого вида понимают личность как нечто врожденное человеку, как его «натуру», характер; концепции второго вида счита­ют, что личность изначально определяется культурой, каждая соци­ально-историческая единица формирует свои типы самосознания. Оба этих вида по-разному решают вопрос об отношении общества и личности, но и в том и в другом случае им приходится также ре­шать вопросы о детерминации личности биологическими, социаль­ными и национальными факторами, описывать фундаментальные характеристики культурных и исторических типов личности, опре­делять, какое место занимает личность в системе духовных ценно­стей той или иной эпохи или сообщества, и др.


Список литературы

Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964-1966. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. Кармин А. С. Культурология. СПб.: Лань, 2001. Кармин А. С. Познание бесконечного. М.: Мысль, 1981. Кармин А.С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы. Коэволюцион- ная стратегия. М.: Интерпракс, 1995.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / ГУВШЭ, 2000.

Киреевский И. В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: Наука, 1987. Козелецкий Ю. Психологическая теория принятия решений. М.: Прогресс, 1979. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. Конт О. Дух позитивной философии // Вестник знания. СПб.: Изд-во В. В. Бит- нера, 1910.

Космология. Теории и наблюдения / Под ред. Я. Б. Зельдовича, И. Д. Новикова. М.: Мир, 1978.

Крафт В. Венский кружок. Возникновение позитивизма. М.: Идея-Пресс, 2003. Куайн У. В. О. Слово и объект. М.: Логос, Праксис, 2000. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: АСТ, 2003. Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. Псков: Изд-во Псковского обл. ин-та усоверш. учителей, 1994.

Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1955.

Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб.: Азбука, 2001. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Лотце Г. Микрокозм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии / Пер. с нем. Е. Корша. Ч. 1-3. М., К. Солдатенков, 1866-67. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. Мангейм К. Очерки социологии знания. М.: ИНИОН РАН, 1998. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: Восточная литература, 1996. Наука в культуре. М.: УРСС, 1998. Наука: возможности и границы. М.: Наука, 2003. Наука о науке. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1966. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1997. Новая философская энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2001.

Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Сер. «Мыслители». Вып. 5. СПб.: 2001.

Планк М. Единство физической картины мира. М.: Наука, 1966.

Платон. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Рассел Б. Введение в математическую философию. М.: Гнозис, 1996.

Рассел Б. История западной философии. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.

Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб.: Наука, 1993.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.

Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. Свасьян К. А. Прививка от невегласия // Эксперт. 2007. № 14 (555). Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973.

Соболева М. Е. Философия как «критика языка» в Германии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

Современная философия науки. М.: Логос, 1996.

Солонин Ю. Н. Наука как предмет философского анализа. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. Сноу Ч. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. Спасский Б. И. История физики. Ч. 1. М.: Высш. шк., 1977. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Гардарики, 2000. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной ци­вилизации / РАН, Ин-т философии. М., 1994.

Теория и методы в социальных науках. М.: РОСС ПЭН, 2004. Тимофеев-Ресовский Н. Воспоминания // Наука и жизнь. 1996. № 12. Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М.: РОСС ПЭН, 1996. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. Уайт X. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатерин­бург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

Успехи физических наук. Т. 85, вып. 2. М.: Наука, 1965.

Уэбстер В. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004.

Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.

Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М.: Наука, 1982.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Мир, 1968.

Филиппов М. Леонардо да Винчи. М.: Республика, 1993.

Философия и методология истории / Благовещенский гум. колледж им. И. А. Бо- дуэна де Куртенэ. Благовещенск, 2000.

Философия науки: Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, Флинта, 2005. Философский словарь. М.: Республика, 2001.

Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. Философская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1970.

Фома Аквинский. Сумма теологии. СПб.: Экслибрис; Киев: Эльга: Ника-центр, 2002. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2005.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: Талисман, 1994. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. Хесле В. Философия и экология. М.: Ками, 1994.

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. Хокинг С. Краткая история времени. От Большого взрыва до черных дыр. СПб.: Амфора, 2003.

Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке: Избр. труды. Киев: Нау- кова думка, 1982.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. шк., 1981.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.

Штофф В. А. Проблема методологии научного исследования. М.: Высш. шк., 1978.

Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965.


[1] Иными словами, ни один ученый не работает в «научном вакууме»: на самом деле все исследователи пребывают в пространстве социального института науки, будучи свя­занными друг с другом своего рода «классной доской», воплощенной в совокупности (открытых) публикаций и непосредственных взаимосвязей. Даже тогда, когда иссле­дователь работает один, процесс (открытия, изобретения, доказывания и т. д.) нахо­дится под сильным воздействием знаний и навыков, хранящихся в памяти исследо­вателя как результат предшествующей коммуникации.

[2] См., например: Кант И. Логика // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 379.

[3] Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 486.

[4] Напомним, что один из ученых, внесших серьезный вклад в изучение явления сверх­проводимости, — В. Л. Гинзбург, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 г.

[5] Этот факт остроумно подмечен в знаменитом высказывании Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

[6] Например, российские специалисты планируют экспедицию на Марс только в 2030 г.

[7] Приведенные характеристики по своему содержанию не являются независимыми друг по отношению к другу; например, то, что научное знание имеет выводной харак­тер, конечно же, связано и с его систематичностью, и с его доступностью для обобще­ний и предсказаний. Иными словами, количество характерных черт научного знания можно было бы уменьшить. Но для этого пришлось бы ввести некоторые новые и при­том необычные понятия и слова. А взамен мы получили бы множество логически неза­висимых друг по отношению к другу черт, и их количество уменьшилось бы. Вполне очевидно, это — сугубо формальный результат, не представляющий интереса в данном случае, а заслуживающий внимания только в случае аксиоматизированных систем.

[8] Вопросы о возникновении и развитии науки в подробно освещенном культурном контексте см.: Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. СПб., 2001. С. 391-397; Кар­мин А. С. Культурология. СПб., 2001. С. 614-619.

[9] См.: Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и Западе // Наука о науке. М., 1966. С. 149-178.

[10] Вторая и третья из перечисленных точек зрения на происхождение науки отражают важные вехи в формировании науки.

[11] «Достаточно сильной» означает в данном случае то, что теория включает в себя арифметику. На первый взгляд может показаться, что это условие теоремы является серьезным ограничением в ее применимости. Однако, фактически, всякое серьезное научное утверждение так или иначе связано с необходимыми расчетами.

[12] Можно напомнить об эпистемах М. Фуко, тематическом анализе Дж. Холтона, ис­ториографических стилях Х. Уайта и т. д. (См.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981; Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатерин­бург, 2002.)

[13] Кстати, уже на примере появления счета просматривается довольно общая тенден­ция в (объективной) истории науки: техника (включая в нее и технологию) часто опережает появление собственно теоретических идей. Оно и понятно: ведь в первом случае «метод проб и ошибок» позволяет что-то создавать, т. е. открывать, и при от­сутствии полного понимания сути этого открытия.

[14] См.: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 9-10.

[15] Проблеме возникновения европейской истории науки посвящена обстоятельная книга: Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002. Особое ме­сто в истории науки ее автор отводит Евдему Родосскому (2-я половина IV в. до н. э.), другу и ученику Аристотеля.

[16] Используемый здесь подход заимствован из указанной ранее работы А. Н. Чаныше- ва, где он применен именно к философии.

[17] Койре А. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий // Кой­ре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. С. 12.

[18] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С. 487.

[19] Там же.

[20] Тынянов Ю. Н., Якобсон Р. О. Проблемы изучения языка и литературы // Тыня­нов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 282-283.

[21] Следует отметить и психологические осложнения — «экзотичность» символов. («Ну вот, "лебеди" (про знак интеграла) поплыли, это не для меня!») Но в конечном счете именно символизация обеспечивает «отстранение» изучаемого материала, самую воз­можность объективного к нему отношения: символы самой своей «чуждостью» об­легчают сосредоточение мысли на изучении формы, без лишних «ассоциаций» с каки­ми-то «смыслами», которые мы связываем со словами естественного языка.

[22] В этом случае, разумеется, следует особенно строго различать два формализованных языка: язык-объект, или предметный язык, и метаязык; появляется и метатеория. Примерами формализации в узком смысле являются: изучение символической ло­гики с помощью логико-семантических методов (построение семантики), метамате­матика, теория топосов. Заметим, что в принципе возможны и дальнейшие «степе­ни» формализации.

[23] Вроде таких случаев, когда некто, почесав в затылке, заявляет, что с точностью 90% то-то и то-то является таким-то и таким-то, не уточняя, что здесь имеется в виду под «вероятностью» и не предъявляя никакого формального обоснования своим «расчетам».

[24] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Шопенгауэр А. Избранные произ­ведения. М., 1992. С. 312.

[25] Иначе говоря, отсутствие у самих авторов, рассуждающих об ограниченности фор­мализации, ясного понимания того, что они хотели бы (а может быть, по отношению к ним правильнее сказать, что они «не хотели бы»?) формализовать.

[26] Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 73.

[27] В многочисленных психологических исследованиях установлен интересный факт, названный познавательным консерватизмом: все без исключения испытуемые зани­жают величину степени подкрепления гипотезы. См.: Козелецкий Ю. Психологиче­ская теория принятия решений. М., 1979. С. 262-271.

[28] Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 104-106.

[29] Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973. С. 104.

[30] Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973. С. 67.

[31] Э. Нагель называет совокупность законов, в соответствии с которыми построены и действуют приборы, используемые в опыте, «заимствованными», или «присоеди­ненными».

[32] Бунге М. Философия физики. М., 1975. С. 299.

[33] Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968. С. 172.

[33] См.: Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. С. 145.

[34] Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 202.

[35] Платон. Там же. С. 293.

[36] Гейзенберг В. Основные проблемы современной атомной физики. Цит. по: Хайдег­гер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. С. 247.

[37] Хайдеггер М. Что такое Метафизика //Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. С. 16.

[38] Швырев В. С. Обсуждаем статью «Рациональность» В. П. Филатова // Эпистемоло­гия и философия науки. 2004. Т. II, № 2. С. 154.

[39] Там же.

[40] Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 633-634.

[41] Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 103.

[42] Жилъсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. С. 299.

[43] Там же. С. 298.

[44] Фома Аквинский. Сумма теологии. СПб.; Киев, 2002.

[45] Там же.

[46] Жилъсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. С. 300.

[47] Там же.

[48] Цит. по: Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII века. М., 1976. С. 131.

[49] Цит. по: Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII века. М., 1976. С. 133.

[50] Там же. С. 149-150.

[51] Бэкон Р. Большое сочинение // Антология мировой философии. 1(2). М., 1969. С. 873.

[52] Там же. С. 873.

[53] Там же. С. 874-875.

[54] Бэкон Р. Большое сочинение // Антология мировой философии. 1(2). М., 1969. С. 876.

[55] Бэкон Р. Цит. соч. С. 876-877.

[56] Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII ве­ка. М., 1976. С. 149.

[57] Бэкон Р. Большое сочинение // Антология мировой философии. 1(2). М., 1969. С. 874.

[58] Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001. С. 59.

[59] Бруно Дж. Сто шестьдесят тезисов против математиков. Джордано и философия на­шего времени // Горфункель А. X. Бруно. М., 1965. С. 192-193.

[60] Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения / Пер. и комм. В. П. Зубова. М., 1955. С. 25.

[61] Там же. Цит. по: Горфункелъ А. X. Бруно. М., 1965. С. 89.

[62] Филлипов М. Леонардо да Винчи. ЖЗЛ. М., 1993.

[63] Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышле­ния. М., 1990. С. 40.

[64] Цит. по: Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. С. 41.

[65] Там же. С. 42.

[66] Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. М., 1976. С. 200.

[67] Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. С. 58.

[68] Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 58-60.

[69] Декарт Р. Принципы философии // Декарт Р. Соч. в 2 т. М., 1989- 1994 Т. I, ч. II, §§1 и 24-26. С. 349, 360, 361.

[70] Декарт Р. Ответ на вторые возражения // Декарт Р. Указ. соч.

[71] Декарт Р. Ответ на вторые возражения // Декарт Р. Указ. соч. С. 125.

[72] Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987. С. 58.

[73] Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19, 21.

[74] Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 25.

[75] Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. С. 72.

[76] Поппер К. Цит. соч. С. 374.

[77] Тезис Дюгема—Куайиа утверждает невозможность полного и окончательного под­тверждения или опровержения какой-либо теории. Он имеет слабую и сильную интерпретацию. Слабая: невозможно опровержение какого-либо изолированного фрагмента теоретической системы, т. е. не может быть эксперимента, который одно­значно что-либо подтвердил или опроверг. Сильная интерпретация: не существует правила рационального выбора из теоретических альтернатив, т. е. любая теория всегда может быть опровергнута или спасена от опровержения путем манипуляции с фоновым знанием.

[78] Кун Т. Структура научных революций. М., 2003. С. 229.

[79] Там же. С. 237-244.

[80] См.: Спасский Б. И. История физики. Ч. I. М., 1977. С. 142.

[81] Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. С. 24.

[82] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

[83] Фейерабенд П. Цит. соч. С. 201.

[84] Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 181.

[85] Кезин А. В. Идеалы научности и паранаука // Наука в культуре. М., 1998.

[86] Свасьян К. А. Прививка от невегласия // Эксперт. 2007. 14 (555)

[87] Weinberg S. Dreams of a Final Theory. New York: Pantheon Books, 1992.

[88] Караваев Э. Ф. Природа компьютера и философские вопросы информационной ре­альности // Матер. XI междунар. науч.-теор. конф. «Проблемы информатики, науко­ведения, образования», 25-26 января 2007 г., СПб. СПб., 2007.

[89] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С. 25.

[90] Дудник С. И. К проблеме единства научного знания. Misctllanea humanitaria philoso- phiae // Очерки по философии. К 60-летию профессора Ю. Н. Солонина. Сер. «Мыс­лители», вып. 5. СПб., 2001. С. 48-56.

[91] Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соис­кателей ученой степени кандидата наук. М., 2006. С. 380.

[92] Караваев Э. Ф. Природа компьютера и философские вопросы информационной реаль­ности //Матер. XIмеждунар. науч.-теор. конф. «Проблемыинформатики, науковеде­ния, образования», 25-26 января 2007 г., СПб. СПб., 2007.

[93] Философский словарь. М., 2001. С. 700.

[94] Сноу Ч. П. Две культуры и научная революция. Портреты и размышления. М., 1985. С. 195-196.

[95] Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996. С. 30.

[96] Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 87.

[97] Сноу Ч. П. Две культуры и научная революция. Портреты и размышления. М., 1985.

C. 200.

[98] Гинзбург В. Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особен­но важными и интересными // Успехи физических наук. 1999. № 4. С. 419-441.

[99] Хесле В. Философия и экология. М., 1994. С. 6.

[100] Хесле В. Цит. соч. С. 7-8.

[101] Дышлевый П. С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза знания // Синтез современного научного знания. М., 1973. С. 115.

[102] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1971. С. 91.

[103] Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной циви­лизации. М., 1994. С. 12.

[104] Урсул А. Д. Информация // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 217-218.

[105] Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963. С. 258.

[106] Декарт Р. Правила для руководства ума // Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970. С. 277.

[107] Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 436.

[108] Кармин А. С. Познание бесконечного. М., 1981. С. 111.

[109] Успехи физических наук. 1965. Т. 85, вып. 2. С. 363.

[110] Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 64.

[111] Камшилов М. М. Биотический круговорот. М., 1970. С. 127.

[112] Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7-8.

[113] Державин Г. Р. Бог // Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. М., 1970. С. 738.

[114] Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 324.

[115] Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

[116] Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теории и наблюдения / Под ред. Я. Б. Зельдовича, И. Д. Новикова. М., 1978. С. 369-380.

[117] Хокинг С. Краткая история времени. От Большого взрыва до черных дыр / Пер. с англ. Н. Смородинской. СПб., 2003. С. 199.

[118] Вернадский В. И. Живое вещество. М., 1978. С. 306.

[119] Федоров Н. Ф. Философия общего дела. М., 1982.

[120] Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М., 1993. С. 10, 49-63.

[121] Вернадский В. И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С. 19.

[122] Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке: Избр. труды. Киев, 1982. С. 177.

[123] Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 137.

[124] Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 84.

[125] Бранский В. П. «Возможные миры» // Новая философская энциклопедия. Т. 2. М., 2001.

[126] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 312.

[127] Хойруп Т. Модели жизни. СПб., 1998. С. 15.

[128] ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев, 1994. С. 109.

[129] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и нау­ки о культуре М., 1998. С. 55.

[130] Зиммель Г. Как возможно общество // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1994. С. 88.

[131] Там же. С. 113.

[132] Мамардашвили М. К. Превращенные формы (о необходимости иррациональных вы­ражений) // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 316.

[133] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 363.

[134] Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К иссле­дованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 6.

[135] Ценность // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462-463.

[136] Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 496.

[137] Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 346.

[138] Там же.

[139] Лотце Г. Микрокозм. М., 1866. Т. 1. С. 442.

[140] Виндельбанд В. Кант // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. C. 115.

[141] Виндельбанд В. Что такое философия? // Там же. С. 39.

[142] Виндельбанд В. Кант // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 40.

[143] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1993. С. 90.

[144] Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. СПб., 1993. С. 315-316.

[145] Севальников А. Ю. Проблема объективности в науке: история и современность // Наука: возможности и границы. М., 2003. С. 131.

[146] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 371.

[147] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и нау­ки о культуре. М., 1998. C. 74-75.

[148] Цит. по: Плотников Н. С. Жизнь и История. Философская программа Вильгельма Дильтея // Дильтей В. Собр. соч. Т. 1. М., 2000. С. 217.

[149] Цит. соч. С. 279.

[150] Бурдье П. Практический смысл. СПб.; М., 2001. С. 110.

[151] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 373.

[152] Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 267.

[153] Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 27.

[154] Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. С. 318.

[155] Там же. С. 319.

[156] Там же. C. 320.

[157] Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. С. 132-133.

[158] Лотман Ю. М. О семиосфере // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 13.

[159] Мосс М. Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие «я» // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. С. 269.

[160] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 357.

Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной кни­ги «Прогресс-Традиция», 1998.

Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969-1971. Т. 1-4.

Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII века. М.: Наука, 1976.

Баженов Л. Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.: Наука, 1978.

Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мыш­ления. М.: Искусство, 1990.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1973.

Бруно Дж. Диалоги. М.: Госполитиздат, 1949.

Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1975.

Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: Изд-во иностр. лит-ры. 1963.

Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя-Институт экспериментальной со­циологии, 2001.

Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1978.

Бэкон Ф. Большое сочинение // Антология мировой философии. 1(2). М.: Мысль, 1969.

Вернадский В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978.

Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

Вернадский В. И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетное явле­ние. М.: Наука, 1977.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев: REFL- book—ИСА, 1994.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юристъ, 1995.

Вригт Г. X. фон. Логико-ф







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия