Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соотношение веры и научного знания





Одной из основных предпосылок философско-методологического анализа социально-гуманитарного знания является рассмотрение научного познания в контексте культуры, его связь с историческими особенностями и ценностными установками общества. Осмысление взаимоотношения внутринаучных и социальных ценностей обраща­ет внимание на проблематику критерия научного идеала, его соотно­шение с верой, интуицией, сомнением. Тема веры, достоверности, со­мнения оказывается одной из фундаментальных в самых разных областях и на разных этапах научного познания.

В свое время И. Кант произвел разделение веры и разума на две различные сферы. Согласно ему, любые теоретические аргументы, выдвигаемые за или против существования Бога, являются одина­ково весомыми по своей ценности, потому что выход за пределы чувственного опыта превосходит границы познавательных возмож­ностей нашего разума. А так как освободиться от вопросов, связан­ных с религиозной тематикой (и вообще со всем сверхчувственным), мы, люди, не можем, то ответы на них следует основывать на вере, что в условиях бессилия разума не будет таким уж иррациональ­ным ходом.

Когда мы говорим о вере как о компоненте, включаемом в науч­но-исследовательскую деятельность ученого, речь идет не только о сугубо религиозной вере. Верование, представление о чем-то ста­новится базисной предпосылкой и условием наших действий, причем не в осознанной форме, а на некотором «подсознательном уровне». Например, Кант описывал телеологическое суждение (от греч. telos, род. падеж teleos — цель) как способ мыслить, который имманентно присущ человеку и заключается в том, что всему, что нас окружает, мы приписываем действия в рамках цели и смысла.

Соотношение различных духовно-ценностных установок, веры и научного знания по-разному влияло на развитие науки. Например, в средневековье существовал такой феномен, как алхимия. Она опи­ралась на ряд верований — начиная от древнейших языческих куль­тов и заканчивая христианской верой, символы которой алхимики метафорически использовали для обозначения процессов и субстан­ций своего алхимического действия. Собственно, по ортодоксаль­ным определениям, алхимия была чистейшей ересью и просущест­вовала столь продолжительное время лишь благодаря верованиям большинства служителей церкви и представителей знати в то, что в итоге все же будет получено знание о превращении неблагородных металлов в золото и даже открыт секрет эликсира долголетия. Когда же эти надежды продемонстрировали свою полную несостоятель­ность, алхимия как таковая исчезла, оставив место всем нам те­перь известной химии, которая смогла вычленить из алхимии ее на­учно-экспериментальный компонент и эффективно его использовать.

Симбиоз веры и научного подхода может определять и методо­логию социально-гуманитарного познания. Например, известный немецкий социолог М. Вебер увлекался мистикой, и основной его научный интерес был посвящен исследованию того, как этико-рели- гиозные ценности, аффективные установки и глубоко укорененные привычки определяют экономическое поведение субъектов. Мисти­кой интересовался и не менее известный логик и философ Л. Витген­штейн, чьи идеи о вере, достоверности, уверенности также близки концепциям, в которых познание сводится не только к естественно­научному, но и к опытному, жизненному знанию, а также гумани­тарному и к теологии. Витгенштейн рассматривает и жизнь вообще, и возможность познания в контексте веры, доверия, принятия знания как достоверного.

Религиозные установки, задавая определенные мировоззренче­ские ориентиры, могут не только регулировать социально-эконо­мическое поведение субъектов, но и служить опорой для многих формообразующих основ цивилизации, в том числе для научного знания. Христианство, скажем, предлагает противопоставление че­ловека и природы в том плане, что природа не имеет самостоятель­ной ценности и может служить материалом для эксплуатации по во­ле и желанию человека. Такое видение природы в качестве опытно- экспериментальной площадки и эксплуатационной базы образовало мировоззренческую предпосылку для науки Нового времени (и со­временный экологический кризис).

Вместе с тем в оценке достижений современной цивилизации ученые-гуманитарии могут апеллировать к религиозным нормам, в частности, касающимся естественных неотъемлемых прав человека. К примеру, известный немецкий философ Ю. Хабермас, размышляя над этической стороной идеи клонирования, обращается к ценност­ным установкам христианства, согласно которым каждый человек является уникальным и обладает возможностью планировать свой жизненный путь, руководствуясь данной ему свободой воли. Идея же клонирования предполагает возможность генетического контро­ля, право на осуществление которого может принадлежать любой структуре — от семейной до государственной, что приводит человека к ситуации отсутствия собственного экзистенциального выбора. Бог, таким образом, выступает здесь как гарант естественного права на свободу воли, рационально недоказуемой, но ключевой предпо­сылкой европейской культуры.


Вера некоторым образом присутствует и в структуре научного знания, например, в виде рабочей гипотезы. Исследователи в основ­ном стремятся предельно ограничить в науке область веры, что яв­ляется одним из важных требований научности, но в то же время не­которые ученые обращают внимание на возможность плодотворного симбиоза веры и знания, например, когда вера представляет неко­торое знание в метафорическом виде. Интересную иллюстрацию этому варианту дает российский биолог К. А. Ефетов, определяя положение Ветхого Завета о создании женщины из ребра мужчины как метафорическое знание о том, что женщина была «создана из мужчины» в результате образования женских половых гормонов из мужских путем отрыва метильной группы в десятом положении.

По этой же причине многие исследователи обращают внимание на то, что в некоторых формах верований, особенно в мифах, дается определенным образом закодированное знание, являющее собой объ­ективированную структуру представлений. Существует огромное количество самых разнообразных областей знания — от психоанали­за и теории массовых коммуникаций до философии науки, где ми­фологема предстает методологическим инструментом исследования и конструирования.

Мифы как психические информационные коды, сформированные из архаических коллективных представлений, были впервые рас­смотрены учеником Фрейда К. Юнгом. Юнга интересовали мифы не в качестве описаний объективной реальности (природы), а в качест­ве ключа к механизмам человеческой психики. Архетипы, как назвал предмет своих мифологических исследований Юнг, представляют собой устойчивые психические структуры (ради справедливости нужно отметить, что подобные структуры исследовались и описыва­лись не только Юнгом, русский философ П. А. Флоренский, напри­мер, приблизительно то же самое описывает как «вечную память»). В качестве таких «вечных» архетипических образов выступают ар­хетипы Мудреца (Учителя, Отца), Гермафродита (высший синтез мужского и женского начал), Младенца-избавителя (Героя), симво­лы Круга (Центра, Цели), Камня (образ Самости, мотив вечной не­изменности) и т. д.

Благодатную исследовательскую почву миф предоставил для такого научного направления, как структурная антропология. Пред­ставляя собой систему оппозиций с введением третьего члена, или триаду, как указывает французский антрополог К. Леви-Строс, структура мифа дает возможность понимания ряда глубоко спря­танных в сознании установок, циркулирующих от первобытных на­родов до современного общества массового потребления. Социолог П. Бурдье остроумно замечает по этому поводу следующее:

«Этнологи могли бы намного лучше говорить о верованиях и обы­чаях других, если бы начали со знакомства и овладения собствен­ными ритуалами и верованиями, будь то те, что зарылись в склад­ки их корпуса или речевые обороты, или те, что наполняют саму

их научную практику: упреждающие замечания, подготовитель­ные предисловия или ссылки-заклинания, не говоря уже о культе отцов-основателей и других предков и родоначальников...»[157]Современная версия холизма (от греч. holos — весь, целый) пред­полагает подход к целостному восприятию действительности. Уже со времен Аристотеля было известно, что целое всегда содержит не­который «излишек» по отношению к частям, на которые его можно разложить, и исследование такого «излишка» научно-рациональным методом обречено на неудачу. Поэтому в холистической концепции истины вера как область вненаучного знания вполне обоснованно может найти свое место.

Рассмотрение веры и истины в едином комплексе знания закла­дывает основу экзистенциально-антропологической традиции, глу­боко укорененной в европейской философии. Такой подход служит важнейшим основанием для понимания философских, методологи­ческих и аксиологических проблем социально-гуманитарного знания.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия