Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МИР — БЕСПОРЯДОК И СЛУЧАЙНОСТЬ





(Теологи Анти-Бога)

1. БУНТ СЛУЧАЯ

На конференции, состоявшейся в 1966 году, Жак Деррида утверждал, что существуют два пути для истолкования человека. Первый — видящий в человеке «существо, которое на протяжении всей истории метафизики и онтотеологии, т. е. на протяжении всей своей истории грезило о полном присутствии, о внушающей доверие основе, начале и конце игры». Второй — больше не направленный на начало, но «утверждающий игру и стремящийся выйти за рамки человека и гуманизма».

Если твердо придерживаться этого различия, способ бытия человека, само его существование неразрывно связаны с традиционной метафизикой, стремящейся к исследованию порядка мира,


==218

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

который бы открыл его начало и конец и оставался бы незыблемым в многообразии и изменчивости, в случайностях и конфликтах, которые при первом приближении являет собой мир. Но поскольку метафизика отрицается, а с ней порядок и неизменная субстанция мира, сама реальность человека, являющегося частью этого самого мира, растворяется в непредсказуемой и произвольной игре беспорядка и слепого случая. Отрицание метафизики произошло, и оно является окончательным: оно в работах Ницше, видевшего в ней совокупность ложных мнений, полезных лишь для обеспечения человека масками, которые скрывают его лицо и которые человек будущего отбросит, осознав свою истинную природу «сверхчеловека».

Эти основоположения вдохновляли группу мыслителей, ставших известными во Франции в последние десятилетия и прежде всего в период резкого «глобального протеста». Пророчества об очень скором конце человека множатся в этот период, принимая различные формы, но всегда с одним и тем же (считающимся неиабежным) последствием в практическо-политическом плане — бездумным и полным отрицанием всего, что создал и сотворил человек в своей истории, всех устоев и ценностей, благодаря которым он до сих пор оставался жив. Мишель Фуко в «Истории безумия», опубликованной в 1963 году,


Теологи Анти-Бога

==219

обнаружил в безумии знак или провозвестие более высокой формы жизни, а в другой книге «Слова и вещи», вышедшей в свет в 1967 году, заявил об очень скором конце человека, которого он считал лишь «образом, построенным в промежутках между фрагментами языка», и, следовательно, обреченным исчезнуть в «неизбежном единстве языка».

Фуко пришел к этому выводу, исходя из тезиса, что язык — это глобальная структура, не только экспрессивная, но и творческая, тезиса, извлеченного из последних работ Хайдеггера. Но к этому же самому выводу приходили другие мыслители, отталкиваясь от психиатрии или психоанализа. В книге «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения» (1972), написанной совместно Жилем Делезом и Феликсом Гваттари, указывается на шизофрению, поскольку она освобождает от порядка вещей и от кода языка, как на единственно возможный толчок к тотальной революции, предназначенной радикально и в непредсказуемом направлении изменить облик человека. В работе Фуко «Надзор и наказание» (1976) само преступление рассматривается как попытка освобождения от репрессивного порядка человеческого общества. Оппозиция всякому типу или форме «власти» и одновременно вера, что человек — необходимый продукт самой этой власти, — два основоположения этого направле-


К оглавлению

==220

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

ния, поборники которого вынуждены использовать язык, желающий обновиться, чтобы избавиться от истории; но оному удается лишь быть туманным, искаженным и лепечущим. Этим философам удается защитить лишь «бред, случайность, безразличие», с которыми Делез отождествляет «глубину духа». Способность человека делать выбор они отвергают. А что касается ответственности (которую влечет за собой выбор), это — «понятие, необходимое для полиции и судебной психиатрии» (Делез).

В эссе, посвященном романисту Клоссовски (появившемуся в журнале «Critique» за 1965 год), сам Делез назвал эту точку зрения «теологией Анти-Бога», т. е. несуществующих сущностей.

%^ W^ ^k ^m ^ "ВД ^, ^ ^m m'îA

стремится признать в качестве последней основы мира не установленный Богом порядок, а Хаос, в котором смешаны друг с другом вещи и каждая может быть одновременно и всеми другими. Смерть Бога, возвещенная Ницше, как раз и была, по его мнению, признанием невозможности какого бы то ни было порядка и наступлением неразберихи и беспорядка, предзнаменование которого являет современное общество.


Теологи Анти-Бога

==221







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 186. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия