ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
Позиция Маритэна находит сегодня все более широкое и полное одобрение прежде всего в области политики, потому что она является оплотом против заражения христианства марксизмом или замешивания революции на ожидании Царства Божьего, которые были в моде несколько десятилетий назад. В своем длинном и превосходном введении к «Человеку и государству» Витторио Поссенти выявляет связь, существующую между политической мыслью Маритэна и традиционной философией, которая идет от Аристотеля и Святого Фомы до католических писателей нашего времени и Второго Ватиканского Собора. Нет сомнения относительно этой связи, но нет Маритэн ==205 сомнения и в том, что Маритэн в полной мере учитывал требования современной жизни, что касается отношения между человеком и государством. Для него государство, являющееся «частью, инструментальным органом политического тела», не имеет ни полной независимости, ни высшей власти над всем, ни права, которое принадлежит исключительно ему. Его власть и его независимость являются высшими лишь по отношению к другим частям политического тела и, следовательно, подчинены его законам и его ведению, так что право на независимость оно получает от самого политического тела в силу устройства, которое последнее себе дало. Поэтому осуществление этого права остается подчиненным контролю политического тела. Нет сомнения, что эта концепция государства — концепция, вытекающая из большей части современной светской политической мысли и становящаяся сегодня защитой от тоталитаризма, который господствует в некоторых странах и угрожает другим. То же самое можно сказать о «Демократической Хартии», которая, согласно Маритэну, должна регулировать то политическое тело, от которого зависит деятельность государства, Хартии, касающейся всех прав и свобод человеческой личности и соответствующих обязанностей и делающей возможной не только религиозную свободу, терпимость и уважение между различными культовыми сообществами и школами мысли, но и гражданскую ==206 Η. Аббанъяно. Мудрость философии дружбу между людьми, уважение к истории и ее наследию и исключение всякого насилия, абсурдного в обществе, управляемом законами, изменение которых зависит от народного большинства. Кроме того, Маритэн убежден, что «человеческий разум теперь уже осознал не только права человека как человеческой и гражданской личности, но и его права как социальной личности, включенной в культурно-экономический процесс»; и что в силу этого не существует антагонизма между «старыми» и «новыми» правами, которые часто в пылу полемики противопоставляются друг другу. Поэтому перед лицом альтернативы между индивидуализмом и коммунизмом он выбирает «персонализм», который сосредоточивается как раз на равновесии между индивидуальным и коллективным интересом. И все же это равновесие не может быть навязано свыше. Маритэн исключает, чтобы можно было «принудить народ быть свободным». Такова тоталитаристская мечта, о которой говорит Достоевский на страницах «Братьев Карамазовых», посвященных «Легенде о Великом Инквизиторе». Принудить народ к повиновению, чтобы государство было свободным и всемогущим и могло сделать народ счастливым вопреки его воле, значит идти против самых глубоких и врожденных требований человеческого существа, которое может быть счастливо лишь в силу своего свободного выбора. Маритэн ==207 5. КАТОЛИЦИЗМ И АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ Исходя из основ политической мысли, как они изложены Маритэном, нет никакого противоречия между католицизмом и антиклерикализмом. Превосходство, которое Маритэн приписывает католицизму в этой области, является надеждой, твердой и несокрушимой основой, которую последний дает любой политической доктрине. «Чем больше политическое тело, — пишет он, — было бы пронизанным христианскими убеждениями и осознающим вдохновляющую его религиозную веру, тем более глубокой была бы его приверженность светской вере в демократическую хартию». И действительно, опираясь на веру (полагает Маритэн), верующий может считать, что политический порядок — это не что иное, как часть или производное космического порядка, желаемого и гарантируемого Богом, и поэтому он обладает той же вечной силой, что и последний. Именно этот пункт, на котором Поссенти совершенно справедливо делает упор в своем введении, является главным аспектом мысли Маритэна. Действительно, последний считает, что разум и вера вполне могут и должны вести к одним и тем же выводам, но что разум является слабым и колеблющимся, а вера более сильной. Это может быть верно, и верно во многих случаях, но не абсолютно. Сама вера всегда нуждается в разуме, чтобы прояснить самое себя и ==208 Η;. Аббаньяно. Мудрость философии укрепиться перед лицом скептицизма, и именно на разуме делает упор Маритэн при своей защите веры. Человеческий разум при всей своей слабости и колебаниях должен найти силу способствовать формированию и развитию твердых и действенных убеждений. Но несомненно то, что он не может помешать человеку верить в то, что эти убеждения имеют трансцендентную силу и ценность, которые решающим образом обеспечивают их постоянную истинность. Повторяю, важно почитание и осуществление правильно понятой свободы — необходимого условия как разума, так и веры.
==209 00.htm - glava15
|