НЕПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
(Маркузе) В своей последней книге «Контрреволюция и бунт» (1972) Маркузе увидел в искусстве авангард и прототип революции. В любом произведении искусства, писал он, заметно активное присутствие порядка, отличающегося от установленного, существуют факты и возможности человеческого существования, увиденные в ином свете, чем тот, в котором они предстают в повседневной жизни; и в силу этого нормы, управляющие художественным порядком, не те, что управляют реальным порядком, а те, что являются его отрицанием. Само искусство, связанное с буржуазной традицией, дает идею о мире, освобожденном от сил угнетения, поэтому даже буржуазное искусство выражает цели тотальной революции. К оглавлению ==210 Η. Аббанъяно. Мудрость философии Этой работой Маркузе вновь связывал себя со своим первым опусом, с диссертацией, защищенной в 1922 году в Фрибургском университете и озаглавленной «Роман о художнике в немецкой литературе». В этой диссертации анализировались романы, которые следовали друг за другом в данной литературе начиная с Гете и кончая Манном, творчество которого, по Маркузе, подвело итог всей истории «романа о художнике». Этот роман связан с неизбежным противоречием между жизнью и искусством и, следовательно, с неприятием со стороны художника среды и исторической ситуации, в которой он находится, с неприятием, которое подталкивает его к борьбе за новое общество. Подлинным в художнике является именно лирическое и субъективное устремление, не позволяющее подавить себя господствующим социальным силам. Итак, именно в искусстве Маркузе впервые обнаружил Великий Отказ, ставший затем темой его философии, т. е. субъективное (но связанное с неодолимой естественной силой) требование отрицания реального общества, в котором копится и множится все мировое зло. Политическая утопия, поборником которой стал Маркузе, обрела в Великом Отказе подлинно социальную направленность. Этот термин был ис- Маркузе ==211 пользован в Манифесте сюрреализма Андре Бретона, опубликованном в 1924 году. Но согласно Маркузе, он включает в себя тотальную и безапелляционную критику современного общества и должен вести к его тотальному разрушению. И все же эта критика, в которой Маркузе сходился с представителями Франкфуртской школы и прежде всего с Адорно, не всегда велась им на одних и тех же основах. Маркузе попеременно апеллировал к двум фундаментальным силам, которые в современном обществе, по его мнению, оказываются подавленными и деградировавшими и которые должны восторжествовать в Граде Будущего, — Инстинкту и Разуму. В «Эросе и цивилизации» (1955), книге, имевшей, быть может, наибольший успех, Маркузе видит в современном обществе систему, эффективно организованную для подавления сексуального инстинкта, рассматриваемого как единственная сила, вдохновляющая человека и, следовательно, способная дать ему свободную и счастливую индивидуальность. Если Фрейд писал, что при столкновении между Эросом и Реальностью Реальность должна победить, чтобы сделать возможной сублимацию Эроса в высшие формы духовной и социальной жизни, Маркузе считает, что в этом столкновении должен взять верх Эрос, создавая Новую реальность, т. е. ==212 Η. Аббанъяно. Мудрость философии цивилизацию, в которой не существовало бы больше ограничений и репрессий. Своей победой Эрос освободил бы человека от тяжелого труда, отказов, морали, жертвенности и героизма и сделал бы его свободным созерцателем красоты. Сама сексуальность была бы освобождена от угнетающего порядка воспроизводства рода, выводя себя из непосредственно генитальной зоны и делая все тело органом наслаждения. В другой его фундаментальной работе «Одномерный человек» (1964) место Инстинкта занимает Разум, а общество становится тем, что подавляет и принижает освобождающую способность этого самого Разума. «Одномерный человек» — это отчужденный человек в технологическом обществе; для него Разум тождественен с реальностью, и исчезает разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть, так что он не видит иных способов существования помимо тех, в которых он живет. Вследствие этого человек порабощен производственным аппаратом, который увековечивает борьбу за существование, доводит ее до масштабов тотальной и межнациональной борьбы, разрушающей жизнь всех, кто каким-то образом включен в этот аппарат. В противовес Разуму, ставшему орудием науки и технологии, Маркузе превозносит Разум, который, по его мнению, должен стать органом «искусст- Маркузе ==213 ва жизни», ведущего к всеобщему счастью и миру. Разум может сделать это, отыскав «реальные возможности», которые открываются на определенном уровне моральной и интеллектуальной культуры; но эти возможности никогда не смогут быть предугаданы и использованы теми, кто является составной частью этой системы, потому что они в любом случае способствуют ее развитию, а лишь теми, кто из нее исключен: отбросами общества и иностранцами, эксплуатируемыми и преследуемыми, других рас и другого цвета кожи, безработными и нетрудоспособными; иными словами, отчаявшимися, которым нечего терять. Маркузе никогда не говорил, каковы реальные возможности настоящего общества, на которые исключенные из этого общества могли бы опереться для его радикального преобразования; более того, он заявлял, что этого невозможно сказать. Он также заявлял, что невозможно сказать, каковы будут черты нового общества, которое должно будет возникнуть из этих возможностей. И все же глубокий наивный оптимизм всегда вдохновлял его творчество, его уверенность, что будущее общество сможет достичь большего благосостояния и изобилия, чем настоящее, избавляя от труда и напряжения воли, которых требует последний, и сводя всякую де- ==214 Η. Аббаньяно. Мудрость философии ятельность к игре, наслаждению и эстетическому созерцанию. Одним словом, общество ангелов, которое должно будет возникнуть из общества дьяволов, благодаря деятельности взбунтовавшихся дьяволов. Когда же в 60-х годах начинались сначала в американских, а затем и европейских университетах студенческие волнения, которые в последних достигли высшей точки в 1968 году, Маркузе стал духовным руководителем этого движения. Ему, как и многим из студентов, соблазненным легкими перспективами, которые на первый взгляд давала его утопия, показалось, что пришел решающий момент для победы или по крайней мере для первого шага к ней. Иллюзия длилась недолго, и Маркузе это открыто признал. В «Контрреволюции и бунте» он ополчается против всех явных форм студенческого и молодежного бунта, призывая к строгой дисциплине, налагаемой разумом, ради революции, которая не является лишь случайным бунтом. «Результат борьбы, — пишет он, — будет в значительной мере зависеть от способности молодежи не интегрировать себя в общество и не исключать себя из него, а суметь реорганизоваться после поражения, развить новую рациональность вместе с новой чувственностью, выдержать долгий воспитательный процесс — необходимое условие для Маркузе ==215 перехода к политической деятельности широкого масштаба». Следовательно, система должна быть разрушена не извне (т. е. исключенными), а изнутри. И все же пророк устал. Это разрушение казалось ему делом далеких дней, где-то в конце кризиса, который может длиться еще век. Для него более чем когда-либо оставались неясными те «реальные возможности», которые должна будет открыть и реализовать революция для своего собственного осуществления. И действительно, его философия не дала никакой путеводной нити для их отыскания. Колеблющаяся между приматом инстинкта и приматом разума, отрицающая подлинную рациональность науки, враг той технологии, от которой все же зависит благосостояние, которое, как считал Маркузе, может быть автоматически сохранено, эта философия балансирует между противоположными и непримиримыми полюсами, будучи основанной на мифе тотальной и всеохватывающей системы, которая, если бы она существовала, была бы непобедима. Быть может, в дальнейшем можно будет спокойно перечитать Маркузе, извлечь пользу из анализа зол современного общества, который он осуществил, и обнаружить реальные возможности, предоставляющиеся для того, чтобы преодо- ==216 Η;. Аббанъяно. Мудрость философии леть их. Пока что многие из тех, кто был среди самых ярких фанатиков пророка, отвернулись от него и ищут «новую философию», «новую» прежде всего потому, что она находится на полюсе, противоположном Маркузе, хотя и связана с классиками, которых он игнорировал. После конца утопии, которая предрекала идеальный Град, забрезжил и конец Великого Отказа. Время тоталитаризма прошло.
==217 00.htm - glava16
|